Разработка урока 7 класс "Тип моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Разработка по учебнику Пасечник. Содержит конспект и задания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: " Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"
Цель урока: изучить особенности строения моллюсков
Задачи урока:
- Образовательные:
- Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
- Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
- Развивающие:
- Умение применять информационные технологии.
- Умение сравнить биологические объекты.
- Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
- Воспитательные:
- Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
- Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
Оборудование:
- Презентация “Тип Моллюски”
- Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
- Компьютеры, мультимедийный проектор.
- Экран.
- Карточки – задания (на каждую парту):
- Конспекты для учащихся (задание 6)
- “Обозначь части тела моллюсков” (задание 1.)
- “Распредели моллюсков по классам” (задание 2)
- Итоговое задание
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Тип урока: комбинированный
Этапы урока.
- Организационная часть.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Общее закрепление знаний.
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I Организационная часть.
- Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
- Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”.
-Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
Включается презентация. (приложение 1)
- Открываем тетрадочки, записываем число и тему урока
" Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"
III. Изучение нового материала.
1. Общие черты типа.
- Ребят, скажите, пожалуйста, а что вы знаете про моллюсков?
Я делаю вывод, что для того чтобы восполнить дефицит ваших знаний в области данных животных, нам нужно с вами поставить проблему.
Как она будет звучать?
«Недостаток знаний о строении, жизнедеятельности и многообразии типа моллюски»
На основании данной проблемы ставим цель и разрабатываем план нашей работы
ЦЕЛЬ: Изучить внешнее и внутренне строение моллюсков, их разнообразие и значение в природе и жизни человека.
План:
1.Рассмотерть внешнее строение моллюсков, отличительные признаки
2. Изучить многообразие моллюсков и их отличительные особенности.
3. Выявить значение моллюсков
На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися (задание 6) основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую. Позже весь материал Вам нужно будет вклеить в ваши тетради.
Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.
Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)
1.1 Среда обитания.
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)
1.2 Движение моллюсков.
Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)
1.3 Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9)
Ребят посмотрите, пожалуйста, внимательно на рисунки, определите общие черты сходства. Какие основные части тела вы можете выделить?
!Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.
Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:
- Голова.
- Туловище.
- Нога.
- Мантия (мантийная полость)
- Раковина.
!Определите симметрию тела моллюсков.
Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.
На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.
1.4 Поэтапное закрепление материала.
На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. (слайды № 10-11) Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков” (задание 1) Проверка СЛАЙД 12
1.6 Внутреннее строение.
1.6.1 Пищеварительная система.
Посмотрите на рисунок, давайте попробуем выделить основные структуры (органы), которые входят в системы органов данных животных.
Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. СЛАЙД 13
Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.
Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды 14)
1.6.2 Кровеносная система.
Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 15)
1.6.3 Дыхательная система.
У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 15)
1.6.4 Выделительная система.
Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 15)
1.6.5 Нервная система.
Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 15)
1.6.6 Органы чувств.
Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 16)
1.6.7 Размножение.
Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)
Брюхоногие – гермафродиты.
Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)
1.7 Поэтапное закрепление знаний.
Проверка конспектов!!!!!. (слайды № 17,18,19)
1.8 Многообразие моллюсков.
1.8.1 Класс Брюхоногие. (слайд № 20)
1.8.2 Класс Двустворчатые. (слайд № 21)
1.8.3 Класс Головоногие. (слайд № 22)
1.9 Поэтапное закрепление материала.
Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам”
(задание 2) ПРОВЕРЬ СЕБЯ (Слайд 23) ГРУППАМИ
!!!!Написать информацию на доске!!!
2.0 Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 24 - 32)
Работа парами: из учебника выпишите значение моллюсков по 2-3 значения
IV. Общее закрепление материала.
Итоговое задание (слайд 33). ПРОВЕРЬ СЕБЯ (слайд 34)
V. Рефлексия. Итоги урока.
- ЗАПОНИТЬ БЛАНК
- Что нового сегодня узнали на уроке.
- Как оцениваете свою работу на уроке.
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
- Выучить конспект (задание 6)
- Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.
Предварительный просмотр:
Задание №1
Обозначь части тела моллюсков
Части тела:
1. Раковина
2. Голова
3. Туловище
4. Нога
5. Мантия
Задание №1
Обозначь части тела моллюсков
Части тела:
1. Раковина
2. Голова
3. Туловище
4. Нога
5. Мантия
Предварительный просмотр:
Задание 2
Распредели моллюсков по классам
Класс Брюхоногие (№) ____________________________________________
Класс Двустворчатые (№) _________________________________________
Класс Головоногие (№) ____________________________________________
Моллюски:
1. Слизень 6. Виноградная улитка
2. Кальмар 7. Перловица
3. Мидия 8. Устрица
4. Осьминог 9. Каракатица
5. Морской гребешок 10. Прудовик
Предварительный просмотр:
Конспект учащихся
Отличительные черты моллюсков:
- Среда обитания моллюсков: ___________________________________________
- Симметрия тела большинства моллюсков: ___________________________________________________________________
- Тело большинства моллюсков защищено:________________________________
- Тело покрыто кожной складкой: _______________________________________
- Между телом и мантией находится: ____________________________________
- Тело большинства моллюсков состоит из: _______________________________
- Кровеносная система: ________________________________________________
- Органы дыхания: ____________________________________________________
- В пищеварительной системе появляются органы: _________________________
- Органы выделения:__________________________________________________
- Нервная система: ____________________________________________________
- Органы чувств: _____________________________________________________
- По способу размножения моллюски: ___________________________________ ___________________________________________________________________
Конспект для учащихся
Отличительные черты моллюсков:
- Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша.
