Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
• Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Самолюбовской ОШ;
• Примерная программа по биологии И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова Биология:5-9 классы: программа –М.: Вентана-Граф, 2012.
• Примерная программа по биологии Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов Биология: 5–9 классы : программа. — М. :Дрофа, 2016
• Положение о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Самолюбовской ОШ
• Учебный план МБОУ Самолюбовской ОШ
Программа обеспечена:
Учебниками:
А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, Биология 9 класс-М.: Вентана-Граф,2017
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2012
Срок реализации программы 2019-2020 ученый год.
Форма итоговой аттестации – тестирование
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание тем учебного курса биологии 9 класса
Общий обзор организма человека. (5 ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрация: разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторная работа № 1 «Действие ката лазы на пероксид водорода»
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».
Опорно-двигательная система. (9 ч)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации:
Cкелета, распилов костей, позвонков, строения сустава, мышц и др.
Лабораторная работа№ 3 «Состав костей»
Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»
Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы»
Практические работы №4 «Проверка правильности осанки»,
№5 «Выявление плоскостопия»,
№6 «Оценка гибкости позвоночника»
Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 ч)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации:
Торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Практическая работа №4 «Изучение явления кислородного голодания»
Практические работы №5 «Определению ЧСС, скорости кровотока»
№9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам,включившимся в работу»
Практическая работа №6 «Доказательство вреда табакокурения»
Практическая работа №11 «Функциональная сердечно сосудистая проба»
Дыхательная система. (7 ч)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации:
Торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»
Практическая работа №8 «Измерение обхвата груд ной клетки»
Практическая работа №9 «Определение запылённости воздуха»
Пищеварительная система. (7 ч)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов.
Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации:
Торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).
Практическая работа №10 «Определение место положения слюнных желёз»
Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»
Обмен веществ и энергии. (3 ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа №11 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»
Мочевыделительная система. (2 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Кожа. (3 ч)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация:
Рельефной таблицы строения кожи.
Эндокринная и нервная системы (5 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации:
Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации:
Модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.
Практическая работа№12 «Изучение действия прямых и обратных связей»
№13 «Штриховое раздражение кожи»
№14 «Изучение функций отделов головного мозга»
Органы чувств. Анализаторы (6 ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации:
Модели черепа, глаза и уха.
Практические работы №15 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,
№16 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»
№17 «Исследование тактильных рецепторов»
Поведение и высшая нервная деятельность (8 ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации:
Модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.
Практическая работа №18 «Перестройка динамического стереотипа»
Практическая работа №19 «Изучение внимания»
Половая система. Индивидуальное развитие организма. (4 ч)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации:
Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
Биосфера и человек (1 час)
Человек часть живой природы. Глобальное антропогенное влияние
. Молекулярный уровень (8 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
. Клеточный уровень (10 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.
