Система, многообразие и эволюция живой природы
методическая разработка по биологии (10, 11 класс)
Программа электиного курса для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов | 43.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа N6» г. Сасово Рязанской области
Согласовано на МС школы Протокол №_____ От « » _______ 2021г. Руководитель МС | Рассмотрено на МО учителей Протокол №_____ От « » _______ 2021г. Руководитель МО Филатова Г.Ю. |
Программа элективного курса
«Система, многообразие и эволюция живой природы »
10 - 11класс
2021-2022 уч. гг.
г. Сасово
Пояснительная записка.
Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » предназначен для учащихся 10 -11 классов средней школы.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии;
Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии;
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по биологии, подготовленного Федеральным государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»
ЕГЭ по биологии –форма итогового контроля знаний. В учебниках по биологии материал изложен упрощённо, что недостаточно для нормальной сдачи экзамена в 11 классе. Углубленный уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия
Данный курс поможет повторить основные разделы школьной программы по всем направлениям биологии, позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов, человека; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции, извлечь необходимую информацию из большого числа источников и более эффективно подготовиться к ЕГЭ.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Отработка навыка работы с тестами ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к ЕГЭ и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 10 и в11 классах.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к ЕГЭ.
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
Особенности строения бактериальной клетки;
Особенности строения тканей растений, животных и человека;
Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Основные положения биологических теорий.
Сущность законов Г.Менделя.
Учение об уровнях организации жизни.
Характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
распознавать и описывать органы и системы органов животных и человека на рисунках, таблицах;
характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
применять теоретические знания «Общей Биологии» в практике решения генетических задач;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
10 класс
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. ( 12 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
- строение клетки и тканей высших растений;
- строение органов высших растений;
- основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
- многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
- многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
- многообразие и особенности строения лишайников.
Лабораторные и практические работы
- Строение растительной клетки.
- Строение растительных тканей.
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями
Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
- съедобные и несъедобные грибы.
Лабораторные и практические работы
- Строение шляпочного гриба
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Лабораторные и практические работы
- Многообразие простейших.
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями .
Раздел 5. Царство Животные.(15 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- особенности строения клетки и тканей животного организма;
- многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
- многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Лабораторные и практические работы
- Строение животной клетки и тканей животного организма..
- Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
- Особенности строения рыб.
- Особенности строения птиц связанные с полётом.
- Особенности строения млекопитающих.
13. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями
11класс
Общее количество часов – 34ч.
Раздел 6: Человек и его здоровье. - 12ч.
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.
Раздел 7: Общая биология.- 12 часов.
Химический состав живых организмов -1ч.
Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки,их строение и функции, нуклеиновые кислоты,их строение.
Строение клетки. - 1ч.
Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.
Обмен веществ и превращение энергии. -2ч.
Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.
Размножение и индивидуальное развитие организмов. -2ч.
Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Генетика и селекция. - 2ч.
Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.
Эволюция. - 1ч.
Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.
Экология и учение о биосфере. - 1ч.
Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.
Раздел 8: Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет — 10ч
Решение типовых заданий ЕГЭ прошлых лет.
Планируемые результаты
В результате изучения курса ученик должен:
знать
общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли.
уметь
- правильно распределять время при выполнении тестовых работ;
- правильно решать задачи базового и повышенного уровня;
- решать биологические задачи.
