Рабочая программа биология 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ

7 КЛАСС



        Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе  Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

№ 15 города Кузнецка , используя учебно-методический  комплекс под редакцией

В.И. Сивоглазова  (М.: Просвещение, 2021г.).

         Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

         Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

         Курс биологической дисциплины входит в число естественных наук изучающих
природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
        С учетом вышеназванных подходов основными целями биологического образования являются:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
   

               I.   ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

     Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы


II.   ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 7 класс (70 часов)

 Раздел 1. Зоология – наука о животных (5 часов)

Правила работы в кабинете биологии, работы с биологическими приборами и инструментами. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 2. «Многообразие животного мира: беспозвоночные» (25 часа)

Одноклеточные  животные,  или  Простейшие.  Общая  характеристика  простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний,  вызываемых  одноклеточными  животными.  Тип  Кишечнополостные Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Типы червей. Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Лабораторные работы  «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных».
                                           «Изучение внешнего строения насекомого»
Практическая работа    «Изготовление муляжей типов развития насекомых»

Раздел 3. «Многообразие животных: позвоночные» (22 часов)

Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приёмы выращивания птиц и ухода за ними. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие - переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих.

Лабораторные работы  «Изучение строения позвоночного животного»
                                          «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»
                                          «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»
Практическая работа   «Изготовление муляжа скелета и зубной системы
                                            млекопитающих»

Раздел 4. «Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре»
(15 часов)

Роль животных в природных сообществах. Основные этапы развития животного мира на земле. Значение животных в искусстве и научно-технических открытиях

Экскурсия    «Весенние явления в жизни животных»

Повторение (3 часа)

III.   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема, содержание

Характеристика  основных видов
деятельности

Кол-во
часов

Раздел 1.   Зоология – наука о животных (5 часов)

1.

Что изучает зоология? Строение тела животного.

Зоология - наука о животных. Систематика животных. Особенности строения клеток и тканей животных. Системы органов животного организма. Отличительные черты животных. 

Объяснять сущность понятий «зоология», «клетка», «ткань», «орган», «система органов». Выявлять черты сходства и различия между животными и растениями. Устанавливать систематическую принадлежность основных групп животных. Приводить доказательства того, что организм животного – биосистема.

1

2.

Место  животных  в природе и жизни человека

Среды  и  места  обитания  животных. Приспособления животных к различным средам и местам обитания. Влияние смены сезонов на жизнь животных. Взаимоотношения животных в природе. Значение животных в жизни человека.

Объяснять  сущность  понятий  «среда обитания», «места обитания». Определять внешние признаки животных, связанные со средой их обитания. Описывать приспособления животных к среде обитания. Устанавливать влияние смены сезонов на жизнь животных. Выявлять взаимоотношения животных в природе. Описывать формы влияния человека на животных. Объяснять роль животных в жизни человека

4

Раздел 2. «Многообразие животного мира: беспозвоночные» (25 часа)

3

Общая  характеристика простейших

Общая характеристика подцарства. Простейшие. Среда обитания. Клетка простейшего- целостный организм. Особенности строения и жизнедеятельности простейших

Выделять признаки простейших. Выявлять черты сходства и различия в строении клетки простейших и клетки растений. Аргументировать вывод: клетка простейшего- целостный организм.

1

4.

Корненожки и жгутиковые

Общая характеристика корненожек и жгутиковых. Строение и жизнедеятельность корненожек и жгутиковых. Разнообразие корненожек и жгутиковых.

Выделять признаки корненожек и жгутиковых. Распознавать на рисунках, в таблицах представителей этих простейших. Характеризовать среду обитания корненожек и жгутиковых. Объяснять взаимосвязь  строения  корненожек  и жгутиковых со средой обитания и способом  питания.  Приводить  примеры смешанного питания жгутиковых.

2

5.

Образ жизни и строение инфузорий. Значение простейших

Строение и жизнедеятельность инфузорий. Разнообразие инфузорий. Значение простейших в природе и жизни человека.  

Выделять признаки инфузорий. Распознавать на рисунках, в таблицах представителей этих простейших. Характеризовать инфузорий как наиболее сложноорганизованных простейших. Объяснять значение простейших в природе и жизни человека. Научиться  готовить  микропрепараты. Наблюдать  двигающихся  простейших под микроскопом. Фиксировать и обобщать  результаты  наблюдений,  делать выводы. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

3
(1 л/р)

6.

Общая  характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные

Общая характеристика подцарства Многоклеточные. Общая характеристика кишечнополостных. Полип. Медуза. Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры

Выделять признаки представителей подцарства Многоклеточные. Выделять существенные признаки кишечнополостных. Объяснять наличие у кишечнополостных  лучевой  симметрии.  Характеризовать признаки более сложной организации. Объяснять значение дифференцированности каждого слоя клеток гидры

1

7.

