Конспект урока биологии 8 класс коррекционной школы
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Конспект открытого урока
биологии 8 класс
Тема : Экспедиция в мир пресмыкающихся
Цель: познакомить учащихся с животными класса "пресмыкающиеся".
Задачи:
- изучить особенности внешнего строения, среды обитания и разнообразие животных класса пресмыкающихся; познакомить с понятием - рептилии;
- развивать познавательный интерес к изучению жизни животных;
- корригировать мыслительные операции ( в процессе анализа информации, установления причинно-следственных зависимостей), обогащение словаря и развитие речи;
- воспитывать интерес и любовь к миру природы и чувство ответственности за животных.
Форма проведения: урок - путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока биологии 8 класс "Экспедиция в мир пресмыкающихся" | 152.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
биологии 8 класс
Тема : Экспедиция в мир пресмыкающихся
составлен учителем биологии Зелениной И.А.
Цель: познакомить учащихся с животными класса "пресмыкающиеся".
Задачи:
- изучить особенности внешнего строения, среды обитания и разнообразие животных класса пресмыкающихся; познакомить с понятием - рептилии;
- развивать познавательный интерес к изучению жизни животных;
- корригировать мыслительные операции ( в процессе анализа информации, установления причинно-следственных зависимостей), обогащение словаря и развитие речи;
- воспитывать интерес и любовь к миру природы и чувство ответственности за животных.
Форма проведения: урок - путешествие
Оборудование:
- учебник, демонстрационные таблицы (" Строение тела пресмыкающихся", "Рептилии", " Кожа пресмыкающихся"), словарные таблички, фигурки животных, индивидуальные карточки.
Ход урока.
Орг. момент.
Ребята, сегодня мы проведем необычный урок, отправимся в научную экспедицию. Экспедиция ( табличка на доске)- это путешествие со специальной научной целью. Чтобы узнать куда мы держим путь, нам нужно: 1. Отгадать загадки.
2. Найти картинку соответствующую отгадки.
3. Найти спрятавшиеся буквы
4. Из букв сложить и прочитать тему нашей экспедиции.
Загадки :
Он на экваторе живёт
У него огромный рот
Он солнце в сказке проглотил
Кто догадался ? .............(крокодил)
находят картинку с изображением крокодила и какие буквы там спрятаны. прикрепить на доску (ПРЕС)
Бегает среди камней
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост , но-ах!
Удрала, а хвост в руках ! ( ящерица) ( МЫ)
Живу на суше и в воде
Мой панцирь очень
Нужен мне!
Я этим домом дорожу
Хоть очень медленно хожу (черепаха) (КАЮ)
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа словно чешуя
По земле ползёт ...... (змея) (ЩИХ)
Хитроумней зверя нет-
Он всегда меняет цвет
Бегать зверь тот не привык
Мошек достаёт язык.
Кто такой, скажите он?
Дети, это ...........(хамелеон) (СЯ)
Складывают из букв слово - ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
Определение темы урока.
Итак : крокодил, ящерица, черепаха, змея, хамелеон.
-Как можно назвать одним словом всех этих животных? Правильно -Пресмыкающиеся.
Так вот сегодня мы совершим экспедицию в мир пресмыкающихся.Узнаем много нового об этих удивительных животных: где они обитают, чем питаются, особенности строения тела и много другого интересного.
В тетрадях запишем число и тему урока. "Экспедиция в мир пресмыкающихся".
- В ходе нашей экспедиции мы будем совершать остановки . А чтобы не сбиться с пути мы будем пользоваться картой, на которой обозначены названия наших станций. (звучит музыка "В мире животных") - карта
В путь!!!!
Изучение новой темы.
Остановка "Узнавай-ка"
Об этих удивительных животных сложено много легенд и сказаний. О них говорят:
- Взгляд гипнотический как у (змеи)
-Ужасно кровожадный как (крокодил)
- Быстрые и юркие как (ящерица)
- Медленный как (черепаха)
- Ужасно переменчивый как ( хамелеон).
Кто же они - эти таинственные животные? Почему их так называют?
Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи, а также давно вымершие динозавры представляют один класс животных - пресмыкающиеся. Записать в тетради.!!!
В мире насчитывается более 7000 тыс видов пресмыкающихся. Эти виды делятся на 3 отряда . ( Показ схемы)
Свое название эти животные получили за то, что передвигаются преимущественно ползком, волоча своё брюхо по земле. Животное извивается всем телом - пресмыкается, это происходит потому, что лапы расположены по бокам, а не под животом. А змеи вообще не имеют ног и прекрасно передвигаются без них. Волоча свое тело по земле. ( показать на фигурке животного).
Другое название этих животных - Рептилии ( карточка). Слово "рептилия" в переводе с греческого означает "ползать на брюхе". Именно поэтому пресмыкающихся ещё называют - рептилиями.
Где же обитают эти животные ? Работа с учебником стр. 82. Выборочное чтение.
В наши дни известно около 7000 видов пресмыкающихся (рептилий).
Кожа рептилий всегда сухая, покрытая роговой чешуёй или щитками...
( Показать карточки чешуя змей и кожа крокодила) !
Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться. Поэтому они могут жить в сухих, жарких местах.
Большинство животных этого класса обитают в теплых жарких странах под корнями деревьев. Могут жить в пустынях в песках, в горах.
Черепахи живут как на суши, так и в воде. Этих удивительных животных можно встретить в соленой и пресной воде, в лесах и даже сухой земле.
Хамелеон обычно селится на кронах деревьев и кустарников.
В нашей краях ящерицы могут жить на опушке лесов, в оврагах, на солнечных пригорках, змеи по берегам болот, прудов и рек. Нет пресмыкающихся только в Арктике и Антарктиде.
