Модульные технологии на уроках биологии
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс)
Учебно- методическое пособие является свидетельством практического внедрения основ этнопедагогической дидактики, направленной на воспитание саморазвивающейся, гармоничной, конкурентноспособной и способной к сотрудничеству личности выпускников. Даются образцы планирования, управления и контроля за учебными достижениями обучаемых с применением элементов педагогической технологии модульного обучения.
Предназначено для преподавания разделов в вузовских курсах дидактики, частных методик. Рекомендовано для студентов, преподавателей, слушателей курсов переподготовки, аспирантов, магистрантов, учителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Северо – Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Педагогический институт
Учебно – научная лаборатория этнокультурного образования
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7 г. Якутск
Чемпосова О.Г.
Модульные технологии на уроках биологии
Учебно - методическое пособие для студентов - практикантов
Якутск – 2014
УДК
ББК
Рекомендовано к опубликованию решением Учебно – методического совета ФГАОУ ВПО «Северо –Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Разработано по проекту профессора – наставника ПИ СВФУ
д.п.н. Семеновой А.Д.
Рецензенты:
Собакина Т.Г.,к.п.н., доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и географии ИЕН СВФУ
Березкина З.К., учитель биологии высшей категории, зам.директора по УВР МОБУ СОШ №5 г, Якутска
Чемпосова О.Г.
Модульные технологии на уроках биологии: учебно – методическое пособие для студентов – практикантов /О.Г. Чемпосова. Под ред. Л. С. Ядрихинской. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. -25 с.
Учебно- методическое пособие является свидетельством практического внедрения основ этнопедагогической дидактики, направленной на воспитание саморазвивающейся, гармоничной, конкурентноспособной и способной к сотрудничеству личности выпускников. Даются образцы планирования, управления и контроля за учебными достижениями обучаемых с применением элементов педагогической технологии модульного обучения.
Предназначено для преподавания разделов в вузовских курсах дидактики, частных методик. Рекомендовано для студентов, преподавателей, слушателей курсов переподготовки, аспирантов, магистрантов, учителей.
Содержание
№ п\п | Раздел | Страница |
1 | Предисловие | 4 |
2 | Теоретические основы модульного обучения | 5 |
3 | Целевое назначение модульного обучения | 6 |
4 | Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения | 9 |
5 | Принципиальные отличия модульного обучения от традиционного обучения | 9 |
6 | Теория и методика построения модульной программы | 7-14 |
7 | Заключение | 15 |
8. | Список используемых источников | 33 |
9. | Приложение 1. Лист учета контроля | 17 |
Приложение 2, 3, 4 Технологические карты уроков | 18-32 |
Предисловие
В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и.д.
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.
Первый опыт проведения модульных уроков в курсе биологии показал перспективность этой педагогической технологии. Теперь я готовлюсь не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей.
Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Другая проблема связана с тиражированием модулей. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.
Теоретические основы модульного обучения.
Решить эти проблемы успешно помогает использование модульной технологии обучения.
Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что каждый из педагогов, должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.
Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?
Прежде всего, необходимо разработать блочно-модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения биологии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:
- Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.").
- Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.
- Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
- Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).
- Написание модульной программы.
Целевое назначение модульного обучения
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Под модулем понимается целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами, это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. На модуль нужно смотреть глазами учащегося и с позиции его деятельности - что нужно сделать, чтобы научиться. Модуль - это не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и рекомендации по их выполнению. Через модули на печатной основе учитель «говорит» с каждым отдельным учеником.
Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- паритетные отношения учителя и учеников;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- возможность работы учащихся в парах, группах;
- возможность общения с товарищами;
- раннее предъявление результатов обучения;
- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
Теория и методика построения модульной программы
Один из элементов модульной технологии обучения - модульная программа. Модульная программа составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы, последовательность уроков. Это не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению данной темы.
Что включает в себя модульная программа?
- Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование.
- Отбор содержания учебного материала и приема учебной деятельности по овладению им.
- Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль), блок информации (теоретический материал темы), отработка содержания обучения (семинары, лабораторные работы), контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
- Подбор обязательной и дополнительной литературы.
- Написание модульной программы.
- Распечатка модульных программ для учеников.
Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Для меня это наиболее приемлемая форма использования этой технологии на уроках. Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в данной программе должны быть модульными. Как правило, модульный урок лучше должен быть спаренным, так как необходимо определить исходный уровень знаний, дать новую информацию и отработать учебный материал. Но можно создавать и небольшие модули на один урок.
Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа. Составляется модульный урок по следующему алгоритму:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;
- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы ( УЭ) и определение цели каждого из них;
- подбор необходимого фактического материала;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- составление модуля данного урока;
- подготовка необходимого количества копий текста урока (для каждого ученика или один на парту).
Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержания которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество), но обязательны следующие:
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;
УЭ-1 - включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом;
УЭ-2 - отработка учебного материала;
УЭ-n (где n - номер последнего учебного элемента) - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).
В начале урока необходимо определить цели деятельности учащихся - чему они научатся за урок. Например, в результате овладения содержанием модуля они узнают как правильно и рационально питаться, какие гигиенические правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи и т. д.
Каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации, это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. д.
Далее идет информационный блок: рассказ учителя, лекция, фильм, сообщение учащихся, работа с учебником или дополнительной литературой.
После этого - отработка материала: лабораторные работы, ответы на вопросы, решение биологических задач. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля: само- и взаимоконтроль.
Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль учителя), коррекцией знаний и умений. Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после проведения контроля, а не на следующем этапе, как при традиционном обучении. На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия. В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.
На каждого ученика составляется технологическая карта. Это особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её изучение, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения
1) содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению;
2) взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе — с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече;
3) сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных субъект - субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе.
Принципиальные отличия модульного обучения от традиционного обучения (по Юцявичене)
Традиционное | Модульное |
Задачи | |
Обычно задачи не формируются как деятельностные. Обучающийся понимает их из учебного материала и контроля. | Задачи формируются в деятельностном аспекте и предъявляются перед началом обучения. |
Подготовка учебного материала | |
В начале готовится учебный материал (тексты и т.д.), затем – контроль по этому материалу, но не всегда намечается, как обучающемуся использовать подготовленный материал. | В первую очередь формулируется задачи обучения, затем строится контроль за усвоением этих задач и только после этого готовится учебный материал, помогающий обучаемому решить поставленные задачи. |
Деятельность в процессе обучения | |
Ориентация на деятельность преподавателя, предоставляющего знания группе, акцентирует преподавание. | Модули позволяют сочетать разнообразную учебную и преподавательскую деятельность. Акцентируется учебная деятельность обучаемого, индивидуализированное учение с обязательным результатом научения. |
Роль преподавателя | |
Преподаватель играет роль информационного канала (предоставляет информацию). | Преподаватель выполняет роль диагностика, консультанта-советника, мотиватора и предоставляющего информационные источники. |
Метод обучения | |
Наблюдается тенденция к использованию преподавателями одного-двух-трех методов, таких как лекции, письменные задания, практические работы, при этом игнорируется множество других методов. | Для реализации задач обучения используется разнообразные методы обучения с целью оптимизации усвоения конкретной темы. |
Средства обучения | |
Средства готовятся и используются на основе ознакомления с материалом (тексты, слайды и т.д.) и подбираются преподавателем чаще всего по одному критерию: какие из них удобнее использовать (чаще всего печатные средства). | Средства выбираются таким образом, чтобы они помогали комплексному достижению целей обучения и контролю за усвоением, поэтому каждый модуль включает разнообразнейшие средства. |
Участие обучаемого | |
Чаще всего роль является пассивной, т.е. сводится к чтению текста или прослушиванию преподавателя. | Модули обеспечивают активное участие обучаемого, который усваивает информацию в деятельности, в активной работе с учебным материалом. |
Индивидуализация | |
Традиционное обучение ориентированно на группу. Обычно обучаемые получают ограниченное количество учебного материала (информационных источников), а преподаватель четко указывает, каким образом его нужно усваивать. Например, прочитать 20 страниц текста, ответить на вопросы и т.п. | Модули могут быть очень индивидуализированными. Каждый может использовать какое-нибудь одно средство или все имеющиеся. Чаще всего самому обучаемому предоставляется право выбирать подходящий для него способ учения с использованием средств обучения (прослушивание магнитной ленты, чтение текста, анализ чертежей, просмотр фильма, изучение реальных объектов или выбор какого-либо комплекса средств). |
