Материалы для сравнения УУД, формируемых в начальной школе и основной школе
опыты и эксперименты по биологии (5 класс)
Материалы для сравнения УУД, формируемых в начальной школе и основной школе
Виды УУД
| Начальная школа | Основная школа |
Личностные | Обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей) обеспечивающее личностный моральный выбор.
| Приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); • основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. В частности, формированиюготовности и способностик выбору направления профильного образования способствуют: • целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов; • реализация уровневого подхода как в преподавании(на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так ив оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях); • формирование навыков взаимо- и самооценки, навыковрефлексии на основе использования критериальной системы оценки; • организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения; • целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика; • приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. |
Регулятивные | Обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того. Что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
| Приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
|
Познавательные | Включают общеучебные, логические, постановка и решение проблемы общеучебные логические постановка и решение проблемы Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
| Приоритетное внимание уделяется: • практическому освоению обучающимися основ проектно-исследова-тельской деятельности; • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты; поиск информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, Интернете, школьном информационном сообществе, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска; первичные навыки формирования и организации собственного о информационного пространства; умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами); использование информации для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования; возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
|
Коммуникативные | Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта. Принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами. | Приоритетное внимание уделяется: • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
|
Уровневые показатели универсальных учебных действий
Уважаемые коллеги! Вам предлагаются материалы для проведения мониторинга сформированности УУД учащихся. Проведение и обработка результатов данного исследования поможет вам определить уровень УУД и поможет спланировать дальнейшую работу. Желаем удачи!
Познавательные учебные действия
ФИ__________________________________________________________
Баллы | Виды работы на уроке |
Восприятие информации Устную инструкцию воспринимают: | |
4 | С первого предъявления |
3 | Нуждаются в дополнительных разъяснениях |
2 | Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения |
1 | Не воспринимает устную инструкцию |
Письменную инструкцию (в учебнике, на карточке и т.п.) воспринимает: | |
4 | Самостоятельно |
3 | Нуждается в разъяснениях |
2 | Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения |
1 | Не воспринимает письменную инструкцию |
Интеллектуальная обработка информации Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | |
3 | Способен выделять самостоятельно |
2 | Нуждается в дополнительных (наводящих вопросах) |
1 | Испытывает значительные затруднения |
Умеет ли выделять новое в учебном материале: | |
3 | Способен выделять самостоятельно |
2 | Нуждается в помощи |
1 | Испытывает значительные затруднения |
Темп интеллектуальной деятельности | |
3 | Выше, чем у других учащихся класса |
2 | Такой же, как у других учащихся класса |
1 | Значительно снижен |
Результативность интеллектуальной деятельности Результат получает: | |
4 | Успешно (рационально) воспроизводит предложенный алгоритм |
3 | Оригинальным, творческим способом |
2 | Нерациональным путем |
1 | Путем подгонки под ответ (методом «тыка») |
Предъявление результата: | |
4 | Способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение |
3 | Способен дать правильный ответ, но не может его аргументировать |
2 | Приходится «вытягивать» ответы |
1 | Необходимость отвечать вызывает серьезные затруднения |
Самооценка результата работы: | |
3 | Способен дать объективную оценку результату работы, так как понимает суть допущенных ошибок |
2 | Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки |
1 | Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки |
Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения | |
3 | Способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки |
2 | Для освоения программы требуется система дополнительных занятий |
1 | Освоение программы по различным причинам затруднено |
| Общий балл: |
Обработка данных (ключ)
Группа, баллы | Характеристика | Рекомендации учителям |
Слабая группа (9-15 баллов) C | Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Результат работы, чаще всего, получает путем подгонки под ответ, а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. | Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. |
Средняя группа (16 – 23 балла) B | Воспринимая учебную информацию (как устную так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным путем. Давая правильный ответ, не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. | Нужно оказать учащимся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу. |
Сильная группа (24 – 31 балл) A | Успешно воспринимает учебную информацию, как письменную так и устную, с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать
его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает сыть допущенных ошибок. | Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив. |
Регулятивные учебные действия
ФИ______________________________________________________________
Баллы | Виды работы на уроке |
Получив задание | |
3 | Планирует работу до ее начала |
2 | Планирует действия в ходе работы |
1 | Вообще не составляет плана |
Вопросы, уточняющие задания | |
4 | Не нуждается в дополнительных пояснениях |
3 | Задает вопросы до начала работы |
2 | В ходе работы |
1 | Не задает вопросов, хотя и нуждается в помощи |
Выполняя задание | |
4 | Точно придерживается плана |
3 | Отступает от плана в деталях |
2 | Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий |
1 | Работает хаотично, без плана |
Завершая задание | |
3 | Обязательно добивается запланированного результата |
2 | Не доводит работу до логического завершения |
1 | Довольствуется любым результатом |
Закончив работу | |
4 | Проверяет результат, находит и исправляет ошибки |
3 | Результат не проверяет |
2 | Результат не проверяет, так как убежден в его правильности |
1 | Результат проверяет, но ошибок не видит |
Помощь в работе | |
4 | Не нуждается |
3 | Нуждается и принимает |
2 | Нуждается, но не умеет пользоваться |
1 | Нуждается, но не обращается |
| Общий балл |
Обработка данных (ключ)
Группа, баллы | Характеристика | Рекомендации учителям |