Пресмыкающиеся - холоднокровные животные. Что это значит? ( у них холодная кровь? А как это - холодная кровь? Температура их тела зависит от окружающих условий. В жаркую погоду температура тела у них высокая и они вполне активны. В холодную погоду температура понижается и животные очень малоподвижны. Однако они способны контролировать температуру тела, укрываясь от перегрева или переохлаждения. Например, зимой они впадают в спячку, чтобы избежать холодов, а если очень жарко летом - они охотятся ночью.
Игра " "Найди всех, кто спрятался и где?" (карточка).
Табличка остановка " Отдыхай-ка" ( физкультминутка- "Суперзарядка" )
Остановка " Познавай-ка"
А сейчас мы с вами познакомимся с внешним строением тела пресмыкающихся на примере ящерицы прыткой, которая обитает на территории нашей страны.
Плакат .! Тело ящерицы разделено на голову, туловище, хвост и по бокам расположены две пары конечностей. На ногах у неё длинные пальцы с коготками. Поэтому она легко может взбирается на камни, пни деревьев. Буровато - серый цвет самки и зеленоватый самца делает ящериц незаметными на почве и среди травы. Ящерица легко может обламывать свой хвост, если враг схватит её за него. Через некоторое время хвост снова отрастает.
Голова соединяется с туловищем при помощи короткой шеи. Поэтому она может поворачиваться в стороны. На голове находятся глаза , ноздри, рот и ушное отверстие. У многих пресмыкающихся во рту находится длинный раздвоенный на конце язык ( Показать фото!). Он служит им органом осязания ( с его помощью животные ощупывают предметы).
Питается ящерица насекомыми . Остальные пресмыкающиеся - хищники. Они питаются мелкими животными. Так крокодилы, морские и пресноводные черепахи поедают главным образом рыб и водными беспозвоночными. Наземные черепахи - травоядные. Змеи нападают на ящериц , мелких змей, птиц, земноводных и млекопитающих.
Прежде, чем перейти на следующую остановку мы должны выполнить задания. (индивидуальные карточки- задания)
1 ряд. Нужно подписать название частей тела ящерицы, используя слова для справок: голова, шея, туловище, глаза, рот, ноздри, ушное отверстие, хвост, задние конечности, передние конечности
2 ряд. Составить краткий рассказ о строении ящерицы, продолжив предложения:
Тело ящерицы разделено на ................
Голова с туловищем соединена ...........
На голове расположены........
Конечности расположены ........
Ящерица легко обламывает свой ......
Пальцы заканчиваются ......................
Прочитать рассказ, который у вас получился.
Это интересно:
Самая большая ящерица - показать карточку
Гигантский индонезийский варан, обитающий на острове Комодо, достигает длины 3,5 м и весит более 165 кг. Это самая большая ящерица в мире. Она может вставать на задние лапы, опираясь на хвост, прекрасно лазает по деревьям и охотится на самых разных животных, даже на оленей, кабанов, собак и лошадей! На коротких дистанциях варан может достигать скорости 20 км/ч. Местные жители прозвали его наземным крокодилом.
Самая крупная змея - Анаконда.
Пресмыкающиеся относятся к долгожителям. Змеи могут жить до 50 лет, крокодилы могут доживать до настоящего старческого возраста — 80 лет, а вот черепахи вообще могут прожить два века (200 лет)!
Обобщение материала.
Наша экспедиция подходит к концу . Мы с вами подошли до остановки " Отвечай-ка"
На этой остановки нам предстоит ответить на ряд вопросов:
- В мир каких животных мы сегодня совершили научную экспедицию?
-Назовите животных, которые относятся к классу пресмыкающихся.
- На какие отряды они делятся?
- Почему они получили такое название?
- Как еще называют пресмыкающихся?
-Чем покрыто их тело?
- Ящерицы, змей, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут "вертеть "головой?
- Где обитают эти животные ?
-Чем питаются?
Что вы узнали нового об этих животных.
Закрепление знаний.
И сейчас мы выполним заключительные задания нашей экспедиции:
Работа с индивидуальными карточками, учебником стр. 82 и словами для справок.
Задание: Дополните текст об общих признаках пресмыкающихся .
Тело пресмыкающихся, имеющих ноги, _________________________ над землей, но при передвижении оно____________________________с ней. Голова у пресмыкающихся соединена с туловищем короткой ____________. Поэтому она может___________________________ в стороны. Язык у многих пресмыкающихся длинный и __________________________ на конце. Он служит им органом ___________________________. Тело пресмыкающихся снаружи покрыто _____________________________.
Прочитайте текст, который у вас получился.
Можно дать задание : "Сложи картинку".
Подведение итогов урока.
На этом наша экспедиция " в мир пресмыкающихся" сегодня заканчивается . Мы с вами узнали много нового и интересного об удивительных животных, которые относятся к классу пресмыкающихся или рептилий. Наше путешествие мы продолжим на следующих уроках.
Оценка знаний и активности учащихся на уроке.
Домашнее задание. Прочитать учебник стр.82-84. Выполнить задание на карточках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии в коррекционной школе VIII вида
Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...
урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Строение семени фасоли"
Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...
Конспект урока поматематике в коррекционной школе 8 вида , 2 класс
Конспект урока по математике во 2 классе коррекционной школы 8 вида. Урок путешествия по сказкам....
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы).
Пример выступление на педагогическом совете по данной теме....
Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.
Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида....
План-конспект урока (5 класс коррекционной школы) "Род имён существительных)
Цель: 1. Дать понятие о роде имён существительных. 2. Развивать и коррегировать речь, мышление на основе различных упражнений....