Доклад «Воспитательный потенциал современного школьного урока».
методическая разработка по биологии (6 класс)

Тюменцева Людмила Викторовна
Доклад
на августовскую конференцию руководящих и
педагогических работников
в направлении «Школьный урок»
Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемой
частью. История, литература, физика, знакомство с трудами ученых, технологическими
достижениями, историческими событиями не только формируют предметные,
предпрофессиональные знания, но и чувство гордости за свою страну, своих земляков,
уважение к подвигу прадедов. Именно поэтому приоритет отдается общекультурному
развитию личности, расширению кругозора, проведению совместных познавательных и
развивающих мероприятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avgustovskuyu_konferentsiyu_tyumentseva_l.v.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

671120  Республика Бурятия Тарбагатайский район                                                                

 с. Нижний Саянтуй,  ул. Юности 1

тел.8 (30146)54 - 2 - 22                                                                                                                        

E-mail: n_s_school@mail.ru. ;

сайт школы: https://nsaya.buryatschool.ru;                                                                                

СОГЛАСОВАНО:

                                        и. о.  директора

 МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»:

            _______________ /Б. Н. Михайлов/                   

Доклад

на августовскую конференцию руководящих и

педагогических работников

в направлении «Школьный урок»

Тема:  

«Воспитательный потенциал современного школьного урока».

Доклад подготовила:

                                                                     заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

 Тюменцева Людмила Викторовна

с. Нижний Саянтуй

Август 2021г.

Воспитательный потенциал современного школьного урока.

Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемой частью. История, литература, физика, знакомство с трудами ученых, технологическими достижениями, историческими событиями не только формируют предметные, предпрофессиональные знания, но и чувство гордости за свою страну, своих земляков, уважение к подвигу прадедов. Именно поэтому приоритет отдается общекультурному развитию личности, расширению кругозора, проведению совместных познавательных и развивающих мероприятий.

Современный мир, в котором живет современный человек, радикально изменяется. Нынешнее развитое информационное общество требует информационно подкованных, высоконравственных, ответственных за свою Родину людей. Общество воспитывает обучающихся в рамках новой информационной среды по стандартам второго поколения. При помощи образования и воспитания оно приобщает школьников к миру искусства, к миру прекрасного. Общество формирует духовно-нравственные ценности, сеет добрые чувства в душе ребенка, растит стремление к высокому, прокладывает дорогу к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, взращивает в ребенке творческую и креативную личность. Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране.

Довольно часто в педагогической литературе вопросы воспитания школьников исследуются в связи с внеурочной и внешкольной деятельностью учеников. При этом упускается наиважнейшая часть жизни ребенка – школьный урок.

Но основной движущей силой при развитии ребенка как индивидуальности является именно урок.

Традиционный урок как форма коммуникации имеет право на существование, но не стоит забывать о том, что современное поколение требует «хлеба и зрелищ», именно благодаря этим запросам появляются новые формы урока, нетрадиционные, современные.

Стоит отметить, что основную ценность данных уроков составляет не воспитание послушания или вольности, а воспитание личности, воли. На таких уроках учитель обращается не только к знаниям, полученным в ходе занятия, а к чувствам ребенка, его внутреннему миру. Урок на данном этапе развития образования имеет огромный воспитательный потенциал.

«Воспитательный потенциал урока – это специально организованное, развивающееся в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребенком своих потребностей, способностей и интересов в процессе воспитания».

Воспитательный потенциал урока есть определенная целостность социально-психологических факторов, обусловливающих позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.

        Реализация данного воспитательного потенциала зависит от следующих факторов:

  • от отбора содержания учебного материала, что включает в себя планирование,
  • от профессионализма учителя, его методической грамотности, методической осведомленности,
  • от умения определять образовательные и воспитательные возможности.

Что нужно сделать для того, чтобы наши школьные уроки были воспитывающими уроками?

         Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на восприятие, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в программе воспитания школы?

Воспитывающими уроки становятся тогда:

  • когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность;
  • когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах;
  • когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.

 Как всего этого добиться?

Для того, чтобы сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, учителя нашей школы в своей работе используют нехитрые приемы:

1. Находят время, повод и темы для неформального общения со своими учениками – как до уроков, так и после них. (Общение со значимым взрослым – важная потребность растущего человека. Стоит такому взрослому выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей, как они с легкостью вступают в разговоры на подобные темы, образуя вокруг учителя маленькие группы. Интерес к общению с учителем часто трансформируется и в интерес к урокам этого учителя).