Темп учения | |
Подопечный вынужден пройти курс «Четко установленным шагом». Все проходят обучение в одном и том же темпе: начинают в одно и то же время и заканчивают все вместе. | Каждый может учиться в собственном темпе. Он может усваивать даже отдельные части модуля, если сумеет доказать, что усвоил поставленные перед ним задачи. Подопечный может также по своему усмотрению повторять усвоение конкретной части модуля столько раз, сколько ему кажется необходимым. |
Время | |
Устанавливается обычно одинаковое для всех учащихся на усвоение темы. Это значит, что качество усвоения попадает в большую зависимость от интеллекта обучаемого. | Каждый тратит столько времени, сколько ему нужно для усвоения конкретной темы. Время, необходимое для усвоения, обычно имеет тенденцию к корреляции в соответствии с интеллектом. |
Свобода действия | |
Традиционно каждый день по расписанию выделяется определенное время для изучения конкретных предметов. Учащиеся принуждаются посещать уроки и занятия (например, конкретный предмет 830 до 915 по понедельникам и средам). | Обучение может проходить в удобное время. Модули обеспечивают большую свободу приспособления времени занятий и содержания модуля к индивидуальным потребностям. |
Транспортабельность | |
Традиционное обучение обычно опирается на лекцию, и обучению конкретному курсу может быть перенесено в другое место только с перемещением преподавателя. Лекция обычно может быть повторена по окончанию периода обучения. Если обучаемый пропустил часть курса, он вынужден обращаться к преподавателю, пересматривать конспекты коллег или, в крайнем случае, остается совсем без информации. | Модулями можно пользоваться без всякого труда в любой момент и в любом месте – дома, больнице и т.д. Ими можно меняться, распределять по различным школам. Каждый ученик может изучать любой материал в походящее время и в удобное время. |
Условия научения | |
Возможны индивидуальные различия в учении. Если обучаемый заинтересован в получении дополнительного материала, он должен найти его сам. В случае неудачи, преподаватель должен работать с ним отдельно, помогая ему не отстать от товарищей. На практике бывает и противоположный вариант – преподаватель не уделяет внимания затруднениям обучаемого и оставляет его одного. Обычно не хватает времени или средства для индивидуализированной диагностики или дополнительной педагогической помощи. | Модуль считается плохим, если большому количеству учащихся не удается решить поставленных перед ними задач. Если обучаемый заинтересован в более глубоком усвоении конкретной темы, он может легко получить необходимый дополнительный материал и учиться, не мешая другим. Если же усвоение материала дается трудно, то можно учиться в дополнительное время или получать индивидуальную помощь от преподавателя, не мешая другим проходить курс. |
Усвоение знаний | |
Большинство знает «кое-что обо всем». Реально, трудно надеяться, что подопечные смогут усвоить все наилучшим образом. | Медленно усваивающие материал учащиеся реализуют часть дидактических задач, но им может не хватить времени для усвоения всего материала за договоренное (установленное) время. Получив дополнительное время, они смогут усвоить большую часть или весь материал. |
Организация повторения | |
Часто повторяются именно те темы, к повторению которых склонен преподаватель. Иногда преподаватель требует повторить весь материал заново. | Повторение материала зависит от результатов усвоения. Если материал усвоен не полностью, целесообразно повторение. |
Закрепление знаний | |
При традиционном обучении знания закрепляются и корректируются чаще всего на этапе комплексного контроля – экзаменов. | Небольшой объем модуля обеспечивает немедленные контроль и коррекцию уровня усвоения. |
Контроль | |
Контрольные задания обычно составляется по пройденному курсу. Обучаемый часто не знает, как готовиться к контролю. Контрольные задания часто предназначены только для получения балла оценки, а не для настоящей обратной связи, т.е. не для установления уровня усвоения. Чаще всего используется нормативный контроль, т.е. оценка достижений конкретного ученика зависит от результатов обучения других членов группы. | Обучающимся указываются задачи, они знакомятся с критериями оценки их достижений. Контрольные задачи составляются с целью изменения степени, уровня усвоения. Контрольные вопросы преследуют цель оценить усвоенные знания, умения и навыки, закрепить усвоение, диагностировать трудности. Проводиться эталонный контроль (по критериям результативности обучения). Оценка результатов конкретного обучаемого не зависит от результатов класса. |
Неудача обучаемого | |
Плохое усвоение или, в крайнем случае, не усвоение материала обычно не замечается до конца четверти, года (экзамены). Нередко ученики стараются приобрести умения без должного багажа теоретических знаний. Потерпев неудачу, обучаемый часто вынужден повторять материал всего курса (года, четверти). | Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге обучения, поэтому курс усваивается законченными порциями. В случае неудачи на конкретных шагах обучения ученик должен повторно изучить конкретный модуль, а не весь курс. |
Гибкость | |
Традиционные курсы составляются на один семестр (четверть) или учебный год с опорой на соответствующие учебники или конспекты не являются гибкими. | Курсы могут быть очень гибкими, существует возможность их очень быстрого и нетрудоемкого изменения, так как структура модулей может быть очень разнообразной. |
Заключение
На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. На модульном уроке учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям (Приложение 1).