Экосистемный уровень (4 часа)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Тема 1.6. Биосферный уровень (2 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Эволюция (5 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
Возникновение и развитие жизни (3 часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Календарно – тематическое планирование
№ урока п\п | № урока по теме | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | |||
Общий обзор организма человека (5 часов) | ||||
1 | 1 | Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе | 03.09 | |
2 | 2 | Строение. химический состав и жизнедеятельность клетки. Л.р.№1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | 04.09 | |
3 | 3 | Ткани организма человека. Л.р.№2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 06.09 | |
4 | 4 | Общая характеристика систем органов организма человека. регуляция работы внутренних органов. Пр.р.№1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение» | 10.09 | |
5 | 5 | Входная контрольная работа | 11.09 | |
Опорно-двигательная система(9 часов) | ||||
6 | 1 | Строение, состав и типы соединения костей.Л.р.№3 «Состав костей» | 13.09 | |
7 | 2 | Скелет головы и туловища | 17.09 | |
8 | 3 | Скелет конечностей. Пр.р.№2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | 18.09 | |
9 | 4 | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы | 20.09 | |
10 | 5 | Строение, основные типы и группы мышц. Пр.р.№3 «Изучение расположения мышц головы» | 24.09 | |
11 | 6 | Работа мыщц | 25.09 | |
12 | 7 | Нарушение осанки и плоскостопие. Пр.р.№4 «Проверка правильности осанки. Выявление плоскостопия» | 27.09 | |
13 | 8 | Развитие опорно-двигательной системы | 01.10 | |
14 | 9 | Тест по теме «Опорно-двигательная система» | 02.10 | |
Кровеносная система. Внутренняя среда организма(8 часов) | ||||
15 | 1 | Значение крови и её состав. Л.р.№5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 04.10 | |
16 | 2 | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови | 08.10 | |
17 | 3 | Сердце. Круги кровообращения | 11.10 | |
18 | 4 | Движение лимфы Пр.р.№4 «Изучение явления кислородного голодания» | 13.10 | |
19 | 5 | Движение крови по сосудам Пр.р.№5 «Определение ЧСС, скорости кровотока» | 15.10 | |
20 | 6 | Регуляция работы органов кровеносной системы Пр.р.№6 «Доказательства вреда табакокурения» | 16.10 | |
21 | 7 | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях Пр.р.№7 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 18.10 | |
22 | 8 | Тест по теме «Кровеносная система. Внутренняя среда организма» | 22.10 | |
Дыхательная система (7 часов) | ||||
23 | 1 | Значение дыхательной системы. Органы дыхания | 23.10 | |
24 | 2 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Л.р.№6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 25.10 | |
25 | 3 | Дыхательные движения Л.р.№7 «Дыхательные движения» | 29.10 | |
26 | 4 | Регуляция дыхания Пр.р.№8 «Измерение обхвата грудной клетки» | 30.10 | |
27 | 5 | Заболевания дыхательной системы Пр.р.№9 «Определение запылённости воздуха» | 01.11. | |
28 | 6 | Первая помощь при повреждении дыхательных органов | 12.11 | |
29 | 7 | Тест по теме «Дыхательная система» | 13.11 | |
Пищеварительная система (7 часов) | ||||
30 | 1 | Строение пищеварительной системы Пр.р.№10 «Определение местоположения слюнных желез» | 15.11 | |
31 | 2 | Зубы | 19.11 | |
32 | 3 | Пищеварение в ротовой полости и желудке Л.р.№8 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 20.11 | |
33 | 4 | Пищеварение в кишечнике | 22.11 | |
34 | 5 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав | 26.11 | |
35 | 6 | Заболевания органов пищеварения | 27.11 | |
36 | 7 | Тест по теме «Пищеварительная система» | 29.11 | |
Обмен веществ и энергии (3 часа) | ||||
37 | 1 | Обменные процессы в организме | 03.12 | |
38 | 2 | Нормы питания Пр.р.№11 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 04.12 | |
39 | 3 | Витамины | 07.12 | |
Мочевыделительная система (2 часа) | ||||
40 | 1 | Строение и функции почек | 09.12 | |
41 | 2 | Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | 11.12 | |
Кожа ( 3 часа) | ||||
42 | 1 | Значение кожи и её строение | 13.12 | |
43 | 2 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | 16.12 | |
44 | 3 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Тест по темам «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа» | 18.12 | |
Эндокринная и нервная системы (5 часов) | ||||
45 | 1 | Железы и роль гормонов в организме | 20.12 | |
