Кейс - технология на уроках биологии
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Кейс - технология развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.
Кейс представляет собой подобранный комплекс заданий, в которых должна заключаться какая – либо ситуация, представляющая собой определенную проблему или группу проблем научного, личного, социального, экономического характера. Кейс должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать и предложить определенное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_obmen_veshchestv.docx | 222.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование заданий в формате PIZA на уроках биологии
Содержание кейса
Тема кейса - Обмен веществ.
Основной идеей и целью кейса является: систематизировать и обобщить знания о процессах и этапах обмена веществ, происходящих на различных уровнях организации живых организмов;
Проверяемые, формируемые умения: продолжить развитие у учащихся умения сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи; развивать умение слушать, обсуждать и анализировать ответы одноклассников, ставить цель, делать выводы и формулировать биологические определения, формирование умений применять знания в жизненных ситуациях; социализация через решение биологических задач.
Проблема: на уроках биологии в 9 классе учащиеся изучают вопросы по теме обмен веществ на клеточно – молекулярном уровне. В курсе биологии 6-7-8 классов разбирали обменные процессы на организменном уровне, на примере живых организмов разных систематических групп. Проблема в том, что у учащихся нет целостного представления об обменных процессах живых систем и их взаимодействиях. У них разрозненные знания о процессах метаболизма на разных уровнях организации. Задачей кейса, по заданной теме, является – обобщить и систематизировать знания об обмене веществ как важном свойстве живого организма.
Кейс - технология развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.
Кейс представляет собой подобранный комплекс заданий, в которых должна заключаться какая – либо ситуация, представляющая собой определенную проблему или группу проблем научного, личного, социального, экономического характера. Кейс должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать и предложить определенное решение.
Задание 1
1.1. Прочитайте текст «Метаболизм», состоящий из двух частей и выпишите номера предложений, в которых есть ответы на вопросы:
- Что происходит с энергией во время пластического обмена? (5 )
- Какое значение имеют процессы ассимиляции растений? (2)
- Где происходят процессы диссимиляции? (8)
- Что происходит с АТФ в процессах анаболизма? (5)
- Что происходит с энергией во время катаболизма? (10)
- Что происходит с АТФ в реакциях диссимиляции? (11)
«Метаболизм»
1.Пластический обмен (ассимиляция) - это совокупность реакций анаболизма (биосинтеза), или создание сложных молекул из простых. 2. Процессы анаболизма, происходящие в зелёных растениях с использованием солнечной энергии, имеют планетарное значение, играя решающую роль в синтезе органических веществ из неорганических (фотосинтез). 3. Очень интенсивно анаболизм происходит в периоды роста: у животных — в молодом возрасте, у растений — в течение вегетационного периода. 4. В клетке постоянно синтезируются белки из аминокислот, жиры из глицерина и жирных кислот, углеводы из моносахаридов, нуклеотиды из азотистых оснований и сахаров. 5. Все реакции биосинтеза идут с поглощением энергии, которая освобождается при расщеплении молекулы АТФ, образовавшейся в ходе энергетического обмена.
6.Энергетический обмен или катаболизм - это совокупность реакций распада сложных органических соединений до более простых молекул или окисления какого-либо вещества, обычно протекающего с высвобождением энергии. 7. Катаболические реакции лежат в основе диссимиляции: утраты сложными веществами своей специфичности для данного организма в результате распада до более простых. 8. Расщепление органических веществ осуществляется в цитоплазме и митохондриях с участием кислорода. 9. Ряд процессов диссимиляции ‒ дыхание, брожение и гликолиз ‒ занимает центральное место в обмене веществ. 10. Энергия, освобождающаяся при распаде органических веществ, не сразу используется клеткой, а запасается в форме АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) и других высокоэнергетических соединений. 11. АТФ — универсальный источник энергообеспечения КЛЕТКИ. 11. Синтез АТФ происходит в клетках всех организмов в процессе фосфорилирования — присоединения неорганического фосфата к АДФ.
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Живые системы Компетенции: Понимание особенностей естественнонаучного исследования Контекст: окружающая среда Уровень сложности: низкий Формат ответа: выбор нескольких ответов из списка (множественный выбор). Задание подразумевает смысловое чтение и поиск ответа на вопросы предложениями из текста 2 балла – указаны правильно 5-6 предложений 1 балл- указаны правильно 3-4 предложения 0 баллов-нет правильного ответа или указаны правильно 1-2 предложения |
1.2. Используя текст «Метаболизм» , дайте развернутый ответ на вопрос –
Как связаны между собой пластический и энергетический обмен?
(Смысл ответа. Оба обмена связаны между собой через превращение веществ и энергии. Источником энергии в живых клетках, обеспечивающим все виды их деятельности, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Освобождающаяся при расщеплении АТФ энергия обеспечивает любые виды клеточных функций - движение, биосинтез, перенос веществ через мембраны и др. Биологический смыл реакций энергетического обмена и состоит в том, что энергия, освобождающаяся в результате химических реакций окисления углеводов и других веществ, используется для синтеза АТФ, т. е. для восполнения ее запаса в клетке. )
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Процедурные знания Компетенции: Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: окружающая среда Уровень сложности: высокий Формат ответа: Ответ свободный (открытый). Задание подразумевает смысловое чтение и умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы 2 балла – в ответе указаны и превращение веществ и энергии 1 балл- в ответе указаны или превращение веществ, или превращение энергии 0 баллов- нет ответа |
1. 3. Используя текст «Метаболизм» дайте ответ на вопрос–
От чего зависит интенсивность процессов метаболизма?
