Рабочая программа учебного курса " Природоведение" для 5-6 класса
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)

Елисеева Людмила Александровна

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение". Разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(ВАРИАНТ 1) (Для индивидуального обучения детей на дому)

Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Эртильская  средняя общеобразовательная школа №1»

                Рассмотрена:

на заседании

педагогического    совета

МКОУ « Эртильская СОШ  №1»

Протокол № 1от 28.08.2020г.              

Согласована:

Заместитель директора по УВР

                        

    28.08.2020 г

Утверждена:

приказом директора МКОУ «Эртильская СОШ №1»

  от  30.08.2020 г  

Директор школы

                   

Рабочая программа

учебного предмета

«Природоведение»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

(ВАРИАНТ 1)

(Для индивидуального обучения детей на дому)

Программу разработала:

учитель биологии ВКК

МКОУ «Эртильская  СОШ № 1»

Елисеева Л.А.

2020 г.

Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант1 МКОУ «Эртильская СОШ №1»;
  • Учебного плана МКОУ «Эртильская СОШ «1».
  • Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

     Основными целями рабочей программы являются:

  • - подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
  • - формирование понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
  • - формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
  • - воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам

Рабочая программа реализуется через учебно-методический комплект авторов.М Т. Лифановой, Е.Н. Соломиной, М Просвещение 2017.:

Целью реализации рабочей программы является: усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачами учебного предмета являются:

― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

― воспитание социально значимых качеств личности.

Рабочая программа по природоведению рассчитана на 2 года.

Общее количество часов за уровень обучения составляет – 70 часов,

со следующим распределением по классам:

5 класс – 35 часов

6 класс – 35часов

Содержание учебников по природоведению разделено на шесть разделов «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально – личностного отношения к природе и применение практических сведений к повседневной жизни учащимися с нарушением интеллекта.

Распределение учебного времени

Программа предусматривает изучение предмета в объеме  1часа в неделю, 35 часов в год.

N

п/п

Класс

Наименование курса

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

5 класс

Природоведение

1 часа

35 часов

2

6 класс

Природоведение.

1 часа

35 часов

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты 

Личностные результаты

1. Осознавать себя как гражданина, воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну;

2. Воспитывать уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3. Формировать адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7.Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

 совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

8. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассника в случае возникновения затруднений при выполнении различных работ. Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях.

9.Формирование готовности к самостоятельной жизни. формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе.

10. Воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного поведения в природе

11.  Воспитание понимания  бережного отношения и любви  к природе

Предметные результаты  представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

5 класс

Неживая природа

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное ископаемое);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;  знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото- полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные металлы);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

6 класс

Живая природа

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;  знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Дифференцированный уровень   предназначен для уч-ся, имеющих  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;        

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя

Требования к базовым учебно – познавательным действиям к курсу «Природоведение»

        Учащиеся должны знать

что изучает природоведение.

-предметы и объекты живой и неживой природы.

-название нашей планеты и ее форму, значение Солнца для жизни на Земле.

-свойства воды, воздуха, почвы.

-названия полезных ископаемых, их свойства, использование человеком.

-основные формы поверхности.

-виды водоемов.

-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (рыбы, насекомые, птицы, звери)

-среду обитания и разнообразие растительного и животного мира.

-название своей страны и ее столицы, некоторых народов, ее населяющих.

-названия важнейших географических объектов.

-названия представителей растительного и животного мира России и своего края.

-названия некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных своей местности.

-правила поведения в природе.

-названия частей тела и основных органов, их назначение.

-факторы здорового образа жизни.

-основные санитарно – гигиенические нормы и правила оказания доврачебной помощи

Учащиеся должны уметь

наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительном и животном мире своей местности.

-заполнять дневники н6аблюдений.

Называть разнообразных представителей животного и растительного мира.

-ухаживать за домашними животными и культурными растениями.

-демонстрировать простейшие опыты.

-показывать части тела.

-демонстрировать образец правильной осанки.

-оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела.

-соблюдать правила элементарной гигиены.

-выполнять зарисовки и изготовлять простейшие макеты форм поверхности.

Составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.

Содержание учебного курса «Природоведение»

Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия».

5 класс

Неживая природа (35ч)

Введение (1ч)

Что такое природоведение? Знакомство с учебником и учебной тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.

Живая природа: растения, животные, человек.

Вселенная (4ч)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.

Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Наш дом – Земля (22ч)

Планета Земля. Оболочки земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1ч).

Воздух (5ч)

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Температура воздуха. Знакомство с термометром. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойства не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водный пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Полезные ископаемые (7ч)

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Медь. Их свойства и применение.

Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.

Охрана недр.

Вода (7ч)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

Свойства воды как жидкости: непостоянство формы. Способность растворять некоторые твердые вещества. Учет и использование свойств воды.

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды.

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Расширение при замерзании.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды, суши.

Воды, суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

Охрана воды.

Поверхность суши. Почва (4ч)

Равнины, холмы, овраги. Горы.

Почва – верхний слой земли. Состав почвы: Перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Есть на Земле страна Россия (7ч)

Россия – Родина моя. Место России на карте мира.

Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, Озеро Байкал, реки Волга, Енисей и др.

Москва – столица России. Санкт-Петербург.

Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск.

Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население, народы России.

Наш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоемы, занятия населения. Достопримечательности.