46 | 2 | Значение, строение и функции нервной системы Пр.р.№12 «Изучение действия прямых и обратных связей» | 24.12 | |
47 | 3 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция Пр.р.№13 «Штриховое раздражение кожи» | 25.12 | |
48 | 4 | Спинной мозг. Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 27.12 | |
49 | 5 | Головной мозг Пр.р.№14 «Изучение функций отделов головного мозга» | 31.12 | |
Органы чувств. Анализаторы (6 часов) | ||||
50 | 1 | Принцип работы органов чувств и анализаторов | 14.01 | |
51 | 2 | Орган зрения и зрительный анализатор Пр.р.№15 «Исследование реакции зрачка на освещённость» | 15.01 | |
52 | 3 | Заболевания и повреждения органов зрения | 17.01 | |
53 | 4 | Органы слуха, равновесия и их анализаторы Пр.р.№16 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 21.01 | |
54 | 5 | Органы осязания,обоняния и вкуса Пр.р.№17 «Исследование тактильных рецепторов» | 22.01 | |
55 | 6 | Тест по теме «Органы чувств. Анализаторы» | 24.01 | |
Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 часов) | ||||
56 | 1 | Врождённые формы поведения | 28.01 | |
57 | 2 | Приобретённые формы поведения Пр.р.№18 «Перестройка динамического стереотипа» | 29.01 | |
58 | 3 | Закономерности работы головного мозга | 31.01 | |
59 | 4 | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | 04.02 | |
60 | 5 | Психологические особенности личности | 05.02 | |
61 | 6 | Регуляция поведения Пр.р.№19 «Изучение внимания» | 07.02 | |
62 | 7 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | 11.02 | |
63 | 8 | Вред наркогенных веществ | 12.02 | |
Половая система. Индивидуальное развитие организма (3часа) | ||||
64 | 1 | Половая система человека. | 14.02 | |
65 | 2 | Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | 18.02 | |
66 | 3 | Внутриутробное и постэмбриональное развитие организма. | 19.02 | |
Биосфера и человек (3 часа) | ||||
68 | 1 | Влияние человека на биосферу | 21.02 | |
Молекулярный уровень (8 часов) | ||||
69 | 1 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 25.02 | |
70 | 2 | Углеводы. | 26.02 | |
71 | 3 | Липиды. | 28.02 | |
72 | 4 | Состав и строение белков. Функции белков. | 03.03 | |
73 | 5 | Нуклеиновые кислоты | 04.03 | |
74 | 6 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 06.03 | |
75 | 7 | Биологические катализаторы. Вирусы | 10.03 | |
76 | 8 | Обобщающий урок. Тест по теме «Молекулярный уровень» | 11.03 | |
Клеточный уровень (10 часов) | ||||
77 | 1 | Основные положения клеточной теории. | 13.03 | |
78 | 2 | Органоиды клетки и их функции | 02.04 | |
79 | 3 | Лаб. работа «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом». | 05.04 | |
80 | 4 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 07.04 | |
81 | 5 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 09.04 | |
82 | 6 | Энергетический обмен в клетке. | 12.04 | |
83 | 7 | Типы питания клеток. | 14.04 | |
84 | 8 | Фотосинтез и хемосинтез. | 16.04 | |
85 | 9 | Синтез белков в клетке. Транскрипция. Трансляция. | 19.04 | |
86 | 10 | Деление клетки. Митоз | 21.04 | |
Популяционно-видовой уровень (2 часа) | ||||
87 | 1 | Вид. Критерии вида. Популяции. Лаб. работа «Изучение морфологического критерия вида». | 23.04 | |
88 | 2 | Экология как наука. Экологические факторы. | 26.04 | |
Экосистемный уровень (4 часов) | ||||
89 | 1 | Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообщества. | 28.04 | |
90 | 2 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. | 30.04 | |
91 | 3 | Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Экскурсия в биогеоценоз. | 03.05 | |
92 | 4 | Тест по темам «Популяционно-видовой и экосистемный уровни» | 05.05 | |
Биосферный уровень (2 часа) | ||||
93 | 1 | Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в биосфере | 07.05 | |
94 | 2 | Экологические кризисы. | 10.05 | |
Эволюция (5 часов) | ||||
95 | 1 | Развитие эволюционного учения. | 12.05 | |
96 | 2 | Промежуточная аттестация. Тестирование | 14.05 | |
97 | 3 | Изменчивость организмов. Борьба за существование. Естественный отбор. | 17.05 | |
98 | 4 | Видообразование. Макроэволюция. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе». | 19.05 | |
99 | 5 | Основные закономерности эволюции. Тест по теме «Эволюция» | 21.05 | |
Возникновение и развитие жизни (3часа) | ||||
100 | 1 | Гипотезы возникновения жизни. | 24.05 | |
101 | 2 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 26.05 | |
102 | 3 | Лаб. Работа «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...