Самая результативная работа по технологии модульных уроков наблюдается в 10-11 классах. Учащиеся уже умеют работать по данной технологии, и мотивация к обучению у них высока. В старших классах лучше создавать модули с элементами зачетной системы. Для этого нужны спаренные уроки. Можно создавать модули в виде лекции и конференции. Есть модули-зачеты.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Как любая технология, модульная технология имеет свои «плюсы» и «минусы».
Преимущества данной технологии:
-самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и навыков;
-урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;
- каждый ученик работает с удобной для него скоростью, не смотря на предложенный учителем временной регламент;
- обеспечивается психологический комфорт учащихся (если ученик чего-то не знает, не может сразу найти нужную информацию, то коррекция знаний, предложенная в разработке, помогает справиться с проблемой);
-использование рефлексии (особое позитивное настроение вызывают комментарии в таблице оценок – «Ты молодец!», «Я тобой очень довольна!» и т.д., что повышает самооценку учащихся);
--форма урока создаёт условия успешности (практически все задания выполняются на «5» и «4»);
--возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.
Недостатки данной технологии:
--разработка урока требует большого объема времени (~1,5 часа);
--требуется большое количество бумаги, если задания выполняются на индивидуально распечатанных листах (можно выполнять задания в тетрадях).
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.
- Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т. к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.
- Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.
- Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).
- Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.
- Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения. Например лекционную систему можно сочетать с модульной.
Приложение 1
Лист учета контроля
Ф.И. учащегося ______________________ ______ баллов
Учебный элемент (УЭ) | Количество баллов по номерам заданий | Кол-во баллов | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||
Проверка изученного материала | ||||||
Изучение нового материала | ||||||
Закрепление | ||||||
Итого | ||||||
Оценка | ||||||
Критерии оценки
Кол-во правильных ответов | Уровень | Оценка и комментарии | |
19-20 | Очень высокий | 5+ | Так держать! |
17-19 | Высокий | 5 | Но ошибки все-таки были. |
14-16 | Средний | 4 | Ещё чуть-чуть и будет «5» |
10-13 | Низкий | 3 | Будьте внимательны на уроке! |
1-9 | Очень низкий | 2 | И о чём вы думаете на уроке? |
0 | Нулевой | 1 | Без комментариев… |
Приложение 2
Урок в 9 классе на тему «Формы естественного отбора»
Цели урока:
- Углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции.
- Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
Задачи урока:
- Сформировать понятия о различных формах естественного отбора.
- Выяснить какое биологическое значение имеют разные формы отбора для существования видов в природе,
- Научиться определять формы естественного отбора.
Оборудование: презентация «Естественный отбор», раздаточный материал: таблицы «Филогенетический ряд лошади» с описанием, «Живые ископаемые»; распечатка статьи «Формы естественного отбора в популяции»; модульные программы для учащихся (в печатном виде).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Актуализация знаний. Выполнение теста в модульной карте.