Тематическое планирование элективного курса
10 класс
№ | Тема | Дата факт | Дата план | Кол-во часов | Фома занятия | Форма контроля | |
Введение (1 ч ) | |||||||
1. | Систематика живой природы. | 1-я неделя сентября | 1 | лекция | |||
Раздел 1.Царство Растения. (12 ч.) | |||||||
2. | Особенности строения растительной клетки. | 2-я неделя сентября | 1 | Л.р. № 1 Строение растительной клетки | Отчет о лаб.раб. | ||
3. | Ткани растений. | 3-я неделя сентября | 1 | Л.р. №2 Строение растительных тканей. | Отчет о лаб.раб. | ||
4 -5. | Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. | 4-я неделя сентября 1-я неделя октября | 2 | Сообщения учащихся, лекция | |||
6. | Особенности строения и отличительные признаки водорослей. | 1-я неделя октября | 1 | Сообщения учащихся, лекция | |||
7. | Особенности строения и отличительные признаки мохообразных. | 2-я неделя октября | 1 | Сообщения учащихся, лекция | |||
8. | Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных | 3-я неделя октября | 1 | Сообщения учащихся, лекция | |||
9. | Особенности строения и отличительные признаки голосеменных. | 4-я неделя октября | 1 | лекция | |||
10. | Особенности строения и отличительные признаки покрытосеменных. | 1-я неделя ноября | 1 | лекция | |||
11-12. | Семейства покрытосеменных растений | 2-я неделя ноября 3 неделя ноября | 2 | Пр.р. № 1 Тренинги. | Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ | ||
13. | Лишайники – симбиотический организм. | 4-я неделя ноября | 1 | лекция | |||
Раздел 2. Грибы.(2 ч.) | |||||||
14. | Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов. | 1-я неделя декабря | 1 | Л.р. № 3 Строение шляпочного гриба лекция | Отчет о лаб.раб. | ||
15. | Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами . | 2-я неделя декабря | 1 | Лекция Пр.р. № 2 Тренинги. | Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ | ||
Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.) | |||||||
16. | Особенности строения бактериальной клетки. Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний | 3неделя декабря | 1 | ||||
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.) | |||||||
17-18 | Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека. | 4-я неделя декабря 3-я неделя января | 2 | Л.р. №4 Многообразие простейших. П.р. №3 Тренинги. | Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ | ||
Раздел 5. Царство Животные.( 14 ч.) | |||||||
19. | Особенности строения животной клетки и тканей | 4-я неделя января | 1 | Л.р. № 5 Строение животной клетки и тканей животного организма.. | Отчет о лаб.раб. | ||
20. | Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных | 1-я неделя февраля | 1 | лекция | |||
21. | Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. | 2я неделя февраля | 1 | лекция | |||
22. | Особенности строения и жизнедеятельности, круглых червей | 3-я неделя февраля | 1 | лекция | |||
23. | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. | 4-я неделя февраля | 1 | лекция | |||
24. | Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. | 1-я неделя марта | 1 | Сообщения учащихся, лекция | |||
25. | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. | 2-я неделя марта | 1 | Л.р. №6 Внешнее строение представителей типа Членистоногие. | Отчет о лаб.раб. | ||
26. | Общая характеристика и классификация хордовых. | 3-я неделя марта | 1 | лекция | |||
27-28. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей классов рыб. | 1-я неделя апреля 2-я неделя апреля | 2 | Л.р. №7 Особенности строения рыб. | Отчет о лаб.раб. | ||
29. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные | 3неделя апреля | 1 | Сообщения учащихся, лекция | |||
30. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся. | 4 неделя апреля | 1 | Сообщения учащихся, лекция | |||
31-32. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса птицы. | 1 неделя мая 2 неделя мая | 2 | Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом. | Отчет о лаб.раб. | ||
33-34. | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие Обобщение по курсу . | 3-я неделя мая 4 неделя мая | 2 | Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих. Прр. №4 Тренинги. | Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ |
Итого : 34 часа; Л.р. – 9, Тренинги – 4.