Обобщение раздела «Неживая природа» (1ч)

Тематическое планирование уроков по учебному курсу

«Природоведение»

5 класс

п\п

Тема урока

Количество часов

Введение

1

1

Что такое природоведение? Предметы и явления живой и неживой природы

1

Вселенная

4

2

Небесные тела: планеты, звезды

1

3

Солнечная система. Солнце

1

4

Полеты в космос

1

5

Смена дня и ночи. Сезонные изменения в природе

1

Наш дом - Земля

22

Воздух

5

6

Планета Земля. Оболочки Земли

1

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

1

7

Свойства воздуха. Движение воздуха. Температура воздуха

1

8

Движение воздуха в природе. Ветер

1

9

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Углекислый газ и азот

1

10

Значение и охрана воздуха. Обобщение по теме «Воздух»

1

Полезные ископаемые

14

11

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи

1

12

Гранит, известняк . Песок, глина

1

13

Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь

1

14

Нефть. Внешний вид, свойства. Добыча и использование.

1

15

Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту

1

16

Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы

1

17

Охрана полезных ископаемых. Обобщение темы.

1

Вода

14

18

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов

1

19

Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества.Питьевая вода

1

20

Три состояния воды. Температура и ее измерение. Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании

1

21

Свойства воды. Лабораторная работа

1

22

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

1

23

Воды суши: ручьи, реки. Озера , болота, пруды. Моря и океаны

1

Поверхность суши. Почва

6

24

Равнины, холмы, овраги. Горы

1

25

Почва – верхний слой земли. Состав почвы. Разнообразие почв

1

26

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы

1

27

Охрана почвы .Обобщение по теме «Почва»

1

Есть на Земле страна Россия

14

28

Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны, омывающие берега России.

1

29

Горы и равнины на территории нашей страны

1

30

Реки и озера России

1

31

Москва – столица России. Санкт-Петербург. Города «золотого кольца»

1

32

Население и народы России. Наш город

1

33

Важнейшие географические объекты нашего города

1

34

Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия»

35

Неживая природа. Обобщающий урок. Экскурсия

1

        

6 класс

Живая природа (35ч)

Введение (1ч)

Растительный мир Земли (9ч)

Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Строение растений.

Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения.

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.

Дикорастущие кустарники.

Культурные кустарники.

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид, места произрастания.

Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка. Правила сбора. Использование.

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония, фиалки.

Растительный мир разных районов Земли.

Растения нашей страны.

Растения нашей местности.

Красная книга России и своего края.

Животный мир Земли (18ч)

Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения.

Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы.

Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний вид. Место и значение в природе.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные рыбы.

Земноводные. Лягушки и жабы.

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки.

Охрана птиц. Птицы своего края.

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.

Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, свиньи, овцы.

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские свинки. Хомяки. Черепахи. Кошки. Собаки. Правила ухода и содержания.

Животные холодных районов Земли.

Животные умеренного пояса.

Животные жарких районов Земли.

Животный мир нашей страны.

Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.

Животные своей местности. Красная книга области.

Человек (6ч)

Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровый образ жизни человека. Правила личной гигиены.

Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена.

Органы чувств. Значение органов чувств.

Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.

Здоровое питание, разнообразие продуктов питания. Витамины. Режимы гигиены.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка. Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города.

Тематическое планирование уроков по учебному курсу

«Природоведение»

6 класс

п\п

Тема урока

Количество часов

Введение

1

1

Живая природа. Растения, животные, человек

Растительный мир

9

2

Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений

1

3

Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. Строение растений

1

4

Лиственные деревья. Хвойные деревья

1

5

Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники

1

6

Культурные кустарники

1

7

Травы . Декоративные растения

1

8

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.Лекарственные растения

1

9

Растительный мир разных районов Земли. Растительный мир нашей местности

1

10

Красная книга России и нашей области. Обощение по теме.

1

Животный мир

18

11

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

12

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

1

13

Насекомые . Бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы

1

14

Морские и речные рыбы

1

15

Земноводные: лягушки, жабы

1

16

Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы

1

17

Птицы.Ласточки, скворцы, снегири, орлы Птицы нашего края.

1

18

Лебеди, журавли, чайки Птицы нашего края. Охрана птиц

1

19

Общие признаки млекопитающих. Млекопитающие суши

1

20

Млекопитающие морей и океанов

1

21

Домашние животные в городе и деревне . Сельскохозяйственные животные лошади, коровы.

1

22

Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы. Домашние птицы

1

23

Уход за животными в живом уголке или дома. Аквариумные рыбки

1

24

Попугаи, канарейки Морские свинки, хомяки, черепахи.

1

25

Домашние кошки. Собаки

1

26

Животные холодных и жарких районов Земли

1

27

Охрана животных .Заповедники.  Заказники. Красная книга России Красная книга Воронежской области

1

28

Обобщающий урок по теме: «Животный мир»

1

Человек

6

29

Как устроен и работает наш организм

1

30

Здоровый образ жизни человека . Осанка

1

31

Органы чувств. Правила гигиены и охрана органов чувств

1

32

Здоровое питание

1

33

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

34

Специализация врачей. Медицинские учреждения

1

Повторение

1

35

Обобщающий урок. Неживая природа. Живая природа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы в 5 классе

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина

Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...

Тематическое планирование и рабочая программа курса алгебры в 7 классе

Материал содержит рабочую программу по алгебре (7 класс), составленную на основе Государственного стандарта, ориентированную на учебник под редакцией С.А.Теляковского (2008 год издания). Тематическое ...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...