 2. Стараются использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. Это помогает педагогу, классному руководителю сократить дистанцию между ним и его учениками. А для этого нужно стараться больше узнавать своих учеников – что они читают, что они слушают, во что они играют, о чем говорят на переменах, о чем чатятся в сетях? Это важно для того, чтобы сделать педагогическую коммуникацию на уроке более эффективной.

 3. Реализуют на своих уроках мотивирующий потенциал юмора. Юмор способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов. Шутка вместо окрика в сочетании с мягкой улыбкой помогает разрядить напряженную обстановку в классе, создать доверительный психологический климат. Уроки, на которых не раздается веселый и добрый детских смех – часто скучные уроки.

4. Обращаются во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или споткнувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? А теперь внимание – сосредоточьтесь и вспомните, куда именно вы падали: вперед или назад? … Прекрасно! … Прекрасно, разумеется, не то, что вы упали, а то, что так отчетливо это вспомнили. Так давайте же на этих примерах разберем, что такое инерция». Этот нехитрый прием также поможет учителю сделать свой урок интересным.

5. Время от времени (и как бы между делом) учителя стараются акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Этот прием имеет простое психологическое объяснение – когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку.

 6. Проявляют особое внимание к ученикам, нуждающимся в индивидуальном подходе. Бывает, что кто-то из детей ведет себя не так, как обычно: выглядит «вялым», уставшим, постоянно подпирает голову руками или, напротив, не может усидеть на месте... В таких ситуациях важно проявить участие: поинтересоваться, все ли нормально, а в случае плохого самочувствия ребенка – предпринять необходимые меры. Особое умение учителя – направить их энергию в нужное русло: например, попросить раздать тетради с контрольными, расставить микроскопы, подготовить класс к лабораторной, помочь с использованием на уроке электронной доски.

7. Обращаются к вымышленному образу учеников, создавая вокруг какой-то учебной проблемы небольшой фантазийный мирок. Например, так: «Вообразите себя министром финансов России конца 19 века: что бы вы сделали для того, чтобы обеспечить нашей стране экономический рост?» Мир грез и фантазий всегда был привлекателен для ребенка. А иногда он может сделать привлекательным и урок.

 8.Заводят в классе маленькие, привлекательные для детей традиции. Например, каждый урок начинается с мини игры, чтения притчи и т.п., что настраивает детей на позитивный лад, снимает психологическое напряжение перед опросом, позволяет быстрее включиться в учебный процесс.

 9. Просят прощения у своих учеников – за свои ошибки (не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает), оговорки (о, как же дети это обожают!), несправедливо поставленные отметки (увы, и такое случается). Наверное, для кого-то это тяжело – просить прощения, искренне и при всех своих учениках. Но если мы хотим, чтобы просить прощения друг у друга научились наши дети, то как же еще их этому научить?!

10. Наконец, просто честно выполняют свою работу. Несмотря на усталость, нехватку времени, стресс, работают не спустя рукава. Общеизвестно, что халтуру и равнодушие к себе чувствуют все дети, и… не всегда прощают.

Учителя-предметники школы подбирают воспитывающее содержание урока.

Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. На уроке физике, например, говорят о двойственном значении для человечества открытия способа расщепления атомного ядра. На уроке биологии затрагивают проблему генной инженерии и рассматривают этический аспект клонирования. На уроке химии акцентируют внимание школьников на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов и опасности превращения Земли в свалку использованных одноразовых товаров и упаковки.

 Включают в урок активные формы работы.

Важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок является использование учителем таких форм работы, которые дают детям возможность занять активную позицию к учебному материалу, выразить свое мнение по тому или иному вопросу, поспорить или выработать общую с другими одноклассниками позицию по той или иной обсуждаемой проблеме. Такие формы способствуют налаживанию межличностных отношений в классе, дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат школьников командной работе и взаимодействию с другими. Приведу в качестве примеров некоторые из таких форм.

Учебные дискуссии (дебаты, аквариум, вертушка, ролевой диалог и т.п.)

Викторины.

Настольные игры.

Ролевые игры

Учебные проекты.

Образовательные события.

          Воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: 

  • стиля образовательного общения,
  • дидактической структуры урока,
  • методических приемов.

Оптимальный выбор данных педагогических средств и есть мастерство, профессионализм учителя.

Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
1)    воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
2)    воспитательные возможности, обусловленные
спецификой учебного предмета 
3)    воспитательные возможности
содержания образования на уроке, зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания,
формирование мотивов учебной деятельности.

