Конспект урока биологии по теме "Сон и его значение"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Корявикова Неля Тариэловна

Конспект урока биологии по теме "Сон и его значение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_son_i_ego_znachenie._8_klass.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сон и его значение»

Цель урока: Изучить физиологическую природу сна и сновидений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.

Основные образовательные задачи:

  • Дать понятие о биологических ритмах.
  • Раскрыть физиологическую природу сна, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.
  • Раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.

Основные воспитательные задачи:

  • Сформировать материалистическое представление о единстве живой и неживой природы на основе общности элементного состава
  • Развивать адекватную самооценку и взаимопроверку

Основные развивающие задачи – развить умение:

  • Анализировать факты и делать выводы
  • Работать с учебным текстом, выделяя главное
  • Обобщать полученные знания, выстраивая их в логической последовательности
  • Сообщать полученную самостоятельно информацию кратко, в доступной форме

Понятия: Биоритм, сон, медленный сон, быстрый сон, сновидения. Летаргия, вещие сны, электроэнцефалограмма.

Планируемый результат: 

Знать: Биологические ритмы. Природа и фазы сна.

Методы обучения:    

 словесные:   рассказ, эвристическая беседа;

наглядные:  демонстрация слайдов

Методы и формы контроля:

устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный;

проверка:  устный, письменный  опрос , самостоятельные практические исследования, репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа,

программированный контроль:  тестовая работа.

Оборудование: интерактивное оборудование, Презентация Microsoft PowerPoint

Тип урока: комбинированный

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка ЗУН
  3. Мотивация к изучению нового материала
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление и обобщение нового материала.
  6. Рефлексия
  7. Подведение итогов урока, оценивание результатов, домашнее задание

Ход урока.

   Сегодня мы с вами продолжим изучать высшую нервную деятельность человека и мне хотелось бы построить урок следующим образом, давайте сначала вспомним материал прошлых тем, а затем перейдем к изучению нового материала.

 В любом предмете, есть своя терминология. И я думаю вы согласитесь что термины и понятия важно знать, а тем более уметь ими пользоваться. Вам было задано повторить тему «Поведение человека и рефлекс» Давайте в виде биологического диктанта проверим ваши знания. Откройте тетради для проверочных работ, запишите тему: Биологический диктант. Правила проведения проверочной работы.

Вопросы:

  1.  Совокупность сложных психических и физиологических процессов, направленная на достижение определенной цели, называется….(поведением)
  2. Изучение особенностей поведенческих реакций человека, как сознательного существа, состоянием его души занимается наука…..(психология)
  3. Какой ученый физиолог указал, что в основе психической и высшей нервной деятельности человека лежит рефлекторный механизм?   (Сеченов И.М.)
  4. Рефлекс это- …..(ответная реакция организма на раздражитель)
  5. Эти рефлексы постоянны и не изменяются в течении всей жизни - ….(безусловные)
  6. Эти рефлексы не наследуются – (условные)
  7. К какому типу рефлекса можно отнести наши привычки?     (условный)

Поменялись тетрадями, взяли ручку другого цвета и проверили работы.

(На экране появляются правильные ответы.)

Итак, что такое рефлексы? И какие виды рефлексов выделяют?  (Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Безусловные рефлексы – это врожденные, а условные – те, которые были приобретены в течение всей жизни.)

Задание 2.

Попробуйте определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация

1. Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. Уколы закончились, но рефлекс остался. Но со временем люди в белых халатах не будут вызывать у ребенка плач. Почему? определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация

Ответ: у ребенка выработался условный рефлекс взаимосвязи белого халата с болью от укола. Боль - это защитный безусловный рефлекс. Со временем этот рефлекс затормозился, так как не подкреплялся безусловным раздражителем - болью. Допустим нянечка в детском саду тоже ходит в белом халате и у ребенка первые встречи с ней могли вызвать слезы, однако отсутствие укола со временем затормозили условный рефлекс.

2. На уроке учитель, объясняя тему урока, пошутил, вызвав смех всего класса, посмеявшись все продолжили работать, только один мальчик все никак не мог успокоиться, он продолжал посмеиваться и отвлекать одноклассников. С чем связана такая реакция ученика?

   Ответ: Процесс возбуждения и торможения это два противоположных процесса. Шутка учителя вызвала рефлекторную реакцию – смех, в ходе осознания шутки началась реакция торможения, однако условный рефлекс индивидуален и у всех скорость затухания его различна.

