Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии
статья по биологии
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство достижения метапредметных результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya_na_urokah_biologii_i_vo_vneurochnoe_vremya_.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
XXI век считают веком биологии. С этим можно не согласиться, но сегодня без биологических знаний немыслимо производство продовольствия, лекарственных препаратов, организация системы здравоохранения, сохранение окружающей среды и биологического разнообразия. И в будущем роль биологии в жизни человека не станет второстепенной.
Я - учитель биологии, я помогаю детям изучать жизненные процессы на всех уровнях её организации. Помогаю увидеть необычное в обычном, найти тайну и непознанное в самом известном и давно знакомом. Моя задача как учителя биологии «Научить учиться!», способствовать накоплению полноценного личностного опыта.
Современному обществу важны не только предметные и личностные достижения выпускников, но и особенно метапредметные результаты освоения школьной программы. Ориентируясь на запросы общества, понимаю, что эффективным средством достижения данных метапредметных результатов станет учебно-воспитательный процесс, организованный на основе исследовательской деятельности школьников.
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам, ведь исследовательская деятельность тот «витамин» интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе.
Сама природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека.
Биология – благодатная наука для исследовательской деятельности школьников. Миллионы живых объектов, сложные взаимоотношения компонентов биосферы, социальные и экологические проблемы человечества… Множество вопросов, проблем, загадок!
Есть определенный алгоритм выполнения исследовательских работ. Но началом начал служит проблемный вопрос, поиску ответа на который и будет посвящено всё проводимое исследование.
Я провела анализ работ, выполненных моими учениками, и выделила 3 группы проблемных вопросов, ставших целью и основой ученического исследования.
- Вопросы, связанные с подростковым возрастом и переживаемыми событиями:
- как влияет высокий каблук на формирование организма подростка?
- какие проблемы может вызывать пирсинг?
- почему прыщи и угри появляются именно в подростковом возрасте и могут оставить после себя рубцы и шрамы?
И самое актуальное исследование с момента введение процедуры ЕГЭ: как успешно сдать экзамены без вреда для здоровья?
- Вопросы, связанные с проблемами населённого пункта:
- что для Карасукского района долголетие - миф или реальность?
- какова вероятность заболевания туберкулёзом в Карасукском районе?
- каковы причины и последствия гибели пчёл на территории Карасукского района?
- какой вред экологии нашего района наносят новогодние вырубки сосны обыкновенной?
3) Вопросы, связанные с темами изучаемыми на уроке:
- в чём причины популярности картофеля?
- почему пингвины не живут в Карасуке?
- каковы ночные приключения совы.
Выполненные работы ученики успешно представляют на районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов. Все работы отмечены дипломами 1-2 степени.
Могу сделать выводы, что получить положительный результат организуемой исследовательской деятельности можно если:
1) проектно-исследовательская деятельность организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;
2) работа строиться на добровольной основе и учащимся предоставлены возможности для развития и самореализации;
3) занятость исследовательской и проектной деятельностью организована с учётом рационального распределения времени учащегося;
4) у ребёнка есть личный интерес или сопричастность к изучаемой проблеме.
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти. А главное, в результате успешной проектно-исследовательской деятельности ученик испытывает комфортность, уверенность в себе.
Полученный в процессе исследовательской работы личностный опыт отвечает требованиям метапредметных результатов освоения программы по биологии. Ведь происходит:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
В профильных химико - биологических и в специализированном биотехнологическом классе проектно – исследовательская форма работы осуществляется как:
- составляющая часть учебного процесса (опыты, эксперименты, доклады, сообщения, рефераты, проекты);
- дополняющая часть учебного процесса (элективные курсы, спецкурсы, творческие конкурсы);
- параллельная учебному процессу деятельность (конкурсы проектно - исследовательских работ разного уровня, телекоммуникационные викторины, олимпиады).
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Школьные знания быстро устаревают, а полученные метапредметные результаты изучения биологии станут основой профессионального самоопределения и жизненного успеха.
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие.
Но все, же она молода, как всегда.
Красавица в мире наук – биология.
Наука о жизни! Вперёд же друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии
обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...
Статья "Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии"
В статье описан опыт работы автора при организации исследовательской учащихся....
Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."
Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении курса биологии
В данной статье рассматривается сущность, значение, этапы проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении предмета биологии, роль проектной технологии в развитии интереса к биологии, раз...
Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...
Презентация опыта "Исследовательская и творческая деятельность учащихся при изучении биологии, химии."
Материал содержит фотофрагменты занятий факультативных и элективных курсов, творческих работ учеников, фрагменты уроков-исследований....