Система, многообразие и эволюция живой природы
методическая разработка по биологии (10, 11 класс)

Филатова Галина Юрьевна

Программа электиного курса для учащихся 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N6» г. Сасово Рязанской области

Согласовано

на МС школы

Протокол №_____

От «       » _______ 2021г.

Руководитель МС

Рассмотрено

на МО учителей

Протокол №_____

От «       » _______ 2021г.

Руководитель МО

Филатова Г.Ю.

Программа элективного курса

«Система, многообразие и эволюция живой природы »

10 - 11класс

2021-2022 уч. гг.

г. Сасово


Пояснительная записка.

 

      Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » предназначен для учащихся  10 -11 классов средней школы.  

      Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного стандарта среднего (полного)  общего образования;

Примерной программы среднего (полного)  общего образования (профильный уровень). Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии;

Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии;

Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по биологии, подготовленного Федеральным государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»

      ЕГЭ по биологии –форма итогового контроля знаний. В учебниках по биологии материал изложен упрощённо, что недостаточно для нормальной сдачи экзамена в 11 классе. Углубленный уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия

      Данный курс поможет   повторить основные разделы школьной программы по всем направлениям биологии, позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов, человека; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции, извлечь необходимую информацию из большого числа источников и более эффективно подготовиться к ЕГЭ.

      Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

           Отработка  навыка работы с тестами ЕГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

      Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к ЕГЭ и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

     Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 10 и в11 классах.

            Цель курса:

     Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к ЕГЭ.

        Задачи курса:

   1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

   2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

   3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

   4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

       Учащиеся должны знать:

Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;

Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;

Особенности строения бактериальной клетки;

Особенности строения тканей  растений, животных и человека;

Особенности строения вегетативных  и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;

Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;

Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;

Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

Основные положения биологических теорий.

Сущность законов Г.Менделя.

Учение об уровнях организации жизни.

Характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.

      Учащиеся должны уметь:

сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;

определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;

распознавать и описывать органы и системы органов животных и человека на рисунках, таблицах;

характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;

применять теоретические знания «Общей Биологии» в практике решения генетических задач;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;

составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

      анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

Содержание курса

Общее количество часов – 34ч.

10 класс

Введение    (1 ч )

Систематика живой природы. Положение прокариотических  и эукариотических  организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

Раздел 1.Царство Растения. ( 12 ч.)

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные);  семейства  покрытосеменных растений.

Лишайники – симбиотический организм.

Демонстрация схем и таблиц отражающих:

  • строение клетки и тканей высших растений;
  • строение органов высших растений;
  • основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
  • многообразие и особенности строения  представителей основных отделов растений;
  • многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
  • многообразие и особенности строения  лишайников.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение растительной клетки.
  2. Строение растительных тканей.
  3. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями                                        

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • многообразие и особенности строения   представителей различных групп грибов;
  • съедобные и несъедобные грибы.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение шляпочного гриба
  2. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями.

Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.

Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и  жизнедеятельности человека.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения   простейших организмов.

Лабораторные и практические работы

  1. Многообразие простейших.
  2. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями .

Раздел 5. Царство Животные.(15 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных.  Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • особенности строения клетки и тканей животного организма;
  • многообразие и особенности строения  основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
  • многообразие и особенности строения  основных классов типа Хордовые.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение животной клетки и  тканей животного организма..
  2. Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
  3.  Особенности строения рыб.
  4. Особенности строения птиц связанные с полётом.
  5. Особенности строения млекопитающих.

13. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями


11класс

Общее количество часов – 34ч.

Раздел 6: Человек и его здоровье. - 12ч.

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система,  первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.

                                                 

Раздел 7: Общая биология.- 12 часов.

Химический состав живых организмов  -1ч.

Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки,их строение и функции, нуклеиновые кислоты,их строение.

Строение клетки. - 1ч.

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращение энергии. -2ч.

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.

Размножение и индивидуальное развитие организмов. -2ч.

Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

Генетика и селекция. - 2ч.

Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.

Эволюция. - 1ч.

Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.

Экология и учение о биосфере. - 1ч.

Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.

Раздел 8: Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет — 10ч

Решение типовых заданий ЕГЭ прошлых лет.

