Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»
рабочая программа по биологии (5 класс)

Гунькина Нина Алексеевна

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса.

Согласно федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, изучении биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
  • систематизация знаний учащихся об объектах живой природы, полученных ими  при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
  • формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologi_5_klass.docx74.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Высокогорненского городского поселения

Рассмотрено Руководитель МО учителей общественных и    естественных наук  

_______

Протокол №

«_30_»__08_2019

Согласовано    Заместитель директора по УВР

______

«_30_»___08  2019

Утверждено                               Директор школы

______

приказ № 159     от

«_30»____08__2019

Принято решением педагогического совета протокол №  1   от

«_30»__08__2019

Рабочая программа 5 класс

«Биология. Введение в биологию»

Автор  составитель: Гунькина  Нина Алексеевна, учитель высшей категории

Рабочая программа  по биологии составлена на основе:

-Федерального  Государственного образовательного стандарта основного общего  образования по биологии;

-Программы для общеобразовательных  учреждений биология 5-9 классы М.: Дрофа, 2013г

Учебник: Биология:  Введение в биологию  5 кл.: Учеб. для  общеобразоват. учеб.  заведений /   Н. И. Сонин , А.А. Плешаков –М.: Дрофа 2016г.

2019-2020 учебный год

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Требования к уровню подготовки учащихся по биологии ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности. Личностные,   метапредметные  и  предметные  результаты освоения курса биологии.  

Личностным  результатом изучения предмета  является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • Осознание потребности и готовности к самообразованию;
  • Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения  здоровья;
  • Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
  • Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей сточки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

др.

Метапредметным результатом    изучения  курса является формирование универсальных  учебных действий  (УУД)

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать  и формулировать учебную проблему,  определять  цель УД;
  • Выдвигать версии  решения  проблемы, осознавать конечный результат,  выбирать средства достижения  цели из предложенных, а также искать  их самостоятельно;
  • Составлять план решения проблемы;
  • В диалоге с учителем   совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию,  самостоятельно выбирая критерии для указанных  логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов;
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • Определять возможные источники необходимых сведений,  производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • В дискуссии уметь выдвигать аргументы  и  контраргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с  достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

5.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений;

6.  умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и  совместную

деятельность с учителем и сверстниками.

Предметным  результатом изучения курса является  сформированность следующих умений:

  • Определять роль в природе различных групп организмов;
  • Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
  • Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками,  и давать им объяснение;
  • Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • Различать основные группы живых организмов;
  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученныхгрупп живых организмов;
  • Понимать смысл биологических терминов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных;
  • Соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, уход за ними.

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса.

Согласно федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, изучении биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
  • систематизация знаний учащихся об объектах живой природы, полученных ими  при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
  • формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Первый раздел «Живой организм: строение и изучение» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии на макро- и микро уровнях. Особое внимание уделяется методам изучения природы, лабораторному оборудованию, увеличительным приборам.

Во втором разделе  «Многообразие живых организмов» учащиеся знакомятся с особенностями развития жизни на Земле, разнообразием объектов живой природы: бактерий, грибов, растений, животных. Большое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости изучаемого материала.

Третий раздел «Среда обитания живых организмов» знакомит учащихся с особенностями и многообразием различных сред обитания. Школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Завершает изучение биологии в 5 классе раздел «Человек на Земле», посвящённый эволюции человека, изменениям на Земле в результате хозяйственной деятельности. Значительное место уделяется здоровью человека и безопасности жизни.

Курс предлагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Из 11 лабораторных работ обязательны к проведению две: «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» и «Строение кожицы чешуи лука». За проведение данных работ должны быть выставлены отметки в обязательном порядке, остальные -  по усмотрению учителя. Такие работы как, «Знакомство с оборудованием для научных исследований», «Определение состава семян», «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»  проводятся демонстрационно. На протяжении всего курса прослеживается краевой компонент.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы) и устный опрос.

Особенности организации учебного процесса по предмету:  учебный процесс организован таким образом,  чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании  своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образованием, становились их собственными, личными целями.

Календарно – тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических, лабораторных  работ.

Название темы

Количество часов

Практические

Лабораторные

Контрольные

1

Живой организм: строение и изучение

9

2

2

Многообразие живых организмов

14

3

Среда обитания живых организмов

6

1

4

Человек на Земле

5

1

И того

34

1

2

1

Тематическое и поурочное планирование курса «Биология:  Введение в биологию» 5 кл (35ч)

Дата

Тема  урока

Целевая установка

Тип урока

Понятия

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Живой организм: строение и изучение (9ч)

1

1.Что такое живой организм. П.1

Что такое живой организм?

