Конспект урока в 5 классе по теме Бактерии,их строение и жизнедеятельность
план-конспект урока по биологии (5 класс)
конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_klasse_po_teme_bakteriiih_stroenie_i_zhiznedeyatelnost.docx | 794.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Самолюбовская основная школа
Починковского района Смоленской области
Конспект урока
«Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»
5 класс
Учитель биологии
Дедова М.Л.
Тема урока: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием
Задачи урока
Образовательные
- Познакомить учащихся с царством Бактерии, с особенностями строения, питания, размножения бактерий.
- Выяснить, где обитают бактерии.
- Определить значение спорообразования в жизни бактерий.
- Выяснить, в чём состоит отличие растительной клетки от бактериальной.
- Развивать умения по распознаванию и определению бактерий.
Развивающие
- Продолжить развитие познавательных способностей учащихся: логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы);
- способствовать развитию умственной деятельности (основных качеств ума – самостоятельности, критичности, гибкости, творческой инициативы, избирательности);
- способствовать развитию активного умения слушать и воспринимать информацию для обеспечения дальнейшей деятельности;
- продолжить формировать умения работы с текстом, схемами и рисунками учебника, пользоваться рекомендациями к выполнению определённого вида деятельности; с электронным приложением.
- развивать познавательный интерес к образовательной области «Биология»;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы, анализа своей деятельности.
Воспитательные
- Воспитание интереса к познанию живой природы;
- Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения (связь организма со средой обитания, взаимосвязи в природе, признаки живых организмов);
- продолжить формирования умения работать в коллективе и находить согласованные решения – развитие межличностных отношений;
- воспитание независимости суждений;
- воспитание культуры поведения на уроке;
- продолжить формирование умения оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;
- показать ученику, что каждый из них является перспективным подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей его личности.
Форма обучения: индивидуальная, коллективная, фронтальная
Методы обучения
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
метод самостоятельной работы; метод работы с книгой, беседа, рассказ, объяснение, наглядные методы, ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха),
- познавательные (познавательный интерес, создание проблемной ситуации),
- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности и коррекция, оценка деятельности своих товарищей, рефлексия),
- социальные (создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы).
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности метод устного и письменного индивидуального и фронтального контроля.
.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии.
Метапредметные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий.
Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, синезеленые, или цианобактерии, спора, сапротрофы, паразиты, фототрофы, хемотрофы, доядерные и ядерные организмы, аэробные и анаэробные бактерии.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, электронным приложением у уроку, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Учащиеся должны знать:
- строение бактериальной клетки;
- формы бактерий;
- распространение бактерий на планете;
- способы питания бактерий;
- способы существования бактерий при неблагоприятных условиях;
- основные отличия бактериальной клетки от растительной;
- что такое бактерии-паразиты, бактерии-сапрофиты, бактерии фототрофы и хемотрофы.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактерий;
- отличать бактерии от других живых организмов.
Формируемая область понимания: царство Бактерии
Личностная значимость: расширить границы мировоззрения учащихся о бактериях для осуществления практической деятельности при изучении биологических объектов.
Оборудование: учебник В.В.Пасечник 5 класс «Биология. Бактерии, грибы, растения», рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечник 5 класс. «Биология. Бактерии, грибы, лишайники», компьютер, проектор, экран, культура бактерии сенной палочки, микроскоп, предметное и покровное стекло, капельница, тушь, таблица «Растительная клетка», таблица «Царства живой природы».
Ход урока
- Оргмомент
- Проверить явку учащихся
- Проверить готовность класса к уроку
- Мотивация учебной деятельности
Послушайте сказку.
«Сказка о невидимых драконах»
Давным-давно, еще со дня сотворения мира, жили на Земле маленькие, бесцветные, невидимые существа – драконы. Состояли они из одной клеточки, которая могла делиться через каждые 20 минут. Вскоре вся планета была заселена этими существами. Они поселялись на растениях и животных и даже внутри них. Наиболее смелые бросались в море-океан, которые стали их второй родиной. Другие, при помощи ветра, освоили наземно-воздушную среду. Народец этот стал считать себя главнейшим на Земле.
Появление первых людей, Адама и Евы, вызвало среди драконов жуткий переполох. Главный повелитель, Чумная Палочка, протрубил большой сбор старейшин родов. Всего родов было четыре: шаровидные Кокки, палочковидные Бациллы, запятовидные Вибрионы и извитые Спириллы. Холерный Вибрион предложил на сборе объявить людям-пришельцам войну, изгнать их с планеты Земля.
