«Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
материал по биологии (9 класс) по теме
Проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умению самостоятельно приобретать знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshalova.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Маршалова Наталья Анатольевна
«Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Москва 2012г.
«Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда».
Китайская мудрость
Введение
Проектно-исследовательская деятельность учащихся приоб ретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных быть коммуникабель ным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптиро ваться в меняющихся жизненных ситуациях, умению самостоятельно приобретать знания.
Цель: воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Задачи:
- развитие творческой самостоятельности учащихся, их
самообразовательных умении,
- развитие познавательных и созидательных способностей личности, которые помогут социализации в обществе,
- воспитание любви к Родине и природе родного края.
- развитие интереса к изучению биологии, экологии и других естественных наук.
Актуальность:
Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на его познавательные и созидательные способности. На первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности».
Реализация образовательных целей и задач в проектно-исследовательской деятельности учащихся
Метод исследовательской деятельности учащихся особенно актуален в старших классах школы, т. к. во-первых, ученики уже обладают определённым набором знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы (сбора и осмысления информации, ра6оты с источниковой базой, са мостоятельным мышлением); во-вторых, в контексте реформы образования, направленной на профилизацию старших классов, ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для работы над исследованием; в-третьих, учащиеся перед поступлением в высшее учебное заведение имеют возможность овладеть навыками исследовательской работы, умением связно и чётко формулировать свои мысли, знают, как использовать научный аппарат и т.д.
Немаловажная проблема — социализации учащихся. В ходе исследовательской работы они приобретают необходимые навыки, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми. Это происходит и во время поиска материала, и особенно при его публичной защите, когда ученик должен представить результаты сво ей работы, привести аргументы в пользу своей точки зрения, вести дискуссию, грамотно излагать свои мысли, принимать во внимание мнение оппонента, избегать конфликтных ситуаций.
Приоритетные направления деятельности педагога:
- формирование эколого-биологических знаний и умений учащихся
с учетом их индивидуально-психологических особенностей,
- формирование биосферного мышления, здорового образа жизни,
общей культуры, желания и потребности в экологически
грамотном поведении,
- развитие интереса к изучению биологии, экологии и других
естественных наук,
- развитие творческой самостоятельности учащихся, их
самообразовательных умении,
- развитие познавательных и созидательных способностей личности, которые помогут социализации в обществе,
- воспитание любви к Родине и природе родного края.
В основе организации внеурочной работы с детьми лежат следующие принципы:
- добровольности;
- равного права всех на участие в мероприятиях;
- систематичности;
- активности;
- практической направленности;
- самостоятельности.
Образовательные технологии:
- Технология исследовательской деятельности;
- Технология проектной деятельности;
- Технологии интегрированного занятия;
- Информационно – коммуникативные технологии;
- Технология проблемного обучения;
- Технологии использования в обучении игровых методов.
А основные качества, на которых строятся взаимоотношения
с детьми это:
- уважение
- взаимопонимание
- сотрудничество
- доверие
- доброта
- толерантность
Технология исследовательской деятельности – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Функции технологии исследовательской деятельности:
- воспитание познавательного интереса;
- создание положительной мотивации учения и образования;
- формирование глубоких прочных знаний;
- развитие интеллектуальной сферы личности;
- формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов
активной познавательной деятельности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности;
Сущность технологии исследовательской деятельности состоит:
- во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного
познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
- в организации учебной поисково-творческой деятельности;
- в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
- в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальных сторон
познавательной деятельности;
- в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик» в сторону сотрудничества.
Стендовые доклады.
Виртуальные экскурсии.
Фотовыставки
Компьютерные презентации.
Занятия эколого-биологических кружков
Исследовательская деятельность
Исследовательские экскурсии в природу
Мастер-класс
«Исследования в природе»
Уроки биологии и экологии
Технологии исследований и проектов
как средство создания ситуации успеха в образовательной деятельности школьников
Занятия на спецкурсах (элективных курсах)
Экскурсия «Памятные места города»
Мастер-класс «Мой дом – моя крепость»
Социально-значимые результаты
Музейный урок-занятие исторического краеведения
«Клину - !!!!!!»
Интегрированное занятие «Юный краевед»
Библиотечный урок «Я изучаю воду»
Музейный урок
Фотовыставки:
«Окно в природу»
«День птиц»
Соц.проекты:
«Я – гражданин России»,
« История города в лицах».
