Образовательный модуль "Основы гидробиологических исследований"
рабочая программа по биологии (9 класс)
Гидробиологии принадлежит важная, а в некоторых отношениях и ведущая роль в решении крупнейших междисциплинарных задач глобального значения. Среди них: создание основ рациональной эксплуатации биологических ресурсов природных вод, разработка методов прогнозирования состояния водных экосистем в условиях антропогенного воздействия на них, исследование причин эвтрофирования вод и способов его предотвращения, разработка научных основ управления качеством вод, формирования чистой воды в природных водоемах и в сооружениях для водоснабжения, создание научной базы для ведения аквакультуры экономически значимых видов рыб, беспозвоночных и водорослей. Особенно изучение гидробиологии актуально для нашего региона, так как речная сеть Ямало-Ненецкого автономного округа представлена более чем 50 тыс. реками общей протяжённостью около 291 тыс. км, бо́льшая часть которых относится к малым рекам и ручьям, а так же в округе расположено более 1,05 млн озёр и искусственных водоёмов общей площадью около 39 тыс. кв. км (озёрность 5,07%), в том числе более 350 тыс. озёр площадью более 0,01 кв. км и ряд озёр меньшего размера.
Однако запасы пресной воды, пригодной для питья и бытовых нужд, весьма ограничены. Поэтому в настоящее время охрана водных ресурсов и очистка сточных вод стали наиболее актуальными экологическими проблемами, стоящими перед человечеством.
Гидробиология как наука, позволяет изучить все основные проблемы водных экосистем и даст возможность познакомиться с путями их рещения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ГИДРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Гидробиологии принадлежит важная, а в некоторых отношениях и ведущая роль в решении крупнейших междисциплинарных задач глобального значения. Среди них: создание основ рациональной эксплуатации биологических ресурсов природных вод, разработка методов прогнозирования состояния водных экосистем в условиях антропогенного воздействия на них, исследование причин эвтрофирования вод и способов его предотвращения, разработка научных основ управления качеством вод, формирования чистой воды в природных водоемах и в сооружениях для водоснабжения, создание научной базы для ведения аквакультуры экономически значимых видов рыб, беспозвоночных и водорослей. Особенно изучение гидробиологии актуально для нашего региона, так как речная сеть Ямало-Ненецкого автономного округа представлена более чем 50 тыс. реками общей протяжённостью около 291 тыс. км, бо́льшая часть которых относится к малым рекам и ручьям, а так же в округе расположено более 1,05 млн озёр и искусственных водоёмов общей площадью около 39 тыс. кв. км (озёрность 5,07%), в том числе более 350 тыс. озёр площадью более 0,01 кв. км и ряд озёр меньшего размера.
Однако запасы пресной воды, пригодной для питья и бытовых нужд, весьма ограничены. Поэтому в настоящее время охрана водных ресурсов и очистка сточных вод стали наиболее актуальными экологическими проблемами, стоящими перед человечеством.
Гидробиология как наука, позволяет изучить все основные проблемы водных экосистем и даст возможность познакомиться с путями их рещения.
Цель модуля - ознакомление обучающихся с основным объектом исследования гидробиологии водными экологическими системами, их структурными и функциональными особенностями.
Задачи:
Предметные:
- формирование у учащихся системы научных знаний в области гидрологии и методов исследований водных объектов;
- изучение условий существования гидробионтов;
- ознакомление с основными закономерностями биологических явлений и процессов, происходящих в гидросфере;
- изучение популяций и биоценозов;
- формирование навыков исследовательского поиска.
Метапредметные:
- формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- формирование навыков работы со словарями и энциклопедиями;
- формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия;
- формирование учебно-познавательной активности, развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Личностные:
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование потребности в постановке и достижении цели;
- формирование гуманного отношения к животным;
- развитие наблюдательности, настойчивости, любознательности, терпеливости, аккуратности, ответственности
Программа предназначена для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательных школ. Режим проведения занятий: 2 часа 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 12 часов. Программа предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся для проведение полевых исследований на водных объектах.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся будут знать методики отбора гидробиологических проб и уметь применять их на практике;
- прогнозировать функциональность экобиосистемы на основе замкнутой экосистемы по принципу аквариума;
- знать и уметь применять методику работы с определителем по гидробионтам на практике.
Учебно - тематический план.
