Обобщающая задача: «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.»
тест по биологии (10 класс)

Нагорнюк Елена Николаевна

Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки.

 Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.» или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eukarioticheskaya_kletka.docx320.73 КБ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика задачи.

 Предмет: Биология (общая).

 Класс: 10.

Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки.

 Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

 Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

 • находить точную информацию в тексте;

 • переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);

• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;

• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

 Использованные источники:

 • Общая биология. 10 класс /Под ред. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захаров- М.: Дрофа, 2019.

• Рисунки из интернета или из атласа анатомии человека (любого)

Текст задачи.

Митохондрии — двумембранные органоиды, участвующие в клеточном дыхании и обеспечивающие клетку энергией, запасённой в аденозинтрифосфорной кислоте (АТФ). АТФ служит основным источник энергии для всех процессов, которые происходят в клетке.

 

Количество митохондрий в клетках может быть разное: от одной до нескольких тысяч. Особенно много их в тех клетках, функционирование которых связано с большими затратами энергии (например, в мышечных волокнах).

 

Наружная мембрана митохондрий гладкая, проницаемая для разных веществ. Внутренняя мембрана менее проницаема, она образует кристы (складки). Между двумя мембранами имеется межмембранное пространство.

 

   Animal_mitochondrion_diagram_ru.svg.png

Рис. 4. Митохондрия

 

На внутренней мембране располагаются ферменты, с участием которых происходит окисление питательных веществ и синтез АТФ за счёт их энергии.

 

Внутри митохондрия заполнена полужидким матриксом. В нём находятся рибосомы, кольцевые молекулы ДНК, все виды РНК, а также белки, аминокислоты и другие вещества. Наличие собственной ДНК обеспечивает митохондриям возможность самостоятельного размножения.

Существует гипотеза о симбиотическом происхождении митохондрий. Некоторые учёные предполагают, что митохондрии — это бактерии, когда-то паразитирующие в эукариотических клетках, превратившиеся затем в важнейшие органоиды.

 

Функция митохондрий: осуществление кислородного этапа клеточного дыхания; обеспечение клетки энергией в виде АТФ.

Зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот (растений). В одной зелёной клетке находится несколько десятков хлоропластов. Хлоропласты содержат хлорофилл, и в них происходит процесс фотосинтеза, сущность которого заключается в превращении солнечной энергии во внутреннюю энергию химических связей органических веществ. 


Под наружной гладкой мембраной хлоропласта находится складчатая внутренняя мембрана. Складки внутренней мембраны образуют стопки (граны) плоских мембранных мешочков (тилакоидов). В мембранах тилакоидов находится зелёный пигмент хлорофилл — вещество
 особого строения, позволяющего его молекулам улавливать кванты света. За счёт световой энергии на мембранах тилакоидов синтезируется АТФ. Образовавшиеся молекулы АТФ расходуются на синтез углеводов, который происходит в строме хлоропласта.

https://ykl-res.azureedge.net/c4b4465c-8804-4b41-869c-80a2c2ac8147/%D1%85%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82w572w572.png

Задание 1.

 Какая ткань содержит больше митохондрий? 

  1. Мышечная
  2. Соединительная
  3. Покровная
  4. Нервная

Задание 2.

Переведите схему этапов энергетического обмена в текст. Укажите их названия и  места их протекания.

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide-66.jpg

Задание 3.

Известно, что хлоропласты и митохондрии – полуавтономные органоиды эукариотных клеток. В результате какого процесса в ходе эволюции сформировались митохондрии и хлоропласты в эукариотной клетке? Приведите соответствующее доказательство.

Лист ответов.

 Задание 1. Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.

Ответ: 1. Балл: 1.

Задание 2. Деятельность: Перевод одной формы текста (схемы) в другую (словесный текст).

 Ответ: Первый этап — подготовительный

Молекулы органических веществ распадаются до более простых: из полисахаридов образуются моносахариды, из жиров — смесь глицерина и жирных кислот, а из белков — смесь аминокислот. Процесс происходит в лизосомах и в органах пищеварения под действием пищеварительных ферментов.

 

На подготовительном этапе АТФ не образуется, энергия рассеивается.

Второй этап — бескислородный (гликолиз)

Происходит расщепление продуктов подготовительного этапа под действием ферментов. Кислород при этом не используется.

Этот процесс протекает в цитоплазме клеток.

 

При гликолизе происходит несколько реакций, в результате которых из молекулы глюкозы C6H12O6 образуется 2 молекулы пировиноградной кислоты (ПВК) C3H4O3, а также 2 молекулы АТФ. В них запасается около 40 % выделившейся энергии, остальные 60 % рассеиваются.

 

Образовавшаяся пировиноградная кислота в анаэробных условиях превращается в молочную кислоту C3H6O3:

 

Третий этап — кислородный

Осуществляется на мембранах митохондрий.

Окисление ПВК до углекислого газа и воды. При этом выделившаяся энергия запасается в 36 молекулах АТФ 

Критерии оценивания:

 Описаны все элементы схемы, получился связный текст, биологические ошибки отсутствуют – 3 балла.

Описаны не все элементы схемы или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст – 2 балла.

 Описаны не все элементы схемы и не получился связный текст или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст и есть биологические ошибки – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

 Задание 3. 

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

 Ответ: Симбиогенез (симбиоз); сходство в строении с прокариотной клеткой: кольцевая молекула ДНК, мелкие рибосомы, наличие выростов внутренней мембраны.

 Критерии оценивания:

Дан правильный ответ и приведено обоснование – 2 балла.

Дан правильный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

Умения.

Естественнонаучные:

1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных биологических задач.

 2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

 3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.

4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.

5. Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе разных моделей.

6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.

 Информационные:

1. Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.

2. Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.

 3. Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.

4. Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.

5. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.

Общеучебные: 

1. Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.

2. Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.

 3. Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.

 4. Переформулировать, дополнить условие задачи на основе реконструкции замысла и цели автора.

 5. Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы, нетрадиционные способы решения задачи.

6. Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.

7. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).

 8. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).

 9. Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.

 10. Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.

11. Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Эукариотическая клетка. Органоиды, цитоплазма"

Урок для 10 класса, базовый уровень...

конспект урока "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма."

Урок с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова,...

Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы

Презентационные материалы к уроку биологии...

План конспект урока биологии в 9 классе Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы, их строение и функции

Оганоиды цитоплазмы: аппарат Гольджи, рибосомы,клеточный центр, их строение и функции в клетке...

Проект урока биологии по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма»

Проект урока в 9 классе по учебнику  С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина...

Урок "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип строения. Цитоплазма"

Урок изучения нового материала по УМК Н.И. Сонина в 10 классе...

Технологическая карта урока "Эукариотическая клетка. Цитоплазма". 9 класс (УМК Н.И. Сонин)

Представлен проект урока "Эукариотическая клетка. Цитоплазма" в 9 классе....