Многообразие и значение кишечнополостных

Многообразие кишечнополостных. Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Среда обитания. Жизненные циклы. Значение кишечнополостных в природе

Характеризовать особенности организации и жизнедеятельности гидроидных, сцифоидных, коралловых полипов. Различать на рисунках, в таблицах, на живых объектах представителей этих классов. Объяснять значение кишечнополостных в природе

1

8.

Общая  характеристика червей. Тип Плоские черви: ресничные черви

Общая характеристика червей. Особенности  строения  и  жизнедеятельности плоских червей. Ресничные черви. Белая планария: внешнее и внутреннее строение. Размножение белой планарии

Характеризовать  тип  Плоские  черви. Выделять характерные признаки ресничных червей. Объяснять взаимосвязь строения  систем  органов  ресничных червей с выполняемой функцией. Различать на рисунках, в таблицах представителей плоских червей. Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными

1

9.

Паразитические  плоские черви - сосальщики и ленточные черви

Особенности строения и жизнедеятельности паразитических плоских червей.Сосальщики. Ленточные черви (цепни). Приспособления к паразитизму. Жизненный цикл печёночного сосальщика. Жизненный цикл бычьего цепня. Профилактика заражения паразитическими червями

Выделять характерные признаки сосальщиков и ленточных червей. Различать их на рисунках, в таблицах. Объяснять взаимосвязь  строения  паразитических червей со средой обитания и способом питания.  Аргументировать  необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний,  вызываемых  паразитическими червями, и использовать эти меры профилактики

2

10.

Тип Круглые черви

Общая характеристика круглых червей(особенности строения и жизнедеятельности). Многообразие круглых паразитических червей. Жизненный цикл аскариды. Профилактика заражения круглыми паразитическими червями

Характеризовать  тип  Круглые  черви. Различать  на  рисунках,  в  таблицах представителей круглых червей. Описывать цикл развития аскариды. Использовать меры профилактики заболеваний, вызываемых круглыми паразитическими червями. Приводить доказательства более сложной организации круглых червей по сравнению с плоскими червями

2

11.

Тип Кольчатые черви: общая характеристика

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Вторичная полость тела

Характеризовать тип Кольчатые черви. Приводить доказательства более сложной организации кольчатых червей по сравнению с круглыми червями. Объяснять значение возникновения вторичной полости (целома)

1

12.

Многообразие  кольчатых червей

Малощетинковые черви, места обитания и значение в природе. Особенности строения (внешнего и внутреннего) дождевого червя. Многощетинковые черви, места обитания, особенности строения. Значение кольчатых червей в природе.

Различать  на  рисунках,  в  таблицах представителей кольчатых червей. Объяснять взаимосвязь строения кольчатых червей со средой обитания и особенностями  жизнедеятельности.  Объяснять значение кольчатых червей в природе.Проводить биологические исследования, фиксировать и объяснять их результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

1

13.

Основные черты членистоногих

Общая характеристика типа Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих

Выделять существенные признаки членистоногих. Характеризовать особенности строения и функционирования основных систем органов. Приводить доказательства более сложной организации членистоногих по сравнению с другими беспозвоночными. Различать на рисунках, в таблицах представителей членистоногих

1

14.

Класс Ракообразные

Общая  характеристика  ракообразных. Среда обитания, особенности строения и  жизнедеятельности  ракообразных. Значение и многообразие ракообразных

Выделять существенные признаки ракообразных. Различать на рисунках, в та-блицах, на живых объектах представителей ракообразных. Объяснять взаимосвязь строения речного рака со средой его обитания

1

15.

Класс Паукообразные

Общая характеристика паукообразных. Среда обитания, особенности строения и  жизнедеятельности  паукообразных. Разнообразие и значение паукообразных

Выделять существенные признаки паукообразных. Характеризовать особенности строения паукообразных. Различать на рисунках, в таблицах, на живых объектах  представителей  паукообразных. Объяснять взаимосвязь строения паукообразных со средой обитания и особенностями жизнедеятельности

1

16.

Класс Насекомые. Общая характеристика

Общая характеристика класса Насекомые.  Распространение,  особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности. Развитие насекомых с неполным  и  полным  превращением. Общественные насекомые.

Выделять существенные признаки насекомых.  Характеризовать  особенности строения и функционирования основных систем органов. Различать на рисунках, в таблицах, на живых объектах представителей насекомых. Определять тип развития насекомого. Проводить биологические исследования, фиксировать и объяснять их результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

3
(1 л/р, 1 п/р)

17.