Тематическое планирование элективного курса
11 класс
№ | Тема | Дата план | Дата факт | Кол-во часов | Форма контроля | ||||||||||
Организм человека и его здоровье. 12 часов. | |||||||||||||||
1 | Ткани, органы, системы органов. Факторы здоровья человека. | 1-я неделя сентября | 1 | ||||||||||||
2 | Опорно-двигательная система (скелет). | 2-я неделя сентября | 1 | ||||||||||||
3 | Опорно-двигательная система (мышцы). Нарушение ОДС. | 3-я неделя сентября | 1 | ||||||||||||
4 | Кровеносная система. Кровь, её состав и функции. Иммунитет, свёртывание и переливание крови. | 4-я неделя сентября | 1 | ||||||||||||
5 | Кровообращение. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. | 1-я неделя октября | 1 | ||||||||||||
6 | Дыхательная система. | 2-я неделя октября | 1 | ||||||||||||
7 | Пищеварительная система. Витамины. | 3-я неделя октября | 1 | ||||||||||||
8 | Выделительная система. Кожа. | 4-я неделя октября | 1 | ||||||||||||
9 | Нервная и эндокринная системы. Регуляция деятельности организма. | 1-я неделя ноября | 1 | ||||||||||||
10 | Анализаторы и органы чувств. Высшая нервная деятельность человека. | 2-я неделя ноября | 1 | ||||||||||||
11-12 | Тематическое тестирование. | 3-я неделя октября 4нед .ноября | 2 | Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ | |||||||||||
Общая биология - 12 часов. | 1-я неделя ноября | ||||||||||||||
13 | Химический состав клетки. Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки,их строение и функции, нуклеиновые кислоты,их строение. | 1-я неделя декабря | 1 | ||||||||||||
14 | Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот. | 2-я неделя декабря | 1 | ||||||||||||
15,16 | Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка | 3-я неделя декабря 4-я неделя декабря | 2 | ||||||||||||
17,18 | Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. | 2-я неделя января 3-я неделя января | 2 | ||||||||||||
19-20 | Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений. | 4-я неделя января 1-я неделя февраля | 2 | ||||||||||||
21 | Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека. Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере. | 2-я неделя февраля | 1 | ||||||||||||
22-23 | Решение задач по генетике | 3-я неделя февраля 4-я неделя февраля | 2 | ||||||||||||
24 | Тематическое тестирование. | 1-я неделя марта | 1 | Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ | |||||||||||
Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет — 10ч | |||||||||||||||
25-31 | Решение типовых заданий ЕГЭ прошлых лет. | 2-я неделя марта 3-я неделя марта | 2 | Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ | |||||||||||
32-33 | Пробное тестирование | 1-я неделя апреля 2-я неделя апреля | 2 | Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Итоговое тестирование. | |||||||||||
34- | Анализ пробного тестирования .Анализ ошибок ЕГЭ прошлых лет | 2,3 неделямая | 2 | Работа с заданиями ЕГЭ. |
Список литературы для учителя:
- А.А.Кириленко, С.И.Колесников. биология. Подготовка к ЕГЭ – 2010: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион. 2009. – 431 с.
- В.Н.Ярыгин. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа. 1998 г. – 479 с.
- В.Н.Фросин Биология. Общая биология. 9-11 классы. ЕГЭ: шаг за шагом. Тематические тестовые задания. М.: Дрофа. 2011 г. – 362 с.
- Г.Н.Панина, Е.В.Левашко. Биология: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»/ М.: СПб.: Просвещение, 2011 г. – 271 с.
- Г.С.Климанова. ЕГЭ – 2012. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ М.: Национальное образование. 2011 г. – 304 с.
- Г.С.Климанова. Отличник ЕГЭ. Биология/ ФИПИ – М.: Интелект-центр. 2010 г. - 256 с.
- Г.С.Климанова. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Биология. Учебное пособие. М.: Интелект-центр. 2012 г. – 320 с.
- Ю.А.Садовниченко. ЕГЭ 2009.Биология: Справочник/ М.: Эксмо 2009 г. – 720 с.
- Интернет ресурсы: fipi.ru
Список литературы для учащихся:
- В.Н.Ярыгин. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа. 1998 г. – 479 с.
- Г.С.Климанова. ЕГЭ – 2012. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ М.: Национальное образование. 2011 г. – 304 с.
- Ю.А.Садовниченко. ЕГЭ 2009.Биология: Справочник/ М.: Эксмо 2009 г. – 720 с.
7. Интернет ресурсы: http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html
8. Мамонтов С.Г. Биология: Справ. Издание. - М: Высшая школа, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доказательства эволюции живой природы
презентация по общей биологии для учащихся 10 класса...
Тесты "Эволюция живой природы"
Тесты можно использовать для подготовки к ЕГЭ в 11 классе....
Тест по теме "Эволюция живой природы"
Биология11 класс. Задания из ФИПИ...
Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....
Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)
Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...
Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы"
Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы" в 3 вариантах...
История представлений об эволюции живой природы.
Материал предназначен для учащихся 10 классов. На этом уроке учащиеся знакомятся с основными этапами развития эволюционных идей. Также изучаются работы К.Линея и Жан Батис Ламарка. ДЛя закреплен...