Приведу схему анализа процесса воспитания на уроке:
I. Использование воспитательных возможностей
организации урока.
1.    Воспитание
интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).
2.    Воспитание
сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3.    Формирование умений и навыков организации учащимися
своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4.    Воспитание
культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5.    Формирование и
развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6.    Воспитание
гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).

II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных
спецификой учебного предмета. 

(так, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем химия; уроки истории, краеведения, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);
III. Использование воспитательных возможностей
содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами).

Приведу несколько примеров из опыта работы учителей-предметников в МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

Например, на уроках физики при изучении темы «Магнитное поле» учитель рассказывает о его действии на биосферу; магнитные поля живых организмов; ориентация в магнитном поле перелетных птиц, использование в медицине, магнитные браслеты, умные часы, МРТ и т.д. Таким образом, реализуется экологическая направленность воспитательной работы. Продолжая изучать тему «Магнитное поле», сопровождает учебный материал таким историческим экскурсом в рамках патриотической направленности: «В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали магнитные мины для борьбы с нашим Военно-морским Флотом. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших кораблей от этих мин. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной магнитной мины для танков, которая с успехом использовалась для уничтожения техники врага».

Учитель рассказывает учащимся, как рождались законы физики учеными, но и что это были за люди, сколько сил, энергии, здоровья, нервов отдали они.

Убеждена, что вовремя рассказанный эпизод из жизни великого ученого физика может дать больше, чем целый учебник по воспитанию.

При изучении темы «Электрический ток» учитель обязательно говорит о поражающих факторах электрического тока, технике безопасности по работе с электричеством, первой помощи при поражении электрическим током, реализуя здоровьесберегающее направление воспитательной работы.

При изучении раздела, посвященного атомной физике в 11 классе, рассказывает об уровне естественного фона в Бурятии, описывает неблагоприятные районы, показывает неблагоприятные последствия испытания ядерного оружия, проблемы захоронения отходов. Это помогает реализовать задачи экологического воспитания.

         Таким образом, при обучении физике возникают безграничные возможности воспитания. Физика в данном случае используется как средство для приобщения учащихся к технической культуре, истории, достижениям народа не только своей страны, но и других государств. И как бы высоко не шагнул научно-технический прогресс, не надо забывать о человеческих ценностях и самом человеке.

         Сегодняшние перемены в состоянии методики преподавания истории, конечно же, порождены пересмотром содержания гуманитарного образования, в целом, и освобождением его от сложившихся стереотипов в осмыслении важнейших исторических событий и процессов. Учителя истории ежедневно открывали и открывают для себя и своих учеников новые аспекты многообразия прошлого. На уроках истории сегодня можно услышать о геополитике и ментальности, о заботах и чаяниях, о нравах и развлечениях, о стимулах поведения и моральном выборе.

В воспитательном плане, по моему мнению, важен следующий учебный материал. Например, урок по теме «Куликовская битва» целиком посвящается изучению нового материала методом рассказа учителя. Взятый сам по себе исторический материал этого урока не так уж и сложен для учащихся, но основная его задача — раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и положившего начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов. Конкретноисторический материал содержит большой нравственный потенциал. Учащиеся делают выводы нравственного порядка о низости предательства, лжи и трусости. Материал о героическом подвиге русского народа на Куликовом поле воспитывает патриотические чувства учащихся. Такие же воспитательные задачи выполняют уроки по темам «Князь Александр Невский и его храбрые мужи», «Он спас Отечество свое» (Кутузов М.И., Отечественная война 1812 г.), «Великая Отечественная война: год за годом» (историко-познавательная игра), которые способствуют формированию уважению к прошлому нашей страны, формированию чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма. Воспитывает мировоззрение гражданина урок по теме «Трудная история Государственных Дум». Совершается экскурсия в историю царской Думы, проводится параллель с современностью. Вообще любой урок истории содержит в себе важный воспитательный аспект. Общественная атмосфера прошлого всегда противоречива и неоднозначна, поэтому задача учителя истории дать возможность учащимся на основе предварительной исследовательской работы сделать объективные самостоятельные выводы, что способствует воспитанию бережного отношения и уважению к истории Отечества.