3.  Музыкант из духового оркестра был уволен за регулярные прогулы репетиций. Он решил отомстить… Он пришел на концерт и сел на первый ряд и когда концерт начался, вытащил из кармана пиджака лимон, разрезанный на дольки и начал его есть делая соответствующую гримасу. Концерт был сорван! Почему?

Ответ: Вид лимона вызвал у музыканта артистов условный рефлекс подкрепленный безусловным раздражителем – слюноотделение, что привело к невозможности продолжать концерт, так как игра на духовом инструменте подразумевает строгий контроль за слюноотделением.

Послушайте отрывок из произведения В.Катаева «Сон»

Создание проблемной ситуации:

 «Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, голода и зноя прибавилось еще новая непреодолимая мука. Бороться с ней не было сил.

…Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться с этой мукой. Наступал вечер. Мука заводила глаза. Веки были намагниченные. Глаза закрывались. Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»

Проблемный вопрос:

О какой муке идёт речь? (борьба со сном)

О какой физиологической потребности  указывается в тексте?

Назовите тему сегодняшнего урока. Мы поговорим с вами о сне и его значении для организма человека. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Всё живое, что существует на нашей  планете подчиняется законам Земли. Н-р, вращение Земли вокруг своей оси создаёт смену дня и ночи. Приспосабливаясь к этой смене, у живых организмов сформировался суточный биологический ритм (сон и бодрствование). Именно этот биоритм имеет наибольшее значение для организма животных и человека.

Как вы думаете, почему человек и животные не могут обходиться  без сна?

Ответы учащихся:

- помогает восстановить силы, работоспособность

- дает возможность отдохнуть организму, набраться сил

- головной мозг отдыхает, когда человек спит

- а животным помогает пережить неблагоприятные условия 

Учитель подводит к выводу:

Итак, что же такое сон? (СОН – это наша потребность, это часть нашего жизненного ритма).

История

Ещё в глубокой древности люди придавали большое значение сну и толкованию сновидений. Древние греки верили, что сны приносит и управляет сновидениями бог Гипнос. Людям, живущим по совести он приносит облегчение и покой, охраняя их сны, и не впуская туда чудовищ ада. Но к тем, кто живет неправедно приходят во сне Цербер  ( адский пес Аида) и медузы горгоны терзающие душу но не плоть. Наверное, каждый из вас хоть раз в жизни просыпался в холодном поту от ужаса или страха, кто – то, наоборот, видел хорошее и просыпался с улыбкой, потому что, по мнению греков к нему являлся его сын бог Морфей, который навевал только сладкие сны. А сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу.

? сколько в среднем человек отводит на сон? (Ответы учащихся)

Зависит ли продолжительность сна от возраста? (До 18 часов спит новорожденный. Подростки около 8 часов. Взрослые не менее 7 часов в сутки)

 

Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75 лет, то треть жизни 25 лет мы проводим в состоянии сна. Сон необходим нам как пища и вода. Если человек лишен сна три дня у него резко падает работоспособность, ухудшается память, нарушается внимание. А если человек лишен сна в течении 5 дней, у него могут наступить галлюцинации, сначала слуховые, а затем зрительные. Без сна человек может умереть от нервного истощения.

Опираясь на выше сказанное ответьте, что же такое сон? (Сон - глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.)  Во время сна активность головного мозга не прекращается, а лишь перестраивается. Возобновляется ритмичная работа нейронов, которая была нарушена днём, восстанавливаются силы человека.

Наука занимающаяся изучением сна называется сомнологией.

Проникнуть в тайны сна помог специальный прибор – электроэнцефалограф, благодаря которому появилась возможность записать жизнь живого мозга и разобраться что в нём происходит. Электроэнцефалография – исследования биопотенциалов мозга. Применяется с 30 года прошлого века. А исследовать мозг во сне стали в 50 годы20 века.

 

Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами. Известны медленная и быстрая фазы сна. Я предлагаю вам поработать в парах  (самостоятельная работа с учебником) и дать характеристику каждой фазе сна.

Фазы сна

Характеристика

Показатели ЭЭГ

Медленный сон

 сон  медленного движения глаз 

ортодоксальный

мышцы расслаблены, ровное дыхание, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны, обмен веществ и температура понижаются, сновидений нет .Организм начинает постепенно засыпать, погружаясь в глубокий сон.