II. Вводная часть. Слайд №1
Учитель
Что такое естественный отбор? Слайд №2
Одним из доказательств этого может служить филогенетический ряд лошади.
«Филогенетический ряд лошади» и дается пояснение к нему. Слайд №3
«Живые ископаемые». Слайд №4
На слайде изображены кистеперая рыба латимерия, гаттерия и древнее голосеменное растение гинкго.
Учитель. Слайд №5
Проблемные вопросы:
При эволюционном развитии лошади произошли очень сильные изменения, как во внешнем, так и во внутреннем строении. Как можно объяснить факт существования многие миллионы лет знаменитой кистеперой рыбы латимерии, которая появилась на Земле в Девонский период, гаттерии, жившей еще в Триасовый период, дерево гинкго Пермского периода? На них не действуют силы эволюции?
Итак, наша с вами задача сегодня на уроке, работая с текстом учебника и дополнительной литературой, познакомиться с разными формами естественного отбора, выяснить, при каких условиях внешней среды они действуют, каковы результаты этих форм отбора. На основании этого ответить на поставленный вопрос.
III. Изучение нового материала:
Учитель: Познакомимся с формами отбора. Слайд №6
Учащиеся в течение урока продолжают работу с модульной картой, учебником и раздаточным материалом.
IV. Проверка: заполнение листа контроля в тетради. Слайды №7-9
V. Обсуждение проблемных вопросов
стественный отбор движущий стабилизирующий
Модульная программа для учащихся по теме «Формы естественного отбора»
Приложение 3
Урок в 8 классе на тему «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий. Оценка | ||||||
УЭ-0 | Цель урока: в результате овладения содержанием модуля знать о значении дыхания, отличии внешнего дыхания от внутреннего, строении органов дыхания; уметь объяснять механизм газообмена в легких и тканях; развивать учебные умения (самостоятельно работать с текстом и практические навыки работы с приборами) | Познакомьтесь с целью урока | ||||||
УЭ-1 | Цель: определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.
| Мотивация урока Объясните, используя имеющиеся знания. Работайте самостоятельно За каждый правильный ответ получаете 1 балл. | ||||||
УЭ-2 | Цель: определить значение дыхания и этапы дыхания. 1. Поясните схему на доске: Органические вещества + кислород ⇒энергия + вода + углекислый газ. Ответьте на вопросы: - Какое значение для организма имеют распад и окисление органических веществ? - Почему «Жизнь - это горение?» 2. Сформулируйте свое определение дыхания. Оцените свою работу по 5-балльной системе | Работайте самостоятельно Обсудите вопросы в парах и дайте ответ.
Запишите в тетради определение, данное учителем. | ||||||
УЭ-3 | Цель: определить взаимосвязь строения и функции органов дыхания.
- Почему нужно правильно дышать носом во время бега на холоде? - Чем объяснить слабость сосудов капилляров?
| Работайте самостоятельно Вывод используйте на уроках физкультуры Запишите в тетради: лизоцим - вещество, обеззараживающее микробы в слизистой носа. На 1 куб. см находится 150 желез. Обсудите в парах и сделайте вывод для себя Начертите таблицу в тетради и заполните | ||||||
УЭ-4 | Цель: провести динамическую паузу. Познакомиться с упражнениями на грудное и брюшное дыхание.
| Делайте предложенные упражнения дома во время выполнения домашних заданий | ||||||
УЭ-5 | Цель: изучить строение легких и механизм газообмена в легких и тканях.
альвеолы, легочная, пристеночная плевра, плевральная жидкость и объясните их смысл.
- В результате какого физического закона воздух свободно проходит через стенки альвеол и капилляров? - Что такое оксигемоглобин? - Сколько атомов кислорода переносит молекула гемоглобина?
| Выполняйте самостоятельно Работайте фронтально Подумайте, какую роль играет отрицательное давление? Работайте в парах. | ||||||
УЭ-6 | Цель: выполнить лабораторную работу. Определить состав выдыхаемого воздуха
| Работайте в группах по рядам | ||||||
УЭ-7 | Цель: определить степень усвоения знаний по теме урока.
