Модель вводного урока по биологии 8 класс по теме: "Я - человек"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Модель вводного урока по биологии 8 класс Автор: Дедова М.Л. учитель биологии МБОУ Самолюбовская ОШ | |||||
Тема урока | «Я- человек!» Модель вводного урока биологии составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. | ||||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||||
Дидактическая цель | Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами проблемно-исследовательской технологии | ||||
Цели по содержанию | образовательные: формирование представления о человеке как о биосоциальном существе, о биологических дисциплинах, изучающих организм человека развивающие: продолжить формирование умений решать проблемно-познавательные задания, определение границы знания и «незнания» воспитывающие: развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма | ||||
Планируемые результаты | Предметные
Метапредметные - регулятивные
- коммуникативные
- познавательные
Личностные
| ||||
Основные понятия и термины, изучаемые на уроке | Анатомия, физиология, гигиена, психология, гигиена, систематическое положение человека | ||||
Ресурсы | Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку | ||||
Технологии | Проблемно-исследовательская технология, ИКТ-технология | ||||
СТРУКТУРА УРОКА | |||||
Этап урока. | Содержание учебного материала. Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | Форма организации учебной деятельности | Формирование УУД. | |
1 этап. Организационный | Приветствие учащихся, создания позитивной эмоциональной обстановки. -Добрый день! Я рада видеть вас на первом уроке биологии в 8 классе. Нашу встречу я бы хотела начать со следующих строк: Кто такой Человек – «гомо сапиенс» клон от пришельцев с планет, тех Великих времён? | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | фронтальная | Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | |
2 этап. Актуализация знаний | -Предлагаю вам вспомнить какие разделы биологии вы изучили в 6 и 7 классе? | Учащиеся называют разделы: «Растения», «Животные» | |||
3 этап. Мотивация и целеполагание | - В этом учебном году мы продолжим изучение самого интересного предмета- биологии, раздела «Человек». (уч-ся демонстрируется видеофрагмент «Выступление оркестра») - Как вы думаете, как этот видеофрагмент связан с изучением биологии? - Организм человека можно сравнить с оркестром. В нем множество органов и систем, которые работают согласованно, так же, как и в оркестре все музыкальные инструменты звучат в унисон Проблемный вопрос: Выступлением оркестра руководит дирижер, а какой «дирижер» управляет слаженной работой в нашем организме? - Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, изучая биологию в 8 классе, и мы не раз еще вернемся к нему. - Человек- уникальное создание природы, знакомство с которым вам предстоит. В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготованных нам жизнью самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя» - Тема нашего урока «Я- человек!». Исходя из темы урока, сформулируйте цели учебного занятия | Просматривают видеосюжет
Принимают участие в диалоге, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями. Учащиеся высказывают свое мнение о том, что «дирижёром» может быть нервная система Учащиеся слушают учителя Учащиеся предлагают формулировку цели урока | Фронтальная фронтальная | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: понимают значение знаний для человека Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности | |
4 этап Открытие новых знаний (изучение нового материала) | Создание проблемной ситуации: Как вы считаете, почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? Ведь сегодня на достаточном уровне развита современная медицина и всегда можно обратиться к специалисту. - Какие науки изучают человека? Оформите свой ответ в виде схемы в тетради. Оказывает необходимую помощь учащимся при составлении схемы, проверяет результаты выполнения задания - Какие естественные науки являются ведущими для -изучения строения и жизнедеятельности человека? Учитель организует работу в малых группах: 1группа «Анатомы» 2 группа «Физиологи» 3 группа «Психологи» 4 группа «Гигиенисты» Предлагает спикеру от каждой группы выступить по результатам самостоятельной работы - Древнегреческому философу Софоклу принадлежат слова: Много есть чудес на свете, Человек всего чудесней…. Так кто же такой Человек? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо определить его положение в системе органического мира, т.