Редкие волны большой амплитуды

Быстрый сон

Парадоксальный

(Парадоксальный потому, что, несмотря на то, что человек спит, его мозг генерирует такие же быстрые волны, как и в состоянии бодрствования. )

Ритм сердечной деятельности повышается, глазные яблоки подвижны, мышцы расслаблены, активизация деятельности всех внутренних органов, сокращение отдельных групп мышц, сновидения

Колебания быстрые, частые небольшой амплитуды

Эти фазы постоянно чередуются в течение всего времени сна человека, образуя единый завершенный цикл сна. Т.е цикл сна составляет 1 фаза медленного сна и 1 фаза быстрого сна. Длительность цикла сна обычно колеблется от 1 до 1, 5 часов.  Но за одну фазу сна организм не успевает произвести всех необходимых изменений. Поэтому для полноценного восстановления и подготовки организма к дальнейшей деятельности в течение дня нужно несколько повторяющихся циклов.

На сегодняшний день ученые говорят о необходимости 5 повторяющихся циклов сна среднему человеку. В сумме это составляет около 7-8 часов ночного сна.

Причины сна

 ?Назовите мне причины сна?

1) усталость.

2)Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи.  

Активное поведение людей преимущественно приурочено к дневным часам. Ночью наступает сон.  Однако все люди границу между сном и бодрствованием ощущают по-разному. Среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.

Я предлагаю вам определить какой птичкой являетесь вы с помощью мини – анкеты. Для этого на полях рабочей тетради запишите в столбик цифры от 1 до 4. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы выбрав вариант ответа отмечаете его буквой А, Б или В. 

1. Трудно ли вам вставать рано утром? 
А) да Б) не всегда В) нет 
2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать? 
А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч. 
3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно? 
А) утром Б) в обед В) вечером 
4. Когда вам легче учить уроки? 
А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы 

Интерпретация ответов: 
- если больше ответов А – вы сова 
- если больше ответов В – вы жаворонок 
- если больше ответов Б – вы аритмик. 
Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна.

 Нарушения сна

  1. Бессоница Назовите причины бессоницы . (Бессонница может быть связана со снижением физической активности и отсутствием физического труда, но такая бессонница в первую очередь поражает пожилых людей. Но бессонница может быть вызвана не только этим… Ночная работа, активная ночная жизнь большого города, все это нарушает режимы сна и бодрствования. Огромное количество информации, которую получает современный человек за день, все это нарушает нормальное течение нашего сна, в результате может возникнуть бессонница.)
  2. Лунатизм (Это одна из форм нарушений сна, проявлением которой является неосознанное хождение во сне)
  3. Литаргический сон  (Любой сон более 24 часов - это летаргический сон. Летаргия- в переводе с греческого означает спячка. Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.)  (Доклад)

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить правила  «Здорового сна»

  1. Придерживаться режима – сон это часть суточного ритма и поэтому должен начинаться в определенное время.
  2. Вечерние часы это часы отдыха и расслабления – время предшествующее сну не должно быть заполнено какой либо бурной деятельностью, как то танцами, музыкой, всевозможными зрелищами какими то физическими упражнениями или нагрузками
  1. В часы перед сном следует избегать тяжелой пищи, лучше ужинать часа за да до сна.
  1. Долой кофеин, алкоголь и никотин, такие напитки как чай, кофе, кока кола, содержат кофеин и оказывают стимулирующее действие на нервную систему. В результате мы взбудоражены и не можем уснуть
  2. Создайте себе хорошую обстановку для сна. Спать лучше в затемненной, тихой, хорошо проветриваемой комнате, кровать для сна должна быть достаточно широкой и удобной. Одежда для сна должна быть свободной и не сковывать движения, подушка не должна быть слишком высокой и жесткой.
  3. Необходимо соблюдать временные рамки сна.

  Запомните еще такое правило: Сном как и пищей нельзя запастись впрок. Избыточный сон так же вреден для организма как и переедание.

Еще в далекие времена люди верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.

Для вас приготовила сообщение на эту тему…

Закрепление материала

Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-  изучили физиологию сна

-  узнали значение сна

- Узнали, что сон, это часть нашего жизненного ритма

- Узнали, что нужно, чтоб сон был здоровым

Изучили изменения в организме, которые происходят во время сна.

