Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
учебно-методический материал (5 класс) по теме
1. Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
2.Фрагменты образовательной деятельности, различные виды внеурочной деятельности
- 1 этап. Диагностический
- 2 этап. Обучающая часть
- 3 этап. Отработка умений на уроках русского языка, природоведения, истории, математики, английского языка
- 4 этап. Процедура оценивания
- Описание динамики результативности по сравнению с результатами входной диагностики и процедуры тестирования.
- Дети самостоятельно составлять схему-опорный конспект не могли, но после специально органзованных занятий смогли все выполнить это задание - 100%
- Входная работа показала – неумение соотносить текст со схемой. В ходе эксперимента дети узнали типы схем и 78,6 % смогли соотнести.
- Количество детей, которые смогли самостоятельно составить схему, выросло на 64, 3%
- Критерии оценивания:
- Лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков)
- Соответствие типу схемы
- Наличие разноуровневых связей в схеме;
- Цветовое оформление;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._chinik_t.a.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Лядовская ООШ
Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Учитель русского языка
и литературы
Чиник Т.А.
2013 г.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
I . Актуальность темы
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. В педагогической практике возникает естественная проблема: учащийся с трудом связывает для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого?
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделением главного из обилия информации, систематизации и представлении информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам. Для решения данной проблемы нужны особые приемы в сокращении и усвоения информации с использованием схематизации.
Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
II . Теория вопроса
Всё новое – это хорошо забытое старое. Существует методика крупноблочной подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко.
Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:
во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде - это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.
Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах Л.В.Занкова, где была доказана эффективность движения от абстрактного к конкретному.
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Выпускник начальной школы владеет элементарными навыками чтения информации, представленной в схеме, умеет выделять важные единицы информации, изображать слова в виде знаков, символов. Может назвать основное явление, процесс, объект, действующего персонажа, понятие, о котором идет речь в тексте. При чтении текста объемом 450 знаков дать ответ на вопрос о чем или о ком текст.
Метапредметный результат - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модули и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Инструмент метапредметного умения - схема, которая позволяет восстановить материал. Научить учащихся сворачивать тексты с определенными смысловыми связями в схемы.
Объект оценивания – схема. Оцениванием умение увидеть определенные типы связей и преобразовать их в определенный тип схемы.
III . Этапы образовательной деятельности
1 этап. Диагностический
1. 11 сентября - входное тестирование статочных умений учащихся:
- умение читать простейшие схемы (схема-опорный конспект,) (умение составить предложение на основе информации в предложенной простой схеме), ответить на простые вопросы информационного характера по схеме)
- умение составлять схему (дополнять предложенную схему недостающими элементами объект, явление, процесс о котором идет речь в тексте, новое общее понятие, связь, недостающая важная информация)
2. Третья неделя сентября - проведение метапредметной игры с целью проверки уровня сформированности умения преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект;
(проводится во время мероприятия «День Бородино» на материале, связанном с Бородинской битвой - сентябрь, задание учащиеся выполняют в малых группах 3-5 человек. Условия оценивания будут приближены к процедуре оценивания по итогам модуля)
2 этап. Обучающая часть
1. Познакомить с правилами работы с научно-познавательными текстами.
2. Рассказать о важности и актуальности работы со схемами.
3. Познакомить с критериями оценивания схем - опорных конспектов.
4. Познакомить с разными типами схем («солнышко», «паровозик», «пирамида»)
3 этап. Модульное обучение на уроках русского языка, природоведения, истории, математики, английского языка.
4 этап. Процедура оценивания
1. Проверочные работы по предметам, включающие задания на проверку умений преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект.
2. Учебная игра «Поиск клада короля Схематония» - где будет использоваться метопредметный материал. Учащиеся разбиваются на пять команд по 3 человек. У каждой команды свой маршрутный лист и на каждой стации учащиеся должны выполнить задание, связанное с пересказом текстов и составлением схем-опорных конспектов.