Изучение нового материала

Организмы, клетка, основные признаки живого.

Научиться выделять признаки живого организма, черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения биологического текста. Научиться вести наблюдения за погодой, строить график температур.

Познавательные УУД: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового предмета.

2

2.Наука о живой природе. П.2

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Изучение нового материала

Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология

Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии. Научиться вести наблюдения за погодой, строить график температур.

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом, выделять в нём главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Знать, беречь природу родного края.

Регулятивные

3

3.Методы изучения природы. П.3

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений.

Изучение нового материала

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования.

Научиться вести наблюдения за погодой, строить график температур.

Познавательные УУД: умения проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Эстетическое восприятие природы. Знать, беречь природу родного края.

4

4. Увеличительные приборы. П.4

Лабораторная

работа  №1«Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

Формирование знаний об устройстве увеличительных  приборов и умении работать с ними.

Лабораторная работа

Световой ученический микроскоп, электронный микроскоп.

Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоить правила работы с микроскопом.

Научиться вести наблюдения за погодой, строить график температур.

Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД:  самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

5

5.Живые клетки. ХРК. П.5

Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма

Комбинированный урок

Клетка, организмы: одноклеточные, многоклеточные

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Умение различать растительную клетку от животной.

Научиться вести наблюдения за погодой, строить график температур.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное..

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

6

6.Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука». ХРК

Формирование представлений о строении клетки

Лабораторная работа

Клетка  кожицы чешуи лука.

Научиться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток

Научиться вести наблюдения за погодой, строить график температур.

Познавательные УУД: вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию в форму рисунка.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

7

7.Химический состав клетки. ХРК. П.6

Формирование представлений о химическом составе клетки

Изучение нового материала

Органические, неорганические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Научиться при помощи простых опытов определять  наличие белков, жиров и углеводов в семенах растений.

Научиться вести наблюдения за погодой, строить график температур.

Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

8

8.Вещества и явления в окружающем мире. ХРК. П.7

Формирование представлений о состояниях веществ в природе и из чего эти вещества состоят

Урок «открытия нового знания»

Смеси,  простые  и сложные вещества, атомы, молекулы, кристаллическая решетка

Познакомиться с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных; иметь представление об основных физических и химических природных явлениях.

Научиться вести наблюдения за погодой, строить график температур.

Познавательные УУД: выявлять причины и следствия простых явлений.

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы.

Коммуникативные

УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления.

9

9.Великие естествоиспытатели. ХРК. П.8

Формирование знаний об учёных естествоиспытателях: Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский.

Урок «открытия нового знания»

Естествоиспытатели

Познакомиться с именами некоторых знаменитых естествоиспытателе; иметь представление о том, какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский.

Научиться вести наблюдения за погодой, строить график температур.

Познавательные УУД: составлять тезисы

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану.

Многообразие живых организмов (14ч)

10

1.Как развивалась жизнь на Земле. ХРК. П.9. Практическая работа №1 «Изучение ископаемых останков»

Формирование представлений о возникновении и развитии жизни на Земле

Изучение нового материала

Практическая работа

Трилобиты, динихтис, фороракос, стегоцефал

каменноугольный период, юрский период.

Познакомиться  с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах  развития жизни на планете.

Познавательные УУД: уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы.

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование интереса учащихся к проблемам, связанным с развитием жизни на Земле.

11

2.Разнообразие живого. ХРК

п.10

Формирование представлений о необходимости классификации живых организмов.

Урок - беседа

Классификация, вид, царства, систематика.

Познакомиться с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научиться выделять царства живых организмов и их признаки.

Познавательные УУД: уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения.

Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формирование у учащихся навыков составления рассказа по выбранному алгоритму.

12

3.Бактерии. ХРК.

П.11

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Изучение нового материала

Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы.

Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её  из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал..

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.

13

4. Грибы  ХРК.

П.12

Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

Комбинированный урок

Грибы, грибница, гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы паразиты.

Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Значение правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Представлять результаты работы  классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в составе творческих групп.

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами.

14

5.Растения. Водоросли. ХРК.

П.13

Формировать представления о водорослях, как низших растениях.

Комбинированный урок

Хламидомонада, слоевище, хлорелла, спирогира, ламинария, порфира.