        Планируемые результаты

В результате изучения курса ученик должен:

знать

общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли.

уметь

  • правильно распределять время при выполнении тестовых работ;
  • правильно решать задачи базового и повышенного уровня;
  • решать биологические задачи.

Тематическое планирование элективного курса

10 класс

Тема

Дата

факт

Дата

план

Кол-во часов

Фома  занятия

Форма контроля

Введение    (1 ч )

1.

Систематика живой природы.

1-я неделя сентября

1

лекция

Раздел 1.Царство Растения. (12 ч.)

2.

Особенности строения растительной клетки.

2-я неделя сентября

1

Л.р. № 1   Строение растительной клетки

Отчет о лаб.раб.

3.

Ткани растений.

3-я неделя сентября  

1

Л.р. №2 Строение растительных тканей.

Отчет о лаб.раб.

4 -5.

Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма.

4-я неделя сентября  1-я неделя октября

2

Сообщения учащихся, лекция

6.

Особенности строения и отличительные признаки водорослей.

1-я неделя октября  

1

Сообщения учащихся, лекция

7.

Особенности строения и отличительные признаки мохообразных.

2-я неделя октября

1

Сообщения учащихся, лекция

8.

Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных

3-я неделя октября

1

Сообщения учащихся, лекция

9.

Особенности строения и отличительные признаки голосеменных.

4-я неделя октября

1

лекция

10.

Особенности строения и отличительные признаки

покрытосеменных.

1-я неделя ноября

1

лекция

11-12.

Семейства  покрытосеменных растений

2-я неделя ноября

3 неделя ноября

2

Пр.р. № 1 Тренинги.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ

13.

Лишайники – симбиотический организм.

4-я неделя ноября

1

лекция

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

14.

Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов.

1-я неделя декабря

1

Л.р. № 3 Строение шляпочного гриба

лекция

Отчет о лаб.раб.

15.

Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами .

2-я неделя декабря

1

Лекция      

Пр.р. № 2 Тренинги.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ

Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.)

16.

Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний

3неделя декабря

1

Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

17-18

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека.

4-я неделя декабря

3-я неделя января

2

Л.р. №4

Многообразие простейших.

П.р. №3

Тренинги.

Отчет о лаб.раб.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ

Раздел 5. Царство Животные.( 14 ч.)

19.

Особенности строения животной клетки и тканей

4-я неделя января

1

Л.р. № 5 Строение животной клетки и  тканей животного организма..

Отчет о лаб.раб.

20.

Особенности строения  и жизнедеятельности кишечнополостных

1-я неделя февраля

1

лекция

21.

Особенности строения  и жизнедеятельности плоских червей.

2я неделя февраля

1

лекция

22.

Особенности строения  и жизнедеятельности, круглых червей

3-я неделя февраля

1

лекция

23.

Особенности строения  и жизнедеятельности кольчатых  червей.

4-я неделя февраля

1

лекция

24.

Особенности строения  и жизнедеятельности моллюсков.

1-я неделя марта

1

Сообщения учащихся, лекция

25.

Особенности строения  и жизнедеятельности членистоногих.

2-я неделя марта

1

Л.р. №6  Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

Отчет о лаб.раб.

26.

Общая характеристика и классификация хордовых.

3-я неделя марта

1

лекция

27-28.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей классов рыб.

1-я неделя апреля

2-я неделя апреля

2

Л.р. №7 Особенности строения рыб.

Отчет о лаб.раб.

29.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса земноводные

3неделя апреля  

1

Сообщения учащихся, лекция

30.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся.

4 неделя апреля

1

Сообщения учащихся, лекция

31-32.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса птицы.

1 неделя мая

2 неделя мая

2

Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом.

Отчет о лаб.раб.

33-34.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие

Обобщение по курсу

.

3-я неделя мая

4 неделя мая

2

Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих.

Прр. №4

Тренинги.

Отчет  о лаб.раб.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ

Итого :             34 часа;        Л.р. – 9,  Тренинги – 4.


Тематическое планирование элективного курса

11 класс

Тема

Дата

план

Дата

факт

Кол-во

 часов

Форма контроля

Организм человека и его здоровье. 12 часов.

1

Ткани, органы, системы органов. Факторы здоровья человека.

