Подготовка к ЕГЭ: часть 2 зоология
учебно-методический материал по биологии (11 класс)

Ответы на вопросы по зоологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chast_s_zoologiya.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Зоология

С1.Почему необходимо очищать сточные воды перед попаданием их в водоемы?

Ответ

  1. Из-за попадания в водоем солей (особенно фосфатов и нитратов) или избытка органических веществ в водоемах начинается бурное размножение одноклеточных водорослей
  2. Это приводит к изменению светового режима водоема. Растениям не хватает света, они начинают умирать и гнить на дне
  3. В результате этого уменьшается количество кислорода, растворенного в воде, что, в свою очередь, приводит к гибели животных. Водоем постепенно загнивает, превращается в дурно пахнущую лужу
  4. Многие организмы, особенно одноклеточные водоросли и простейшие, погибают из-за отравления сточными водами
  5. С гибелью простейших пропадает корм для других животных
  6. Снижается разнообразие организмов
  7. Нарушаются пищевые цепи в водоеме
  8. Для предотвращения этих последствий следует очищать сточные воды до их попадания в водоем

С2.Приведите примеры использования в технике знаний о строении животных

Ответ

  1. Знание о строении и работе крыла птицы помогло созданию летательных аппаратов
  2. Знание о строении костей помогло созданию прочных инженерных конструкций (Эйфелева башня)
  3. Знания о строении и свойствах морских животных (дельфинов) позволило усовершенствовать ходовые качества кораблей и подводных лодок
  4. Знания о строении биологических объектов применяются в строительстве и архитектуре (дома-крылья, дома-соты)

С3. Можно ли провести четкую грань между царством Животные и остальными царствами организмов?

Ответ

  1. Сходные механизмы обмена веществ
  2. Состоят из клеток близких по химическому составу и строению
  3. Обладают универсальным генетическим кодом

С4.На какие группы по способам питания делятся простейшие животные?

Ответ

  1. Есть 3 способа питания – автотрофный (вольвокс)
  2. Гетеротрофный (сапрофаги, паразиты, хищники)
  3. Миксотрофный (эвглена зеленая)

С5.Каким образом простейшие воспринимают раздражение, поступающие из внешней среды?

Ответ

  1. Простейшие, обладая раздражимостью, реагируют на свет, температуру, химический состав среды, механические воздействия
  2. Раздражители воздействуют на мембранные рецепторы, светочувствительные элементы

С6.Какие простейшие рефлексы могут быть у кишечнополостных животных?

Ответ

  1. Защитный
  2. Охотничий, или пищедобывающий

С7.На чем основано разделение на классы плоских червей и членистоногих животных?

Ответ

  1. Плоских червей разделили, основываясь на различиях в образе жизни (свободном и паразитическом), а так же связанных с ними особенностях строения
  2. Членистоногих разделили, основываясь на различиях в среде обитания, образе жизни, способах развития и количествах конечностей

С8.Чем опасны для человека бычий цепень и свиной солитер?

Ответ

  1. Эти черви выделяют в кишечник человека токсины и вызывают тошноту, рвоту, понос
  2. Токсины поступают в кровь и изменяют ее состав
  3. Токсины угнетают нервную систему
  4. Питание паразитов происходит за счет организма человека

С9.Чем отличается газообмен насекомых от газообмена кольчатых червей или моллюсков?

Ответ

  1. У насекомых кислород поступает по трахеям непосредственно к клеткам тела
  2. У кольчатых червей и моллюсков кислород поступает сначала в кровь, а затем в клетки тела

С10.В чем заключаются различия между жизненным циклом медоносной пчелы и кузнечика?

Ответ

  1. Кузнечик относится к насекомым, жизненный цикл которого происходит с неполным превращением, т.е. без стадии куколки
  2. Медоносная пчела развивается с полным превращением, проходя стадию куколки

С11.Какие функции могут выполнять нити, выпускаемые разными животными?

Ответ

  1. Паутина пауков – ловчая сеть, средство передвижения, сигнальная нить, строительный материал
  2. Шелковая нить тутового шелкопряда – кокон, в котором развивается куколка
  3. Некоторые клещи и скорпионы тоже плетут паутину, которую используют для ловли добычи

С12.Почему появление хорды и позвоночника у животных считается ароморфозом?