Научиться проводить сравнительную характеристику представителей  разных царств живой природы; выделять особенности царства Растения; иметь представление об одноклеточных и многоклеточных организмах.

Познавательные УУД: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию при помощи вопросов.

Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

15

6.Мхи. ХРК.

П.14

Формировать представление о мхах их многообразии и значении в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

Ризоиды, сфагнум, торф, кукушкин лён.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнительной характеристики различных групп растений; научиться определять значение мхов в природе и в жизни человека

Познавательные УУД: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества  в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

16

7.Папоротники. ХРК.

П.15

Формировать представление о древних и современных папоротниках.

Урок «путешествие»

Папоротники: орляк, щитовник, споры.

Научиться выделять и сравнивать особенности условий существования современных и древних папоротников; выявлять значение современных и древних папоротников для природы и для человека.

Познавательные УУД: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать информацию в схему.

Регулятивные УУД:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые   виды деятельности  и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества  в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире;  формирование умений давать характеристику, сравнивать и делать выводы.

17

8.Голосеменные растения. ХРК.

П.16

Формировать представления об особенностях и значении голосеменных растений для природы и для человека

Комбинированный урок

Голосемянные, снежный наст, тайга

Научиться выделять признаки приспособленности к изменившимся условиям среды в строении голосеменных растений и объяснять причины их возникновения; научиться узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их; выявлять значение голосеменных для природы и для человека.

Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

 Коммуникативные УУД: добавить недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий.

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющнмся мире; формирование навыков использования полученных знаний в санитарных целях.

18

9.Покрытосемянные (цветковые) растения. ХРК

П.17

Формировать  представления о  цветковых растениях, их  преимуществе по сравнению с голосеменными.

Комбинированный урок

Покрытосемянные, цветковые.

Научиться выделять особенности покрытосеменных растений, связанные с их образом жизни, особенности строения, связанные с их более высокой организацией; заполнять таблицы и проводить сравнительный анализ.

Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий.

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющемся мире.

19

10.Значение растений в природе и жизни человека. ХРК.

П.18

Изучить значение растений в природе и использование  в жизни человека  

Урок развивающего контроля

Значение растений в биоценозе

Представлять значение зелёных растений в природе и жизни человека, научиться выделять отличительные особенности дикорастущих и культурных растений; освоить правила поведения в лесу.

Познавательные УУД: уметь выделять особенности различных групп растений, проводить классификацию растений.

Регулятивные УУД:изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с  учителями и  сверстниками

Формирование мотивации к изучению различных систематических групп растений, знакомство с правилами поведения в лесу.

20

11. Животные. Простейшие. ХРК

П.19

Формировать представление о животных как царстве живой природы

Урок изучения нового материала

Простейший организм

Научиться вы делять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов, находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями

Познавательные УУД: уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями.

Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование мотивации к изучению темы:  «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

21

12. Беспозвоночные. ХРК.

П.20

Формировать принцип деления животных на беспозвоночные их особенности

Комбинированный урок

Беспозвоночные животные

Научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках

Познавательные УУД: уметь выделять отличающие признаки беспозвоночных животных

Регулятивные УУД: изучать   материал через включение в новые виды деятельности  и формы сотрудничества

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий

Формирование мотивации к изучению темы:  «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

22

13. Позвоночные. ХРК.

П.21

Формировать принцип деления животных на позвоночные их особенности

Комбинированный урок

Позвоночные животные

Научиться выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; приводить примеры видов- представителей разных классов

Познавательные УУД: уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов.

Регулятивные УУД: изучить материал  через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: добавить недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий.

Формирование мотивации учащихся к более подробному изучению зоологии в дальнейшем; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

23

14. Значение животных в природе и жизни человека. ХРК.

П.22

Изучить значение животных информационного поиска в природе и использование  в жизни человека  

Урок развивающего контроля

Значение животных в биоценозе

Представлять значение животных в природе и в жизни человека

Познавательные УУД: уметь чётко преобразовывать текстовую информацию в схему

Регулятивные УУД: применять методы  информационного поиска с помощью компьютерных средств

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом

Среда обитания живых организмов (6ч)

24

1. Три среды обитания. ХРК

П.23

Формировать представление  о  трёх средах обитания

Урок изучения нового материала

Среда обитания, наземно-воздушная

Научиться перечислять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания

Познавательные УУД: уметь логически рассуждать и анализировать видеофильмы

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД: добавить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом

25

2. Жизнь на разных материках: Евразия, Африка. ХРК.  Тест

П.24

Формирование представлений о жизни на разных материках, приспособленности организмов к определённым условиям существования

Урок формирования знаний, умений, навыков

Многообразие жизни

Познакомить с растениями и животными разных материков; научиться видеть различи животного и растительного мира разных материков; научиться работать с атласом-определителем

Познавательные УУД: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география)

Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие  умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

26

3. Жизнь на разных материках: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. ХРК.