Слабая группа (6-10 баллов) C | Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, может довольствоваться ошибочным результатом. Даже проверяя результат, ошибок не видит. Не способен обратиться за помощью, не умеет пользоваться оказанной помощью. | Необходимо обучать умению ставить цель своей деятельности, разрабатывать шаги ее достижения, сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать уч-ся сравнивать результат с эталоном, находить и исправлять ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать уч-ся, где можно получить помощь и как ею воспользоваться. |
Средняя группа (11 – 16 балла) B | В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы, отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в правильности его, или довольствуется любым результатом, в случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться. | Нужно оказать уч-ся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования своей деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки. |
Сильная группа (17 – 22 балла) A | Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированным алгоритмом работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Завершив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости, способен обратиться за помощью и воспользоваться ею. | Следует развивать самостоятельность в учебной деятельности, поощрять найденные уч-ом рациональные способы организации своей работы. |
Коммуникативные учебные действия
ФИ_______________________________________________
Баллы | Виды работы на уроке |
Изложение собственных мыслей | |
3 | Может самостоятельно донести свою мысль до других |
2 | Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов |
1 | Не может донести мысль даже с помощью наводящих вопросов |
Ведение дискуссии Способность отвечать на вопросы | |
4 | Отвечает развернутым ответом |
3 | Дает краткий (неполный) ответ |
2 | При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности слов |
1 | Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы |
Способность задавать опросы | |
3 | Самостоятельно формулирует корректные вопросы |
2 | Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений |
1 | Не может формулировать вопросы, понятные собеседнику |
Способность корректно возражать оппоненту | |
3 | Возражает оппоненту корректно |
2 | Не всегда корректно |
1 | Как правило, не соблюдает корректность |
Взаимодействие в учебной группе Способность аргументировано отстаивать собственную позицию | |
3 | Аргументировано отстаивает свою позицию |
2 | Не всегда аргументировано |
1 | Не может аргументировать |
Способность гибко менять свою позицию | |
4 | Может гибко менять свою позицию в случае необходимости |
3 | Не всегда может менять свою позицию |
2 | Не может менять свою позицию, даже если понимает необходимость |
1 | Не понимает необходимости менять свою позицию |
Способность подчиняться решению группы для успеха дела | |
3 | Может подчиняться решению группы |
2 | Не всегда может подчиняться |
1 | Не подчиняется |
Соблюдение социальной дисциплины | |
3 | Удерживает социальную дисциплину в ходе общения |
2 | Не всегда удерживает |
1 | Игнорирует |
| Общий балл |
Обработка данных (ключ)
Группа, баллы | Характеристика | Рекомендации учителям |
Слабая группа (8-13 баллов) C | Не способен самостоятельно формулировать собственные мысли и ответы на вопросы. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимости этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не учитывает статус собеседника и ситуацию при общении. | Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы, действовать в соответствии с ней, поддерживать социальную дистанцию в ходе общения. |
Средняя группа (14 – 20 балла) B | Испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей, ответах на вопросы в связи с ограниченным словарным запасом или волнением. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменить ее, подчиниться решению группы для успеха дела. Может нарушить социальную дисциплину. | Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы и отвечать на поставленные. Желательно помочь в формировании умения отстаивать свою позицию, работать над умением соблюдать социальную дисциплину. |
Сильная группа (21 – 26 балла) A | Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на вопросы, формулировать вопросы и отвечать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию и менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы. Всегда удерживает социальную дисциплину. | Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_sravneniya_uud_formiruemyh_v_nachalnoy_shkole_i_osnovnoy_shkole.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для сравнения УУД, формируемых в начальной школе и основной школе
Виды УУД | Начальная школа | Основная школа |
Личностные | Обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей) обеспечивающее личностный моральный выбор. | Приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); • основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. В частности, формированиюготовности и способностик выбору направления профильного образования способствуют: • целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов; • реализация уровневого подхода как в преподавании(на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так ив оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях); • формирование навыков взаимо- и самооценки, навыковрефлексии на основе использования критериальной системы оценки; • организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения; • целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика; • приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. |
Регулятивные | Обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того. Что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | Приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию. |
Познавательные | Включают общеучебные, логические, постановка и решение проблемы общеучебные логические постановка и решение проблемы Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Приоритетное внимание уделяется: • практическому освоению обучающимися основ проектно-исследова-тельской деятельности; • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты; поиск информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, Интернете, школьном информационном сообществе, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска; первичные навыки формирования и организации собственного о информационного пространства; умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами); использование информации для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования; возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. |
Коммуникативные | Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта. Принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами. | Приоритетное внимание уделяется: • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. |
Уровневые показатели универсальных учебных действий
Уважаемые коллеги! Вам предлагаются материалы для проведения мониторинга сформированности УУД учащихся. Проведение и обработка результатов данного исследования поможет вам определить уровень УУД и поможет спланировать дальнейшую работу. Желаем удачи!
