Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
учебно-методический материал (5 класс) по теме

1. Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.

2.Фрагменты образовательной деятельности, различные виды внеурочной деятельности

  • 1 этап. Диагностический
  • 2 этап. Обучающая часть
  • 3 этап. Отработка умений  на уроках  русского языка, природоведения, истории, математики, английского языка
  • 4 этап. Процедура оценивания
  1. Описание динамики результативности  по сравнению с результатами входной диагностики  и процедуры тестирования.
    • Дети самостоятельно составлять схему-опорный конспект не могли, но после специально органзованных занятий смогли все выполнить это задание -  100%
    • Входная работа показала – неумение соотносить текст со схемой. В ходе эксперимента дети узнали  типы схем и 78,6 % смогли соотнести.
    • Количество детей, которые смогли самостоятельно составить схему, выросло на 64, 3%
  2. Критерии оценивания:
    • Лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков)
    • Соответствие типу схемы
    • Наличие разноуровневых связей в схеме;
    • Цветовое оформление;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._chinik_t.a.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Лядовская ООШ

Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

 

Учитель русского языка

 и литературы

Чиник Т.А.

2013 г.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 

I . Актуальность темы

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. В педагогической практике возникает естественная проблема: учащийся с трудом связывает для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого?

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

 Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделением главного из обилия информации, систематизации и представлении информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам. Для решения данной проблемы нужны особые приемы в сокращении и усвоения  информации с использованием схематизации.

Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

II . Теория вопроса

Всё новое – это хорошо забытое старое. Существует методика крупноблочной подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко.

Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:

во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде - это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.

Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах Л.В.Занкова, где была доказана эффективность движения от абстрактного к конкретному.

Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Выпускник начальной школы владеет элементарными навыками чтения информации, представленной в схеме, умеет выделять важные единицы информации, изображать слова в виде знаков, символов. Может назвать основное явление, процесс, объект, действующего персонажа, понятие, о котором идет речь в тексте. При чтении текста   объемом 450 знаков дать ответ на вопрос о чем или о ком текст.

Метапредметный результат - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модули и  схемы для решения учебных и познавательных задач.

Инструмент метапредметного умения - схема, которая позволяет восстановить материал. Научить учащихся сворачивать  тексты с определенными смысловыми связями в  схемы.

Объект оценивания  – схема.  Оцениванием умение увидеть определенные типы связей и преобразовать их в определенный тип схемы.

III . Этапы образовательной деятельности

1 этап. Диагностический 

1. 11 сентября - входное тестирование статочных умений учащихся:

  • умение читать простейшие схемы (схема-опорный конспект,)  (умение составить предложение на основе информации в предложенной простой схеме), ответить на простые вопросы информационного характера по  схеме)
  • умение составлять схему (дополнять предложенную схему недостающими элементами объект, явление, процесс о котором идет речь в тексте, новое общее понятие, связь, недостающая важная информация)  

2. Третья неделя сентября - проведение  метапредметной игры с целью проверки уровня сформированности умения преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный  конспект;

 (проводится во время мероприятия «День Бородино» на материале, связанном с Бородинской битвой  - сентябрь, задание учащиеся выполняют в малых группах 3-5 человек. Условия оценивания будут приближены к процедуре оценивания по итогам модуля)

2 этап. Обучающая часть

1. Познакомить с правилами работы с научно-познавательными текстами.

2. Рассказать о важности и актуальности работы со схемами.

3. Познакомить с критериями оценивания схем - опорных конспектов.

4. Познакомить с разными типами схем («солнышко», «паровозик», «пирамида»)

3 этап. Модульное обучение  на уроках  русского языка, природоведения, истории, математики, английского языка.

4 этап. Процедура оценивания

1. Проверочные работы по предметам, включающие задания на проверку умений преобразовывать учебно-познавательный текст  в схему – опорный  конспект.

2. Учебная игра «Поиск клада короля Схематония» - где  будет использоваться метопредметный материал. Учащиеся разбиваются на пять команд по 3 человек. У каждой команды  свой маршрутный лист и на каждой стации учащиеся должны выполнить задание, связанное с пересказом текстов и составлением схем-опорных конспектов.  

