Организационный момент Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок биологии? А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Зарядитесь энергией хорошего настроения на весь урок. |
Слайд 1
Слайд 2 |
I. Стадия вызова 1. Давайте вспомним слова песенки, которую мы пели с вами в 6 классе) Мы без клетки лестничной не войдем в квартиру В лифте заночуем плача от тоски. Не бывать бы Карпову Чемпионом мира Если бы не клетки шахматной доски. Так и у растений все с клетки начинается, А простая клетка устроена хитро В ней и оболочка, в ней и цитоплазма, В ней и вакуоли, и ядро.
А о каком типе клеток в зависимости от генетического материала идет речь в стихотворении? Эукариотическая клетка
|
|
Формирование темы и целей урока Как вы уже поняли наш урок сегодня будет посвящен ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКЕ. ЦИТОПЛАЗМЕ. ОРГАНОИДАМ | Слайд 3 |
Что хотели бы узнать о них? Чему сегодня на уроке можно научиться? ЦЕЛИ: Расширить знания об основных частях клетки и ее органоидах. Показать взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией. Научиться распознавать органоиды клеток.
| Слайд 4 |
НАЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ Из числа сильных учащихся класса назначаются два эксперта, которые в течение урока будут отслеживать активность и правильность ответов одноклассников. |
|
II. ОСМЫСЛЕНИЕ XVII век - век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. XVII век - это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.
| Слайд 5
Слайд 6 |
Вопросы: 1) Какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам? 2) Рассмотрите на слайде примеры различных эукариотических клеток. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты. Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот. (Мембрана, цитоплазма, ядро) Задание в тетради №2 стр.48 Заполнение кластера о структурных элементах эукариот |
Слайд 7 |
Сейчас давайте вспомним, из каких органоидов состоят клетки I вариант описывает растительную, II вариант животную клетку Задание в тетради №5 стр.49 На рисунке-схеме подписать все известные органоиды (обмен тетрадями -взаимопроверка) |
|
Строение и функции мембраны Термин мембрана с латыни переводится кожица оболочка. Он был предложен 100 лет назад для обозначения границ клетки. Однако в дальнейшем с развитием электронного микроскопа было обнаружено, что, клеточные мембраны входят в состав многих структурных элементов клетки. Наружная клеточная мембрана имеет универсальное строение типичное для всех клеточных мембран. Просмотр мини ролика с мультимедийного сопровождения к учебнике о строении мембраны. Автор Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Мы узнали о строении мембраны. Давайте подумаем какую она выполняет функцию в клетке. Задание в тетради №6 стр. 50 Заполнить кластер о функциях мембраны Обсуждение кластера, проверка. Ребята, вспомните, как называются процессы, при помощи которых вещества попадают в клетку и наоборот выделяются из нее? (Экзоцитоз, эндоцитоз) Просмотр мини ролика с диска навигатора о фагоцитозе и пиноцитозе |
Слайд 8
Диск к учебнику
Слайд 9
Слайд 10
Диск навигатор раздел 2.7 |
Эмоциональная разрядка и повторение различий растительной и животной клеток Двое учащихся разыгрывают мини сценку. На груди у них прикреплены изображения клеток Мы две клетки. Посмотрите. Справедливо рассудите: Говорят, что мы похожи?!... Цвет-не тот, характер-тоже, У меня есть оболочка (Твёрдо я стою. И точка!), Ты же с мягкою мембраной, Хочешь быть со мною равной.
-Есть зато Фагоцитоз- Съем микробов целый воз!
-Вот уж невидаль какая! Ты бесцветная такая И пластид зелёных нет, Как же ты поймаешь свет? Вакуоли потеряла: Не родня мы! Я сказала
-Нет, родня! Вы нас сравните, Кто же прав из нас скажите?
О чем свидетельствует сходство в строении клеток? Обсуждение вопроса | Слайд 11 |
Установите соответствие между группами и отдельными органами При изучении информации о функциях органоидов вы обратили внимание на то, что они имеют разное строение. Соотнесите понятия из разных колонок. При выполнении задания разрешается пользоваться учебниками Учащиеся получают карточки Работа в группах по 4 человека
органоиды | группы | Митохондрии ЭПС Клеточный центр Вакуоль Аппарат Гольджи Лизосомы Рибосомы Пластиды | Одномембранные Двумембранные Немембранные
|
Проведение коллективной проверки |
Слайд 12 |
Домашнее задание: &2.7; №18, 17 Дополнительно №7, составить синквейн | Слайд 13 |
III. РЕФЛЕКСИЯ Интерактивная лабораторная работа.
Обучающий интерактив для выявления степени усвоения материала и как способ дополнительного закрепления . Один учащийся выполняет работу за компьютером остальные помогают, корректируют, проверяют. Каждый раздел работы выполняет новый ученик. | Диск навигатор Раздел 2.7 |
Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке? Что делали? Чему научились? Модельные ответы: клетки эукариот имеют сходные органоиды; обеспечивают себя необходимыми веществами; обменные процессы идут на уровне клетки; с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система. Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы. Клетка - это универсальная единица жизни. Саморефлексия (5 пальцев) После урока я стал знать больше. Углубил знания по теме, могу применить их на практике. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы. Работал добросовестно и достиг цели урока.
Учащиеся зажимают руку в кулак и если согласны с учителем разжимают один палец. Количество разжатых пальцев показывает какую оценку ставит себе за работу каждый ученик. |
Слайд 14
Слайд 15 |
Заслушивание решения экспертов. Выставление оценок. Прощание с классом. | Слайд 16 |