Познавательные учебные действия
ФИ__________________________________________________________
Баллы | Виды работы на уроке |
Восприятие информации Устную инструкцию воспринимают: | |
4 | С первого предъявления |
3 | Нуждаются в дополнительных разъяснениях |
2 | Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения |
1 | Не воспринимает устную инструкцию |
Письменную инструкцию (в учебнике, на карточке и т.п.) воспринимает: | |
4 | Самостоятельно |
3 | Нуждается в разъяснениях |
2 | Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения |
1 | Не воспринимает письменную инструкцию |
Интеллектуальная обработка информации Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | |
3 | Способен выделять самостоятельно |
2 | Нуждается в дополнительных (наводящих вопросах) |
1 | Испытывает значительные затруднения |
Умеет ли выделять новое в учебном материале: | |
3 | Способен выделять самостоятельно |
2 | Нуждается в помощи |
1 | Испытывает значительные затруднения |
Темп интеллектуальной деятельности | |
3 | Выше, чем у других учащихся класса |
2 | Такой же, как у других учащихся класса |
1 | Значительно снижен |
Результативность интеллектуальной деятельности Результат получает: | |
4 | Успешно (рационально) воспроизводит предложенный алгоритм |
3 | Оригинальным, творческим способом |
2 | Нерациональным путем |
1 | Путем подгонки под ответ (методом «тыка») |
Предъявление результата: | |
4 | Способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение |
3 | Способен дать правильный ответ, но не может его аргументировать |
2 | Приходится «вытягивать» ответы |
1 | Необходимость отвечать вызывает серьезные затруднения |
Самооценка результата работы: | |
3 | Способен дать объективную оценку результату работы, так как понимает суть допущенных ошибок |
2 | Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки |
1 | Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки |
Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения | |
3 | Способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки |
2 | Для освоения программы требуется система дополнительных занятий |
1 | Освоение программы по различным причинам затруднено |
Общий балл: |
Обработка данных (ключ)
Группа, баллы | Характеристика | Рекомендации учителям |
Слабая группа (9-15 баллов) C | Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Результат работы, чаще всего, получает путем подгонки под ответ, а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. | Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. |
Средняя группа (16 – 23 балла) B | Воспринимая учебную информацию (как устную так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным путем. Давая правильный ответ, не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. | Нужно оказать учащимся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу. |
Сильная группа (24 – 31 балл) A | Успешно воспринимает учебную информацию, как письменную так и устную, с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает сыть допущенных ошибок. | Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив. |
Регулятивные учебные действия
ФИ______________________________________________________________
Баллы | Виды работы на уроке |
Получив задание | |
3 | Планирует работу до ее начала |
2 | Планирует действия в ходе работы |
1 | Вообще не составляет плана |
Вопросы, уточняющие задания | |
4 | Не нуждается в дополнительных пояснениях |
3 | Задает вопросы до начала работы |
2 | В ходе работы |
1 | Не задает вопросов, хотя и нуждается в помощи |
Выполняя задание | |
4 | Точно придерживается плана |
3 | Отступает от плана в деталях |
2 | Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий |
1 | Работает хаотично, без плана |
Завершая задание | |
3 | Обязательно добивается запланированного результата |
2 | Не доводит работу до логического завершения |
1 | Довольствуется любым результатом |
Закончив работу | |
4 | Проверяет результат, находит и исправляет ошибки |
3 | Результат не проверяет |
2 | Результат не проверяет, так как убежден в его правильности |
1 | Результат проверяет, но ошибок не видит |
Помощь в работе | |
4 | Не нуждается |
3 | Нуждается и принимает |
2 | Нуждается, но не умеет пользоваться |
1 | Нуждается, но не обращается |
Общий балл |
Обработка данных (ключ)
Группа, баллы | Характеристика | Рекомендации учителям |
Слабая группа (6-10 баллов) C | Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, может довольствоваться ошибочным результатом. Даже проверяя результат, ошибок не видит. Не способен обратиться за помощью, не умеет пользоваться оказанной помощью. | Необходимо обучать умению ставить цель своей деятельности, разрабатывать шаги ее достижения, сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать уч-ся сравнивать результат с эталоном, находить и исправлять ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать уч-ся, где можно получить помощь и как ею воспользоваться. |
Средняя группа (11 – 16 балла) B | В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы, отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в правильности его, или довольствуется любым результатом, в случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться. | Нужно оказать уч-ся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования своей деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки. |
Сильная группа (17 – 22 балла) A | Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированным алгоритмом работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Завершив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости, способен обратиться за помощью и воспользоваться ею. | Следует развивать самостоятельность в учебной деятельности, поощрять найденные уч-ом рациональные способы организации своей работы. |
Коммуникативные учебные действия
ФИ_______________________________________________
Баллы | Виды работы на уроке |
Изложение собственных мыслей | |
3 | Может самостоятельно донести свою мысль до других |
2 | Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов |
1 | Не может донести мысль даже с помощью наводящих вопросов |
Ведение дискуссии Способность отвечать на вопросы | |
4 | Отвечает развернутым ответом |
3 | Дает краткий (неполный) ответ |
2 | При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности слов |
1 | Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы |
Способность задавать опросы | |
3 | Самостоятельно формулирует корректные вопросы |
2 | Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений |
1 | Не может формулировать вопросы, понятные собеседнику |
Способность корректно возражать оппоненту | |
3 | Возражает оппоненту корректно |
2 | Не всегда корректно |
1 | Как правило, не соблюдает корректность |
Взаимодействие в учебной группе Способность аргументировано отстаивать собственную позицию | |
3 | Аргументировано отстаивает свою позицию |
2 | Не всегда аргументировано |
1 | Не может аргументировать |
Способность гибко менять свою позицию | |
4 | Может гибко менять свою позицию в случае необходимости |
3 | Не всегда может менять свою позицию |
2 | Не может менять свою позицию, даже если понимает необходимость |
1 | Не понимает необходимости менять свою позицию |
Способность подчиняться решению группы для успеха дела | |
3 | Может подчиняться решению группы |
2 | Не всегда может подчиняться |
1 | Не подчиняется |
Соблюдение социальной дисциплины | |
3 | Удерживает социальную дисциплину в ходе общения |
2 | Не всегда удерживает |
1 | Игнорирует |
Общий балл |
Обработка данных (ключ)
Группа, баллы | Характеристика | Рекомендации учителям |
Слабая группа (8-13 баллов) C | Не способен самостоятельно формулировать собственные мысли и ответы на вопросы. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимости этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не учитывает статус собеседника и ситуацию при общении. | Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы, действовать в соответствии с ней, поддерживать социальную дистанцию в ходе общения. |
Средняя группа (14 – 20 балла) B | Испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей, ответах на вопросы в связи с ограниченным словарным запасом или волнением. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменить ее, подчиниться решению группы для успеха дела. Может нарушить социальную дисциплину. | Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы и отвечать на поставленные. Желательно помочь в формировании умения отстаивать свою позицию, работать над умением соблюдать социальную дисциплину. |
Сильная группа (21 – 26 балла) A | Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на вопросы, формулировать вопросы и отвечать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию и менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы. Всегда удерживает социальную дисциплину. | Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную...
Преемственность между начальной школой и основной
Выступление на педагогическом совете по вопросу обсуждения преемственности между начальной школой и основной....
Осуществление преемственности при переходе из начальной школы в основную
Преемсственность в обучении- одно из приоритетных направлений в работе школы с 1по 11 класс....
Преемственность между начальной школой и основной
Преемственность между начальной школой и основной...
«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»
Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы....
Преемственность основных направлений деятельности учителей начальных классов с основной школой с целью создания системы непрерывного образования
основные моменты перехода детей из начальной в основную школу...
Мастер-класс на ШМО учителей начальных классов «Виды работ с текстильным материалом на уроках ручного труда в начальной школе»
Данный мастер-класс я проводила на объединенном ШМО учителей начальных классов. Я поделилась своим опытом работы с детьми ОВЗ в области создания кукол-оберегов из мешковины. Дети откликаются с большим...