Ответ

  1. Хорда (позвоночник) – это основа внутреннего скелета животных
  2. Возникновение внутреннего скелета позволило создать новый тип опоры тела и новый способ прикрепления мышц
  3. Появление внутреннего скелета обеспечило хордовым увеличение размеров тела, высокую дифференциацию его отделов и, прежде всего, опорно-двигательной системы
  4. В результате указанных изменений хордовые оказались на значительно более высоком уровне организации, чем беспозвоночные животные. Поэтому их появление можно считать результатом ароморфоза

С13.Сравните кровеносную систему рыб и земноводных. Какие выводы можно сделать на основе этого сравнения?

Ответ

  1. У рыб двухкамерное сердце и 1 круг кровообращения
  2. У земноводных трехкамерное сердце и 2 круга кровообращения
  3. В сердце земноводных частично смешанная кровь, а в сердце рыб венозная кровь
  4. Второй (легочный) круг кровообращения вместе с развитием легких обеспечил земноводным возможность жизни на суше

С14.Какие эволюционные изменения в системе дыхания пресмыкающихся позволили им стать первыми настоящими наземными позвоночными животными?

Ответ

  1. Формирование ячеистых легких с большой рабочей поверхностью
  2. Образование диафрагмы, разделяющей грудную и брюшную полости

С15.Докажите, что органы кровообращения пресмыкающихся соответствуют условиям их наземного существования

Ответ

  1. Сердце разделено частичной перегородкой, что способствует большему разделению крови
  2. От левой части желудочка артериальная кровь идет к мозгу, и он лучше снабжается кислородом
  3. Хорошее снабжение мозга кислородом необходимо для повышения скорости реакций, что очень существенно для жизни на суше

С16.Какие особенности строения нервной системы обеспечили более разнообразное поведение птиц по сравнению с рептилиями?

Ответ

  1. Развитие коры головного мозга и значительное, по сравнению с рептилиями, увеличение больших полушарий
  2. Развитие мозжечка обусловило хорошую координацию в пространстве

С17.Почему полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности считается ароморфозами?

Ответ

  1. Полное разделение кругов кровообращения позволило разделить кровь на венозную и артериальную. Это привело к интенсивности обмена веществ и теплокровности
  2. Возникновение теплокровности обеспечило приспособленность животных к самым разнообразным климатическим условиям среды, позволило занять разные среды обитания

С18.Какие прогрессивные черты по сравнению с птицами появились у млекопитающих?

Ответ

  1. У млекопитающих сформировалась кора головного мозга из тел нейронов – серого вещества мозга
  2. Млекопитающие – живородящие животные, вскармливающие своих детенышей грудным молоком
  3. У млекопитающих появился кожный волосяной покров с его производными

С19.Докажите, что утконос и ехидна по уровню организации ниже, чем настоящие звери.

Ответ

  1. Утконос – яйцекладущее млекопитающее животное, у которого терморегуляционные функции развиты хуже, чем у настоящих зверей. Есть роговой клюв и клоака
  2. Ехидна – яйцекладущее сумчатое животное, у которого терморегуляционные функции развиты хуже, чем у настоящих зверей. Есть роговой клюв и клоака
  3. Нервная система более примитивна, чем у настоящих зверей

С20.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

  1. В богатых перегноем почвах живет один из представителей класса кольчатых червей – дождевой червь
  2. Он относится к типу Малощетинковые черви
  3. Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой
  4. Кровеносная система у дождевых червей незамкнутая
  5. Роль сердец выполняют кольцевые кровеносные сосуды
  6. Газообмен происходит в подкожных капиллярах
  7. Дождевые черви гермафродиты

Ответ

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4. В предложении 1: Кольчатые черви – это тип животных

В предложении 2:  Малощетинковые черви – класс животных. В предложении 4:  кровеносная система у кольчатых червей замкнутая

С21.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

  1. У двустворчатых моллюсков тело заключено в раковину, образованную двумя створками
  2. При раскрытии раковины можно увидеть голову и ногу
  3. Представителями двустворчатых моллюсков являются беззубки, мидии, прудовики
  4. Тип питания двустворчатых – фильтрация
  5. Вода проходит через сифоны – вводной и выводной
  6. Дышит двустворчатый моллюск всем телом, поглощая растворенный в воде кислород

Ответ

Ошибки допущены в предложениях 2,3,6

С22. На рисунке показан круглый червь – ришта и его промежуточный хозяин – рачок циклоп. Червь ришта был распространен в арыках Средней Азии. Самка ришты паразитирует в соединительной ткани человека, образуя подкожные нарывы. После вскрытия нарыва из него выходит множество личинок. Каким образом человек может заразиться риштой? Предложите меры борьбы с риштой.