        Подобные задачи решает и предмет «Обществознание», ведь российское общество переживает сложный период становления, и перед учителем обществознания стоит сложная задача формирования гражданского самосознания у учащихся, так как они способны реагировать на те сложности, которые происходят в обществе. Они способны усвоить общепринятые доминирующие ценности и понимать, что многие стереотипы могут привести к деградации общества. Для многих учеников сегодня характерна увлеченность жизнью только своей микрогруппы, интерес к низкопробным образцам мировой культуры, размытость нравственных ориентиров, агрессивность в отстаивании своих интересов. И именно «Обществознание» как наука направлено на воспитание личности. Поэтому учитель должен помочь получить обучающемуся представление о своем изменяющемся облике, отношении к себе, к своему характеру, способностям, оценить себя как субъекта общения. Для реализации данных целей используется тренинговая деятельность с учащимися на уроках, даются различные ситуативные задачи.

       Готовясь к урокам русского языку в любом классе, учителя ставят перед собой те или иные воспитательные задачи. Воспитывает на уроке не только содержание учебного материала, но и организация урока, характер деятельности школьника, методы и приѐмы обучения, средства обучения, оценочные суждения учителя, его личность, педагогический такт, те отношения, которые складываются между учителем и учащимися. Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность учеников может формировать средствами языка различные стороны личности обучающегося: эстетические качества, нравственные, патриотические.

Каковы же наиболее эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка?

 Прежде всего, это:

  уроки развития речи (сочинения по картине, сочинения- эссе, сочинениярассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, человеческом достоинстве и т.д.;

 работа с текстом, представляющим собой отрывок из художественного произведения;

  интегрированные уроки русского языка и литературы, живописи, музыки, истории;

 уроки речевого этикета с использованием наглядности;

 работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологизмами при изучении орфографии, синтаксиса и других разделов русского языка;

 приобщение к культуре своего народа при работе с древнерусским текстом;

 история родного края в текстах для комплексного анализа;

  уроки, посвящѐнные деятелям литературы, культуры, науки;

 рассказы о русских лингвистах;

  уроки о различных функциях языка.

        Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определѐнные программой и ФГОС, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве. Думаю, что воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость.

         Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика.

У каждого учителя нашей школы имеется в работе немало различных способов и приемов начать урок

Например, можно начать урок таким способом. Назовем его образно «раскручивание формулировки темы». На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога ученик-учитель, ученик-ученик. В результате решается сразу несколько педагогических задач:

• Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.

• Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества.

• В–третьих ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.

• В-четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух, мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера, ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, учитель организует самостоятельное открытие формулы куб суммы (разности) двух выражений.

Какой воспитательный потенциал несет такой прием?

 Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность.

 Когда формула открыта и записана на доске, делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание. 

Урок учитель может начать с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока раздаются каждому учащемуся вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предложим с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая – появляется гипотеза, которую нужно доказать. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы. 

Этап актуализации опорных знаний также организован разными способами. 
1. Это может быть по геометрии работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания – загадки «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление. 

2. Работа в парах с применением тренажеров для устного счета. Использование на уроке подобных тренажеров позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет. Использование на уроке такой формы работы с использованием тренажеров позволяет рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

На уроках математики мы говорим с ребятами об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о полезности математики, об обаянии истории, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы.

На уроках нужно стараться погружать ученика в историю развития науки. Например, на уроке геометрии при первом знакомстве с прямоугольным треугольником делаем акцент на то, как появился прямой угол, и затем уже прямоугольный треугольник. Предлагаем ученикам найти сначала в окружающей обстановке прямые углы, задумываемся как с помощью подручных средств можно получить шаблон прямого угла (с помощью веревки, отвеса и колышков). Проводим эксперимент. Расскажем ребятам, что таким способом пользовались еще в древности. Применяя веревку с узелками, можно показать им египетский треугольник. Сообщаем, что термины, которые мы только, что использовали - имеют и другое название. «Отвес» – значит катет, «натянутая»– гипотенуза, другой катет называли основанием.

В заключение строим чертеж треугольника и подписываем названия его сторон. Такое знакомство с прямоугольным треугольником позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание. показывая связь геометрии с историей и практическое применение в жизни - это есть гуманитаризация процесса обучения.

Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют авторские задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. 
Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно всесторонний и осуществляется дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты, электронные тесты и т.д. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

 Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки.

Такую работу проводят учителя с учениками, начиная с 5 класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказки готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Дети учатся быть добрыми и справедливыми, сочиняя свою сказку. 

