Формирование УУД на уроке биологии "Бактерии"
материал по биологии (5 класс)
Данный материал содержит примеры формирования УуД на уроки биологии в 5 класс "Бактерии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_uroke_biologii.docx | 23.83 КБ |
uud_na_uroke_biologii.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Денисовская средняя общеобразовательная школа»
Ясногорского района Тульской области
Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных учебных действий на уроке биологии в 5 классе»
Представлен на заседании педагогического совета 16.02.2015
Протокол
Максимова М.А.
2014-2015 учебный год
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.
Н. Рерих
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.[1]
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося.
Термин “универсальные учебные действия” (УУД):
- в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний и др.
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др).
Для начала необходимо определить уровень сформированности УУД.
В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.
Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете.
По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:
- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.
Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы.
Формирование познавательных УУД на разных этапах урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?
Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?
Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?
Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?
УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Формулирование темы урока, постановка цели
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.
- Что же это за существа?
- Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
- Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
- Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
3. Изучение нового материала
- Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?
- Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
- Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?
УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.
На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).
Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:
УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму
В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий
В 1 г воды – 6 тысяч бактерий
Почему их так много?
Демонстрация ресурса “Размножение бактерий”
Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.
УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.
Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 41 и подумайте:
Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?
Откуда получают органические вещества остальные бактерии?
Как называются эти бактерии?
Закончите схему:
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях
В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.
Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
Анимация “Спорообразование у бактерий”
Сделайте вывод о значении спор в жизни бактерий и запишите его в тетрадь.
УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.
4. Контролирующее задание.
Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
- Бактерии называют микроорганизмами, потому что...
- Бактерии, имеющие округлую форму называются...
- Клетки, в которых отсутствует ядро...
- Бактерии размножаются путем...
- Бациллами называют бактерии, у которых...
- Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) сапротрофы
Г) паразиты
Д) цианобактерии
Е) аэробы
Ж) анаэробы
З) прокариоты
И) эукариоты
К) фотосинтез
1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро
2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород
3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро
4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ
5) Бактерии, способные к фотосинтезу
6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.
7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества
8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.
9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред
10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.
УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...
2) Больше всего мне понравилось...
3) Самым интересным сегодня на уроке было...
4) Самым сложным для меня сегодня было...
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял...
7) Сегодня я научился...
8) Сегодня я задумался....
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Список литературы.
1. III педагогический марафон “Новой школе – новое качество” часть 4 ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. Пособие для учителя, Петропавловск-Камчатский, П-К, 2012 г – 82 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Ключевая компетенция образования Научить учиться Цели и ценности Содержание Для чего? Чему? Как? Современное образование требует четких ответов на вопросы: Технологии
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: «найди отличия» «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» «логические цепочки» хитроумные решения составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.) составление и распознавание диаграмм работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета)
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Формирование познавательных УУДов на разных этапах урока
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 1. Мотивация к учебной деятельности Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они? Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека? УУД : самостоятельно предполагают какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 2. Формулирование темы урока, постановка цели В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете. Что же это за существа? Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ? УУД : Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний .
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 3. Изучение нового материала Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий? Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро? Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему? УУД : Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Выполните задание: Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты. Распределите их по следующим колонкам: А) прокариоты: Б) эукариоты: Организмы: роза кошка кактус шампиньон стрептококк дождевой червь палочка Коха
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Формы бактериальных клеток На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы). Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер \ / --- Бактерии --- / \ УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Размножение бактерий В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий В 1 г воды – 6 тысяч бактерий Почему их так много? Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Питание бактерий Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи. Задание: Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических? Откуда получают органические вещества остальные бактерии? Как называются эти бактерии? Закончите схему: Бактерии (по типу питания) / \ автотрофы гетеротрофы / \ УУД : поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия. Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий? УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 4. Закрепление нового УУД: структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 5. Контролирующее задание Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. Бактерии называют микроорганизмами, потому что… Бактерии, имеющие округлую форму называются… Клетки, в которых отсутствует ядро… Бактерии размножаются путем… Бациллами называют бактерии, у которых… Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических … УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Соотнести определения с изученными терминами и понятиями: Термины: А) автотрофы Б) гетеротрофы В) сапротрофы Г) паразиты Д) цианобактерии Е) аэробы Ж) анаэробы З) прокариоты И) эукариоты К) фотосинтез … Понятия: 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород 3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ 5) Бактерии, способные к фотосинтезу 6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности. 7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала. 9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред 10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке Работа в парах Закончите предложения и оцените работу товарища по парте : 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я… 2) Больше всего мне понравилось… 3) Самым интересным сегодня на уроке было… 4) Самым сложным для меня сегодня было… 5) Сегодня на уроке я почувствовал 6) Сегодня я понял… 7) Сегодня я научился… 8) Сегодня я задумался…. 9) Сегодняшний урок показал мне 10) На будущее мне надо иметь в виду УУД : рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. а так же: Формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий «Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Методическая разработка для учителей физической культуры.Приемы формирования навыка правильной осанки.Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры.
Приемы формирования навыка правильной осанки.Нестандартные формы проведения урока физической культуры....
Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
Работа рассказывает об эффективной методике приемов мониторинга на уроках химии...