Модель вводного урока по биологии 8 класс по теме: "Я - человек"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass.docx56.12 КБ

Предварительный просмотр:

Модель вводного урока по биологии 8 класс

Автор: Дедова М.Л.

учитель биологии

МБОУ Самолюбовская ОШ

Тема урока

«Я- человек!»

Модель вводного урока биологии составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Тип урока

   Урок открытия нового знания                                                                                                                                                  

Дидактическая цель

 Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами проблемно-исследовательской технологии

Цели по содержанию

образовательные: формирование представления о человеке как о биосоциальном существе, о биологических дисциплинах, изучающих организм человека  

развивающие: продолжить формирование умений решать проблемно-познавательные задания, определение границы знания и «незнания»

воспитывающие: развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма

Планируемые результаты

Предметные

  • знать определение «анатомия», «физиология», «гигиена» «психология»;
  • определять систематическое положение человека
  • характеризовать биосоциальную природу человека
  • обосновывать необходимость знаний о строении и функциях организма человека.

Метапредметные

- регулятивные

  • определять цель урока;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- коммуникативные

  • обосновывать свое мнение, принимать чужую точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;

 - познавательные

  • развитие умения ориентироваться в системе знаний, работа с информационным текстом учебника;  
  • находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную ранее;

Личностные

  • развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности
  • осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

Основные понятия и термины, изучаемые на уроке

Анатомия, физиология, гигиена, психология, гигиена, систематическое положение человека

Ресурсы

Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку

Технологии

Проблемно-исследовательская технология, ИКТ-технология

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока.

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Форма организации учебной деятельности

Формирование УУД.

1 этап. Организационный

Приветствие учащихся, создания позитивной эмоциональной обстановки.

-Добрый день! Я рада видеть вас на первом уроке биологии в 8 классе. Нашу встречу я бы хотела начать со следующих строк:

Кто такой Человек – «гомо сапиенс» клон                    от пришельцев с планет, тех Великих времён?

Приветствуют учителя.  Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

фронтальная

Личностные:

проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность  

2 этап.

Актуализация знаний

-Предлагаю вам вспомнить какие разделы биологии вы изучили в 6 и 7 классе?

Учащиеся называют разделы: «Растения», «Животные»

3 этап.

Мотивация и целеполагание

 -  В этом учебном году мы продолжим изучение самого интересного предмета- биологии, раздела «Человек».

(уч-ся демонстрируется видеофрагмент «Выступление оркестра»)

- Как вы думаете, как этот видеофрагмент связан с изучением биологии?

- Организм человека можно сравнить с оркестром. В нем множество органов и систем, которые работают согласованно, так же, как и в оркестре все музыкальные инструменты звучат в унисон

Проблемный вопрос:   Выступлением оркестра руководит дирижер, а какой «дирижер» управляет слаженной работой в нашем организме?

- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, изучая биологию в 8 классе, и мы не раз еще вернемся к нему.

- Человек- уникальное создание природы, знакомство с которым вам предстоит.

В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Ф. Феллини:   «Из всех приключений, уготованных нам жизнью самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя»

- Тема нашего урока «Я- человек!». Исходя из темы урока, сформулируйте цели учебного занятия

Просматривают видеосюжет

 

Принимают участие в диалоге, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

Учащиеся высказывают свое мнение о том, что «дирижёром» может быть нервная система

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся предлагают формулировку цели урока

Фронтальная

фронтальная

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Личностные:                   формирование мотивационной основы учебной деятельности

4 этап

Открытие новых знаний (изучение нового материала)

Создание проблемной ситуации:  Как вы считаете, почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? Ведь сегодня на достаточном уровне развита современная медицина и всегда можно обратиться к специалисту.

- Какие науки изучают человека? Оформите свой ответ в виде схемы в тетради.

Оказывает необходимую помощь учащимся при составлении схемы, проверяет результаты выполнения задания

- Какие естественные науки являются ведущими для -изучения строения и жизнедеятельности человека?

Учитель организует работу в малых группах:

1группа «Анатомы»

 2 группа «Физиологи»

3 группа «Психологи»

4 группа «Гигиенисты»

Предлагает спикеру от каждой группы выступить по результатам самостоятельной работы

- Древнегреческому философу Софоклу принадлежат слова:

Много есть чудес на свете,

Человек всего чудесней….

Так кто же такой Человек? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо определить его положение в системе органического мира, т.к. он – часть живой природы.

Каждый человек в нашей стране, достигая 14 лет, получает гражданский паспорт. А вот «биологический паспорт» един для всех людей, не взирая на национальную и расовую принадлежность. Что же представляет собой «биологический паспорт»?

- Действительно, это систематическое положение человека. Вспомним таксоны животных и запишем систематическое положение человека

- Но человек- это не только биологический вид, но и общественное существо. Двойственную природу человека определяет понятие «биосоциальное существо». Попробуем разобраться с ним

- В чем проявляется биологическая сущность человека?