- Симметрия тела большинства моллюсков: Двустронняя, брюхоногие – асимметричные.
- Тело большинства моллюсков защищено: Раковиной.
- Тело покрыто кожной складкой: Мантией.
- Между телом и мантией находится: Мантийная полость.
- Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, ноги, раковины.
- Кровеносная система: Незамкнутая – кровь течёт и по сосудам и между органами.
- Органы дыхания: Лёгкое или жабры.
- В пищеварительной системе появляются органы: Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
- Органы выделения: Почки.
- Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
- Органы чувств: Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
- По способу размножения моллюски: Раздельнополые и гермафродиты.
Предварительный просмотр:
Итоговое задание
Вариант на «5»
Задание 2.1. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного
.
Задание 2.2. Укажите среду обитания
Задание 2.3. Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
1) Брюхоногие
2) Животные
3) Виноградная улитка
4) Моллюски
5) Лёгочные улитки
Царство | Тип | Класс | Отряд | Вид |
Задание 2.4. Укажите одно из значений, которое имеют виноградные улитки в жизни человека.
_____________________________________________________________________________________
Итоговое задание
Вариант на «4»
Задание 2.1. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного
.
Задание 2.2. Укажите среду обитания
Задание 2.4. Укажите одно из значений, которое имеют виноградные улитки в жизни человека.
_____________________________________________________________________________________
Итоговое задание
Вариант на «3»
Задание 2.1. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного
.
Задание 2.2. Укажите среду обитания
Вариант 1.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | |
2.1.Асимметричное животное | 1 балл |
2.2. Наземно-воздушная | 1 балл |
2.3. Последовательность: 2 4 1 5 3 Полный правильный ответ оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл, Если допущено 2 или более ошибки – 0 баллов | 2 балла |
2.4.Правильный ответ, например: Свое название улитка получила из-за вреда, приносимого ею виноградным лозам. Однако улитки обитают не только на виноградниках, но и в садах, лесах, на заросших кустами вырубках. | 1 балл |
Максимальный балл | 5 |
Вариант 2.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | |
2.1.Двусторонняя | 1 балл |
2.2. Водная | 1 балл |
2.3. Последовательность: 5 2 1 3 4. Полный правильный ответ оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл, Если допущено 2 или более ошибки – 0 баллов | 2 балла |
2.4.Правильный ответ, например: используется в питании, и поэтому ведётся его коммерческий вылов. | 1 балл |
Максимальный балл | 5 |
Предварительный просмотр:
Заполни таблицу и сдай ее учителю. (В колонке «Да» и «Нет» поставь + или -)
ФИ _____________________________________
В о п р о с ы: | Да | Нет |
Добился ли ты цели на уроке? | ||
Возникли ли у тебя трудности в классификации моллюсков? | ||
Сможешь ли ты сформулировать значение моллюсков? | ||
Имеешь ли трудности в понимании вопроса о внешнем строении моллюсков? | ||
Хочется ли тебе продолжить изучение и знакомство с животными этого типа? |
Заполни таблицу и сдай ее учителю. (В колонке «Да» и «Нет» поставь + или -)
ФИ____________________________________________
В о п р о с ы: | Да | Нет |
Добился ли ты цели на уроке? | ||
Возникли ли у тебя трудности в классификации моллюсков? | ||
Сможешь ли ты сформулировать значение моллюсков? | ||
Имеешь ли трудности в понимании вопроса о внешнем строении моллюсков? | ||
Хочется ли тебе продолжить изучение и знакомство с животными этого типа? |
Заполни таблицу и сдай ее учителю. (В колонке «Да» и «Нет» поставь + или -)
ФИ__________________________________________
В о п р о с ы: | Да | Нет |
Добился ли ты цели на уроке? | ||
Возникли ли у тебя трудности в классификации моллюсков? | ||
Сможешь ли ты сформулировать значение моллюсков? | ||
Имеешь ли трудности в понимании вопроса о внешнем строении моллюсков? | ||
Хочется ли тебе продолжить изучение и знакомство с животными этого типа? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Тип Моллюски
презентация и конспект к уроку по теме Тип моллюски, по программе Сонина...
Методическая разработка урока по теме класс Моллюски
Представлен урок по теме Класс Моллюски зоология 7 класс...
Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»
Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.Задачи:Образовательные: •...
Методическая разработка урока по теме "Классы Моллюсков" с применением технологии РКМЧП
Конспект урока "Классы Моллюсков". На данном уроке применяются приемы «Корзинка идей», прием «Зигзаг», прием «Концептуальная таблица». На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями стр...
Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»
Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»...
Разработка урока биологии в 7 классе: "Моллюски"
Урок биологии в 7 классе по теме: Моллюски. Общая характеристика." Проведение лабораторной работы в результате которой ученики выявят особенности строения моллюсков, их многообразие, познакомятся...
Разработка урока биологии в 7 классе "Тип Моллюски. Общая характеристика типа"
Формирование представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.Устанавливать причинно- следственные связи, выделять глав...