Берегите свое здоровье, спите долго, крепко и желаю вам хорошего самочувствия.

Подведение итогов урока.

Оценивание

Д/З:  § 59, подготовить доклад «Лунатизм», «Гипноз-искусственный сон»

  Творческое задание.

Бакинский изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрываться. В чем ошибки изобретателя? Как действительно должно быть устроено приспособление для предотвращения засыпания водителей?

Список используемой литературы и интернет источники:

  1. Универсальные поурочные разработки О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Моска 2005 г
  2. Биология 8 класс учебник для общеобразовательной школы Р.Алимкулова, Р.Сатимбеков, А. Соловьева
  3. http://interneturok.ru/
  4. http://festival.1september.ru/
  5. http://nsportal.ru/
  6. http://www.axbo.ru/

Приложение

А сейчас проведем эксперимент.

Чтобы определить, какое полушарие у вас более развито, проведём следующий эксперимент. На полях тетради напишите цифры:1,2,3. 
1. Переплетите пальцы рук несколько раз и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот-же большой палец левой или правой руки (напишите букву Л или П). 
2. Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху? (Л или П). 
3. Изобразите аплодисменты. Какая ладонь сверху? Если в эксперименте у вас доминирует буква «Л» - левое полушарие – вы яркие мыслители. В учении вам легче опираться на чёткость понятий, логику связей, умозаключений. Вы продуктивны и восприимчивы в области абстрактно-логического мышления. Если преобладает буква «П» - правое полушарие – вы художники. Склонны всё воспринимать через опыт, практику, эмоциональную сторону предмета.

«Вещие сны» (сообщение учащегося)

И снится чудный сон Татьяне,

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена.

Еще в далекие времена верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то. Увидел во сне речку - к разговору, мясо - к болезни, яблоко - явится кто-то. В чем причина такого совпадения?

Человек видит во сне то, что он уже видел когда-то, воспринимал мозгом, или то, о чем думал и мечтал, — объясняют врачи. Любая информация, когда-либо полученная человеком в той или иной форме, откладывается в его памяти. Во время сна она всплывает и складывается в разнообразные картинки. Причем настолько осмысленные, что многие не сомневаются: снится грядущее. Более того, известно много случаев, когда увиденное во сне впоследствии действительно сбывалось наяву.

Что кому приснилось

Альберт Великий — План Кельнского собора

Джузеппе Тартини — Знаменитая «Соната дьявола»

Данте — «Божественная комедия»

Гете — Вторая часть «Фауста»

Грибоедов — «Горе от ума»

Менделеев – периодическая таблица химических элементов

Если к ногам человека приложить во время сна, грелку, то ему обязательно приснится, будто бы он идет по раскаленным углям.

Человеку снится, что его укусила змея за грудь, что предсказывает неприятности. А через несколько дней у него обязательно появится гнойный нарыв. Как объяснить данное предсказание? Очень просто. У человека на груди постепенно развивалось воспаление. Болевые сигналы днем были не ощутимы, а во время сна болевые ощущения оказываются более сильными.

С одним американским палеонтологом, например, произошло следующее. Музей заказал ему найти и прислать листья неких реликтовых растений. Ученый постоянно думал, где ему найти их. И однажды во сне увидел то место, где они растут. Это место находилось у подножия горы, расположенной вблизи от того города, где палеонтолог жил. Утром он отправился к увиденной во сне горе и действительно обнаружил там необходимые листья. Вещий сон? Ученый, не принадлежавший к числу суеверных людей, так не посчитал. А вспомнил, что незадолго до этого случая был в увиденном во сне месте и охотился на диких коз. Когда он к ним подкрадывался, то непроизвольно смотрел себе под ноги, но мысли в тот момент были заняты охотой. Тем не менее в поле зрения ученого попали именно эти листья и помимо его воли запечатлелись в мозгу — в подсознании. Мимолетного взгляда на растение оказалось вполне достаточно, чтобы мозг сохранил этот факт. Именно он и «ожил» — уже в сознании, когда ученый спал. Поскольку накануне он постоянно размышлял только о том, где найти эти листья. Так что сновидения не могут предсказывать и опережать события, они лишь отражают действительность.

Сомнамбулизм (сообщение учащегося  )

Нам не кажется странным то, что днем человек ходит и говорит. Но вызывает удивление способность человека заниматься тем же самым и во сне.

