Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы с целью определения систематического положения растения
презентация к уроку по биологии (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
haybulina_k.v_.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательские умения Работа с текстом Знаки и символы
Читательские умения находить доступ к информации извлекать информацию формировать общее понимание текста переводить информацию текста на язык читателя размышлять о содержании и форме текстового сообщения оценивать текст
Грамотность чтения Излагать свои мысли о прочитанном Размышлять над содержанием Понимать тексты Грамотно читать Оценивать смысл и значение
Сплошные тексты Типы текстов: описание (художественное и техническое), повествование (рассказ, отчет, репортаж), Объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация), аргументация (комментарий, научное обоснование), инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы). Признаки сплошных текстов: состоят из предложений, объединенных в абзацы; абзацы могут быть соединены в параграфы, главы и т. д.; единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками; Наличие различных форм шрифтов (размер, курсив, жирный шрифт и пр.).
Несплошные тексты Типы текстов: графики, диаграммы, таблицы, карты, формы (налоговые, визовые, анкеты и др.), информационные листы и объявления, расписания, каталоги, индексы. Признаки несплошных текстов: организованы иначе, чем сплошные тексты; содержат особые связи информационных единиц текста; содержат особые формальные указатели на существующие связи.
Письменный текст рисунки диаграммы карты графики таблицы
Смешанные тексты
Составные тексты Особенности составных текстов: несколько текстов соединены вместе подбираются для диагностических целей теста PISA; могут быть взаимоисключающими или взаимодополняющими; могут иметь единый формат (например, два сплошных текста), а могут и различаться по формату.
Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы Задания на понимание текста
Задания на понимание текста выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; определить основные составляющие графика или таблицы; объяснить назначение карты или рисунка , вида книжного издания и характер текстов, включенных в него; обнаружить соответствие между частью текста и общей его идеей, частью текста и специфической сноской, данной автором; выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую.
Понятия «знак» и «символ» в обучении неразрывно связаны с понятием «наглядность» Простой схематический рисунок наряду с показом изучаемого объекта или опыта, нередко дает более точное и ясное представление об объекте и опыте, чем самое подробное их описание.
Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы Задания на умение применять биологические знаки и символы с целью определения систематического положения растения
1 . По диаграмме цветка определите, к какой систематической группе можно отнести данное растение А. Отдел Папоротниковидные Б. Отдел Покрытосеменные, класс Двудольные В. Отдел Покрытосеменные, класс Однодольные Г. Отдел Голосеменные
2. Укажите формулу цветка растений семейства Пасленовые: А. *Ч4 Л4 Т4+2 П1 Б. *Ч5 Л5 Т5 П1 В. *О(6) Т6 П1 Г. *Ч(5) Л(5) Т5 П1
3. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке? А. Печёночники Б. Голосеменные В. Однодольные Г. Двудольные
4. К какому классу относят растение, имеющее следующую формулу цветка? Ч5 Л5 Т∞ П1 А. Голосеменные Б. Двудольные В. Однодольные Г. Печёночник
5. Какой околоцветник, вероятнее всего, будет у растения, лист которого изображён на рисунке. Почему? простой по жилкованию видно, что это однодольное растение, для класса однодольных характерен простой околоцветник
6. Какое число лепестков, вероятнее всего, будет у растения, лист которого изображён на рисунке ? Почему? 1.ответ: кратно 4 или 5 2. по жилкованию видно, что это растение относится к двудольным, у которых число частей околоцветника кратно 4 или 5
Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы графики, диаграммы, таблицы, карты и др.
Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы Опорные конспекты – знаково-символическое изображение учебного материала
При составлении опорных конспектов необходимо соблюдать дидактические принципы: Структурность (ЛОС состоит из логических блоков, каждые блоки должны быть разделены); Автономность (каждый блок должен быть самостоятельным); Лаконичность (должен быть небольшой объем информации, так как большой материал плохо усваивается); Доступность; Наглядность и образность
Опорный конспект выполняет следующие функции: 1. При объяснении материала учителем, он является наглядным пособием; 2. С помощью него можно увеличить объем изучаемого материала; 3. Улучшает познавательную деятельность школьников, а так же развивает память и мышление; 4. Облегчает запоминание ведущих признаков изучаемых объектов. Сокращает время выполнения заданий школьников; 5. С его помощью происходит многократное повторение материала, а так же контроль его усвоения. Поэтому ученики эффективнее запоминают материал, и потом его применяют; 6. Позволяет вести учет результатов усвоения учащимися информации. Повышает накопление отметок; 7. Опорные сигналы создают в памяти некоторые ассоциации. Служат для воспроизведения рассказа. Поэтому развивают у школьников монологическую речь. 8. Прививает прилежное и добросовестное отношение к учебному труду. Это происходить потому, что школьникам приходится готовиться к каждому уроку; 9. Развивает у учащихся уверенность в себе; 10. Благодаря опорным конспектам у детей проявляются творческие способности выражения полученного материала рисунками и знаками; 11. Способствует сотрудническому взаимоотношению.