П.24

Формирование представлений о жизни на разных материках,

приспособленности организмов к определённым условиям существования

Урок формирования знаний, умений, навыков

Многообразие жизни

Познакомить с растениями и животными разных материков; научиться видеть различи животного и растительного мира разных материков; научиться работать с атласом-определителем

Познавательные УУД: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география)

Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие  умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

27

4. Природные зоны.  П.25

Формирование представлений о природных зонах  Земли, от чего зависит их распределение

Комбинированный

урок

Природная зона, тундра, лес, степь, пустыня.

Познакомиться с понятием природная зона; научиться перечислять природные зоны с севера на юг и наоборот, понимать от чего зависит распределение природных зон; научиться приводить примеры типичных обитателей различных природных зон; характеризовать основные особенности природных зон и выявлять закономерности распределения организмов в них.

Познавательные УУД: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных природных зон

Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные

связи (география)

 

Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие  умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

28

5. Жизнь в морях и океанах. ХРК.

Тест. П.26

Формирование представлений об особенностях водной среды  и приспособленности организмов к обитанию в воде.

Урок изучения нового материала

Компоненты природы. Водная среда обитания.

Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в водной среде.

Познавательные  УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другую, давать определение понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.  Сохранность окружающего мира

29

6. Хабаровский край- среда обитания живых организмов

( красно книжных организмов). ХРК.

Доп\материал

Формировать представление о Хабаровском крае как среде существования живых организмов, в том числе красно книжных

Урок изучения нового материала

Красно  книжные организмы

Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей (красно книжных) Хабаровского края

Познавательные  УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другую, давать определение понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.  Сохранность окружающего мира

Человек на Земле (5ч)

30

1.Как человек появился на Земле. ХРК.

П.27

Сформировать представление о предках человека выявить особенности каждой группы

Урок рассуждение

Дриопитек, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный

Научиться давать сравнительную

характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека

Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей;

Регулятивные УУД: изучать материал через включение  в новые виды деятельности и формы   сотрудничества

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников.

Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения

31

2.Как человек изменил Землю. ХРК.

П.28

Формирование экологического мышления,  умение оценивать жизнедеятельность человека в современных условиях

Урок-рассуждение

Экологические проблемы

Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем.

Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу

32

3. Жизнь под угрозой. ХРК.

П.29

Формирование экологического мышления, умения оценивать деятельность человека

Урок-рассуждение

Экологические проблемы

Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем.

Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

33

4. Не станет ли Земля пустыней? ХРК.

П.30

Формирование экологического мышления, умения оценивать деятельность человека

Урок-рассуждение

Экологические проблемы

Научиться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подвержены этому явлению; научиться решать элементарные экологические задачи

Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

34

1

 

Контрольная работа.

Формирование и развитие мотивации на дальнейшее изучение биологии-науки о живом

 Урок-обобщение

Контрольная работа.

Научиться обобщать ранее изученный материал

Познавательные  УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления

Регулятивные УУД: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной  работы

Формирование и развитие мотивации  к дальнейшему изучению

биологии, а также умения обобщать полученные знания, сравнивать и делать выводы

35

Здоровье человека и безопасность. ХРК.

П.31

Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм

Урок-рассуждение

Гигиенические требования, правила поведения направленные на сохранение здоровья.

Научиться обобщать ранее изученный материал

Научиться обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а также выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

Познавательные  УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления

Регулятивные УУД: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

I четверть

II четверть

IIIчетверть

IVчетверть

год

По программе

Фактически

Итоговый контроль по курсу (на примере учебного курса

биологии 5 класса)

Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса.

Планируемый результат:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к разным средам обитания;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток, тканей, органов и систем органов;
  • устанавливать взаимосвязи между организмами разных Царств природы;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • различать существенные  и несущественные признаки клеток растений, животных, бактерий, грибов; организмов растений, животных, бактерий, грибов;
  • выявлять отличительные признаки клеток, тканей и организмов растений, животных, грибов, бактерий;
  • приводить примеры проявления у организмов приспособленности к разным средам обитания;
  • обнаруживать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток, тканей, органов и систем органов;
  • обнаруживать взаимосвязи между организмами разных Царств природы;
  • называть и обосновывать основные правила поведения в природе

Характеристика структуры и содержание контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля по биологии учащихся 5 класса.