Начались боевые действия. Одни диверсанты стали незаметно поселяться на продуктах питания и портить их. Другие вредители разрушали стога сена, рыболовные снасти, рукописи и книги в книгохранилищах. Третья группа существ, руководимая Холерным Вибрионом, стала проникать внутрь тела людей и травить их. Людское племя несло огромные потери. На военном совете люди решили перейти к тактическим действиям, направленным против драконов.
Для соперников-сладкоежек были выставлены чаны с молоком. Накинувшись на сахар, содержавшийся в молоке, драконы превратили молоко в простоквашу, а сливки – в сметану. Они добровольно согласились работать в пищевой промышленности, квасили овощи, силосовали корма.
Другие существа подружились с бобовыми растениями (горохом, фасолью, соей, викой, чиной и др.) и стали жить в клубеньках на корнях этих растений. Они усваивали азот воздуха и обогащали почву веществами, содержащими азот.
Третьим существам пришлась по душе работа санитаров. Денно и нощно трудились они на «фабрике» переработки отходов - отмерших организмов растений и животных. В ходе утилизации отходов образовывался перегной. Продукция по «конвейеру» шла в «цех», где почвенные бактерии превращали перегной в минеральные вещества, используемые корнями растений
И только группа Холерного Вибриона не сдавалась. При помощи Чумной Палочки, Тифа и других приспешников они продолжали выкашивать людей. Пришлось людям просить совета и помощи у царицы Гигиены. Жила она на океанском острове. Его покрывали леса из мыльного, уксусного, земляничного, тюльпанного и других диковинных деревьев. В долинах били фонтаны гейзеров с целебной водой. Выслушав просьбу людей, царица Гигиена дала им несколько советов. Выполняя их, люди научились побеждать невидимых драконов.
Постановка проблемы
Что это за драконы?
О каких живых организмах идёт речь в этой сказке?
Какова среда обитания этих живых организмов?
(Выдвижение гипотез, обсуждение)
- Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы уже познакомились с царствами живой природы. Назовите основные царства живой природы.
- Царства Бактерии, Грибы, Растения, Животные (при необходимости помощь рис. 8, с. 16)
Что является структурной единицей всего живого на Земле?
- Клетка.
Самыми примитивными организмами на нашей планете являются бактерии. И прежде всего это связано с особенностями строения бактериальной клетки.
Проблемный вопрос
Почему бактерии выделены в отдельное царство?
Чем бактерии отличаются от представителей царств живой природы?
V.Формирование целей и задач урока
Учитель обозначает тему урока и предлагает учащимся сформулировать цели и задачи урока. Проводит корректировку целей и задач урока.
- Изучение нового материала
Бактерии – самая древняя из ныне живущих на Земле групп организмов. Первые бактерии появились около 3 млрд. лет тому назад. Бактерии — относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. Бактерии от греческого бактерион – палочка. Бактерии впервые были открыты в 1683 году голландским исследователем Антони ван Левенгуком (1632-1723).
Наука о бактериях – бактериология, сформировалась только во второй половине XIX века трудами французкого учёного Луи Пастера.
Диаметр их тела 1 мкм, а длина – 5 мкм (1 мкм, или микрометр, - это одна миллионная доля метра, или тысячная доля миллиметра). Чтобы изобразить бактерию в виде точки, надо увеличить её в тысячу раз.
Микроскопические размеры, разнообразные места обитания, устойчивость к неблагоприятным условиям жизни, отсутствие ядра в клетке отличают бактерии от всех других организмов.
- Определение творческих заданий по группам. Учитель формирует группы учащихся и предлагает им выполнить задания по инструктивной карточке. Распределяет творческие задания по группам, даёт краткие пояснения к выполнению мини-проектов.
- Примечание Работа в группах и оформление мини-проектов. Учитель предлагает источники информации, консультирует учащихся по мере необходимости, даёт рекомендации по структурированию содержания кластеров. Учащиеся анализируют проблему, обсуждают основное содержание проекта, определяют учащихся для защиты проекта, готовят выступление с использованием наглядности, определяют оформление кластеров.
Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
- Проверка и оценка результатов (экспертиза) каждой группы. Учитель организует защиту каждой группы. По ходу защиты формулирует вопросы, предшествующие выступлению групп.
Какова среда обитания и типы обмена веществ бактерий?
Каково строение бактерий?
Какую форму могут иметь бактерии?
Каковы типы питания бактерий?
Как бактерии размножаются?
Способны ли бактерии переносить неблагоприятные условия среды обитания?
Учащиеся защищают подготовленные мини-проекты. Демонстрируют изготовленные кластеры.
Группа № 1
Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер.
