Обобщающая задача: «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.»
тест по биологии (10 класс)
Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки.
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.» или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eukarioticheskaya_kletka.docx | 320.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (общая).
Класс: 10.
Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки.
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• находить точную информацию в тексте;
• переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
Использованные источники:
• Общая биология. 10 класс /Под ред. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захаров- М.: Дрофа, 2019.
• Рисунки из интернета или из атласа анатомии человека (любого)
Текст задачи.
Митохондрии — двумембранные органоиды, участвующие в клеточном дыхании и обеспечивающие клетку энергией, запасённой в аденозинтрифосфорной кислоте (АТФ). АТФ служит основным источник энергии для всех процессов, которые происходят в клетке.
Количество митохондрий в клетках может быть разное: от одной до нескольких тысяч. Особенно много их в тех клетках, функционирование которых связано с большими затратами энергии (например, в мышечных волокнах).
Наружная мембрана митохондрий гладкая, проницаемая для разных веществ. Внутренняя мембрана менее проницаема, она образует кристы (складки). Между двумя мембранами имеется межмембранное пространство.
Рис. 4. Митохондрия
На внутренней мембране располагаются ферменты, с участием которых происходит окисление питательных веществ и синтез АТФ за счёт их энергии.
Внутри митохондрия заполнена полужидким матриксом. В нём находятся рибосомы, кольцевые молекулы ДНК, все виды РНК, а также белки, аминокислоты и другие вещества. Наличие собственной ДНК обеспечивает митохондриям возможность самостоятельного размножения.
Существует гипотеза о симбиотическом происхождении митохондрий. Некоторые учёные предполагают, что митохондрии — это бактерии, когда-то паразитирующие в эукариотических клетках, превратившиеся затем в важнейшие органоиды.
Функция митохондрий: осуществление кислородного этапа клеточного дыхания; обеспечение клетки энергией в виде АТФ.
Зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот (растений). В одной зелёной клетке находится несколько десятков хлоропластов. Хлоропласты содержат хлорофилл, и в них происходит процесс фотосинтеза, сущность которого заключается в превращении солнечной энергии во внутреннюю энергию химических связей органических веществ.
Под наружной гладкой мембраной хлоропласта находится складчатая внутренняя мембрана. Складки внутренней мембраны образуют стопки (граны) плоских мембранных мешочков (тилакоидов). В мембранах тилакоидов находится зелёный пигмент хлорофилл — вещество особого строения, позволяющего его молекулам улавливать кванты света. За счёт световой энергии на мембранах тилакоидов синтезируется АТФ. Образовавшиеся молекулы АТФ расходуются на синтез углеводов, который происходит в строме хлоропласта.
Задание 1.
Какая ткань содержит больше митохондрий?
- Мышечная
- Соединительная
- Покровная
- Нервная
Задание 2.
Переведите схему этапов энергетического обмена в текст. Укажите их названия и места их протекания.
Задание 3.
Известно, что хлоропласты и митохондрии – полуавтономные органоиды эукариотных клеток. В результате какого процесса в ходе эволюции сформировались митохондрии и хлоропласты в эукариотной клетке? Приведите соответствующее доказательство.
Лист ответов.
Задание 1. Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Ответ: 1. Балл: 1.
Задание 2. Деятельность: Перевод одной формы текста (схемы) в другую (словесный текст).
Ответ: Первый этап — подготовительный
Молекулы органических веществ распадаются до более простых: из полисахаридов образуются моносахариды, из жиров — смесь глицерина и жирных кислот, а из белков — смесь аминокислот. Процесс происходит в лизосомах и в органах пищеварения под действием пищеварительных ферментов.
На подготовительном этапе АТФ не образуется, энергия рассеивается.
Второй этап — бескислородный (гликолиз)
Происходит расщепление продуктов подготовительного этапа под действием ферментов. Кислород при этом не используется.
Этот процесс протекает в цитоплазме клеток.
При гликолизе происходит несколько реакций, в результате которых из молекулы глюкозы C6H12O6 образуется 2 молекулы пировиноградной кислоты (ПВК) C3H4O3, а также 2 молекулы АТФ. В них запасается около 40 % выделившейся энергии, остальные 60 % рассеиваются.
Образовавшаяся пировиноградная кислота в анаэробных условиях превращается в молочную кислоту C3H6O3:
Третий этап — кислородный
Осуществляется на мембранах митохондрий.
Окисление ПВК до углекислого газа и воды. При этом выделившаяся энергия запасается в 36 молекулах АТФ
Критерии оценивания:
Описаны все элементы схемы, получился связный текст, биологические ошибки отсутствуют – 3 балла.
Описаны не все элементы схемы или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст – 2 балла.
Описаны не все элементы схемы и не получился связный текст или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст и есть биологические ошибки – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Задание 3.
Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.
Ответ: Симбиогенез (симбиоз); сходство в строении с прокариотной клеткой: кольцевая молекула ДНК, мелкие рибосомы, наличие выростов внутренней мембраны.
Критерии оценивания:
Дан правильный ответ и приведено обоснование – 2 балла.
Дан правильный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Умения.
Естественнонаучные:
1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных биологических задач.
2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.
4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.
5. Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе разных моделей.
6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.
Информационные:
1. Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.
2. Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.
3. Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.
4. Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.
5. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.
Общеучебные:
1. Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.
2. Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.
3. Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.
4. Переформулировать, дополнить условие задачи на основе реконструкции замысла и цели автора.
5. Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы, нетрадиционные способы решения задачи.
6. Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
7. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).
8. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).
9. Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.
10. Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.
11. Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Эукариотическая клетка. Органоиды, цитоплазма"
Урок для 10 класса, базовый уровень...
конспект урока "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма."
Урок с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова,...
Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы
Презентационные материалы к уроку биологии...
План конспект урока биологии в 9 классе Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы, их строение и функции
Оганоиды цитоплазмы: аппарат Гольджи, рибосомы,клеточный центр, их строение и функции в клетке...
Проект урока биологии по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма»
Проект урока в 9 классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина...
Урок "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип строения. Цитоплазма"
Урок изучения нового материала по УМК Н.И. Сонина в 10 классе...
Технологическая карта урока "Эукариотическая клетка. Цитоплазма". 9 класс (УМК Н.И. Сонин)
Представлен проект урока "Эукариотическая клетка. Цитоплазма" в 9 классе....