Ответ

  1. Личинки попадают в воду, где их проглатывают циклопы
  2. Человек может заразиться, если выпьет сырой воды, содержащей зараженных циклопов
  3. Меры борьбы – очистка водоема, фильтрация и кипячение воды, прокладка водопроводов

С23.Назовите рыбу, изображенную на рисунке. Чем она интересна?

  1. Это кистеперая рыба латимерия, или целакант
  2. Ученые предполагают, что от древних кистеперых рыб произошли земноводные
  3. На происхождение земноводных от кистеперых рыб указывают такие признаки, как сходство в строении плавников латимерии с пятипалой конечностью земноводных, зачатки легкихлатимерия рыба кистеперая.jpg

С24.В чем заключается сходство и различие яйцеклеток и сперматозоидов у животных?

  1. Ответяйцеклетки и сперматозоиды – это половые клетки животных, или женские и мужские гаметы
  2. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом и несут наследственную информацию, полученную от одного из родителей
  3. Сперматозоид – подвижная мужская гамета, имеющая голову и хвостик
  4. Яйцеклетка – неподвижная женская гамета, содержащая запас питательных веществ для развития зародыша

С25.Чем объясняется периодичность приступов малярии?

Ответ

  1. Малярийные паразиты выходят в кровяное русло человека через определенные промежутки времени
  2. Выход паразитов в кровь сопровождается разрушением эритроцитов
  3. Продукты жизнедеятельности паразита попадают в кровь человека, что вызывает лихорадку, подъем температуры, т.е. приступ малярии

С26.Какие доказательства можно привести в пользу происхождения кишечнополостных животных от простейших?

Ответ

  1. У кишечнополостных животных существует специализация клеток, но нет систем органов, кроме нервной
  2. Специализированные клетки по форме напоминают разных простейших – жгутиковых, амеб …
  3. Развиваются из одной клетки бесполым или половым способом

С27.Какими ароморфозами сопровождалось появление кишечнополостных животных?

Ответ

  1. Возникновение многоклеточности
  2. Возникновение 2 зародышевых листков
  3. Дифференциация клеток
  4. Возникновение кишечной полости
  5. Появление диффузной нервной системы

С28.Дайте характеристику типу кишечнополостные

Ответ

  1. Кишечнополостные – водные двуслойные животные с радиальной симметрией тела
  2. Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки
  3. В типе насчитывается 3 класса: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы
  4. Все хищники. Переваривание пищи происходит как в кишечной полости, так и внутри пищеварительно-мускульных клеток
  5. Размножение происходит как бесполым, так и половым путем

С29. Кто лишний на этом рисунке – муравей, кузнечик, майский жук, бабочка перламутровка. Ответ обоснуйте.

Ответ

  1. Лишний – кузнечик
  2. Кузнечик относится к насекомым, развивающимся с неполным превращением
  3. Остальные насекомые на рисунке показанные, развиваются с полным превращением

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Выступление на ГМО учителей английского языка на тему "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Подготовка к устной части экзамена" 16.02.19

Данный материал содержит практические советы для учителей английского языка, готовящих обучающихся к сдаче ОГЭ или ЕГЭ....

Методическое пособие. Силовая подготовка боксеров как часть физической подготовки.

Хорошо подготовленный боксер должен обладать высокоразвитой быстротой и силой, которые проявляются в тесной связи друг с другом. Если качество быстроты в успехе боксера признано всеми, то качество сил...

Методическое пособие "Силовая подготовка борцов как часть физической подготовки"

В процессе подготовки юных борцов чрезвычайно важное значение придается разносторонней физической подготовленности, гармоническому развитию основных двигательных качеств. Чем выше уровень развития дви...

Задания для дистанционной подготовки к ОГЭ по зоологии

Подборка заданий для подготовки к ОГЭ, зоологияhttps://drive.google.com/drive/folders/1Yg0RhWHEtQN7sq4-LtA8sasy4Da_jFK3?usp=sharing...