Многообразие  насекомых. Значение насекомых

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Выделять существенные признаки насекомых. Различать на рисунках, в таблицах, на живых объектах представителей насекомых. Объяснять значение насекомых в природе и жизни человека. Определять тип развития насекомых. Устанавливать стадии развития насекомых с неполным и полным превращением. Фиксировать  результаты,  делать  выводы

1

18.

Образ жизни и строение моллюсков

Общая характеристика типа Моллюски. Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.

Выделять существенные признаки моллюсков. Различать на рисунках, в таблицах, на живых объектах представителей моллюсков. Сравнивать внутреннее строение моллюсков и кольчатых червей, выявлять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Устанавливать особенности строения  раковин  моллюсков,  выявлять черты сходства и различия. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

1

19.

Многообразие  моллюсков. Их роль в природе и жизни человека

Многообразие моллюсков. Классы: Брюхоногие моллюски, Двустворчатые моллюски, Головоногие моллюски. Класс Брюхоногие моллюски: среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие брюхоногих моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Класс Двустворчатые моллюски,  среда  обитания,  особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие двустворчатых моллюсков и их значение в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки моллюсков. Различать на рисунках, в таблицах, на живых объектах представителей моллюсков. Объяснять взаимосвязь строения моллюсков со средой обитания и особенностями жизнедеятельности. Характеризовать способы питания брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Объяснять значение моллюсков в природе и жизни человека

2

Раздел 3.   «Многообразие животных: позвоночные» (22 часов)

20.

Особенности  строения хордовых  животных. Низшие хордовые

Общие признаки типа Хордовые. Подтипы: Бесчерепные, Позвоночные. Внешнее и внутреннее строение ланцетника. Хорда

Выделять существенные признаки хордовых. Объяснять принципы классификации хордовых. Приводить доказательства более сложной организации хордовых по сравнению с беспозвоночными. Выделять существенные признаки представителей подтипа Позвоночные

2
(1 л/р)

21

Строение и жизнедеятельность рыб

Общая характеристика рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб, связанные с водной средой обитания. Строение опорно-двигательной системы. Размножение и развитие рыб.

Выделять существенные признаки рыб. Объяснять  зависимость  внешнего  и внутреннего строения рыб от среды обитания. Устанавливать отдельные части скелета и их функции. Различать на рисунках, в таблицах органы и системы органов рыбы. Выявлять характерные черты строения внутренних органов и систем. Приводить доказательства более сложной организации рыб по сравнению с ланцетником. Описывать особенности  размножения  рыб.  Оценивать роль нереста и миграций в жизни рыб. Изучать и описывать внешнее строение рыб, особенности их передвижения. Делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

2
(1 л/р)

22.

Многообразие рыб. Значение рыб

Классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Общая характеристика классов. Многообразие видов. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб, приспособления к среде обитания. Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел и разведение рыбы. Охрана рыбных запасов

Объяснять  принципы  классификации рыб. Описывать внешнее строение и выделять  особенности  внутреннего строения изучаемых рыб. Различать на рисунках, в таблицах, на живых объектах представителей рыб основных систематических групп. Характеризовать основные промысловые группы рыб. Называть виды рыб, встречающихся в вашей  местности.  Объяснять  значение рыб в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость охраны рыб

2

23.

Класс Земноводные, или Амфибии

Общая характеристика класса Земноводные. Среда обитания. Внешнее строение, особенности строения кожи. Внутреннее строение, признаки усложнения. Приспособления к среде обитания. Размножение и развитие земноводных. Многообразие  земноводных.  Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных

Выделять существенные признаки земноводных. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания. Приводить доказательства  более  сложной  организации земноводных по сравнению с рыбами. Характеризовать жизненный цикл земноводных. Сравнивать особенности размножения рыб и земноводных животных, делать выводы на основе сравнения. Различать на рисунках, в таблицах, на живых объектах представителей земноводных. Объяснять значение земноводных в природе и жизни человека. Обосновывать  необходимость  охраны

2

24.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Среда обитания. Происхождение. Внешнее строение. Приспособления к среде обитания. Внутреннее строение.  Черты  сходства  и  различия строения  систем  органов  пресмыкающихся и земноводных. Размножение и развитие  пресмыкающихся.  Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки пресмыкающихся. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания. Приводить доказательства более сложной организации пресмыкающихся по сравнению  с  земноводными.  Описывать процессы размножения и развития пресмыкающихся. Характеризовать основные отряды пресмыкающихся. Различать на рисунках, в таблицах, на живых объектах  представителей  пресмыкающихся. Сравнивать представителей различных групп пресмыкающихся, находить черты сходства и различия. Распознавать  пресмыкающихся,  опасных для человека, соблюдать правила поведения в природе. Обосновывать необходимость охраны пресмыкающихся.

2

25.