Передвижная лаборатория «Исследователи воды»
Акции: «Зеленый росток», «Сохрани город, в котором живешь», «Чистая вода»
В структуре занятия, построенного по технологии исследовательской деятельности, педагог выделяет несколько этапов:
Этапы деятельностного процесса | Этапы в структуре занятий с использованием технологий исследовательской деятельности |
Мотивационный |
|
Операционно- познавательный |
|
Рефлексивно – оценочный этап |
|
Общие требования к исследовательской деятельности:
1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.
2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.
3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
- Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинально ее решение).
- В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
- Использование исследовательских методов.
- Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
- Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.Подготовительный | - Определение темы и целей проекта - Выделение подтем в теме проектов - Формирование творческих групп - Подготовка материалов к исследовательской работе - Установление способа предоставления результатов(формы отчета) и критериев оценки результата и процесса | - Обсуждают их, выбирают одну из тем - Выбирают для себя подтему или предлагают новую - Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности между членами команды - Отдельные учащиеся привлекаются к разработке заданий - Обсуждают и корректируют формы представления результата и критерии оценивания работ | - Предлагают темы проектов - Принимает участие в обсуждении учениками подтем проекта - Проводит организационную работу по объединению школьников в группы (на основе выбираемых подтем) - Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу |
2. Планирование | Определение источников, способов сбора анализа и информации | Корректируют и дополняют предложения учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
3. Разработка проекта | Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др., её обобщение | Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
4. Оформление результатов | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Возможные формы оформления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет | Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
5. Презентация | Представление выполненной работы одним учащимся от группы или всеми членами группы | Докладывают о результатах своей работы | Организует экспертизу, привлекая учителей школы, учащихся старших классов, компетентных по данной проблеме, приглашенных специалистов |
6. Оценивание | Оценка работ согласно разработанным критериям | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает совместно с экспертной группой работы учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, отчета |
Работая на занятиях разного уровня и предлагая выполнить то или иное задание, нужно умело создать учебную ситуацию, которая приводит ученика к успеху. При этом использовать следующие приемы и операции:
- «снятие страха»: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы все пробуем и ищем, только так может что–то получиться…»
- «авансирование» успешного результата: (назовите достоинства ученика и убедите его, что он сможет выполнить задание: память, внимание, быстрота реакции, рассудительность, сила, ловкость и т.д.)
- «скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности»:
- «Нужно начать с…», «Не забудьте о …», «Применяя правило, рассуждайте так…».
- «внесение мотива»: (ради чего совершается действие): «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не справиться»
- «персональная исключительность» (подчеркивается важность усилий ребенка в совершаемой деятельности: «Только у тебя получится…», «Только ты и мог бы…»
- «педагогическое внушение»: побуждение к выполнению конкретных действий.
Педагог в своей образовательной деятельности использует следующие формы организации познавательной деятельности при создании ситуации, приводящей к успеху:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- работа в парах,
- групповая.
На занятиях использовать следующие средства обучения:
ТСО ( видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры);
наглядные пособия: объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты.), печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы, схемы), проекционные материалы (видеофильмы, слайды, мультимедийная презентация).
Выводы:
Образовательный процесс, основанный на технологии исследовательской деятельности, технологии проектов или их элементах, входе, которого учителем целенаправленно создаются ситуации, приводящие к успеху ученика, способствует:
- повышению уровня сформированности основных мотивов деятельности,
- росту самостоятельности школьников, активизации познавательной и исследовательской деятельности,
- повышению интереса к изучению предметов естественных дисциплин,
- повышению адекватной самооценки своей деятельности, уровня обученности и обучаемости детей,
- созданию эмоционально–психически комфортных условий в ходе образовательной деятельности, тем самым, способствуя сбережению здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».
Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком и пере...
Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания
Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания.Данный вопрос и презентация рассматривались на педагогическом совете школы. Успех рождает сильный дополнительный импульс...
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника.
Ребенок, поступая в школу, надеется добиться признания и мечтает, чтобы его любили и уважали учителя и одноклассники. Если эти мечты не сбываются - это является самой серьезно...
Педагогическое исследование на тему: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения"
Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный и...
Презентация "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности" (выступление на педсовете)
Содержит материал, раскрывающий методы и приемы создания ситуаций успеха во внеурочной деятельности...
Создание ситуации успеха в практической деятельности
Буклет предназначен учителям, использующим здоровьесберегающие технологии в своей профессиональной деятельности...
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника (из опыта работы)
Большинство первоклассников с большим желанием идут в школу, желание познания нового и общения с другими детьми естественно для семилетки. Однако позже желание учиться у многих пропадает. Проблема шко...