Хождение во сне называется сомнамбулизмом, а в простонаречии - лунатизмом. Это достаточно распространенное явление. Около 2% всех людей периодически ходят во сне. Снохождение возникает обычно во время неполного пробуждения от глубокого, при этом мозг пребывает в состоянии полусна-полубодрствования. Глаза сомнамбулы обычно открыты. Он все видит, так как обходит мебель и другие препятствия, и может давать односложные ответы на простые вопросы. Воспоминания о ночных "экскурсиях" на следующее утро не сохраняются, что касается и непроизвольного мочеиспускания, характерного для лунатиков.

С явлением лунатизма связано много легенд: он считался признаком сумасшествия, Все это неверно. Сомнамбулизм отнюдь не является признаком сумасшествия; лунатика разбудить очень сложно - лучше осторожно проводить его обратно к постели; около 25% лунатиков наносят себе различные повреждения во время ночных блужданий. Бывает, что сомнамбулы вываливаются из окон, ошибочно принимая их за двери.

У детей снохождение встречается достаточно часто, но с возрастом обычно проходит. Как и ночные страхи, эпизоды снохождения чаще случаются у них в периоды напряжения и тревоги, при этом психически дети совершенно здоровы.

У взрослых снохождение требует более серьезного внимания. Причинами его могут быть стресс, тревога, иногда эпилепсия.

Привычка разговаривать во сне часто связана с лунатизмом и, аналогично ей, зачастую передается по наследству. Люди разговаривают либо во время сновидений, и тогда речь разборчива и понятна, либо во время неполного пробуждения от медленного сна, при этом отмечается бессвязное бормотание. Серьезных медицинских последствий у этой привычки нет.

Летаргический сон (сообщение учащегося)

Любой сон более 24 часов - это летаргический сон.

Летаргия- в переводе с греческого означает спячка.

Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.

Летаргия- это глубокое торможение двигательных областей коры. При таком состоянии пульс едва улавливается, дыхание слабое, температура тела понижается. Причина летаргического сна - истерия, шизофрения, т.е. сильное расстройство нервной системы.

В специальной литературе описаны многие случаи, когда здоровый, казалось бы, человек ложится спать, как обычно, и не может проснуться ни на следующий день, ни через месяц, ни через несколько лет. Описан случай с больным по фамилии Качалкин. Он спал 22 года, не просыпаясь. Ничто не могло его разбудить. В три часа ночи, когда в городе стояла тишина, И.П. Павлов, на цыпочках подошел к кровати пациента и шепотом сказал: «Вставай». И Качалкин встал! Это было в 1920 г., а уснул  он в 1898 г в 34 года. Качалкин не выдерживал сильных раздражителей. Любой большой шум вызывал активное торможение структур его головного мозга и глубокий сон. Эту тайну разгадал Павлов, и его шепот (слабый раздражитель второй сигнальной системы, т. е. имеющей речевую функцию) оказался лучшим способом излечения.

Женщина Норвегии Линнгард, заснув в 1919 году, проснулась лишь в 1941 году. Когда она проснулась, она выглядела как и 22 года назад. И уже через год она постарела на те 20 лет, что провела во сне.

Человек, который спит несколько лет, естественно, интеллектуально не развивается. Девочка, проспавшая летаргическим сном около двадцати лет, проснувшись, попросила принести свою любимую куклу, чтобы поиграть с ней.

Иногда летаргический сон носит периодический характер, когда спящий время от времени просыпается, выполняет какую-либо работу, затем вновь засыпает на несколько суток.

В наиболее тяжелых случаях летаргии имеет место картина, характерная для действительной смерти: холодная кожа, нет реакции зрачков на раздражение, отсутствуют выделения мочи и кала, дыхание и пульс почти отсутствуют. Поэтому неудивительно, что такой человек может быть погребен. В начале 20 века авторитетная комиссия врачей пришли к выводу: только в Англии количество заживо погребенных достигает 2,5 тысяч человек! Это нашло свое отражение в создании специальных домов для умерших, где были собраны предметы первой необходимости для возможных «воскресших», чтобы те не умерли от холода и голода. Врачи считают, что на современном уровне развития медицинской помощи подобные случаи исключены, хотя далеко не все уверены в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей"

Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей....

конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

План конспект урока биологии по теме" МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"

План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов"....

Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.

Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...