Конспект урока по биологии 9 класс Типы питания
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Прокофьева Анастасия Алексеевна

Конспект урока предназначен для учителей биологии и обучающихся, которые хотят расширить свои знания. Материал предоставлен по теме Типы питания, которые подойдут как для 9 класса, так и доя 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_urok_23.docx19.57 КБ
Файл 9_klss_urok_23.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Типы питания»

Цель урока:  

Образовательная: познакомиться с типами питания клеток;

Развивающая:  продолжить формировать умение анализировать полученную информацию, коммуникативную культуру обучающихся, у меня работать в парах и группах.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, природным ресурсам.

Задачи: развить понятия о типах питания клетки; сформировать понятие «автотрофные и гетеротрофные организмы»; познакомить учащихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания.

Ход урока

1) Орган. Момент

2) Актуализация знаний

Каковы конечные продукты и энергетическая ценность I этапа энергетического обмена? Сравните энергетическую ценность II и III этапов диссимиляции, сделайте вывод. Какое значение имеет ступенчатый характер реакций биологического окисления? Аминокислоты: - последний энергетический резерв, они подвергаются окислению в самую последнюю очередь. Объясните, с чем это связано.

3) Изучение нового материала

Все живые организмы, обитающие на Земле, можно подразделить на две группы в зависимости от того, каким образом они получают необходимые им органические вещества. В природе существует 2 основных типа питания: автотрофный и гетеротрофный. Каждый тип подразделяется на группы. Так, автотрофы бывают фотоавтотрофами и хемоавтотрофами; гетеротрофы – сапротрофами, паразитами, симбионтами и голозоями (последние разделяются на растительноядных, плотоядных и всеядных).

Первая группа — автотрофы, что в переводе с греческого языка означает «самопитающиеся». Автотрофные организмы никого и ничего не едят. Они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические веще­ства из неорганических — воды, углекислого газа и других. Для этого из внешней среды им нужна энергия, которую они могут получить двумя способами… Фотоавтотрофы используют энергию света. Для этого в пластидах содержатся светоулавливающие вещества – пигменты. Главный из них – хлорофилл. К фототрофам относятся зелёные растения, цианобактерии, окрашенные бактерии (зелёные, пурпурные).

Хемоавтотрофы в свете не нуждаются, используют энергию химических реакций окисления. Живут в почве, на рудах. Превращают одни минеральные вещества в другие при помощи атмосферного кислорода, а выделившуюся энергию используют на синтез питательных веществ. Серобактерии, железобактерии, нитробактерии. Благодаря жизнедеятельности бактерий -хемосинтетиков в почве образуются соли, которые являются важнейшими компонентами минерального питания высших растений, образуются большие залежи селитры и болотной руды.

Гетеротрофы получают готовые органические вещества (кого-то или что-то едят), но разными способами. Первая группа гетеротрофов – сапротрофы. Разлагают неживое. Питаются гниющим или разлагающимся органическим веществом. Плесневые грибы, бактерии гниения, брожения и т.д. Вторая группа гетеротрофов – паразиты. Часто для подобных организмов характерно упрощение строения тела. Например, растения-паразиты не содержат хлорофилла, а бычий цепень не имеет даже пищеварительной системы, т.к. получает готовые питательные вещества через поверхность тела. Третья группа гетеротрофов – симбионты. Иногда доходит до странного: например, термиты, основной пищей которых является древесина, эту самую древесину переваривать сами не могут. А помогают им в этом симбиотические жгутиконосцы, которые обитают в их кишечниках, выделяя необходимые для переваривания ферменты. Четвёртая группа гетеротрофов – голозои. Голозойное питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ. Голозойное питание чаще наблюдается у многоклеточных животных, имеющих пищеварительную систему. Голозойно питающихся животных можно разделить на плотоядных, растительноядных и всеядных.

Как вы думаете, к какой группе относится человек? (всеядные) Может один и тот же организм иметь автотрофное и гетеротрофное питание? Миксотрофы – смешанное питание. Эвглена-зелёная, Венерина мухоловка. Как вы думаете, почему у этих организмов смешанное питание?

Загадки. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят. Ведь многие из нас помогают им размножаться ( травоядные) Мы самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень хочется кушать. (хищники) Мы санитары планеты! Без нас Земля быстро превратиться в свалку! (сапрофиты) Мы самые дружелюбные! Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга. (симбиоты) А мы - эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем. (паразиты)

4) Первичное закрепление знаний

 Если все понятно и вопросов по содержанию презентации нет, то для закрепления изученного материала попробуем выполнить индивидуальные задания на карточках. В таблицах в первой графе даны названия организмов, во второй дана информация об их образе жизни. Необходимо определить тип питания и заполнить соответствующими терминами третью графу.

Название животного

Характерные черты

Тип и способ питания

Цианобактерии

 

Крупные грамотрицательные бактерии, способные к фотосинтезу, сопровождающемуся выделением кислорода

 

Аскарида человеческая

Круглый червь, живущий в просвете тонкой кишки человека

 

Шампиньоны

Эти грибы обитают на хорошо удобренной и влажной почве, возле животноводческих хозяйств, выращиваются на грибных фермах

 

Сосна обыкновенная

Голосеменное растение, широко распространённый вид рода Сосна семейства Сосновые.

 

Серобактерии

 

Прокариотические организмы, окисляющие сероводород анаэробно на свету для разложения углекислоты

 

Кабан

Млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда свинообразных, семейства свиней, рода кабанов

 

        5) Рефлексия

        6) Домашнее задание


1. Организмы, живущие за счёт неорганического источника углевода:

а) автотрофы;

б) гетеротрофы;

в) хемотрофы;

г) фототрофы.