Критерии оценок: «5» - 26-27 баллов «4» - 21-25 баллов «3» - 15-20баллов «2» - меньше 15 баллов
НА «5» решить биологическую задачу: Для образования яичной скорлупы необходим углерод крови курицы. Замечено, что в холодное время года толщина стенки скорлупы несколько толще, чем летом. Как можно объяснить данный факт? | Выполняйте самостоятельно Работайте по вариантам: I вариант - нечетные задания; II вариант - четные задания Прочитайте на доске номера правильных суждений. За каждый правильный ответ получаете 1 балл Ваша оценка за урок - |
Приложение 4
Обобщающий урок в 9 классе по теме «Учение об эволюции»
№УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-0 | Цель урока: в процессе овладения содержанием модуля повторить учебный материал темы «Учение об эволюции»; развить навыки самостоятельной работы, самоконтроля | Внимательно прочитайте цель урока. Ознакомьтесь со структурой урока (1 мин.). Задайте вопросы |
УЭ-1 | I. Цель: повторить основные ключевые вопросы темы:
|
Работайте устно фронтально. За каждый данный вами полный ответ получаете 2 балла. Успеха в работе! (время - 10 мин.) |
УЭ-2 | II. Цель: повторить основные термины темы. 1. Из перечня определений выберите подходящее по смыслу: I вариант 1.Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах - 2. Основная структурная единица в системе живых организмов - 3. Колебания численности особей внутри популяции - II вариант 1. Крупные эволюционные изменения, повышающие общий уровень организации - 2. Элементарная единица эволюции - 3. Расхождение признаков организмов внутри популяции - Понятия: а) идиоадаптация б) дивергенция в) вид г) волны численности д) дегенерация е) ароморфоз ж) популяция з) макроэволюция и) эволюция 2. Дай определение понятиям: I вариант Вид Борьба за существование II вариант Популяция Естественный отбор | Выполните задание письменно по вариантам. О каком понятии идет речь? Из перечня терминов выберите верные. Рядом с номером вопроса поставьте соответствующую букву ответа (Время 10 мин.) Запишите определение в тетради |
УЭ-3 | III Цель: проверить знания о систематических категориях 1. Расположите в определенной иерархии группы животных разных таксонов: I вариант Домовая мышь. Грызуны. Млекопитающие. Мышиные. Хордовые. Эукариоты. Животные. Мышь. II вариант Бурый медведь. Млекопитающие. Хордовые. Медведь. Медвежьи. Хищные. Животные. Эукариоты | Работайте по вариантам. Запишите таксоны в порядке возрастания (время ответа - 7 мин) |
УЭ-4 | IV Цель: проверить степень усвоения знаний по вопросу « Движущие силы эволюции»
I вариант – внутривидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями. II вариант – межвидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями. Вопрос: Почему одуванчик не может занять весь земной шар?
| Выполните задания по вариантам. Будьте внимательны. Время ограничено (5 мин.) |
УЭ-5 | V Цель: проверить степень усвоения знаний по теме «Направления эволюции». I вариант – назовите 4 ароморфозные черты рептилий. II вариант – назовите 4 идиоадаптационные черты млекопитающих | Выполните самостоятельно. Время ограничено (5 мин.) |
УЭ-6 | Цель: подведение итогов урока.
| . Индивидуально (1мин.) Вашу работу оценит учитель. Не забывайте, что можете получить индивидуальную консультацию у учителя |
УЭ-7 | Домашнее задание:Повторить материал 8 кл. «Систематическое положение человека» Индивидуально на «5» Написать реферат на тему «Мифы и легенды о происхождении человека» | Ответ можете найти в рабочей тетради за 8 класс (1 мин) |
Использованная литература
1.Блохин Н.В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования / Н. В. Блохин // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: Материалы международного симпозиума. Часть 1. - 2002. - С. 24-25.
2. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию», 1996 №1
3. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5
4.Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модульной технологии на уроках биологии
Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем...
Использование модульной технологии на уроках биологии
Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем...
Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся
Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...
Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся
Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...
Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"
Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....
Использование модульной технологии на уроках биологии
Одной из новых педагогических технологий является модульное обучение. Авторами модульной технологии являются И. Б. Сенновский и О.Ю.Бурцева. В своей работе я использую элементы данной технологии...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых ...