Биология как наука и уровни организации живого
презентация к уроку по биологии (9 класс)
Великие ученые - биологи, науки и области знаний, которые они изучают, методы исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhat._dok.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
вίος λόγος Биология наука о жизни жизнь наука
Теодор Георг Август Руз – немецкий медик и профессор физиологии и анатомии, медицины, а также историк 1779 г – Т еодор Руз впервые употребил термин «Биология».
Жан Батист Ламарк - 1744 – 1829 гг. Французский учёный-естествоиспытатель. В 1802 г. Ж.Б. Ламарк и Г.Р. Тревиранус ввели термин “биология” для обозначения науки о жизни
Готфрид Рейнхольд Тревиранус (1776-1837 гг) - немецкий естествоиспытатель.
М.В. Волькенштейн (1912-1992 гг.) - советский физикохимик и биофизик. Что такое жизнь? « Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые , саморегули-рующиеся и самовоспро-изводящиеся системы, построенные из биополи-меров белков и нуклеиновых кислот ». (М.В. Волькенштейн)
Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) - н емецкий политический деятель, философ, историк и предприниматель. Что такое жизнь? «Жизнь есть способ существования белковых тел»
науки Соедини науки и область знаний , которой она занимается: 1. Этология К) наука, изучающая распространение животных на планете Земля. Она устанавливает общие закономерности и условия распространения. 2. Зоогеография Н) изучает клеточное строение тканей; 3. Морфология М) рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях; 4. Генетика Г ) изучает как внешнее строение (форму, структуру, цвет, образцы) организма, так и внутреннее строение живого организма. 5. Гистология О) наука об ископаемых останках вымерших животных. 6. Палеозоология П) наука о клетке и ее строении. 7.Цитология И) наука , изучающая поведение животных в естественных условиях. 8. Анатомия Л) наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения.
9. Экология Ж) учение об общих закономерностях и движущих силах , исторического развития живой природы. 10. Физиология А) наука , изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания. 11. Эмбриология З) раздел биологии, изучающий закономерности индивидуального развития (онтогенеза) филогенетически разнообразных животных и растительных организмов с привлечением широкого спектра методов сопредельных дисциплин. 12.Филогенетика В) наука , которая изучает функции живых организмов, от разных органов, а также механизм регуляции этих функций . 13. Биохимия Б) наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания . 14.Эволюционное учение Д) раздел науки , изучающий историю происхождения групп организмов в ходе биологической эволюции на основе установления их родства. 15. Биология развития Е) наука , изучающая химический состав и свойства веществ, составляющих живые системы, их взаимопревращения в процессе метаболизма, а также роль обменных процессов в функционировании различных органов и тканей в норме и при патологии.
Правильный ответ: 1-И, 2-К, 3- Г, 4-М ,5-Н, 6-О, 7-П, 8-Л, 9-Б, 10-В, 11-А, 12-Д, 13-Е, 14-Ж, 15-З.
Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Каждый живой организм обитает в определенной среде.
Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, грибы , бактерии . Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука. Помнишь названия наук, изучающих эти объекты живой природы? Назови их. Какие среды обитания ты знаешь?
Уровни организации живого Одним из свойств жизни – делимость на части, т.е. дискретность. Поэтому выделяют уровни организации живых систем. Разделяя живые системы на части, мы можем лучше понять, как они устроены.
Система живого – это совокупность элементов связанных и взаимодействующих между собой например, организм – это совокупность взаимодействующих между собой клеток, а сама клетка – совокупность работающих вместе органоидов.
Уровни организации Биологическая система Элементы образующие систему Молекулярный Клетка Молекулы неорганических и органических веществ Клеточный Клетка (организм) Органоиды Организменный Организм Системы органов Популяционно-видовой Популяция Особи Биогеоценотический Биоценоз Популяции Биосферный Биосфера Биогеоценозы
1.Молекулярно - генетический /наука молекулярная биология Молекулы и их комплексы в составе клетки. · Взаимодействие разных молекул и их превращение в организме (обмен веществ и превращение энергии). · Это нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), через эти молекулы осуществляется передача наследственной информации. · Репликация ДНК (самоудвоение), т.е. происходит увеличение ее количества. Проявляется свойство живого самовоспроизведение.