- Какие животные ближе всего к человеку?

- Действительно, это приматы.

Проблемный вопрос: У высших обезьян те же группы крови, что и у человека. Кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку. О чем свидетельствует это факт?

- В чем проявляется социальная сущность человека?

- Что важнее для человека, его биологическое или социальное начало? Спор об этом вели еще древнегреческие ученые. Платон считал: «Человек – двуногое существо, лишенное перьев.».

Согласны ли вы с мнением Платона

- С мнением Платона также не согласился ученик Сократа, который принес ему ощипанного петуха.

- Таким образом, человек может быть Человеком, только сочетая и признаки биологического вида, и существуя в социуме среди подобных себе.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают значение знаний об организме человека

Анализируют субъектный опыт, систематизируют знания и составляют схему:

Учащиеся отвечают: Анатомия, физиология, гигиена и психология

Работают в малых группах по алгоритму:

Алгоритм работы в группе:

1.        Прочитать текст учебной статьи в учебнике

2.        Заполнить таблицу:   (см. Приложение №1)

3.           Выступить с результатами работы

Выступление групп по результатам самостоятельной работы

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся называют систематические группы животных и записывают систематическое положение человека:

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

Род: Люди (Homo)

Вид: Человек разумный (Homo sapiens)

Учащиеся высказывают свое мнение:

-  в строении, в функциях, в сходстве с другими животными

Учащиеся отвечают, что это приматы

Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение  

Учащиеся высказывают свое мнение:  в трудовой деятельности, в общественном образе жизни, в речи, в абстрактном мышлении.

Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение  

Совместно с учителем формулируют вывод

фронтальная

индивидуальная

фронтальная

групповая

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

Познавательные:

могут составить

произвольное речевое высказывание в устной   форме умеют извлечь информацию из собственного жизненного опыта.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; 

Познавательные:

анализировать, и обобщать информацию, составлять схему

Регулятивные: регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: развитие навыков коллективной работы

Коммуникативные:

развитие навыков

сотрудничества;

Познавательные:

воспринимать, и обобщать информацию

Познавательные: продолжить

формирование умения

участвовать в коллективном обсуждении

Регулятивные:

 продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

5 этап

Осознание, осмысление и применение знаний:

Организует диалог с учащимися:

1.        Почему развитие человека нельзя объяснить только законами биологической эволюции?

2.        Мог ли Маугли сказать: «Я – человек!»?

3.        Почему нам необходимо подробно изучать организм человека?

Творческое задание: Составить синквейн (пятистишье) по теме «Я-человек!»

Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение  

Выполняют творческое задание

фронтальная

индивидуальная

Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний.

Личностные:

Осознают свои возможности в учении.

Регулятивные:

Осуществляют контроль учебных действий.

6 этап

Рефлексия

Анализ уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся 

Прием  «Незаконченное предложение»:

- Человек является биологическим видом, потому что…

- Человек является социальным существом, потому что…

-Самым интересным на уроке для меня было…………

- Самым неожиданным для меня стало ……………….

- Я понял, что …………………..

индивидуальная

Познавательные:        ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.      Регулятивные:                        проводят рефлексию учебной деятельности;                   осуществляют контроль учебных действий.

8 этап

Домашнее задание.  

Параграф   §1, Познавательный вопрос:

 Объясните смысл фразы:

«Врач спасает человека, а гигиенист- человечество».

Записывают д/з

Приложение №1

Таблица

Название науки

Предмет изучения

Методы изучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе по теме "Внешность человека. Одежда."

Урок по теме "Внешность человека. Одежда." с использованием мультимедийного проектора. На уроке использована проектная работа....

Урок в 5 классе по теме "Внешность человека".

Открытый урок в рамках муниципального профессионального конкурса "Педагог года города Егорьевска - 2008" 12. 02 2008 года...

Презентация к вводному уроку во 2 классе по теме "Почему мы учим английский язык"

В данной презентации мы с детьми попытались обобщить ответы на вопрос о том, зачем нам надо изучать английский язык. Кто думает, что для того, что бы получить 5 на экзамене или контрольной, а кто-то, ...

Презентация к вводному уроку во 2 классе по теме "Игрушки"

Данная презентация предназначена как для обобщающего урока по теме "Игрушки" так и для объяснения новой темы, здесь представлены названия игрушек и картинки к ним. ...

Обобщающий урок в 11 классе по теме "Эволюция человека"

Урок может быть использован при обобщении темы "Антропогенез" в 11 классе...

Вводный урок в 7 классе по теме функция.

Краткое описание (ход крока) и презентаци к уроку....

Конспект открытого урока в 6 классе на тему : "Потребности человека".

Данный урок восьмой в теме "Человек в социальном измерении"....