3. Метапредметная игра «130 лет со дня рождения А. Н. Толстого». Учащиеся 4-7 классов проходят по шести станциям, получают различную информацию, и в конце игры дети представляют творческий отчет о творчестве писателя.
4. Метапредметная игра «Международный день родного языка»
5. Метапредметная игра «Всемирный день Земли»
6. Тестирование статочных умений учащихся:
- умение читать простейшие схемы (схема-опорный конспект)
- умение составлять схему
IV. Критерии оценивания при составлении опорной схемы-конспекта:
№ | критерии | параметры | балл | |
1 | Лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков) | 1.Выделены все основных единиц информации 2. Выделена половина единиц информации. 3. Выделено меньше половины | 2 1 0 | |
2 | Соответствие типу схемы: -солнышко (главное и его уточнение) -паровозик (последовательность или хронология) -пирамидка (подчинение) | 1.Схема соответствует типу 2. Частично соответствует 3. Схема не соответствует | 2 1 0 | |
3. | Наличие разноуровневых связей в схеме; |
| 2 1 0 | |
Цветовое оформление |
| 2 1 0 |
Опорные конспекты, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
V. Анализ входного тестирования с целью проверки умения:
1. Дополнять предложенную схему недостающими элементами (объект, явление, процесс, о котором идет речь в тексте, новое общее понятие, связь, недостающая важная информация).
2. Соотнести предложение с простой схемой.
3. Составлять схему.
Работу выполняло 14 учащихся, смогли правильно дополнить предложенную схему 71,4 %; частично – 14,3 %, не справились – 14,3%;
Соотнесли схему с предложением – 78, 6%, не справились с заданием – 21,4%
Составили схему -14,3%, остальные учащиеся заменили схему планом.
Учащиеся без усилий соотнесли предложения к предложенной схеме, но вызвало затруднение самостоятельное составление схем.
Третья неделя сентября - проведение метапредметной игры с целью проверки уровня сформированности умения преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект;
Игра проводилась во время мероприятия «День Бородино» на материале, связанном с Бородинской битвой - 27 сентября. Задания учащиеся выполняли в малых группах (3-5 человек). Условия оценивания приближены к процедуре оценивания по итогам модуля.
В игре команды переходили со станции на станцию, следуя по маршрутным листам. На каждой станции ученики получали задания (Примеры заданий в приложениях).
На станции «Музей» дети познакомились с событиями 1812 года.
На станции «Схема» дети узнали о типах схем, где осознали необходимость схематизации как приема запоминании информации.
На станции «Скажи-ка, дядя» обобщали свои знания о писателях и поэтах в чьем творчестве отражена Отечественная война 1812 года, смотрели фрагмент фильма «Война и мир», анализировали басни И. Крылова «Волк на псарне» и составляли схему типа «Солнышко».
На станции «Лафет» учащиеся выкладывали события войны в схему типа «паровозик».
На станции «Наемники» учащиеся составляли рассказ по схеме.
Октябрь – переход к третьему этапу, где отрабатываются умения преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект и пересказ текста после минимального знакомства с опорой на готовую схему на уроках русского языка, природоведения, истории, математики, английского языка.
Процедура оценивания
1. Проверочные работы по предметам, включающие задания на проверку умений преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект.
2. Учебная игра «Поиск клада короля Схематония» - где использовался метопредметный материал. Учащиеся разбились на пять команд по 3 человек. У каждой команды свой маршрутный лист и на каждой стации учащиеся выполняли задания, связанное с пересказом текстов и составлением схем-опорных конспектов. Учащиеся сами оценивали схемы по критериям, сопоставляли результат с оценкой эксперта.
3. Метапредметная игра «130 лет со дня рождения А. Н. Толстого». Учащиеся 4-7 классов проходят по станциям:
1 станция – знакомство с жизнью и творчеством писателя.
2 станция – чтение и анализ отрывка из произведения А.Н. Толстого.
3 станция - сравнительный анализ произведений
4 станция – изображение героев из произведений А.Н. Толстого.
