Биология как наука и уровни организации живого
презентация к уроку по биологии (9 класс)

Зарипова Светлана Владимировна

Великие ученые - биологи, науки и области знаний, которые они изучают, методы исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhat._dok.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биология как наука и уровни организации живого

Слайд 2

вίος λόγος Биология наука о жизни жизнь наука

Слайд 3

Теодор Георг Август Руз – немецкий медик и профессор физиологии и анатомии, медицины, а также историк 1779 г – Т еодор Руз впервые употребил термин «Биология».

Слайд 4

Жан Батист Ламарк - 1744 – 1829 гг. Французский учёный-естествоиспытатель. В 1802 г. Ж.Б. Ламарк и Г.Р. Тревиранус ввели термин “биология” для обозначения науки о жизни

Слайд 5

Готфрид Рейнхольд Тревиранус (1776-1837 гг) - немецкий естествоиспытатель.

Слайд 6

М.В. Волькенштейн (1912-1992 гг.) - советский физикохимик и биофизик. Что такое жизнь? « Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые , саморегули-рующиеся и самовоспро-изводящиеся системы, построенные из биополи-меров белков и нуклеиновых кислот ». (М.В. Волькенштейн)

Слайд 7

Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) - н емецкий политический деятель, философ, историк и предприниматель. Что такое жизнь? «Жизнь есть способ существования белковых тел»

Слайд 8

науки Соедини науки и область знаний , которой она занимается: 1. Этология К) наука, изучающая распространение животных на планете Земля. Она устанавливает общие закономерности и условия распространения. 2. Зоогеография Н) изучает клеточное строение тканей; 3. Морфология М) рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях; 4. Генетика Г ) изучает как внешнее строение (форму, структуру, цвет, образцы) организма, так и внутреннее строение живого организма. 5. Гистология О) наука об ископаемых останках вымерших животных. 6. Палеозоология П) наука о клетке и ее строении. 7.Цитология И) наука , изучающая поведение животных в естественных условиях. 8. Анатомия Л) наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения.

Слайд 9

9. Экология Ж) учение об общих закономерностях и движущих силах , исторического развития живой природы. 10. Физиология А) наука , изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания. 11. Эмбриология З) раздел биологии, изучающий закономерности индивидуального развития (онтогенеза) филогенетически разнообразных животных и растительных организмов с привлечением широкого спектра методов сопредельных дисциплин. 12.Филогенетика В) наука , которая изучает функции живых организмов, от разных органов, а также механизм регуляции этих функций . 13. Биохимия Б) наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания . 14.Эволюционное учение Д) раздел науки , изучающий историю происхождения групп организмов в ходе биологической эволюции на основе установления их родства. 15. Биология развития Е) наука , изучающая химический состав и свойства веществ, составляющих живые системы, их взаимопревращения в процессе метаболизма, а также роль обменных процессов в функционировании различных органов и тканей в норме и при патологии.

Слайд 10

Правильный ответ: 1-И, 2-К, 3- Г, 4-М ,5-Н, 6-О, 7-П, 8-Л, 9-Б, 10-В, 11-А, 12-Д, 13-Е, 14-Ж, 15-З.

Слайд 11

Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Каждый живой организм обитает в определенной среде.

Слайд 12

Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, грибы , бактерии . Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука. Помнишь названия наук, изучающих эти объекты живой природы? Назови их. Какие среды обитания ты знаешь?

Слайд 13

Уровни организации живого Одним из свойств жизни – делимость на части, т.е. дискретность. Поэтому выделяют уровни организации живых систем. Разделяя живые системы на части, мы можем лучше понять, как они устроены.

Слайд 14

Система живого – это совокупность элементов связанных и взаимодействующих между собой например, организм – это совокупность взаимодействующих между собой клеток, а сама клетка – совокупность работающих вместе органоидов.

Слайд 15

Уровни организации Биологическая система Элементы образующие систему Молекулярный Клетка Молекулы неорганических и органических веществ Клеточный Клетка (организм) Органоиды Организменный Организм Системы органов Популяционно-видовой Популяция Особи Биогеоценотический Биоценоз Популяции Биосферный Биосфера Биогеоценозы

Слайд 16

1.Молекулярно - генетический /наука молекулярная биология Молекулы и их комплексы в составе клетки. · Взаимодействие разных молекул и их превращение в организме (обмен веществ и превращение энергии). · Это нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), через эти молекулы осуществляется передача наследственной информации. · Репликация ДНК (самоудвоение), т.е. происходит увеличение ее количества. Проявляется свойство живого самовоспроизведение.