На реализацию нравственного воспитания влияет оценивание работы учеников на уроке. Разные способы оценивания оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, и в случае неудач. На уроках математики применяются разные подходы в оценивании. На некоторых уроках оценочные жетоны, с помощью которых каждый сам себя оценивает за правильные ответы. Активность на уроке в этом случае увеличивается. В конце урока легко подвести итог и выставить соответствующую оценку в журнал. Этот прием позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Конечно, в течение урока обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя - одобрительные реплики учителя, при некоторых видах деятельности оценивание со стороны одноклассников. 
          Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах присутствует обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания.

       Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся.

Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение, что приводит к трудности организации деятельности учащихся, особенно в младших и средних классах. Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождается применение соревновательного и игрового методов.

В-третьих, преодоление различных препятствий с проявление волевых усилий. Как утверждают социальные психологи, занятия физической культурой - это модель быстропротекающих социально-психологических явлений. В связи с этим вклад урока физической культуры в развитие личностных качеств учащихся достаточно существен.

Любой современный урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку.

Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. 

Организационный момент. Воспитываются организованность, внимательность, формируются умения быстро сосредотачиваться.

- Проверка домашнего задания. Воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слышать и слушать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично.     

- Объяснение новых знаний. Воспитываются умения сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями.

-  Проверка усвоенного материала. Воспитывается критическое отношение к своим знаниям, развивается способность оценить эффективность собственной работы.

Объявление домашнего задания. Воспитываются терпение, аккуратность, умение сосредотачиваться.

Все это - фоновое воспитание. Оно происходит систематически, из урока в урок и в большей степени влияет на ценностное поведение и сознание детей.

А как усилить воспитательный эффект урока? 

Обеспечить строгое выполнение требований, предъявляемых к результатам освоения общеобразовательной программы: личностным, метапредметным, предметным .

К личностным результатам относятся: самоопределение, самооценка, смыслообразование, морально-этическая ориентация, ценностное самосознание, самоуважение.    

К метапредметным результатам относятся:

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность);

коммуникативные (речевое поведение, умение слушать);

познавательные (работа с информацией, учебным материалом, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения).

К предметным результатам относятся: основы системы научных знаний, опыт предметной деятельности.

Если учебное занятие будет строиться на основании перечисленных требований, то его воспитательная функция займет главенствующее положение по отношению ко всем остальным.

На втором месте будет функция развивающая, на третьем - обучающая.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:

-  при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;

- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;

-   осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;

-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;

- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

-  применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;

- проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

 Урок – это не только форма обучения, а огромный воспитательный потенциал, реализация, которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, от профессионализма учителя, его методической грамотности, умения определять образовательные и воспитательные возможности.

Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам.

        

Уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом нового учебного года!

Желаю участникам здоровья, семейного благополучия, успехов в достижении поставленных целей, реализации творческих планов и плодотворной работы на ниве воспитания!

Спасибо за внимание!

        Список литературы

1. Артемьева, В. В. Нестандартные задачи как фактор развития математических способностей обучающихся / В. В. Артемьева, И. В. Галиакбарова, Е. А. Артемьева. – Текст : непосредственный // Учитель создает нацию (А-Х. А. Кадыров) : сборник материалов V международной научно-практической конференции. – Махачкала ; Грозный, 2020. – С. 258-262.

2. Артемьева, В. В. Современное образование в условиях цифровизации / В. В. Артемьева, Л. В. Воронина, Е. А. Артемьева. – Текст : непосредственный // Шаг в науку : сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов. – Махачкала, 2020. – С. 270-274.

3. Артемьева, В. В. Учебно-творческая задача как инновационное средство образовательного процесса в школе / В. В. Артемьева, Л. В. Воронина. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога : материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / Департамент образования и молодежной политики ; Сургутский государственный педагогический университет ; сост. и науч. ред. Н. В. Абрамовских. – 2016. – С. 218-220.

4. Воронина, Л. В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике / Л. В. Воронина, В. В. Артемьева, Г. В. Воробьева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 153-16

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Воспитательный потенциал школьных традиций»

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Формирование духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способност...

Воспитательный потенциал современного урока математики.

"У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира". В.А.СухомлинскийСовременный пер...

Доклад "Воспитательный потенциал урока. Навыки будущего"

Описание основных навыков, необходимых человеку будущего....

доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"

Доклад представлен на выступлении МО русского языка и литературы....

Доклад на тему: "Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников

Доклад на тему: Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников"...

"ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОСНОВНЫХ ШКОЛЬНЫХ ДЕЛ"

Презентация ТЕМА "ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОСНОВНЫХ ШКОЛЬНЫХ ДЕЛ"...