(Смысл ответа. От возраста. У растущего, молодого организма интенсивней процессы пластического обмена, для роста требуется большое количество органических веществ, которые активно синтезируются. У стареющего организма преобладают процессы энергетического обмена.)
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Живые системы Компетенции: понимать особенности естественнонаучного исследования Контекст: окружающая среда Уровень сложности: средний Формат ответа: Ответ свободный (открытый). Задание подразумевает смысловое чтение и умение анализировать. 2 балла – в ответе указано от чего и дано пояснение 1 балл- в ответе указано от чего, но нет пояснения 0 баллов- нет ответа |
1.4. Используя текст «Метаболизм» и знания биологии, дайте ответ на вопрос и дайте пояснение.
Согласны ли вы, что у растений преобладает пластический обмен, а у животных энергетический?
(Смысл ответа. ДА. Так как растения – автотрофы, они сами синтезируют органические вещества с использованием энергии света, которые используют для построения тела. Поэтому у них преобладает пластический обмен. Животные гетеротрофы, они используют вещества из пищи, которую расщепляют до простых молекул, а потом используют. У них преобладает энергетический обмен.)
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Живые системы Компетенции: Интерпретация данных и использование доказательств для получения вывода Контекст: окружающая среда Уровень сложности: высокий Формат ответа: Ответ свободный (открытый). Задание подразумевает смысловое чтение и умение анализировать и интерпретировать. 2 балла – есть ответ с пояснением 1 балл- есть ответ, но нет пояснения 0 баллов- нет ответа |
Задание 2
2.1. Используя схемы и рисунки дайте ответы на вопросы:
1) В какой схеме представлен процесс биосинтезе белка, запишите в ответе букву? (А)
2) Какими цифрами на рисунке обозначены процессы биосинтеза белка – транскрипция и трансляция? (I и II)
3) Под какой буквой представлен процесс фотосинтеза? В клетках каких организмов он осуществляется? (Б)
4) Что изображено на рисунке под буквой - в)? Какие процессы метаболизма в нем происходят? (В - органоид клетки митохондрия. В митохондриях осуществляются реакции аэробного дыхания)
а) б) в)
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Живые системы Компетенции: Научное объяснение явлений Контекст: окружающая среда Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ. Задание подразумевает понимание и умение анализировать схемы и рисунки. 2 балла – правильно указаны все буквы и цифры, есть пояснение 1 балл- указаны буквы и цифры, но допущены 1-2 ошибки 0 баллов- допущено 3 и более ошибок или нет ответа |
. 2.2. Используя график «Зависимости активности метаболизма от массы тела» дайте ответ на вопрос: Как активность метаболизма зависит от массы тела?
(Смысл ответа: напрямую. Активность метаболизма напрямую зависит от массы тела. Чем больше масса тела, тем выше скорость обмена веществ)
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Живые системы Компетенции: Научное объяснение явлений Контекст: окружающая среда Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ. Задание подразумевает понимание и умение анализировать графики 2 балла – дан полный ответ с пояснением 1 балл- дан ответ без пояснения 0 баллов- нет ответа |
Задание 3
(В данном блоке заданий проверяется умение применять полученные знания на практике, в жизни, в реальных проблемных ситуациях.)
Дайте развернутый ответ к каждой задаче и ответьте на вопрос:
3.1. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени – 18,4%, в поджелудочной железе – 7,9%, в сердце – 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.
(Смысл ответа: Митохондрии — это органоиды клеток, в которых происходят процессы энергетического обмена. От выполняемой функции органов зависит количество митохондрий в клетках тканей этих органов. Сердечная мышца постоянно сокращается (работает) на это требуется большое количество энергии)
3.2. Многие птицы в зимнюю бескормицу обитают возле жилья человека. В снегопад, гололедицу и в мороз, например, синицы питаются только теми кормами, которые находят в специально оборудованных кормушках… Как вы думаете, что страшнее для домового воробья голод или холод?
(Смысл ответа: Голод. От питания (подготовительный этап) зависит интенсивность процессов метаболизм, особенно энергетический обмен.)
3.3. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическим растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а портят его. Как объяснить даме ее ошибку?
(Смысл ответа: У растений процессы фотосинтезе зависят от интенсивности света, следовательно, ночью не идут процессы световой фазы, а процессы дыхания у всех организмов происходят круглосуточно. Результатом этих процессов в ночное время, в замкнутом помещении является изменение концентрации углекислого газа, он увеличивается)
3.4. На каких уровнях организации происходят процессы метаболизма в описанных задачах?