При построении опорного конспекта необходимо соблюдать ряд правил: 1. Определить цель урока и планируемые результаты; 2. Поделить материал на блоки. Придумать способы изображения информации каждого блока (подобрать знаки, символы и рисунки). 3. Все смысловые блоки должны быть тесно связаны. Потому что, они создают условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями; 4. В ходе работы должна получиться общая схема содержания. Она изображается в виде опорного конспекта; 5. Для того чтобы рисунки-сигналы легко можно было изобразить на доске, они должны быть простыми. Но в тоже время они должны быть информативны; 6. Опорный конспект должен состоять из маленьких логических блоков. А так же содержать стрелки, несложные рисунки, вопросительные и восклицательные знаки; 7. Должен соблюдаться принцип преемственности. Для эффективности работы нужно использовать уже знакомые учащимся условные сигналы, символы и значки. 8. Опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, распространяются на последующие темы, разделы школьного курса биологии; 9. Для улучшения активации мыслительной деятельности учащихся, требуется использовать цветные мелки или карандаши. Цвет в 30 опорном конспекте должен соответствовать общепринятым в биологии цветам; 10. Чтобы учащиеся могли лучше разобрать материал при подготовке домашнего задания и сопоставить его с текстом учебника, опорные сигналы должны совпадать с текстом учебника; 11. Применение опорных конспектов позволяет структурировать уроки. А так же облегчает запоминание пройденного материала.
Основные формы работы с опорными конспектами 1. Лекционное объяснение. Используют его при помощи листа опорных конспектов (ЛОС); 2. Изучение нового материала в ходе беседы. Использование опорного конспекта на доске; 3. При помощи опорных сигналов повторять изученный материал; 4. Составление рассказа по опорному конспекту; 5. При необходимости перерисовывание сигналов, раскрашивание и заполнение ЛОС; 6. Помимо устного рассказа необходимо письменное воспроизведение опорного конспекта; 7. В ЛОС имеются блоки. Необходимо устанавливать между ними смысловые связи; 8. При помощи ЛОС происходит проведение сравнений, выявление причинно-следственных связей и их доказательств; 9. В конце изучения темы необходимо провести зачет по ЛОС; 10. Составление учащимися самостоятельно опорные конспекты и его защита.
Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы Мультимедийная лекция
Для познания живой природы ученому важно правильно выбрать путь исследования или метод. Какие методы исследования вы знаете? Используя ссылку рассмотрим основные понятия Наблюдение, Эксперимент, Измерение https://youtu.be/Xbp8q2ZyShw . Проследим взаимосвязь между понятиями: наблюдение, описание, измерение, эксперимент Методы изучения в биологии - 5 класс | Презентация к уроку по биологии (5 класс): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Эти действия называются экспериментированием https://youtu.be/BqTkn-NvaEo Для закрепления материала воспользуйтесь тренажером Тренажеры на тему Методы исследования в биологии (interneturok.ru) . Мультимедийная лекция
Список литературы Павлова Т.А. Графический конспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии (из опыта работы) //Биология в школе. - 2012. - № 3. Реброва, Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии: [Текст] / JI.B. Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: Просвещение, 1997. - 159 с. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении: [Текст] / Н.Г. Салмина. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 288 с. Теремов, А.В. Рисуночное письмо как средство обучения: [Текст] / А.В. Теремов // Биология в школе. - 2001. - № 6. - С. 27-32; № 7. - С. 20- 25. Теремов, А.В. Пиктограммы и идеограммы по некоторым темам раздела «Животные»: [Текст] / А.В. Теремов // Биология в школе. - 2001. - № 8. - С. 33-35. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка: [Текст] / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1980. - 133 с.
Использованные источники Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru) Исследование PISA-2018. Материалы (centeroko.ru) МБОУ СОШ №10 - Инновационная деятельность (nethouse.ru) ; Хайбулина Карина Владимировна | сайт учителя биологии | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) ; МБОУ СОШ №10 - ХАЙБУЛИНА Карина Владимировна (nethouse.ru)
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.
Эту презентацию можно использовать для проведения лабораторной работы....
Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
1. Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать...
Систематическое положение
Презентация для урока...
Разработка урока 7 класс ФГОС. Практическая работа № по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.
Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Данная работа проводится после изучения семейств Однодольных и...
Прыжки в высоту способом «Перешагивания» и «Фосбери-флоп» как способ совершенствования умений применять движения в различных по сложности условиях. Методическая разработка.
Легкая атлетика занимает большое место в современной системе физкультуры и спорта. Она оказывает чрезвычайно разностороннее влияние на развитие двигательных ка...
Конспект урока. Формирование знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений
Технология развития критического мышления, ИКТ, моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование....