Бактерии
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Автор | Гирфанова Лилия Ильдаровна | ||||||||||
Предмет | Биология | ||||||||||
Раздел | Закономерности жизни на организменном уровне | ||||||||||
Тема изучения | Примитивные организмы | ||||||||||
Тема урока | Бактерии и вирусы | ||||||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||||||
Цель урока Задачи урока | Формирование биологических понятий: «бактерии», «хемосинтез», «бациллы», «кокки», «стрептококки», «спириллы», «вибрионы», «стафилококки», «вирусы», «вирусные болезни», «бактериофаги»; рассмотреть строение, вред, особенности вирусов как особых неклеточных форм жизни; рассмотреть строение, вред, особенности бактерий как клеточную форму жизни, расширить понятия «нуклеиновые кислоты», «ДНК», «РНК» ; формирование познавательных УУД, умений реализации новых способов действий - работы в группах, парах, создания презентаций, развивать навыки работы с разными источниками информации. Образовательные: Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами; Развитие коммуникативных умений учащихся; Продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями Познакомить учащихся с историей открытия вирусов; Изучить строение и классификацию вирусов; Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов их значением; Сформировать знания о мерах предупреждения заболевания СПИДом. Развивающие: Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги; Продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; Смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы Воспитательные: Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности; Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний; Создать условия для формирования навыков работы в группе; Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу; Воспитание культуры общения учащихся. | ||||||||||
Основное содержание темы | Формы организмов. Бактерии и их свойства. Строение бактерий. Образ жизни бактерий. Значение бактерий. Вирусы. | ||||||||||
Термины и понятия | Одноклеточные, многоклеточные и неклеточные формы организмов, бактерия, муреин, бациллы, стрептококки, стафилококки, спириллы, вибрионы, фототрофы, хемотрофы, аэробы, анаэробы, брожение, микробиология, вирус, вирион, бактериофаг | ||||||||||
Образовательные результаты | |||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||
- Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. Сформированность: Познавательных интересов, направленных на изучение доядерных организмов и неклеточных форм жизни. Уметь доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в клетках, пораженных вирусами | Познавательные УУД: - Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. - Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. - Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. - Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. - Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах. - Использовать знаково-символические средства для решения задач. - Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций). Регулятивные УУД: - Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. - Преобразовывать практическую задачу в познавательную. - Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. - Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. - Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: - Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. - Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. - Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью | В познавательной (интеллектуальной) сфере: - Уметь выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов. - Уметь приводить доказательства сравнения (сходств и отличия) вирусов с бактериями. - Уметь объяснять роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека. В ценносто-ориентационной сфере: - Уметь давать анализ и оценку последствий проникновения вирусов в клетки растений, животных и человека. - Уметь давать анализ и оценку последствий инфекционных заболеваний человека, животных и грибов. В сфере физической деятельности: - Знать правила профилактики бактериальных и вирусных заболеваний | |||||||||
Организация образовательной среды | |||||||||||
Ресурсы | Демонстрации, лабораторные и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы | |||||||
Информационный материал: Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. И.Н.Пономарёвой. – 6-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 272 с. : ил. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс, – М., ВАКО, 2013. Богданов Н.А. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 9 класс. ФГОС – М.: ВАКО, 2015.О.А.Конобевская Биология в таблицах. Наглядный справочник школьника – М. : Эксмо, 2017. – 34 с.Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/609983/ http://kladraz.ru/blogs/lyudmila-andrevna-zyrjanova/metodicheskaja-razrabotka-po-biologi-9-klas-po-teme-bakteri-kto-oni.html Интерактивный материал: карточки с тестовыми заданиями | – | Проблемное обучение Обучение в сотрудничестве | История: история открытия вируса Д.И.Ивановским | Фронтальная (Ф) Индивидуальная (И) Групповая (Г) | |||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут) | |||||||||||
1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.): настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих 2. Организует деятельность учащихся по актуализации понятий (5 мин.): Проверка домашнего задания: – Почему организмы называют элементарными структурными единицами жизни? – Почему биосистема "организм" представляет собой систему открытого типа? Выполняют задания (Приложение 1) 3. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (3 мин.): предлагает ответить на вопросы: - Как Вы думаете связана ли тема урока с изученными темами? Прочитайте название темы урока, ответьте на вопрос: о чем пойдет речь на уроке? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «Примитивные организмы»? - Что вы знаете о бактериях и вирусах? - Что нового вы ожидаете узнать на уроке? 4. Дает целевую установку (1 мин.): предлагает ответить на вопрос: - Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока | Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих Слушают и отвечают на вопросы учителя (Ф). Вспоминают и анализируют сведения о биосистеме, систематизируют информацию. Выполняют задания (И). Слушают и отвечают на вопросы учителя (Ф). Записывают число и тему урока в рабочей тетради Формулируют цель урока | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений Давать определение понятиям «организм», «биосистема», «саморегуляция». Приводить важные свойства биосистем . Обобщать понятия. Осуществлять сравнение и классификацию. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Устанавливать межпредметные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания Устанавливать причинно-следственные связи Устанавливают причинно-следственные связи | Планировать свою деятельность Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников Формирование умений целеполагания. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности | Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью | Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности Понимать единство естественнонаучной картины мира. Осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни Развивать любознательность и интерес Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений | ||||||
II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут) | |||||||||||
1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (12 мин.): объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации. Организует работу по получению новой информации (Приложение 2). Предлагает обсудить вопрос: - В чем сходства и различия вирусов и бактерий? 2. Вводит новые понятия (5 мин.): Ви́рус (лат. virus — яд) — неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. Вирио́н — полноценная вирусная частица, состоящая из нуклеиновой кислоты и капсида (оболочки, состоящей из белка и, реже, липидов) и находящаяся вне живой клетки. Бактериофа́ги или фа́ги (от др.-греч. φᾰγω «пожираю») — вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки. 3. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания) (5 мин.): организует взаимообучение в группе из 3 человек по тестовым заданиям. Предлагает выполнить задания (Приложение 3). Организует проверку выполненной работы 4. Организует первичный контроль и коррекцию нового материала (3 мин.): Предлагает написать синквейн по пройденной теме | Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Изучают материалы Приложения 2. Заполняют таблицу в тетради (И). Выводят общие формулы (структурную и молекулярные). Называют вещества. Определяют, что вирусы в отличие от бактерий представляют собой неклеточную форму жизни Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения «вирусы», «бактериофаг» Выполняют задания в группе (Г) Выполняют задание (И), проверят по образцу и корректируют ответы | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация. Строить логические рассуждения; сопоставлять результаты; устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах Осуществлять идентификацию явлений с выделением необходимых признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения) Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы | Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников. Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать правила в контроле способа решения поставленной задачи. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата | Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог Адекватно использовать письменную речь Осознанно строить речевое высказывание. Слушать собеседника. Адекватно использовать устную и письменную речь Адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью | Понимать границы собственного знания и «незнания». Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию Понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира | ||||||
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (5 минут) | |||||||||||
1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. 2. Осуществляет рефлексию: сообщает, что изучили тему «Примитивные организмы». Просит закончить предложения: сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - мне было легко… - мне было сложно… 3. Задает домашнее задание: 1. Изучить §15 учебника. 2. Ответить на вопросы после текста параграфа. 3. Подготовить сообщение "Вирусные заболевания", "Бактериальные заболевания" | Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения. Записывают домашнее задание в дневник | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах | Контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения | Умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей | Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕМА. ОРГАНИЗМ – ОТКРЫТАЯ ЖИВАЯ СИСТЕМА (БИОСИСТЕМА)
Задание 1. Укажите пару «свойство и признак живого – характеристика, не соответствующая данному свойству».
№ пары | Свойство и признак живого | Характеристика |
1 | Клеточное строение | Все живые организмы состоят из клеток, исключение – вирусы. |
2 | Обмен веществ (метаболизм) | Совокупность всех химических изменений и всех видов превращений веществ и энергии в организмах. |
3 | Саморегуляция | Способность реагировать на внешние и внутренние раздражители. |
4 | Раздражимость | Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). |
Задание 2. Установите соответствие между группами и их представителями.
Объекты:
1. Клетка
2. Молекула белка
3. Корневище ландыша
4. Дизентерийная амеба
5. Сосулька льда
6. Кристалл NaCl
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
*Задание 3. Вставьте пропущенные слова
А. Способность биосистемы "организм" к саморегулированию обеспечивает __________ организма, т.е. постоянство состава и свойств его внутренне среды.
Б. Способность биосистем сохранять своё существование в течение какого-то определенного срока, свойственного данному виду организмов называется ___________.
В. Важным свойством биосистемы служит __________ их физиологических процессов.
Ответы:
1 - фитогормоны
2 - гуморальная регуляция
3 - самоподдержание (самосохранение)
4 - биосистема
5 - гомеостаз
6 - саморегуляция
А | Б | В |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1.Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы
2. Неклеточные формы, способные размножаться только проникнув в клеткумишень, – это
1) бактерии 2) простейшие 3) лишайники 4) вирусы
3. Не имеет собственного обмена веществ
1) сенная палочка
2) инфузориятуфелька
3) хламидомонада
4) вирус табачной мозаики
4. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.
А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
Б) проникновение ДНК вируса в клетку
В) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
Г) синтез вирусных белков
Д) встраивание ДНК вируса в ДНК клеткихозяина
Е) формирование новых вирусов
5. Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят.
ОДНОКЛЕТОЧНЫЙ ОРГАНИЗМ
А) хлорелла
Б) хламидомонада
В) обыкновенная амеба
Г) инфузориятуфелька
Д) дрожжи
Е) стрептококки
6. На свету способны синтезировать органические вещества из неорганических
1) водоросли 2) все простейшие 3) все бактерии 4) бактериофаги
7. Свою ДНК и белки из нуклеотидов и аминокислот клетки хозяина синтезируют
1) бактерии 2) дрожжи 3) вирусы 4) простейшие
8. Попав в клетку живого организма, вирус изменяет её обмен веществ, поэтому его относят к
1) паразитам 2) автотрофам 3) сапротрофам 4) хемотрофам
9. Способность к хемоавтотрофному питанию характерна для
1) бактерий 2) животных 3) растений 4) грибов
10. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клеткихозяина осуществляют
1) бактериофаги 2) хемотрофы 3) автотрофы 4) цианобактерии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и бактерий. Роль грибов и бактерий в природе и их использование человеком.
План конспект урока биологии в 6 классе....
Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."
Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"
Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка : Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии
Методическая разработка по теме: Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии ...
Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...