программа внеурочной деятельности по биологии для 10 класса
рабочая программа по биологии (10 класс)
программа внеурочной деятельности по биологии для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_biologii_dlya_10_klassa_1.docx | 52.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «От теории к практике. Решение биологических задач."
(10класс)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Предлагаемый курс внеурочной деятельности предназначен для учащихся 10-х классов. Курс внеурочной деятельности включает материал по разделам общей биологии: «Основы цитологии», «Индивидуальное развитие
организмов», «Основы генетики». Решение задач по молекулярной биологии, генетических задач (далее - биологических задач) расширяет рамки учебной программы. Программа рассчитана на 34 часа (1 урок в неделю).
Как известно, количество часов (1 час в неделю), отводимых на изучение курса биологии в старших классах, недостаточно. Это приводит к тому, что некоторые темы курса биологии учащиеся осваивают фрагментарно, остаются пробелы в знаниях. Внеурочная деятельность позволяет расширить практическую направленность деятельности учащихся, дать применение на практике их теоретическим знаниям.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Особый акцент в программе данного курса сделан на выполнение разнообразных заданий по молекулярной биологии, развитию органического мира, генетике, клеточному уровню организации живой природы. Курс тесно связан с уроками общей биологии и рекомендован учащимся, которые увлекаются биологией и готовятся к поступлению, соответствует требованиям Государственного стандарта.
Умение решать биологические задачи является важным показателем овладения учащимися теоретических знаний по общей биологии.
Курс «Решение задач по молекулярной биологии» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности, а также носит практико-ориентированный характер.
Цель: углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в клетке, их роли в образовании клеточных структур, в процессах жизнедеятельности, делении клеток, в формировании и передаче наследственной информации; содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач
Задачи:
- расширить и углубить знания по молекулярной биологии;
- развивать общеучебные и интеллектуальные умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты, анализировать полученные результаты, выявлять причинно-следственные связи, обобщать факты, делать выводы;
- совершенствовать умение решать текстовые и тестовые задачи;
- воспитывать на примере новейших открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, культуру питания при отборе традиционных и генномодифицированных продуктов питания, культуру уважения чужого мнения и аргументированное отстаивание своих убеждений при участии в дискуссиях.
Курс «Решение задач по молекулярной биологии» адресован учащимся 10-11
классов, интересующихся современными практическими вопросами биологии, а также тем, кто рассматривает биологию как область своих профессиональных интересов. Содержание курса тесным образом связано с программным материалом разделов биологии, изучаемых в основной и старшей школах. Курс должен преподаваться школьникам после овладения ими на уроках общей биологии базовыми знаниями основ цитологии, молекулярной биологии, биохимии, генетики.
Формы и методы работы.
Занятия проводятся путем использования методов рассказа, беседы и обсуждения, в процессе которых учитель актуализирует ранее полученные знания учащихся из различных разделов биологии, чтения лекций, практикумов, самостоятельных работ, практических работ по решению текстовых и тестовых задач.
Занятия предусматривают взаимосвязь индивидуальной, коллективной и самостоятельной работы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса «Избранные вопросы биологии» формируются универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ОО.
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма); объяснение роли биологии в практической деятельности людей; различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно – ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Календарно-тематическое планирование
№ п.п | Тема | Кол -во час | Дата | |
1.2. 3.4. | Введение. Цели и задачи курса. Повторение курса "Растения", "Животные", "Человек". Решение логических и ситуационных задач" | 4 | Сентябрь | |
5. | Что изучает молекулярная биология. Элементарный химический состав клетки. Значение важнейших химических элементов для клетки и организма. Химические вещества клетки. | 1 | Октябрь (1 неделя) | |
6. | Биополимеры. Углеводы: классификация, свойства, функции. Липиды: классификация, особенности и функции | 1 | Октябрь (2 неделя) | |
7. | Белки: строение, свойства и функции. Ферменты. | 1 | Октябрь (3 неделя) | |
8. | Нуклеиновые кислоты: сравнительная характеристика ДНК и РНК, принцип комплементарности, правила Чаргаффа. | 1 | Октябрь (4 неделя) | |
9. | Решение задач по молекулярной биологии на изученные темы. АТФ. | 1 | Ноябрь (1 неделя ) | |
10.11. | Строение клетки. Сравнение клеток живых организмов. Работа с рисунками. Клеточная теория. | 2 | Ноябрь (2,3 неделя ) | |
12.13. | Пластический обмен(биосинтез белка) Решение задач на генетический код». Решение задач повышенного уровня по биосинтезу белка | 2 | Ноябрь (4неделя ), Декабрь (1 неделя) | |
14.15. | Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме. Энергетический обмен (катаболизм). Решение задач по теме "Энергетический обмен" | 2 | Декабрь (2,3 неделя ) | |
16. | Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. Решение задач по теме | 1 | Декабрь (4 неделя ) | |
17.18. | Деление клетки. Митоз. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Решение задач на подсчет хромосом и количество ДНК | 2 | Январь (2,3 неделя ) | |
19. | Размножение и развитие растений. Решение | 2 | Январь |
20. | задач на гаметогенез у растений. | (4,неделя ), Февраль (1неделя) | ||
21. | Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный период развития животных. Работа с рисунками. | 1 | Февраль (2неделя) | |
22. | Основы генетики. Решение генетических задач. Основные понятия и методы генетики. Основные правила, помогающие в решении генетических задач. Законы Грегора Менделя. | 1 | Февраль (3неделя) | |
23.24 | Моногибридное, дигибридное скрещивание.. Решение задач повышенного уровня по генетике с использованием законов Г.Менделя | 2 | Февраль (4неделя) Март (1неделя) | |
25. | Неполное доминирование, наследование групп крови. Решение задач | 1 | Март (2 неделя) | |
26. | Сцепленное наследование. Решение задач на сцепленное наследование признаков (кроссинговер ) | 1 | Март (3 неделя) | |
27. | Генетика пола.Решение задач на сцепленное наследование с половыми хромосомами (Х и Y) | 1 | Апрель (1 неделя) | |
28.29. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов, решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию. | 1 | Апрель (2,3 недели) | |
30.31. | Решение комбинированных задач | 2 | Апрель (4 неделя) Май (1неделя) | |
32. | Закон Харди - Вайнберга. Решение задач по генетике популяций | 1 | Май (2неделя) | |
33. | Генетика человека. Решение задач на составление и анализ родословных | 1 | Май (3 неделя) | |
34. | Решение комплексной работы. Анализ результатов | 1 | Май (4 неделя) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"
Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс...
Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....
Программа внеурочной деятельности по биологии 9 класс "Линия жизни"
Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших органи...
Программа внеурочной деятельности по биологии.7 класс.
Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы по биологии"....
рабочая программа внеурочной деятельности "Творческая биология" 7 класс
quot;Творческая биология" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"
Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....