(Смысл ответа: Обменные процессы идут на органно-тканевом и организменном уровнях организации)
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Живые системы Компетенции: Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: окружающая среда Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ. Задание подразумевает понимание и умение анализировать текст, интерпретировать и делать выводы 3 балла – дан полный ответ на 4 задания 2 балла – дан ответ на 3 пункта задания 1 балл- дан ответ на 2- 1 задание 0 баллов- нет ответа |
Задание 4
4.1. Используя фрагменты стихотворений, подумайте какие процессы метаболизма доминируют в описанных ситуациях и какие факторы влияют на интенсивность этих процессов.
1) «Беглец» ( М.Ю. Лермонтов)
…Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла…
(Смысл ответа: Энергетический обмен. Страх, стресс)
2) «Первый ландыш» (А. А. Фет)
…О первый ландыш! Из- под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
(Смысл ответа: Пластический обмен. Рост организма)
3) Очень страшная история (Д. Хармс)
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
(Смысл ответа: Энергетический обмен. Страх)
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Живые системы Компетенции: Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: окружающая среда Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ. Задание подразумевает понимание и умение анализировать текст, интерпретировать и делать выводы 3 балла – дан полный ответ на 3 задания 2 балла – дан полный ответ на 2 пункта задания 1 балл- дан ответ на 2- 1 задания без пояснения 0 баллов- нет ответа |
4.2. Дайте ответы на вопросы используя стихотворные строки и свои знания о процессах метаболизма
1) На каких уровнях организации могут идти процессы метаболизма:
а) клеточный; б) организменный; в) популяционно- видовой; г) биогеоценотический; д) биосферный; е) на всех перечисленных организации ( в любой биологической системе)
2) Могут ли растительные организмы влиять (изменять) обмен веществ животных?
(Смысл ответа: Да. Они являются в биологических системах продуцентами)
3) Могут ли живые организмы влиять на обмен веществ биогеоценоза и биосферы в целом? (Смысл ответа: Да. От взаимосвязей живых организмов зависят обменные процессы (круговорот веществ и поток энергии) на биогеоценотическом и биосферном уровнях организации)
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Живые системы Компетенции: Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: окружающая среда Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ. Задание подразумевает понимание и умение анализировать текст, интерпретировать и делать выводы 2 балла – дан полный ответ на задание 1 балл- дан ответ с пояснениями на 2- 1 задания 0 баллов- нет ответа или 1 ответ без пояснения |
Задание 5
(В данном блоке задания подобраны для отработки навыков решения изобретательских задач. Проверяются компетенции интерпретация данных на глобальные уровне, осуществляется связь знаний естественнонаучных дисциплин.)
5.1. Прочитаете, проанализируйте текст и дайте ответ на вопрос.
- Ну, Бугланд, – обратился Стефенсон к своему приятелю, – ответьте мне на вопрос, может быть не особенно легкий. Можете ли вы сказать, какая сила двигает поезд?
- Я полагаю, – ответил Бугланд, – сила одной из ваших больших машин.
- Да, но что приводит в действие машину?
- О весьма возможно, что один из ваших машинистов?
Приведите возможные варианты ваших суждений, что приводит в действие машину?
(Смысл ответа: паровозы работали на основе сжигания топлива, угля, а уголь-это горючее полезное ископаемое растительного происхождения, в конечном итоге, прямой результат действия солнечных лучей, которые поглощались древними растениями)
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: Процедурные знания Компетенции: Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: окружающая среда (глобальный уровень) Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ. Задание подразумевает понимание и умение анализировать текст, интерпретировать и делать выводы 2 балла – дан полный ответ с пояснением 1 балл- дан ответ без пояснения 0 баллов- нет ответа |
5. 2. Как вы понимаете мысль Тимирязева о космической роли фотосинтеза?
«…Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта». К. А. Тимирязев
(Смысл ответа: На осуществление любой работы в биологических системах необходима энергия. Согласно закону сохранения энергии - энергия не возникает из ничего и не исчезает в никуда, а может только превращаться из одной формы в другую. Растения аккумулируют и превращают энергию солнца в химическую энергию. В биологических системах эта энергия переходит в тепловую, механическую, электрическую и другие формы)
Характеристики задания: Тип естественнонаучного знания: процедурные знания Компетенции: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: окружающая среда (глобальный) Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ. Задание подразумевает понимание и умение анализировать текст, интерпретировать и делать выводы 2 балла – дан полный ответ 1 балл- дан ответ без пояснения 0 баллов- нет ответа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс – технология на уроке биологии.
Статья о применении кейс-технологии на уроках биологии.Кейс-метод представляет собой метод обучения, основанный на использовании описания конкретных ситуаций....
Выступление на педсовете "Использование кейс-технологий на уроках биологии"
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позв...
Применение кейс технологий на уроках биологии
кейс - технологии...
Использование кейс-технологии на уроках биологии
Презентация с описанием различных методов кейс-технологии...
Кейс – технология на уроке биологии.
Кейс-метод представляет собой метод обучения, основанный на использовании описания конкретных ситуаций.Кейсом называют письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающ...
Кейс – технология на уроках биологии в 8 классе
Данный метод анализа ситуации предполагает осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый при решен...
Новые педтехнологии " Кейс- технологии на уроках биологии"
В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умений самостоятельно принимать решения...