На каждой станции учащиеся получили различную информацию. В конце игры дети представили творческий отчет: инсценировку, чтение по ролям, выразительное чтение. И каждый класс представил схему о жизни и творчестве писателя, которая была оценена по разработанным критериям.
- 15 февраля - метапредметная игра «Международный день родного языка»
1 станция (урок истории) – знакомство с древнегреческими мифами. Работа с фразеологизмами, задания: соотнести фразеологические обороты с лексическим значением.
2 станция (русский язык)– Высказывания о русском языке писателей разных периодов, игра слов, работа с пословицами.
3 станция (литература) – работа с текстами «Функции русского языка», А. Битов «О родном языке и других», где учащиеся составляли схемы по текстам.
4 станция (немецкий язык) – работы с заимствованными словами.
5 станция (биология, природоведение) – учащиеся провели исследование взаимосвязи слов с водой, вывели правила общения, пришли к выводу, что от речи зависит здоровье и материальное благополучие.
6 станция (география) провели исследования, в каких государствах говорят на русском языке.
Итогом игры стало оформление стенда и составление рефлексивных схем о полученной информации и проведенных занятий.
При подведении итогов учитывались баллы маршрутного листа и самостоятельно составленная схема. В результате, 5 класс набрал большее количество баллов.
5. День Германии – снят видеофильм.
6. 25 апреля – метапредметная игра «Международный день Земли»
В основе метапредметных игр лежат следующие принципы:
- Равенства всех участников. Все способны к творчеству, саморазвитию;
- Ненасильственное привлечение к процессу познания.
- Отсутствие отметки. Стимул в работе – соревнования, соперничества, критериальная самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
- Сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества.
- Предоставление учащимся права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы;
- Нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и ее результаты.
VI . Результаты
Использование данной методики при оценивании метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать различные виды правил и облегчило запоминание и восприятие текста.
Входная диагностика | Процедура оценивания | |
Дополнить схему | 71,4 % | 100% |
Соотнести текст с определенным типом схемы | 78,6% | 78,6% |
Составить схему | 14,3 | 78,6% |
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1.-Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.
2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с.
3. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. – М., 1970. – С. 347-348.
4.. Международный конкурс учителей. Сборник материалов 1-го пед.семинара. "Артек", 2000. - 68с.
7. Сказки нашего детства. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.И. Тарабарина.
8. Русский язык. 6 – 11 классы. Проектная деятельность учащихся./Сост. Цветкова Г. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умения учащихся применять третий закон Ньютона при решении задач на механические и немеханические явления
В статье рассмотрена оптимальная методика формирования умения учащихся применять III закон Ньютона при анализе не только механических, но и немеханических явлений. Предлагается простой алгоритм нахожд...
Формирование умения учащихся применять третий закон Ньютона при решении задач на механические и немеханические явления
В статье рассмотрена оптимальная методика формирования умения учащихся применять III закон Ньютона при анализе не только механических, но и немеханических явлений. Предлагается простой алгоритм нахожд...
Этап создания образовательной напряженности или как включить учеников в решение учебной проблемы или задачи
В статье рассматривается один из важных этапов современного урока - создание образовательной напряженности. Рассматривается теоретическая база и приводятся некоторые приемы, которые позволяют вовлечь ...
Использование QR-кода и приложения PLICKERS при формировании и оценивании метапредметных умений
Сегодня развитие информационных технологий не стоит на месте. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Нередко бывает, что ученики осведомлены о новинках электронного мира луч...
Буклет программы семинара практикума "Формирование и оценивание метапредметных умений в практике работы МО учителей математики и прикладных наук МБОУ СОШ № 48 "
Буклет, в котором описана программа семинара практикума....
Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы с целью определения систематического положения растения
обосновывать применения биологических знаков и символов при определении систематического положения растения...
Формирование умения моделировать при решении учебных и познавательных задач средствами предметной области «Математика»
Формирование умения моделировать при решении учебных и познавательных задач средствами предметной области «Математика»...