Разработка урока 7 класс "Тип моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Тюкалкина Ирина Игоревна

Разработка по учебнику Пасечник. Содержит конспект и задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект28.96 КБ
Microsoft Office document icon задание 1179 КБ
Microsoft Office document icon задание 239.5 КБ
Microsoft Office document icon задание 637.5 КБ
Файл ВПР166.98 КБ
Файл Итоговое задание14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: " Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: изучить особенности строения моллюсков 

Задачи урока:

  • Образовательные:
  1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
  2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
  • Развивающие:
  1. Умение применять информационные технологии.
  2. Умение сравнить биологические объекты.
  3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
  • Воспитательные:
  1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
  2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Оборудование:

  • Презентация “Тип Моллюски”
  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
  • Компьютеры, мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Карточки – задания (на каждую парту):
  1. Конспекты для учащихся (задание 6)
  2. “Обозначь части тела моллюсков” (задание 1.)
  3. “Распредели моллюсков по классам” (задание 2)
  4. Итоговое задание

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Тип урока: комбинированный

Этапы урока.

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Общее закрепление знаний.
  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационная часть.

  • Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”.

 -Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Включается презентация. (приложение 1)

- Открываем тетрадочки, записываем число и тему урока 

" Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

III. Изучение нового материала.

1. Общие черты типа.

- Ребят, скажите, пожалуйста, а что вы знаете про моллюсков?

Я делаю вывод, что для того чтобы восполнить дефицит ваших знаний в области данных животных, нам нужно с вами поставить проблему.

Как она будет звучать?

«Недостаток знаний о строении, жизнедеятельности и многообразии типа моллюски»

На основании данной проблемы ставим цель и разрабатываем план нашей работы

ЦЕЛЬ: Изучить внешнее и внутренне строение моллюсков, их разнообразие и значение в природе и жизни человека.

План:

1.Рассмотерть внешнее строение моллюсков, отличительные признаки

2. Изучить многообразие моллюсков и их отличительные особенности.

3. Выявить значение моллюсков

На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися (задание 6) основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую. Позже весь материал Вам нужно будет вклеить в ваши тетради.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)

1.1 Среда обитания.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)

1.2 Движение моллюсков.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)

1.3 Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9)

Ребят посмотрите, пожалуйста, внимательно на рисунки, определите общие черты сходства. Какие основные части тела вы можете выделить?

!Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.

Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

  1. Голова.
  2. Туловище.
  3. Нога.
  4. Мантия (мантийная полость)
  5. Раковина.

!Определите симметрию тела моллюсков.

Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

1.4 Поэтапное закрепление материала.

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. (слайды № 10-11)  Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков” (задание 1) Проверка СЛАЙД 12

1.6 Внутреннее строение.

1.6.1 Пищеварительная система.

Посмотрите на рисунок, давайте попробуем выделить основные структуры (органы), которые входят в системы органов данных животных.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. СЛАЙД 13

Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды 14)

1.6.2 Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 15)

1.6.3 Дыхательная система.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 15)

1.6.4 Выделительная система.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 15)

1.6.5 Нервная система.

Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 15)

1.6.6 Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 16)

1.6.7 Размножение.

Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие – гермафродиты.

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

1.7 Поэтапное закрепление знаний.

Проверка конспектов!!!!!. (слайды № 17,18,19)

1.8 Многообразие моллюсков.

1.8.1 Класс Брюхоногие. (слайд № 20)

1.8.2 Класс Двустворчатые. (слайд № 21)

1.8.3 Класс Головоногие. (слайд № 22)

1.9 Поэтапное закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам”

(задание 2) ПРОВЕРЬ СЕБЯ (Слайд 23) ГРУППАМИ

!!!!Написать информацию на доске!!!

2.0 Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 24 - 32)

Работа парами: из учебника выпишите значение моллюсков по 2-3 значения

IV. Общее закрепление материала.

            Итоговое задание (слайд 33). ПРОВЕРЬ СЕБЯ (слайд 34)

V. Рефлексия. Итоги урока.

  • ЗАПОНИТЬ БЛАНК
  • Что нового сегодня узнали на уроке.
  • Как оцениваете свою работу на уроке.

VI. Выставление оценок.

 VII. Домашнее задание.

  1. Выучить конспект (задание 6)
  2. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.

 



Предварительный просмотр:

Задание №1

Обозначь части тела моллюсков

Части тела:

1. Раковина

2. Голова

3. Туловище

4. Нога

5. Мантия

Задание №1

Обозначь части тела моллюсков

Части тела:

1. Раковина

2. Голова

3. Туловище

4. Нога

5. Мантия



Предварительный просмотр:

Задание 2

Распредели моллюсков по классам

Класс Брюхоногие (№) ____________________________________________

Класс Двустворчатые (№) _________________________________________

Класс Головоногие (№) ____________________________________________

Моллюски:

1. Слизень                                                                   6. Виноградная улитка                                                                                                                                  

                                                   

2. Кальмар                                                                  7. Перловица

                       

3. Мидия                                                                      8. Устрица

4. Осьминог                                                                9. Каракатица

5. Морской гребешок                                               10. Прудовик



Предварительный просмотр:

Конспект  учащихся

Отличительные черты моллюсков:

