Использование модульной технологии на уроках биологии
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа№1 г. Кореновск
муниципального образования Кореновский район Краснодарский край
Учитель биологии МОБУ СОШ№1
высшей квалификационной категории
Тищенко Любовь Васильевна
Г.Кореновск 2012г
Использование модульной технологии на уроках биологии
При переводе общеобразовательной школы в новое качественное состояние значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых - модульное обучение. Авторами модульной технологии являются И. Б. Сенновский и О.Ю.Бурцева. В своей работе я использую элементы данной технологии.
Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Под модулем понимается целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами- это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. На модуль нужно смотреть глазами учащегося и с позиции его деятельности- что нужно сделать, чтобы научиться. Модуль- это не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и рекомендации по их выполнению. Через модули на печатной основе учитель «говорит» с каждым отдельным учеником.
Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- паритетные отношения учителя и учеников;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- возможность работы учащихся в парах, группах;
- возможность общения с товарищами;
- раннее предъявление результатов обучения;
- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
Один из элементов модульной технологии обучения - модульная программа.
Модульная программа составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы, последовательность уроков). Это не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению данной темы. Что включает в себя модульная программа?
- Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование.
- Отбор содержания учебного материала и приема учебной деятельности по овладению им.
- Распределения содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации теоретический материал темы); отработка содержания обучения ( семинары, лабораторные работы); контроль усвоения знаний ( итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
- Подбор обязательной и дополнительной литературы.
- Написание модульной программы.
- Распечатка модульных программ для учеников.
Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Для меня- это наиболее приемлемая форма использования этой технологии на уроках. Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными. Как правило, модульный урок лучше должен быть спаренным, так как необходимо определить исходный уровень знаний, дать новую информацию и отработать учебный материал. Но можно создавать и небольшие модули на один урок. Можно в урок включить всего 2-3 учебных элемента в 6 классе, когда учащиеся только знакомятся с данной методикой обучения. В прилагающихся модулях вы это увидите Приложение Урок в 6 классе «Значение листьев, его видоизменения»
Составляется модульный урок по следующему алгоритму:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения
- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы ( УЭ) и определение цели каждого из них;
- подбор необходимого фактического материала;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- составление модуля данного урока;
- подготовка необходимого количества копий текста урока ( для каждого ученика или один на парту)
Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержания которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много ( максимальное количество-7), но обязательны следующие:
УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
УЭ-1- включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом.
УЭ-2- отработка учебного материала.
УЭ-n (где n- номер последнего учебного элемента)- включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания ( оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию ( оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).
В начале урока необходимо определить цели деятельности учащихся - чему они научатся за урок. Например, в результате овладения содержанием модуля вы узнаете как правильно и рационально питаться, какие гигиенические правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи и т. д.
Далее каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. д.
Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщения учащихся, работа с учебником или дополнительной литературой.
После этого - отработка материала: лабораторные работы, ответы на вопросы, решение биологических задач. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля- само- и взаимоконтроль.
Заканчивается модульное занятие экспертным контролем ( контроль учителя), коррекцией знаний и умений. Экспертный контроль- это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после проведения контроля, а не на следующем, как при традиционном обучении.
На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия. В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. Приложение Урок в 8 классе «Строение и функции органов дыхания»
На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. В модульном уроке учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям.
Самая результативная работа по технологии модульных уроков наблюдается в 10-11 классах. Учащиеся уже умеют работать по данной технологии, и мотивация к обучению у них высока. В старших классах лучше создавать модули с элементами зачетной системы. Для этого нужны спаренные уроки. Можно создавать модули в виде лекции и конференции. Есть модули-зачеты. Приложение. Обобщающий урок в 9классе по теме «Учение об эволюции» Рекомендую внедрять элементы данной технологию в работу учителей района и предлагаю помощь в обучении данной технологии.
Урок №22
Тема: «Значение листа в жизни растения, его видоизменения»
№УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий. Оценка |
УЭ-0 | Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать: 1.Какие многочисленные функции выполняет лист 2. Как и почему происходит листопад.3. Какие бывают необычные листья; уметь объяснять механизм газообмена; развивать умение самостоятельно работать с текстом, выполнять творческие задания. | Внимательно прочитайте цель урока. Настройтесь на работу. Вы сможете сами оценить свои знания и получить хорошую оценку. У вас все получится! |
УЭ-1 | Цель: проверить степень усвоения знаний по внешнему и внутреннему строению листьев.
| Прочитайте цель УЭ-1 Сделайте рисунки карандашом и надписи к ним. На выполнение задания 7 мин. Внимательно читайте вопрос и предложенные к нему ответы. Выберите один верный.Время7 мин. На доске ответы. За каждый правильный ответ поставьте в конце своей работы 1бал. Суммируйте балы. Ваша оценка----------- |
УЭ-2 | Цель: определить основные функции листа.