2. Пигмент хлорофилл сосредоточен:

а) в оболочке хлоропласта;

б) в строме;

в) в гранах.

3. В хлоропластах световые реакции протекают:

а) только в квантосомах;

б) гранах и строме;

в) гранах и тилакоидах;

г) тилакоидах и строме.

4. На какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод:

а) световой;

б) темновой.

5. Какую роль играют ферменты при фотосинтезе:

а) нейтрализующую;

б) катализирующую;

в) расщепляющую.

1. Организмы, живущие за счёт неорганического источника углевода:

а) автотрофы;

б) гетеротрофы;

в) хемотрофы;

г) фототрофы.

2. Пигмент хлорофилл сосредоточен:

а) в оболочке хлоропласта;

б) в строме;

в) в гранах.

3. В хлоропластах световые реакции протекают:

а) только в квантосомах;

б) гранах и строме;

в) гранах и тилакоидах;

г) тилакоидах и строме.

4. На какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод:

а) световой;

б) темновой.

5. Какую роль играют ферменты при фотосинтезе:

а) нейтрализующую;

б) катализирующую;

в) расщепляющую.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомним Каковы конечные продукты и энергетическая ценность I этапа энергетического обмена? Сравните энергетическую ценность II и III этапов диссимиляции, сделайте вывод. Какое значение имеет ступенчатый характер реакций биологического окисления? Аминокислоты: - последний энергетический резерв, они подвергаются окислению в самую последнюю очередь. Объясните, с чем это связано.

Слайд 2

Типы питания Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы

Слайд 4

Автотрофы Организмы, способные самостоятельно вырабатывать необходимые органические вещества «авто» - «сам» « трофос » - «питание»

Слайд 5

Автотрофы Фотоавтотрофы Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии света Зеленые растения; цианобактерии ; зеленые и пурпурные бактерии « фотос » - «свет»

Слайд 6

Автотрофы Хемоавтотрофы Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии химических реакций окисления Серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии Все хемотрофы нуждаются в кислороде! « хемос » - «химия»

Слайд 7

Гетеротрофы Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами «гетерос» - «разный» «трофос» - «питание»

Слайд 8

Гетеротрофы Сапротрофы Организмы, питающиеся гниющими или разлагающимися органическими веществами Плесневые грибки, бактерии гниения и брожения « сапрос » - «гнилой»

Слайд 9

Гетеротрофы Паразиты Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт и приносящие вред Болезнетворные бактерии, гельминты, некоторые простейшие, некоторые растения и т.д. «паразитос» - «нахлебник»

Слайд 10

Гетеротрофы Симбионты Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт, но приносящие пользу Микрофлора, клубеньковые бактерии, некоторые простейшие и т.д. «сим» - «вместе» « биос » - «жизнь»

Слайд 11

Гетеротрофы Голозои Сложные многоклеточные организмы с развитой пищеварительной системой, у которых функция пищеварения разделена на механическую обработку, переваривание и всасывание Многоклеточные животные «голо» - «полный» «зоон» - «животное»

Слайд 12

Гетеротрофы Голозои Всеядные Растительноядные Плотоядные

Слайд 13

Название животного Характерные черты Тип и способ питания Цианобактерии Крупные грамотрицательные бактерии, способные к фотосинтезу, сопровождающемуся выделением кислорода Аскарида человеческая Круглый червь, живущий в просвете тонкой кишки человека Шампиньоны Эти грибы обитают на хорошо удобренной и влажной почве, возле животноводческих хозяйств, выращиваются на грибных фермах Сосна обыкновенная Голосеменное растение, широко распространённый вид рода Сосна семейства Сосновые. Серобактерии Прокариотические организмы, окисляющие сероводород анаэробно на свету для разложения углекислоты Кабан Млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда свинообразных, семейства свиней, рода кабанов

Слайд 14

1. Организмы, живущие за счёт неорганического источника углевода: а) автотрофы; б) гетеротрофы; в) хемотрофы ; г) фототрофы .

Слайд 15

2. Пигмент хлорофилл сосредоточен: а) в оболочке хлоропласта; б) в строме; в) в гранах.

Слайд 16

3. В хлоропластах световые реакции протекают: а) только в квантосомах ; б) гранах и строме; в) гранах и тилакоидах ; г) тилакоидах и строме.

Слайд 17

4. На какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод: а) световой; б) темновой .

Слайд 18

5. Какую роль играют ферменты при фотосинтезе: а) нейтрализующую; б) катализирующую; в) расщепляющую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по русскому языку " Типы текстов"

Материал по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку...

Конспект урока в 8 классе "Типы химических реакций"

Материал урока позволяет познакомить обучающихся с классификацией химических реакций по признаку количества вступающих и образующихся веществ, опираясь на практические знания, закрепить навыки составл...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по биологии "Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. Л.р."Типы биотических связей" в 10 классе.

Урок разработан с использованием учебника "Общая биология 10 класс" , авторская линия И.Н. Пономаревой. Основной целью урока является повторение материала по теме "Приспособленность организмов к совме...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Конспект урока в 10 классе Типы школ и школьная жизнь.

Тема урока: Types of schools & school life Дидактическая цель: осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых словЦели по содерж...

конспект урока по биологии 8 класс. Анатомия. "Питание и пищеварение"

Конспект представляет сценарий урока и приложение к уроку. Таблицы и презентация....