3. Метапредметная игра «130 лет со дня рождения А. Н. Толстого». Учащиеся 4-7 классов проходят по шести станциям, получают различную информацию, и в конце игры дети представляют творческий отчет о творчестве писателя.

4. Метапредметная игра «Международный день родного языка»  

5. Метапредметная игра «Всемирный день Земли»

          6.  Тестирование статочных умений учащихся:

  • умение читать простейшие схемы (схема-опорный конспект)
  • умение составлять схему

IV. Критерии оценивания при составлении опорной схемы-конспекта:

критерии

параметры

балл

1





Лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков)

1.Выделены все основных единиц информации

2. Выделена половина единиц информации.

3. Выделено меньше половины

2


1


0

2

Соответствие типу схемы:

-солнышко (главное и его уточнение)

-паровозик (последовательность или хронология)

-пирамидка (подчинение)

1.Схема соответствует типу

2. Частично соответствует

3. Схема не соответствует

2

1

0

3.

Наличие разноуровневых связей в схеме;

  1. Показано несколько уровней
  2. Показан один уровень
  3. Уровни не выделены

2

1

0

Цветовое оформление

  1. Основные единицы информации выделены одним цветом, а остальные –другими
  2. Есть цветовые отличия, но нет логики
  3. Все одним цветом

2



1


0

Опорные конспекты,  не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

 

V. Анализ входного тестирования с целью проверки умения:

1. Дополнять предложенную схему недостающими элементами (объект, явление, процесс, о котором идет речь в тексте, новое общее понятие, связь, недостающая важная информация).  

2. Соотнести предложение с простой схемой.

3.  Составлять схему.

Работу выполняло 14 учащихся, смогли правильно дополнить предложенную  схему 71,4 %; частично – 14,3 %, не справились – 14,3%;

Соотнесли схему с предложением – 78, 6%, не справились с заданием – 21,4%

Составили схему -14,3%, остальные учащиеся заменили схему планом.

Учащиеся без усилий соотнесли предложения к предложенной схеме, но вызвало затруднение самостоятельное составление схем.

Третья неделя сентября - проведение  метапредметной игры с целью проверки уровня сформированности умения преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный  конспект;

Игра проводилась во время мероприятия «День Бородино» на материале, связанном с Бородинской битвой  - 27 сентября.  Задания учащиеся выполняли в малых группах (3-5 человек). Условия оценивания  приближены к процедуре оценивания по итогам модуля.

В игре команды переходили со станции на станцию, следуя по маршрутным листам. На каждой станции ученики получали задания (Примеры заданий в приложениях).

На станции «Музей» дети познакомились с событиями 1812 года.

На станции «Схема» дети узнали о типах схем, где осознали необходимость схематизации как приема запоминании информации.

На станции «Скажи-ка, дядя» обобщали свои знания о писателях и поэтах в чьем творчестве отражена Отечественная война 1812 года, смотрели фрагмент фильма «Война и мир», анализировали басни И. Крылова «Волк на псарне» и составляли схему типа «Солнышко».

На станции «Лафет» учащиеся выкладывали события войны в схему типа «паровозик».

На станции  «Наемники» учащиеся составляли рассказ по схеме.

Октябрь – переход к третьему этапу, где отрабатываются умения  преобразовывать учебно-познавательный текст  в схему – опорный  конспект и пересказ текста  после минимального знакомства с опорой на готовую схему на уроках  русского языка, природоведения, истории, математики, английского языка.  

 Процедура оценивания

1. Проверочные работы по предметам, включающие задания на проверку умений преобразовывать учебно-познавательный текст  в схему – опорный  конспект.

2. Учебная игра «Поиск клада короля Схематония» - где использовался метопредметный материал. Учащиеся разбились на пять команд по 3 человек. У каждой команды  свой маршрутный лист и на каждой стации учащиеся  выполняли задания, связанное с пересказом текстов и составлением схем-опорных конспектов.  Учащиеся сами оценивали схемы по критериям, сопоставляли результат с оценкой эксперта.