Найди уровень организации живой материи, объекты изучения которого не обладают свойствами живого: Найди уровень организации живой материи, объекты изучения которого не обладают свойствами живого: 1) молекулярный; 2) клеточный; 3) популяционно-видовой; 4) организменный.
На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергией, информацией: а)на биосферном; б) на молекулярном; в) на организменном; г) на клеточном. Правильный ответ:
2. Субклеточный уровень / наука цитология Уровень представлен внутриклеточными структурами ‒ органоидами. Изучается строение, работа и взаимодействие органоидов клетки . Это переходный уровень, находится между молекулярным и клеточным.
3. Клеточный уровень / наука цитология Изучает клетки в целом. Все свойства жизни прослеживаются на этом уровне.
4.Тканевой и органный уровень Изучение органов и тканей
Ткани животных
5. Организменный уровень Организм отдельная особь . Особь может быть одноклеточной, колониальной или многоклеточной. Представляет собой единое целое. Изучается функционирование всего организма.
Выбери два верных ответа . У каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни жизни? 1) серобактерия; 2) пеницилл; 3) хламидомонада; 4) пшеница; 5) гидра.
К организменному уровню организации жизни относятся : 1) колония ласточек; 2) дрожжи; 3) склера; 4) папоротник; 5) лубяное волокно.
6. Популяционно-видовой уровень Организм не существует в изоляции. Организмы одного вида образуют популяцию – группу взаимодействующих особей одного вида, относительно отдельных от других таких же групп. Особи в популяциях взаимодействуют – скрещиваются и обмениваются наследственным материалом. Популяция обладает общим генофондом (совокупность всех генов всех особей в популяции).
Структурными элементами популяционно-видового уровня организации живого являются: 1) вид; 2) клетка; 3) ген; 4) популяция; 5) молекула.
7.Биогеоценотический (экосистемный) уровень /наука экология Представлен биогеоценозами –совокупностями сообщества живых организмов и среды обитания (определенный участок земной поверхности со всеми ее обитателями и комплексом абиотических факторов). Изучаются типы питания, типы взаимоотношения организмов и популяций в экосистеме (динамика численности популяций, продуктивности экосистем, сукцессии).
Межвидовые отношения начинают проявляться: а) на биосферном; б) на экосистемном; в) на организменном; г) на популяционно-видовом.
8. Биосферный уровень Высший уровень организации живого, включает все экосистемы Землию Биосфера – область распространения жизни, живая оболочка планеты. На биосферном уровне происходят глобальные биогеохими-ческие циклы, потоки энергии.
Установи соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями: А) процессы охватывают всю планету; Б) симбиоз; В) межвидовая борьба за существование; Г) передача энергии от продуцентов консументам; Д) испарение воды; Е) сукцессия (смена природных сообществ). биогеоценотический (экосистемый); 2) биосферный.
Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни? а) биосферный; б) молекулярный; в)организменный; г) клеточный.
Методы являются любой основой научного познания мира. В научном познании ничего не принимается на веру. Личное мнение не может использоваться как доказательство, а только для выдвижения предположения (гипотезы). 1.Наблюдение Описание биологического объекта 2.Сравнение Нахождение общих закономерностей в строении и жизнедеятельности организма 3.Эксперимент, или опыт Изучение свойств биологических объектов в контролируемых условиях 4.Моделирование Имитирование процессов, недоступных для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения 5.Исторический метод На основе данных о современном органическом мире и его прошлом познаются процессы развития живой природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уровни организации живой материи. Признаки живого.
Урок на тему «Уровни организации живой материи. Биологические системы» проводится в 10 классе и соответствует программе по биологии для общеобразовательных школ уровню стандарта. Урок составлен с испо...
Тест 1 по теме "Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы".
Тест по биологии для подготовки к ЕГЭ....
Тест на тему "История развития биологии. Уровни организации живой материи"
Данный тест с выбором ответа может быть использован при проверке знаний учащихся 9 и 10 класса...
Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""
Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии....
Тест в 10 классе по теме:"«Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии»
Проверочный тест в 10 классе по теме:" Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии"...
Проверочная работа в 10 классе по теме: «Уровни организации живой материи. Методы биологии. Свойства живого»
Работа проводится после изучения главы 1 "Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи"...
Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»
План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...