Особенности  строения птиц

Общая характеристика птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособления к полёту. Теплокровность, её роль в жизни птиц.

Выделять существенные признаки птиц. Объяснять  зависимость  внешнего  и внутреннего строения птиц от приспособленности к полёту. Объяснять значение теплокровности для птиц. Сравнивать строение птиц и пресмыкающихся, выявлять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Различать на рисунках, в таблицах основные части тела, органы и системы органов  птиц.  Выявлять  характерные черты строения и особенности функционирования внутренних органов и систем птиц. Изучать и описывать внешнее строение птиц, их перьевой покров.

2
(1 л/р)

26.

Размножение и развитие  птиц.  Значение птиц

Сезонные изменения в жизни птиц. Особенности размножения и развития птиц, органы размножения. Строение яйца. Выводковые и гнездовые птицы. Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Систематика птиц

Характеризовать особенности строения органов размножения птиц. Объяснять особенности строения яйца, значение его частей. Распознавать выводковых и гнездовых  птиц.  Объяснять  значение птиц в природе и жизни человека. Объяснять принципы классификации птиц. Устанавливать систематическую принадлежность  птиц  (классифицировать). Представлять информацию о домашних птицах своего края в виде презентации

1

27.

Особенности  строения млекопитающих

Общая характеристика млекопитающих. Происхождение  млекопитающих.  Особенности внешнего и внутреннего строения.

Выделять существенные признаки млекопитающих. Выявлять характерные особенности строения тела млекопитающего.  Приводить  доказательства  более сложной  организации  млекопитающих по сравнению с птицами. Различать на рисунках,  в  таблицах  представителей млекопитающих. Изучать и описывать внешнее строение млекопитающих, их скелета и зубов. Делать выводы.

2
(1 п/р)

28.

Размножение и сезонные явления в жизни млекопитающих. Классификация млекопитающих

Размножение и развитие млекопитающих. Плацента. Смена сезонов и жизнедеятельность млекопитающих. Разнообразие млекопитающих. Экологические группы млекопитающих. Систематические группы млекопитающих. Подклассы: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные

Характеризовать особенности размножения млекопитающих. Объяснять роль плаценты  в  жизни  млекопитающих Характеризовать сезонные изменения в жизни  млекопитающих.  Различать  на рисунках, в таблицах представителей млекопитающих. Объяснять принципы классификации млекопитающих. Устанавливать  систематическую  принадлежность млекопитающих (классифицировать)

5

29.

Отряды  плацентарных млекопитающих

Общая  характеристика  представителей основных отрядов подкласса Плацентарные. Характерные черты строения и  особенности жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека

Сравнивать  особенности  строения  и жизнедеятельности представителей изучаемых отрядов, делать выводы на основе сравнения. Различать на рисунках,в таблицах, на живых объектах представителей основных отрядов плацентарных млекопитающих. Представлять информацию о многообразии млекопитающих своего края

1

30.

Человек и млекопитающие

Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Одомашнивание животных. Сельскохозяйственные животные. Млекопитающие – переносчики опасных заболеваний. Охрана млекопитающих

Объяснять значение млекопитающих в природе и жизни человека. Объяснять процесс  одомашнивания  млекопитающих, характеризовать его основные направления. Называть группы животных, имеющих важное хозяйственное значение. Обосновывать необходимость охраны млекопитающих

1


Раздел 4.   «Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре»
(15 часов)

31.

Роль животных в природных сообществах

Понятие  о  природных  сообществах (биоценозах). Пищевые связи в биоценозах.  Участие  живых  организмов  в круговороте веществ. Биосфера

Объяснять взаимосвязи организмов в экосистеме. Объяснять значение круговорота веществ. Наблюдать и описывать экосистемы своего края

6 (экскурсия)

32.

 Основные этапы развития животного мира на Земле

Происхождение и эволюция беспозвоночных  животных.  Происхождение  и эволюция хордовых животных

Характеризовать основные этапы эволюции  животных.  Описывать  этапы развития беспозвоночных, освоение ими различных сред обитания. Объяснять причины выхода животных на сушу. Объяснять эволюцию хордовых как результат изменения окружающей среды

4

33

Значение животных в искусстве  и  научно-технических открытиях

История отношений человека и животных. Животные в первобытном искусстве, живописи, архитектуре и скульптуре, музыке и литературе. Животные и наука. Зверинцы и зоопарки

Характеризовать  историю  отношений человека и животных, их гуманитарную роль в развитии человеческого общества. Приводить примеры использования человеком животных в искусстве, примеры  животных-символов.  Приводить примеры механизмов и машин, идеи для создания которых человек позаимствовал у животных

5

34

Повторение « Особенности строения, происхождения многообразия и значения царств живой природы

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...