к. он – часть живой природы. Каждый человек в нашей стране, достигая 14 лет, получает гражданский паспорт. А вот «биологический паспорт» един для всех людей, не взирая на национальную и расовую принадлежность. Что же представляет собой «биологический паспорт»? - Действительно, это систематическое положение человека. Вспомним таксоны животных и запишем систематическое положение человека - Но человек- это не только биологический вид, но и общественное существо. Двойственную природу человека определяет понятие «биосоциальное существо». Попробуем разобраться с ним - В чем проявляется биологическая сущность человека? - Какие животные ближе всего к человеку? - Действительно, это приматы. Проблемный вопрос: У высших обезьян те же группы крови, что и у человека. Кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку. О чем свидетельствует это факт? - В чем проявляется социальная сущность человека? - Что важнее для человека, его биологическое или социальное начало? Спор об этом вели еще древнегреческие ученые. Платон считал: «Человек – двуногое существо, лишенное перьев.». Согласны ли вы с мнением Платона - С мнением Платона также не согласился ученик Сократа, который принес ему ощипанного петуха. - Таким образом, человек может быть Человеком, только сочетая и признаки биологического вида, и существуя в социуме среди подобных себе. | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают значение знаний об организме человека Анализируют субъектный опыт, систематизируют знания и составляют схему: Учащиеся отвечают: Анатомия, физиология, гигиена и психология Работают в малых группах по алгоритму: Алгоритм работы в группе: 1. Прочитать текст учебной статьи в учебнике 2. Заполнить таблицу: (см. Приложение №1) 3. Выступить с результатами работы Выступление групп по результатам самостоятельной работы Учащиеся высказывают свои предположения Учащиеся называют систематические группы животных и записывают систематическое положение человека: Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Класс: Млекопитающие Отряд: Приматы Семейство: Гоминиды Род: Люди (Homo) Вид: Человек разумный (Homo sapiens) Учащиеся высказывают свое мнение: - в строении, в функциях, в сходстве с другими животными Учащиеся отвечают, что это приматы Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение Учащиеся высказывают свое мнение: в трудовой деятельности, в общественном образе жизни, в речи, в абстрактном мышлении. Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение Совместно с учителем формулируют вывод | фронтальная индивидуальная фронтальная групповая фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная | Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме умеют извлечь информацию из собственного жизненного опыта. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Познавательные: анализировать, и обобщать информацию, составлять схему Регулятивные: регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: развитие навыков коллективной работы Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества; Познавательные: воспринимать, и обобщать информацию Познавательные: продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении Регулятивные: продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое | |
5 этап Осознание, осмысление и применение знаний: | Организует диалог с учащимися: 1. Почему развитие человека нельзя объяснить только законами биологической эволюции? 2. Мог ли Маугли сказать: «Я – человек!»? 3. Почему нам необходимо подробно изучать организм человека? Творческое задание: Составить синквейн (пятистишье) по теме «Я-человек!» | Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение Выполняют творческое задание | фронтальная индивидуальная | Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Личностные: Осознают свои возможности в учении. Регулятивные: Осуществляют контроль учебных действий. | |
6 этап Рефлексия | Анализ уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся Прием «Незаконченное предложение»: - Человек является биологическим видом, потому что… - Человек является социальным существом, потому что… -Самым интересным на уроке для меня было………… - Самым неожиданным для меня стало ………………. - Я понял, что ………………….. | индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию. Регулятивные: проводят рефлексию учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий. | ||
8 этап Домашнее задание. | Параграф §1, Познавательный вопрос: Объясните смысл фразы: «Врач спасает человека, а гигиенист- человечество». | Записывают д/з |
Приложение №1
Таблица
Название науки | Предмет изучения | Методы изучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе по теме "Внешность человека. Одежда."
Урок по теме "Внешность человека. Одежда." с использованием мультимедийного проектора. На уроке использована проектная работа....
Урок в 5 классе по теме "Внешность человека".
Открытый урок в рамках муниципального профессионального конкурса "Педагог года города Егорьевска - 2008" 12. 02 2008 года...
Презентация к вводному уроку во 2 классе по теме "Почему мы учим английский язык"
В данной презентации мы с детьми попытались обобщить ответы на вопрос о том, зачем нам надо изучать английский язык. Кто думает, что для того, что бы получить 5 на экзамене или контрольной, а кто-то, ...
Презентация к вводному уроку во 2 классе по теме "Игрушки"
Данная презентация предназначена как для обобщающего урока по теме "Игрушки" так и для объяснения новой темы, здесь представлены названия игрушек и картинки к ним. ...
Обобщающий урок в 11 классе по теме "Эволюция человека"
Урок может быть использован при обобщении темы "Антропогенез" в 11 классе...
Вводный урок в 7 классе по теме функция.
Краткое описание (ход крока) и презентаци к уроку....
Конспект открытого урока в 6 классе на тему : "Потребности человека".
Данный урок восьмой в теме "Человек в социальном измерении"....