3. Метапредметная игра «130 лет со дня рождения А. Н. Толстого». Учащиеся 4-7 классов проходят по  станциям:

1 станция – знакомство с жизнью и творчеством писателя.

2 станция – чтение и анализ отрывка из произведения А.Н. Толстого.

3 станция -  сравнительный анализ произведений

4 станция – изображение героев из произведений А.Н. Толстого.

На каждой станции учащиеся получили различную информацию.  В конце игры дети представили творческий отчет: инсценировку, чтение по ролям, выразительное чтение. И каждый класс представил схему о жизни и творчестве писателя, которая была оценена по разработанным критериям.

  1. 15 февраля - метапредметная игра «Международный день родного языка»  

1 станция (урок истории) – знакомство с древнегреческими мифами. Работа с фразеологизмами, задания: соотнести фразеологические обороты с лексическим значением.

2 станция (русский язык)– Высказывания о русском языке писателей разных периодов, игра слов, работа с пословицами.

3 станция (литература) – работа с текстами «Функции русского языка», А. Битов «О родном языке и других», где учащиеся составляли схемы по текстам.

4 станция (немецкий язык) – работы с заимствованными  словами.

             5 станция (биология, природоведение) – учащиеся провели исследование взаимосвязи слов с водой, вывели правила общения, пришли к выводу, что от речи зависит здоровье и материальное благополучие.

 6 станция (география) провели исследования, в каких государствах говорят на русском языке.

 Итогом игры стало оформление стенда и составление рефлексивных схем о полученной информации и проведенных занятий.

При подведении итогов учитывались баллы маршрутного листа и самостоятельно составленная схема. В результате, 5 класс набрал большее количество баллов.

5. День Германии – снят видеофильм.

6. 25 апреля – метапредметная игра «Международный день Земли»

        В основе метапредметных игр лежат следующие принципы:

  • Равенства всех участников. Все способны к творчеству, саморазвитию;
  • Ненасильственное привлечение к процессу познания.
  • Отсутствие отметки. Стимул в работе – соревнования, соперничества, критериальная самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
  • Сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества.
  • Предоставление учащимся права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы;
  • Нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и ее результаты.

VI . Результаты

Использование данной методики при оценивании метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.  

По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать различные виды правил и облегчило запоминание и восприятие текста.

Входная диагностика

Процедура оценивания

Дополнить схему

71,4 %

100%

Соотнести текст с определенным типом схемы

78,6%

78,6%

Составить схему

14,3

78,6%

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1.-Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.

2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с.

3. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. – М., 1970. – С. 347-348.

4.. Международный конкурс учителей. Сборник материалов 1-го пед.семинара. "Артек", 2000. - 68с.

7. Сказки нашего детства. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.И. Тарабарина.

8. Русский язык. 6 – 11 классы. Проектная деятельность учащихся./Сост. Цветкова Г. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения учащихся применять третий закон Ньютона при решении задач на механические и немеханические явления

В статье рассмотрена оптимальная методика формирования умения учащихся применять III закон Ньютона при анализе не только механических, но и немеханических явлений. Предлагается простой алгоритм нахожд...

Формирование умения учащихся применять третий закон Ньютона при решении задач на механические и немеханические явления

В статье рассмотрена оптимальная методика формирования умения учащихся применять III закон Ньютона при анализе не только механических, но и немеханических явлений. Предлагается простой алгоритм нахожд...

Этап создания образовательной напряженности или как включить учеников в решение учебной проблемы или задачи

В статье рассматривается один из важных этапов современного урока - создание образовательной напряженности. Рассматривается теоретическая база и приводятся некоторые приемы, которые позволяют вовлечь ...

Использование QR-кода и приложения PLICKERS при формировании и оценивании метапредметных умений

Сегодня развитие информационных технологий не стоит на месте. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Нередко бывает, что ученики осведомлены о новинках электронного мира луч...

Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы с целью определения систематического положения растения

обосновывать применения биологических знаков и символов при определении систематического положения растения...

Формирование умения моделировать при решении учебных и познавательных задач средствами предметной области «Математика»

Формирование умения моделировать при решении учебных и познавательных задач средствами предметной области «Математика»...