Слайд 17

Найди уровень организации живой материи, объекты изучения которого не обладают свойствами живого: Найди уровень организации живой материи, объекты изучения которого не обладают свойствами живого: 1) молекулярный; 2) клеточный; 3) популяционно-видовой; 4) организменный.

Слайд 18

На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергией, информацией: а)на биосферном; б) на молекулярном; в) на организменном; г) на клеточном. Правильный ответ:

Слайд 19

2. Субклеточный уровень / наука цитология Уровень представлен внутриклеточными структурами ‒ органоидами. Изучается строение, работа и взаимодействие органоидов клетки . Это переходный уровень, находится между молекулярным и клеточным.

Слайд 20

3. Клеточный уровень / наука цитология Изучает клетки в целом. Все свойства жизни прослеживаются на этом уровне.

Слайд 21

4.Тканевой и органный уровень Изучение органов и тканей

Слайд 22

Ткани животных

Слайд 24

5. Организменный уровень Организм отдельная особь . Особь может быть одноклеточной, колониальной или многоклеточной. Представляет собой единое целое. Изучается функционирование всего организма.

Слайд 25

Выбери два верных ответа . У каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни жизни? 1) серобактерия; 2) пеницилл; 3) хламидомонада; 4) пшеница; 5) гидра.

Слайд 26

К организменному уровню организации жизни относятся : 1) колония ласточек; 2) дрожжи; 3) склера; 4) папоротник; 5) лубяное волокно.

Слайд 27

6. Популяционно-видовой уровень Организм не существует в изоляции. Организмы одного вида образуют популяцию – группу взаимодействующих особей одного вида, относительно отдельных от других таких же групп. Особи в популяциях взаимодействуют – скрещиваются и обмениваются наследственным материалом. Популяция обладает общим генофондом (совокупность всех генов всех особей в популяции).

Слайд 28

Структурными элементами популяционно-видового уровня организации живого являются: 1) вид; 2) клетка; 3) ген; 4) популяция; 5) молекула.

Слайд 29

7.Биогеоценотический (экосистемный) уровень /наука экология Представлен биогеоценозами –совокупностями сообщества живых организмов и среды обитания (определенный участок земной поверхности со всеми ее обитателями и комплексом абиотических факторов). Изучаются типы питания, типы взаимоотношения организмов и популяций в экосистеме (динамика численности популяций, продуктивности экосистем, сукцессии).

Слайд 30

Межвидовые отношения начинают проявляться: а) на биосферном; б) на экосистемном; в) на организменном; г) на популяционно-видовом.

Слайд 31

8. Биосферный уровень Высший уровень организации живого, включает все экосистемы Землию Биосфера – область распространения жизни, живая оболочка планеты. На биосферном уровне происходят глобальные биогеохими-ческие циклы, потоки энергии.

Слайд 32

Установи соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями: А) процессы охватывают всю планету; Б) симбиоз; В) межвидовая борьба за существование; Г) передача энергии от продуцентов консументам; Д) испарение воды; Е) сукцессия (смена природных сообществ). биогеоценотический (экосистемый); 2) биосферный.

Слайд 33

Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни? а) биосферный; б) молекулярный; в)организменный; г) клеточный.

Слайд 34

Методы являются любой основой научного познания мира. В научном познании ничего не принимается на веру. Личное мнение не может использоваться как доказательство, а только для выдвижения предположения (гипотезы). 1.Наблюдение Описание биологического объекта 2.Сравнение Нахождение общих закономерностей в строении и жизнедеятельности организма 3.Эксперимент, или опыт Изучение свойств биологических объектов в контролируемых условиях 4.Моделирование Имитирование процессов, недоступных для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения 5.Исторический метод На основе данных о современном органическом мире и его прошлом познаются процессы развития живой природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровни организации живой материи. Признаки живого.

Урок на тему «Уровни организации живой материи. Биологические системы» проводится в 10 классе и соответствует программе по биологии для общеобразовательных школ уровню стандарта. Урок составлен с испо...

Тест на тему "История развития биологии. Уровни организации живой материи"

Данный тест  с выбором ответа может быть использован  при проверке знаний учащихся 9 и 10 класса...

Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""

Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии....

Тест в 10 классе по теме:"«Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии»

Проверочный тест в 10 классе по теме:" Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии"...

Проверочная работа в 10 классе по теме: «Уровни организации живой материи. Методы биологии. Свойства живого»

Работа проводится после изучения главы 1 "Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи"...

Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»

План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...