Текст
Распространение бактерий
Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре -83 °С и в горячих источниках, температура которых достигает +85—90 °С. Некоторые из них могут жить при температуре -2оС до + 75оС. Но наиболее благоприятной для большинства бактерий можно считать температуру +4оС до +40оС. При более высоких температурах многие виды погибают. Губителен для бактерий и прямой солнечный свет. Особенно много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем в той же комнате после урока.
Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха (аэробные бактерии). Они встречаются на поверхности почвы, в её рыхлых верхних слоях, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Другие не нуждаются в кислороде, для них кислород губителен, они способны жить в бескислородной среде. Это анаэробные бактерии. Анаэробы обитают в глубоких слоях почвы, в иле, в толще воды. Таким образом, по типу обмена веществ бактерии разделяются на аэробные и анаэробные.
Задание
- Опишите места распространения бактерий.
- Какая температура наиболее благоприятна для жизни бактерий?
- Какие факторы окружающей среды губительны для бактерий?
- В какой среде обитания больше всего бактерий?
- Сравните количество бактерий в проветриваемых и непроветриваемых помещениях. Ответ поясните.
- Составьте схему «Среда обитания бактерий
- Какие типы обмена веществ встречаются у бактерий?
- Составьте схему «Типы обмена веществ у бактерий».
Группа № 2
Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер.
Текст
Строение бактерий
Бактериальные клетки окружены плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. По составу и строению клеточные оболочки бактерий существенно отличаются от оболочек растений. В клеточной стенке бактерий находиться муреин, а в клеточной стенке растений целлюлоза. Часто поверх клеточной стенки вырабатывается слой слизи, называемый капсула. Толщина капсулы может быть толще самой бактериальной клетки. Капсула выполняет защитную функцию Внутри клетки расположена неподвижная цитоплазма, имеющая слоистое строение. Оформленного ядра, отделённого от цитоплазмы ядерной оболочкой, в клетке нет. Ядерное вещество у большинства бактерий распределено в цитоплазме (рис. 29). Прокариоты – это доядерные организмы, к ним относятся бактерии, цианобактерии. Эукариоты – это организмы, в клетках которых присутствует ядро. К ним относятся грибы, растения, животные.
При помощи жгутиков или волнообразных сокращений бактерии передвигаются скольжением, ползанием и плаванием. Скользящие бактерии медленно двигаются по твёрдой поверхности, плавающие – имеют жгутики, с помощью которых развивают скорость до 50 мкм в секунду. Подвижные бактерии активно перемещаются в направлении источника пищи и других благоприятных условий.)
Задания
- Назовите составные части бактериальной клетки.
- Почему бактерии могут сохранять постоянную форму тела?
- Сходен ли химический состав клеточной стенки бактерий и растительной клетки?
- Что позволяет бактериям двигаться?
- Есть ли в клетке бактерий ядро?
- Где расположена наследственная информация в клетке бактерий?
- Имеются ли в бактериальной клетке пластиды?
- Есть ли в бактериальной клетке крупные вакуоли с клеточным соком?
- Где в бактериальной клетке расположены запасные питательные вещества?
- Чем строение бактериальной клетки отличается от строения растительной клетки?
- Способна ли цитоплазма бактериальной клетки к движению?
- Как отличить клетку прокариот от клетки эукариот?
Группа № 3
Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер.
Текст
Форма бактерий
Форма бактерий (рис. 28). В зависимости от формы клетки бактерии различают: шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.
Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.
Задания
- Одинаковую ли форму клетки имеют бактерии?
- Какие формы бактерий вы можете назвать?
- Встречаются ли колониальные формы бактерий, кроме известных одноклеточных?
- Способны ли бактерии двигаться?
- Назовите органоиды движения у бактерий.
- Все ли бактерии способны к движению?
- Имеют ли бактерии цвет?
- Зарисуйте бактерии и укажите название их формы.
Группа № 4
Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер.
Текст
Питание бактерий
Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них, например синезелёные, или цианобактерии, способны создавать органические вещества из неорганических. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли и создании органических веществ.
Автотрофы – организмы, которые сами могут создавать органические вещества. Автотрофные организмы делятся на две группы. Это - фототрофы, к ним относятся цианобактерии. При этом они могут использовать энергию света для создания органических веществ.
Хемотрофы – это организмы, которые для создания органических веществ используют энергию химических реакций. К ним относятся водородные бактерии, серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии.
Гетеротрофы – организмы, которые получают органические вещества в качестве пищи в готовом виде, сами создавать их не могут. По способу питания бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, делят на две группы: сапротрофы (от греческого «сапрос» — гнилой и «трофе» —питание, пища), получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразиты (от греческого «паразитос» — нахлебник), питающиеся органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бактерий распространён очень широко. Существуют даже бактерии, паразитирующие в теле бактерий других видов. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека.