Работа включает 14 заданий и состоит из трёх частей.

Часть 1 (А) содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх.

Часть 2 (В) содержит 3 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 – с выбором трёх верных ответов из шести; 1 – на определение соответствия; 1 – на определение последовательности.

Часть 3 (С) содержит 1 задание с кратким ответом на применение биологических знаний на практике.

Распределение заданий работы по частям и типам заданий с выбором ответа (В), с кратким ответом и с учётом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – приводится в таблице 1.

Распределение заданий итоговой работы по частям и типам заданий

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

% мах первичного балла от всей работы

Часть 1

10

10

55,6

Часть 2

3

6

30

Часть 3

1

2

14,4

Итого

14

18

100

Система оценивания заданий и работы в целом

Каждое верное решение заданий Части 1 (А) оценивается в 1 балл, итого 10 баллов за первую часть.

Задания В1 – В3 оценивается по 2 балла каждое.

В1, В2 выставляется 1 балл, если указаны две любые правильные цифры, представленные в эталоне ответа и 0 баллов – во всех других случаях.

Задание В3 оценивается в 1 балл, если нарушена последовательность только в одном случае и 0 баллов – во всех остальных.

Задание Части 3 (С) оценивается в 2 балла, если ответ соответствует критериям.  Допускается иная формулировка ответа, если нет биологических ошибок. В случае, если указан 1 критерий ответа и нет биологических ошибок или в ответе указаны два элемента ответа, но содержит негрубые биологические ошибки, выставляется 1 балл. Если задание выполнено неверно, выставляется 0 баллов.  

Оценка «5» выставляется за 17 – 18 баллов.

Оценка «4» выставляется за 12 – 16 баллов.

Оценка «3» выставляется за 7 – 11 баллов.

Оценка «2» выставляется за работу, если ученик получает 6 баллов и ниже.

Итоговой тест по биологии,  5 класс

Часть 1. Выберите один  наиболее правильный ответ, перенесите его в лист ответов

  1. Какая наука изучает жизнедеятельность организмов?

а) анатомия;    б) энтомология;   в) физиология;   г)цитология.

                2. Выберите наиболее правильный ответ.

                     а) растения;   б) животные;  в) грибы и бактерии;     г) всё перечисленное.

                3. Кто первым открыл клетки.

                     а) Г. Галилей;  б) Лавуазье;  в) Р.Гук;   г) Д. Менделеев.

                4. В Африке можно встретить таких животных, как:

                     а) бурый медведь и писец; б) носорог и шакал;  в) морж и белый медведь; г) кенгуру и коала.

                 5. Какие животные образуют донное сообщество?

                      А) киты и акулы;  б) парусники и водомерки; в) морские звёзды и кораллы; г) сельдь и дельфины.

                 6. Сколько лет назад появились первые люди?

                      а) 2 мил лет; б) 65 мил лет;  в) 500 мил лет;  г) 225 мил лет.

                  7. К неорганическим веществам относится:

                       а) белок;  б) подсолнечное масло;  в) крахмал;  г) минеральные соли.

                  8. Жизнь на планете зародилась:

                       а) в океане;  б) в горах; в) в лесу;  г) в пещере.

                  9. Стегоцефал – это вымерший древний представитель:

                       а) птиц;  б) пресмыкающихся;  в) млекопитающих;  земноводных.

                 10. Сколько материков на Земле?

                       а) 4;  б) 5;  в) 6;  г) 7.

                 11. Самый большой по площади океан:

                       а) Тихий;  б) Атлантический; в) Индийский; г) Северный Ледовитый.

                 12. Какое  животное было уничтожено человеком?

                       а) утконос; б) белый медведь; в) тарпан;  г) зубр.

                 13. Повышение содержания какого газа в атмосфере приводит к парниковому эффекту?

                       а) кислорода; б) азота;  в) инертных газов;  г) углекислого газа.

Часть 2. Соотнесите:

  1. Факторы неживой природы.
  2. Факторы живой природы.
  3. Факторы, связанные с влиянием человека.

а) Свет, температура, влажность.

б) Вырубка леса, осушение болот.

в) Растения и животные.

                Подберите пару:

  1.  Использовали природные орудия.
  2. Изготавливали каменные орудия.
  3. Изготавливали орудия из камня, рога, кости.