  • Среда обитания моллюсков: ___________________________________________
  • Симметрия тела большинства моллюсков: ___________________________________________________________________
  • Тело большинства моллюсков защищено:________________________________
  • Тело покрыто кожной складкой: _______________________________________
  • Между телом и мантией находится: ____________________________________
  • Тело большинства моллюсков состоит из: _______________________________
  • Кровеносная система: ________________________________________________
  • Органы дыхания: ____________________________________________________
  • В пищеварительной системе появляются органы: _________________________
  • Органы выделения:__________________________________________________  
  • Нервная система: ____________________________________________________
  • Органы чувств: _____________________________________________________
  • По способу размножения моллюски: ___________________________________  ___________________________________________________________________

Конспект для учащихся

Отличительные черты моллюсков:

  • Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша.
  • Симметрия тела большинства моллюсков: Двустронняя, брюхоногие – асимметричные.
  • Тело большинства моллюсков защищено: Раковиной.
  • Тело покрыто кожной складкой: Мантией.
  • Между телом и мантией находится: Мантийная полость.
  • Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, ноги, раковины.
  • Кровеносная система: Незамкнутая – кровь течёт и по сосудам и между органами.
  • Органы дыхания: Лёгкое или жабры.
  • В пищеварительной системе появляются органы: Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
  •  Органы выделения:  Почки.
  • Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
  • Органы чувств: Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
  • По способу размножения моллюски: Раздельнополые и гермафродиты.



Предварительный просмотр:

Итоговое задание

Вариант на «5»

Задание 2.1. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного

https://bio7-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36753.

Задание 2.2. Укажите среду обитания

Задание 2.3. Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:

1) Брюхоногие

2) Животные

3) Виноградная улитка

4) Моллюски

5) Лёгочные улитки

Царство

Тип

Класс

Отряд

Вид

Задание 2.4. Укажите одно из значений, которое имеют виноградные улитки в жизни человека.

_____________________________________________________________________________________

Итоговое задание

Вариант на «4»

Задание 2.1. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного

https://bio7-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36753.

Задание 2.2. Укажите среду обитания

Задание 2.4. Укажите одно из значений, которое имеют виноградные улитки в жизни человека.

_____________________________________________________________________________________

Итоговое задание

Вариант на «3»

Задание 2.1. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного

https://bio7-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36753.

Задание 2.2. Укажите среду обитания

Вариант 1.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2.1.Асимметричное  животное

1 балл

2.2. Наземно-воздушная

1 балл

2.3. Последовательность: 2 4 1 5  3

Полный правильный ответ оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл, Если допущено 2 или более ошибки – 0 баллов

2 балла

2.4.Правильный ответ, например:

Свое название улитка получила из-за вреда, приносимого ею виноградным лозам. Однако улитки обитают не только на виноградниках, но и в садах, лесах, на заросших кустами вырубках.

1 балл

Максимальный балл

5

Вариант 2.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2.1.Двусторонняя

1 балл

2.2. Водная

1 балл

2.3. Последовательность: 5 2 1 3 4.

Полный правильный ответ оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл, Если допущено 2 или более ошибки – 0 баллов

2 балла

2.4.Правильный ответ, например:

используется в питании, и поэтому ведётся его коммерческий вылов.

1 балл

Максимальный балл

5



Предварительный просмотр:

Заполни таблицу и сдай ее учителю. (В колонке «Да» и «Нет» поставь + или -)

ФИ _____________________________________

В о п р о с ы:

Да

Нет

Добился ли ты цели на уроке?

Возникли ли у тебя трудности в классификации моллюсков?

Сможешь ли ты сформулировать значение моллюсков?

Имеешь ли трудности в понимании вопроса о внешнем строении моллюсков?

Хочется ли тебе продолжить изучение и знакомство с животными этого типа?

Заполни таблицу и сдай ее учителю. (В колонке «Да» и «Нет» поставь + или -)

ФИ____________________________________________

В о п р о с ы:

Да

Нет

Добился ли ты цели на уроке?

Возникли ли у тебя трудности в классификации моллюсков?

Сможешь ли ты сформулировать значение моллюсков?

Имеешь ли трудности в понимании вопроса о внешнем строении моллюсков?

Хочется ли тебе продолжить изучение и знакомство с животными этого типа?

Заполни таблицу и сдай ее учителю. (В колонке «Да» и «Нет» поставь + или -)

ФИ__________________________________________

В о п р о с ы:

Да

Нет

Добился ли ты цели на уроке?

Возникли ли у тебя трудности в классификации моллюсков?

Сможешь ли ты сформулировать значение моллюсков?

Имеешь ли трудности в понимании вопроса о внешнем строении моллюсков?

Хочется ли тебе продолжить изучение и знакомство с животными этого типа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Тип Моллюски

презентация и конспект к уроку по теме Тип моллюски, по программе Сонина...

Методическая разработка урока по теме класс Моллюски

Представлен урок по теме Класс Моллюски зоология 7 класс...

Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием  моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.Задачи:Образовательные: •...

Методическая разработка урока по теме "Классы Моллюсков" с применением технологии РКМЧП

Конспект урока "Классы Моллюсков". На данном уроке применяются приемы «Корзинка идей», прием «Зигзаг», прием «Концептуальная таблица». На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями стр...

Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»...

Разработка урока биологии в 7 классе: "Моллюски"

Урок биологии в 7 классе по теме: Моллюски. Общая характеристика." Проведение лабораторной работы в результате которой ученики выявят особенности строения моллюсков, их многообразие, познакомятся...

Разработка урока биологии в 7 классе "Тип Моллюски. Общая характеристика типа"

Формирование представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.Устанавливать причинно- следственные связи, выделять глав...