ученых средних веков о значении листьев. Лист называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора, услада слуха». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу. Их обрывали и растение погибало.
него, какие основные функции выполняет лист. Многие из этих функций вам уже хорошо знакомы.
надпишите над ними названия выполняемых листьями функций. 5. Так зачем же растению лист?
| Прочитайте УЭ-2 Как вы думаете, почему растение погибало? Поднимайте руку и зарабатывайте 2 бала. Выполните творческое задание Обсудите в парах материал. Помогите друг другу. Проявите аккуратность. Надписи делайте понятно и грамотно. За правильно выполненную работу вы получите дополнительно 2 бала. Назовите все функции листа. Оценку за выполненную работу узнаете на следующем уроке. Вы хорошо самостоятельно работали. Учитель познакомит вас с дальнейшим планом работы на уроке. Выполните тестовые задания |
Урок
Тема «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.
№ учебн. элемента |
Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий. Оценка |
УЭ-0 | Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать о значении дыхания, отличии внешнего дыхания от внутреннего, строении органов дыхания; уметь объяснять механизм газообмена в легких и тканях; развивать учебные умения (самостоятельно работать с текстом и практические навыки работы с приборами) | Познакомьтесь с целью урока |
УЭ-1 | Цель: определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.
| Мотивация урока Объясните, используя имеющиеся знания. Работайте самостоятельно За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Ваша оценка --------- |
УЭ-2 | Цель: определить значение дыхания и этапы дыхания 1 Поясните схему на доске: Органические вещества + кислород энергия + вода + углекислый газ. Ответьте на вопросы: --Какое значение для организма имеет распад и окисление органических веществ? --Почему «Жизнь- это горение?» 2. Сформулируйте свое определение дыхания. Оцените свою работу по 5-бальной системе. | Работайте самостоятельно Обсудите вопросы в парах и дайте ответ.
Запишите в тетрадь определение, данное учителем. Ваша оценка----------- |
УЭ-3 | Цель: определить взаимосвязь строения и функции органов дыхания
--Почему правильно дышать носом во время бега на холоде? --Чем объяснить слабость сосудов капилляров? 3.Рассмотрите интерактивную модель гортани. Найдите голосовые связки.
Название органа строение функции | Работайте самостоятельно Вывод используйте на уроках физкультуры Запишите в тетрадь: лизоцим- вещество, обеззараживаюшее микробы в слизистой носа. На 1 куб. см находится 150 желез. Обсудите в парах и сделайте вывод для себя. Перечертите таблицу в тетрадь. |
УЭ-4 | Цель: провести динамическую паузу. Познакомиться с упражнениями на грудное и брюшное дыхание.
| Делайте предложенные упражнения дома во время подготовки домашних заданий. |
УЭ-5 | Цель: изучить строение легких и механизм газообмена в легких и тканях.
альвеолы, легочная, пристеночная плевра, плевральная жидкость и объясните их смысл.
--В результате какого физического закона воздух свободно проходит через стенки альвеол и капилляров? --Что такое оксигемоглобин? --Сколько атомов кислорода переносит молекула гемоглобина?
| Выполняйте самостоятельно Работайте фронтально. Подумайте, какую роль играет отрицательное давление? Внимательно смотрите и осмысливайте Работайте в парах. Вспомните кровеносную систему. Ваша оценка-------- |
УЭ-6 | Цель: выполнить лабораторную работу. Определить состав выдыхаемого воздуха
| Работайте в группах по рядам. |
УЭ-7 | Цель: определить степень усвоения знаний по теме урока. 1.Выберите из предложенных суждений пра вильные
2.Проверьте себя 3.Оцените себя
Критерии оценок: «5»--26-27 баллов «4»-- 21-25 баллов «3»-- 15-20баллов «2»-- меньше 15 баллов 5. Домашнее задание:§ 25-26, заполнить таблицу, объяснить понятия урока. НА «5» решить биологическую задачу: Для образования яичной скорлупы необходим углерод крови курицы. Замечено, что в холодное время года толщина стенки скорлупы несколько толще, чем летом. Как можно объяснить данный факт? Индивидуальное задание: изготовить модель Дондерса Спасибо за сотрудничество на уроке! | Выполняйте самостоятельно Работайте по вариантам: I-вариант –нечетные задания II вариант- четные задания Прочитайте на доске номера правильных суждений. За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Ваша оценка за урок -------- |
Обобщающий урок по теме
«Учение об эволюции» 9 класс
№УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выпол- нению заданий |
УЭ-0 | Цель урока: в процессе овладения содержанием модуля вы повторите учебный материал темы «Учение об эволюции»; будете развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроль. | Внимательно прочитайте цель урока. Ознакомитесь со структурой урока (1 мин.). Задайте вопросы. |
УЭ-1 | I. Цель: повторить основные ключевые вопросы темы.