Встречаются так называемые хищные бактерии. Это колониальные бактерии. Их клетки соединены мостиками и образуют подобие ловчей сети. Передвигаясь, такая колония захватывает и переваривает мелкие живые организмы.
Способы питания бактерий | |||
Автотрофы | Гетеротрофы | ||
Задание
- Кто такие автотрофы?
- На какие группы делятся автотрофы?
- Кто такие фототрофы? Кто к ним относится?
- Кто такие хемотрофы? Кто к ним относится?
- Кто такие гетеротрофы?
- Кто такие сапрофиты? Кто к ним относится?
- Кто такие паразиты? Кто к ним относится?
- Заполните таблицу и представьте её в кластере.
- Каких бактерий больше: автотрофных или гетеротрофных?
Группа № 5
Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер.
Текст
Размножение бактерий
Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20—30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65—100 °С, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами и т. д.
Для некоторых бактерий характерен кроме бесполого и половой способ размножения, например, для кишечной палочки.
Задание
- Как размножаются бактерии?
- Какие условия необходимы для размножения бактерий?
- Как часто может происходить размножение у бактерий?
- Почему бактерии не увеличивают свою численность в количестве, которое может заполнить все моря, океаны, почву, воздух?
- Какой способ размножения характерен только для небольшого числа видов бактерий?
Группа № 5
Подготовьте сообщение, ответив на вопросы. Изготовьте кластер.
Текст
Образование спор
В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри неё на своей поверхности новую, более плотную оболочку (рис. 30). Такую бактериальную клетку называют спорой (от греческого слова «спора» — семя). Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. При благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры для большинства бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.
Спорообразование происходит в почве, жидкой среде следующим образом: часть цитоплазмы уплотняется, другая её часть идёт на образование плотной оболочки, которая становится непроницаемой для воды и кислот. Процесс спорообразования длится 18-20 часов. В благоприятной среде спора прорастает за 4-5 часов.
Фронтальная беседа
- Какие условия для бактерий можно считать неблагоприятными?
- Что происходит с бактериальной клеткой при неблагоприятных условиях?
- Что такое спора?
- Каково значение споры?
- Сколько времени может сохраняться спора?
- Какие условия окружающей среды может выдержать спора?
- Что происходит со спорой при наступлении благоприятных условий?
Проблемный вопрос
Почему бактерии – одноклеточные простоорганизованные организмы – существуют в природе наряду с высокоорганизованными? (выдвижение гипотез, обсуждение)
- Большая скорость размножения в благоприятных условиях
- Образование спор как способ переживания неблагоприятных условий
- Физкультминутка.
- Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний
Работа с электронным приложением
Закрепление знаний об особенностях строения бактерий и их распространении. (Фронтальная беседа.)
Какое строение имеет бактериальная клетка?
Чем отличается бактериальная клетка от растительной?
Какие бактерии называют фототрофами, хемотрофами, сапрофитами, а какие — паразитами?
Как бактерии размножаются?
Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?
Чем можно объяснить широкое распространение бактерий на нашей планете?
- Подведение итогов занятия
Рефлексия «Лестница успеха»
На какой лесенке успеха вы сегодня оказались?
Что было главным на уроке?
Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
Что нового вы узнали?
Что было интересным?
Чему вы научились на уроке?
- Задание на дом
На повторение
Строение растительной клетки § 7
На закрепление
В учебнике изучить § 11 «Ткани». Ответить на вопросы в конце параграфа. (устно).
Углубленный уровень
Подготовьте сообщение используя средства Интернета о значении бактерий в природе.
Роль цианобактерий в природе.
Творческий уровень
Изготовить модель-аппликацию «Строение бактериальной клетки», написать сказку о том, как появились бактерии на Земле.
На выработку и закрепление навыков
Отработать тренировочные задания 40, 41, 42, 43, 44 в рабочей тетради с. 29-30
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Способы питания бактерий | |||
Автотрофы | Гетеротрофы | ||
Фототрофы | Хемотрофы | Сапротрофы | Паразиты |
Зелёные, пурпурные | Железобактерии, серобактерии, водородные бактерии, нитрифицирующие бактерии | Бактерии гниения, бактерии брожения | Дифтерийная палочка, палочка Коха, столбнячная палочка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"
Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...
План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото
Фильм ,с сопровождающим рассказом учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...
План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.
Приступая к изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....
Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"
Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...
Урок 7 класс Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.
Автора УМК: В.Б. Захаров, Н.И. СонинТема урока Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.Тип урока изучение материала и первичное закрепление новых зна...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...