Конспект урока по биологии в 5 кл
методическая разработка по биологии (5 класс)
Тема урока: «Биология – наука о живой природе».
Цель урока:
- Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы.
- Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_biologii.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Биология – наука о живой природе».
Цель урока:
- Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы.
- Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Задачи:
Образовательные: раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»;
познакомить обучающихся с многообразием растительного мира; показать широкое
распространение на Земле, их значение в природе, жизни человека, его хозяйственной
деятельности.
Развивающие: способствовать развитию схематизации учебного материала, сравнения
объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и
делать выводы, умений работать с терминами; развивать познавательные мотивы,
направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых
организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Воспитательные: способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой
природы; способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты: биосфера – оболочка, охватывающая всю Землю, но всетаки это – «плёнка» жизни.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Обучающиеся знают:
о многообразии живой природы;
роли растений в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности;
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в
кабинете биологии.
Обучающиеся умеют:
определять понятие биология;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных
опытов.
Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации,
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую,
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию; различают объем и содержание понятий.
Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение
живой природы, чувство гордости за российскую биологическую науку, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Выявление отсутствующих.
2.Актуализация знаний и мотивации учебной деятельности.
«Изучение и наблюдение природы породило науку»
Марк Туллий Цицерон
Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки-это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.
- А поможет нам в изучении биологии- учебник.
- Как же работать с учебником?
В конце параграфов даны вопросы, задания и лабораторные работы, проводится тестирование знаний. Дополнительный материал выделен в учебнике вертикальной чертой.Он представлен занимательной информацией по изучаемой теме, которая будет способствовать расширению вашего кругозора.
- А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?
- Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.
Биология – наука
О букашках и лесах,
Рыбах, птицах и прудах.
О грибочках на пеньке,
О цветочках на лужке.
Обо всем живом на свете,
Кто проживает у нас на планете. (Ответы учащихся).
- Да, действительно. Биология изучает живую природу. А сейчас, мы с вами сыграем в игру.
Игра « Угадай-ка»
Дана цепочка слов, обозначающих предметы живой и неживой природы. Если предмет живой природы - хлопайте в ладоши, если не живой - тишина.
(Учитель произносит слова: рысь, камень, дерево, стул, птенец, белка, воздухи т.д.)
Название науки происходит от двух греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука.
Биология – наука о жизни, о живой природе. (Запись в тетрадь.)
- Наш урок так и называется «Биология – наука о живой природе».
3. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Учёные насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Область
распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу.
Работа с рис.2 стр 7
Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, верхний слой атмосферы.
Современная биология – это «семья», состоящая из множества биологических наук.
Работа с рис 1, стр. 6
Вирусология – исследует вирусы;
Микология – изучает царство грибов;
Бактериология – занимается исследованием бактерий;
Ботаника – занимается изучением растительного мира;
Зоология – изучает животный мир;
Анатомия – исследует строение органов человека;
Цитология – изучает жизнедеятельность и строение клеток;
Физиология – функции организмов
Биохимия и молекулярная биология – клеточные функции
Генетика – уделяет внимание изменчивости и наследственности живых организмов;
Эмбриология – индивидуальное развитие организмов
Экология – исследует взаимоотношение организмов, их влияние на окружающую среду.
Физкультминутка
Если утверждение верное хлопаем в лодоши.
Биология это комплексная наука. Она включает в себя: вирусологию (вирусы), микологию (грибы), бактериологию (бактерии), анатомию (строение организма), зоологию (животные), ботанику (растения), цитология (клетка), генетика (наследственность и изменчивость), экология (отношение организмов между собой и окружающей средой)
Значение биологии
Работа с рис.3 стр.8
Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.
Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.
Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается
микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.
С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника,
которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой. Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
4. Закрепление изученного.
Ребят, скажите пожалуйста что же такое биология?
Почему же нам необходимо изучать биологию?
5. Домашнее задание.
П. 1, вопросы, с.10 задание
Задание по выбору
Творческое задание: Подготовить небольшой рассказ на тему: « В моем доме есть кусочек живой природы»
6. Рефлексия.
Учитель просит высказать свои ощущения
Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…
Время быстро пролетело,
Расставаться нам пора…
Но не надо огорчаться,
Новые знания ждут вас,друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
конспект урока по биологии "Урок экологии"
Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...