| 1.Запишите число, тему урока. Поставьте номер варианта. Римскими цифрами отмечайте этапы урока. Работайте устно фронтально. За каждый данный вами полный ответ получаете 2 бала. Успеха в работе! ( время 10 мин.) |
УЭ-2 | II.Цель: повторить основные термины темы. 1. Из перечня определений выбери подходящее по смыслу: I вариант 1.Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах------ 2. Основная структурная единица в системе живых организмов------- 3. Колебания численности особей внутри популяции------- II вариант 1. Крупные эволюционные изменения, повышающие общий уровень организации----- 2. Элементарная единица эволюции------ 3. Расхождение признаков организмов внутри популяции---- Понятия: а) идиоадаптация б) дивергенция в) вид г) волны численности д) дегенерация е) ароморфоз ж) популяция з) макроэволюция и) эволюция 2. Дай определение понятиям: I вариант Вид Борьба за существование II вариант Популяция Естественный отбор | Выполните задание письменно по вариантам. О каком понятии идет речь? Из перечня терминов выберите верные. Рядом с цифрой вопроса поставьте соответствующую букву ответа. (Время 10 мин.) Запишите определение в тетрадь. |
УЭ-3 | III Цель: проверить знания систематических категорий. 1. Расположите в определенной иерархии группы животных разных таксонов: I вариант Домовая мышь. Грызуны. Млекопитающие. Мышиные. Хордовые. Эукариоты. Животные. Мышь. II вариант Бурый медведь. Млекопитающие. Хордовые. Медведь. Медвежьи. Хищные. Животные. Эукариоты. | Работайте по вариантам. Запишите таксоны в порядке возрастания. (Время ответа 7 мин). |
УЭ-4 | IV Цель: проверить степень усвоения знаний по вопросу « Движущие силы эволюции».
I вариант – внутривидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями. II вариант – межвидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями. Вопрос: Почему одуванчик не может занять весь земной шар?
| Выполните задания по вариантам. Будьте внимательны. Время ограничено (5мин.). |
УЭ-5 | V Цель: проверить степень усвоения знаний по вопросу «Направления эволюции». I вариант – назовите 4 ароморфозные черты рептилий. II вариант – назовите 4 идиоадаптационные черты млекопитающих. | Выполните самостоятельно. Время ограничено (5 мин.). |
УЭ-6 | Цель: подведение итогов урока.
| . Индивидуально (1мин.) Вашу работу оценит учитель. Не забывайте, что можете получить индивидуальную консультацию у учителя. |
УЭ-7 | Домашнее задание:Повторить 8 кл. Систематическое положение человека. Индивидуально на «5» «Мифы и легенды о происхождении человека» Благодарю за сотрудничество! | Ответ можете найти в рабочей тетради за 8 класс ( 1 мин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
Новая парадигма образования состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консульт...
Использование модульной технологии на уроках биологии
Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем...
Использование модульной технологии на уроках химии в 10 классе по теме : «Непредельные углеводороды»
В условиях реализации личностно ориентированной концепцииобучения возникла необходимость внедрения развивающихпедагогических технологий, одна из которых -проблено-модульноеобучение....
Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения
Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...
Использование модульных технологий на уроках географии
- Что же такое модульная технология?- Что такое модуль?- Какова роль учителя на таком уроке?- Каковы действия учащихся...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Представляю Вашему вниманию методические материалы по теме: "Использование модульного обучения на уроках биологии в средней общеобразовательной школе". Содержание теме качественно раскрывается через ф...
Использование модульной технологии на уроках биологии
Одной из новых педагогических технологий является модульное обучение. Авторами модульной технологии являются И. Б. Сенновский и О.Ю.Бурцева. В своей работе я использую элементы данной технологии...