№ | Тема | Учебные часы | Содержание | Методическое обеспечение | Техническое обеспечение | |||
Возможности | Перспективы | |||||||
т | П | В | ||||||
1. | Вводное занятие. Гидробиология как наука. Методы и разделы гидробиологии. | 1 | 1 | Гидробиология как биологическая дисциплина, изучающая жизненные формы и биологические процессы в воде. Этапы развития и становления как науки | Лекция, Презентация: «Основные этапы развития гидробиологии как науки» | Проектор | ||
2. | Подходы к определению и изучению водного биоценоза. | 1 | 1 | Гидробиологические методы оценки качества вод. Качественные характеристики гидробиологических показателей. Оценка сопробности по зоопланктону, по зообентосу, по макрофитам, по водорослям | Лекция, Презентация «Полевые исследования в гидробиологии» Практикум «Оценка сопробности» | Проектор, лабораторная посуда (чашки Петри, скальпель, пипетки, препаравальные иглы, предметные и покровные стекла) | Полевое гидро-биологическое оборудование: Ранцевая полевая лаборатория НКВ-Р, фотоколоример «Экотест-2020-К», Диск Секки, дночерпатель ковшевой, гидробиологическая сеть Джедди, сачок гидробиологический складной. | |
3. | Водная среда и ее важнейшие факторы | 1 | 1 | Гидросфера и значение воды. Физико-химические свойства воды. Круговорот некоторых биогенных элементов | Практикум «Определение физико-химических свойств воды», «Органолептические свойства воды» | Проектор, хим оборудование: реактивы, хим посуда. | ||
4. | Модель замкнутой водной экосистемы на примере аквариума | 2 | 2 | Аквариум, как замкнутая экосистема. Как правильно обустроить аквариум. Освещенность, аэрация, фильтрация, температура, правильность посадки гидробионтов. | Презентация «Аквариум, как замкнутая экосистема», лекция. Демонстрация типов аква-систем на примере аквариальной ДЭС | Аквариум с необходимым техническим оборудованием: внешний и внутренний фильтр, компрессор, термообогреватель, светильники, УФ-стерилизатор. | РН- метр, оксиметр, Набор тестов SERA для воды AQUA-TEST-BOX. | |
5. | Жизненные формы гидробионтов и методы их изучения | 2 | 2 | Разнообразие организмов как следствие разнообразия условий существования в бентали. Морской и пресноводный бентос (общее и различия). Размерная структура бентоса. Целесообразность понятий "микро- мейо- и макробентос". История изучения планктона. Характеристика планктона, место обитания. Основные группы планктона: фитопланктон, бактериопланктон, зоопланктон. Значение планктона в функционировании экосистем. | Практическое определение представителей гидробионтов с помощью микроскопа и определителя. Презентация «Жизненные формы гидробионтов» | Микроскопы (цифровой, портативный). Проектор, лабораторная посуда (чашки Петри, скальпель, пипетки, препаравальные иглы, предметные и покровные стекла) | ||
6. | Трофическая структура и функциональные характеристики водных сообществ | 1 | 1 | Компоненты водных экосистем. Трофические цепи. Специфика водных экосистем циклического, транзитного и каскадного типов. Продукция в водных экосистемах. Сравнительная продуктивность наземных и морских экосистем. Классификация морских организмов по типу питания | Лекция, презентация «Трофические цепи», практикум «Составление трофических цепей в различных типах водных экосистем» | Проектор, Раздаточный материал: таблички по составлению трофических цепей в экосистемах | ||
7. | Проблемы частной гидробиологии | 1 | 1 | Краткая характеристика условий обитания внутренних вод и их население. Морфометрическая характеристика озер. Генетическая классификация озер | Лекция, Практикум «Дать морфометрическую характеристику озерам» | Проектор, Раздаточный материал с основными характеристиками озер» | ||
8. | Сезонные изменения стратификации и роль в годовой динамике гидробиоценозов | 1 | 1 | Динамика годовой стратификации водоемов. Биологическая классификация озер. | Лекция «Сезонные изменения гидробиоценозов». Практика: «Лимнологическое описание озер», «Классификация озер по Дж. Хатчинсону (1957) и М.М. Кожову (1950)». | Проектор, Раздаточный материал по лимнологическому описанию озер | ||
9. | Течения и миграции 1 | 1 | 1 | Течения, Приливно-отливные явления, миграции гидробионтов | Лекция, Презентация «Значение морских течений», Практика «Определение миграций северных рыб» | Проектор, Раздаточный материал по северной миграции рыб | ||
10. | Проблемы прикладной гидробиологии | 1 | 1 | Обрастание подводных сооружений. Зарастание водоемов. Качество воды. Проблема сапробности водоемов. Антропогенное эвтрофирование: причины и контроль. Загрязнение бытовыми сточными водами. Загрязнение водной среды углеводородами. Консервативные токсиканты в водных экосистемах. Загрязнение вод металлами. Синтетические органические вещества | Лекция, Презентация «Проблемы загрязнения мировых вод», Практика «Определение качества воды» | Проектор, Хим реактивы по лабораторному практикуму «Определение качества воды» |
Список литературы
1. Антимонов Н.А. Исследования малых рек. Гидрометеоиздат, С-Пб.,1950г.
2. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами, Крисмас+ С-Пб., 2009г.
3. Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоѐмов. М., 1990г.
4. Мухачев И.С. Озерное рыбоводство. М «Агропромиздат».,1989г.
5. Козлов В.И. Справочник рыбовода. М «Росагропромиздат»., 1991г.
6. Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология. Учебное пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 2007г
7. Гольд З.Г, Гольд В.М. Общая гидробиология. Учебно-методическое пособие. Красноярск СФУ 2011г.
8. Леонтьев В.В. Краткий курс лекций по гидробиологии. Учебное пособие для студентов-бакалавров биологических направлений. Елабуга 2015г.
9. Шеховцова Н.В. Экология водных микроорганизмов. Учебное пособие. Ярославль 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор темы исследования - первый шаг к успеху" (статья в научно-образовательном электронном журнале "Академиан", №2, 2011
В работе освещены вопросы, связанные с поиском и выбором направления и темы ученического исследования. Приводятся основные правила, которые необходимо соблюдать, решая эту важную проблему....
Тема исследования: «Образовательное пространство учащихся в труднодоступной, малокомплектной школе в условиях приравненных к арктическим».
Предмет исследования: методы и формы организации образовательного пространства.Проблема исследования: Противоречие между потребностью коренных народов Севера к сохранению культуры и традиционног...
«Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского ...
Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...
Гидробиологические исследования водоемов Прохоровского района
Данный материал рассказывает о водных объектах....
Образовательное событие. Урок-исследование "Говорящая одежда"
Данный урок разработан в рамках сетевого пространства двух школ для учащихся 6 и 8 классов....
Дополнительная образовательная программа "Экологические исследования в природе и городе"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Экологические исследования в природе и городе" разработана для детей 13-18 лет, увлеченных экологией как наукой. Ребята в ходе о...