а) человек разумный.

б) человек умелый.

в) австралопитек.

                Установите соответствие:

  1. Красные страницы Красной книги.
  2. Зелёные страницы Красной книги.
  3. Белые страницы Красной книги.

а) Отсутствие информации о численности вида.

б) Виды под угрозой исчезновения

в) Символ спасения видов от вымирания.

Часть 3  Вставьте пропущенное слово.

               Весь мир, который нас окружает мы называем… Она бывает живая и неживая. Живые тела, называемые организмами, разделены на царства…, …, …, … Все организмы состоят из … Каждая из них имеет три главные части: …, …, …

Матрица ответов

Фамилия, имя_____________________________

Класс ____________________________________

Дата _____________________________________

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

Часть 2.

Соотнесите

1

2

3

Подберите пару

1

2

3

Установите соответствие

        

1

2

3

Итоговой тест по биологии,  5 класс

Часть 1. Выберите один  наиболее правильный ответ, перенесите его в лист ответов

  1. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?

а) анатомия;            б) генетика;                в) ботаника;                  г) экология

2. Главный признак живого организма

а) постоянная температура тела;                 б) постоянные размеры;      

в) обмен веществ;                                          г) движение

3. Структуры клетки, выполняющие определённую работу, называют

а) деталями;             б) органоидами;        в) органами;             г) отделами

  1. Клеточное строение имеют

а) все природные тела;                                 б) только животные;          

 в) только растения;                                      г) все живые существа  

5. Плодовое тело имеют грибы

а) все грибы;    б) только шляпочные;    в) плесневые грибы;    г) дрожжи

6.Изучение объектов с помощью линейки и весов получило название

а) разглядывание;                                          б) наблюдение;

в) измерение;                                                 г) экспериментирование

7. В наземно-воздушной среде достаточно

а) света и кислорода;                                    б) кислорода и воды;

в) воды и света;                                              г) воды и тепла

8. Дождевой червь обитает в

а) почвенной среде;                                    б) наземно-воздушной среде;

в) водной среде;                                          г) телах других организмов

9. Родиной жирафа является

а) Австралия;            б) Евразия;           в) Африка;          г) Южная Америка

10.  Хозяйственная деятельность человека может влиять на природу

а) только отрицательно;                             б) только положительно;

в) безразлично;                                            г) отрицательно и положительно

Часть 2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

      В1. Во время грозы можно укрыться

а) под высокими деревьями;

б) в зарослях кустарника;

в) в сухой яме;

г) на горном склоне;

д) в сухой траншее;

е) в воде

 В2. Установите соответствие между организмами и царствами, к которым  они относятся. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

         ЦАРСТВА                                                ОРГАНИЗМЫ

А) растения                                                         1) трутовик

Б) животные                                                        2) сфагнум

В) грибы                                                              3) амёба

                                                                             4) дрожжи

                                                                             5) карась

                                                                             6) лиственница

В3. Установите последовательность появления организмов на Земле. Впишите в таблицу правильную последовательность букв.

а) лев;          

б) ящерица;          

в) акула;

г) голубь

д) лягушка

Часть 3. Дайте краткий ответ на вопрос.

Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений?  

Матрица ответов

Фамилия, имя_____________________________

Класс ____________________________________

Дата _____________________________________

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Часть 2.

В1.   __________________

В2.

А

Б

В

 

В3. _________________

С1.

Матрица ответов

Фамилия, имя_____________________________

Класс ____________________________________

Дата _____________________________________

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

б

г

б

в

а

а

в

г

 

Часть 2.

В1.   б в д

В2.

А

Б

В

2, 6

3,5

1,4

 

В3. в д б г а

С1. Ответ должен содержать следующие элементы;

1.В растениях происходит процесс фотосинтеза, образуются органические вещества, и выделяется кислород.

2. Животные и грибы питаются готовыми органическими веществами и дышат кислородом. Эти вещества производят только растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по предмету "Введение в биологию" для 5 класса линия " Ракурс".

С данной рабочей программой я познакомилась в 2012 году, в качестве эксперимента. Программа интересна  особенно тем, что напоминает классическую школу изучения предмета.Данная линия начинается с ...

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии «Введение в биологию» 5 класс /базовый уровень/

Место предмета в учебном плане МБОУ «Нововолковская ООШ»     Согласно учебному плану МБОУ «Нововолковская ООШ» на 2018-2019 учебный год на изучение биологии на у...