1-я неделя сентября

1

2

Опорно-двигательная система (скелет).

2-я неделя сентября

1

3

Опорно-двигательная система (мышцы). Нарушение ОДС.

3-я неделя сентября  

1

4

Кровеносная система. Кровь, её состав и функции. Иммунитет, свёртывание и переливание крови.

4-я неделя сентября

1

5

Кровообращение. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам.

1-я неделя октября

1

6

Дыхательная система.

2-я неделя октября  

1

7

Пищеварительная система. Витамины.

3-я неделя октября

1

8

Выделительная система. Кожа.

4-я неделя октября

1

9

Нервная и эндокринная системы. Регуляция деятельности организма.

1-я неделя ноября

1

10

Анализаторы и органы чувств. Высшая нервная деятельность человека.

2-я неделя ноября

1

11-12

Тематическое тестирование.

3-я неделя октября

4нед .ноября

2

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ

Общая биология - 12 часов.

1-я неделя ноября

13

Химический состав клетки. Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки,их строение и функции, нуклеиновые кислоты,их строение.

1-я неделя декабря

1

14

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.

2-я неделя декабря

1

15,16

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

2

17,18

 Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

2-я неделя января

3-я неделя января

2

19-20

Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.

4-я неделя января

1-я неделя февраля

2

21

Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.

Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.

2-я неделя февраля

1

22-23

Решение задач по генетике

3-я неделя февраля

4-я неделя февраля

2

24

Тематическое тестирование.

1-я неделя марта

1

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ

Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет — 10ч

25-31

Решение типовых заданий ЕГЭ прошлых лет.

2-я неделя марта

3-я неделя марта

2

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ

32-33

Пробное тестирование

1-я неделя апреля

2-я неделя апреля

2

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ. Итоговое тестирование.

34-

Анализ пробного тестирования

.Анализ ошибок ЕГЭ прошлых лет

2,3 неделямая

2

Работа с заданиями ЕГЭ.


Список литературы для учителя:

  1. А.А.Кириленко, С.И.Колесников. биология. Подготовка к ЕГЭ – 2010: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион. 2009. – 431 с.
  2. В.Н.Ярыгин. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа. 1998 г. – 479 с.
  3. В.Н.Фросин Биология. Общая биология. 9-11 классы. ЕГЭ: шаг за шагом. Тематические тестовые задания. М.: Дрофа. 2011 г. – 362 с.
  4. Г.Н.Панина, Е.В.Левашко. Биология: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»/ М.: СПб.: Просвещение, 2011 г. – 271 с.
  5. Г.С.Климанова. ЕГЭ – 2012. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ М.: Национальное образование. 2011 г. – 304 с.
  6. Г.С.Климанова. Отличник ЕГЭ. Биология/ ФИПИ – М.: Интелект-центр. 2010 г. - 256 с.
  7. Г.С.Климанова. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Биология. Учебное пособие. М.: Интелект-центр. 2012 г. – 320 с.
  8. Ю.А.Садовниченко. ЕГЭ 2009.Биология: Справочник/ М.: Эксмо 2009 г. – 720 с.
  9. Интернет ресурсы: fipi.ru

Список литературы для учащихся:

  1. В.Н.Ярыгин. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа. 1998 г. – 479 с.
  2. Г.С.Климанова. ЕГЭ – 2012. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ М.: Национальное образование. 2011 г. – 304 с.
  3. Ю.А.Садовниченко. ЕГЭ 2009.Биология: Справочник/ М.: Эксмо 2009 г. – 720 с.

7.  Интернет ресурсы: http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html

8.  Мамонтов С.Г. Биология: Справ. Издание. - М: Высшая школа, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доказательства эволюции живой природы

презентация по общей биологии для учащихся 10 класса...

Тесты "Эволюция живой природы"

Тесты можно использовать для подготовки к ЕГЭ в 11 классе....

Тест по теме "Эволюция живой природы"

Биология11 класс. Задания  из ФИПИ...

Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....

Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)

Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...

Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы"

Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы" в 3 вариантах...

История представлений об эволюции живой природы.

Материал предназначен для учащихся 10 классов. На этом уроке учащиеся знакомятся  с основными этапами развития эволюционных идей. Также изучаются работы К.Линея и Жан Батис Ламарка. ДЛя закреплен...