ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО БИОЛОГИИ
рабочая программа по биологии (9 класс)
Индивидуальная рабочая программа внеурочной деятельности «По подготовке к олимпиаде по биологии» предназначена для учащихся 9 классов для подготовки к олимпиадам по биологии различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabochaya_programma_po_podgotovke_k_olimpiade_po_biologii.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа внеурочной деятельности «По подготовке к олимпиаде по биологии» составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС основного общего и среднего образования утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
- В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Цели курса:
- Углубление знаний учащегося через изучение дополнительных тем школьного курса биологии
- Развитие творческих способностей и исследовательских умений.
- Воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности.
Задачи:
Обучающие:
- углубить, расширить и систематизировать знания в области ботаники, общей биологии;
- обучить приемам биологических исследований и практической работы в области биологии и экологии.
Развивающие:
- развивать способность к самообразованию и саморазвитию;
- развивать интеллектуальные и творческие способности, умения по выполнению олимпиадных заданий;
- развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать;
- развивать самоконтроль и самооценку знаний.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное ценностное отношение к природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
- повышать уровень экологической и коммуникативной культуры учащихся;
- воспитывать целеустремленность, навыки самоорганизации.
Планируемые результаты
Предметные:
К концу обучения учащийся приобретет основные знания и умения:
- углубит, расширит и систематизирует знания в области ботаники и общей биологии;
- расширит знания о биологических исследованиях и практической работы в области биологии и экологии.
Метапредметные:
- разовьет способность к самообразованию и саморазвитию;
- разовьет интеллектуальные и творческие способности, умения по выполнению олимпиадных заданий;
- разовьет умения анализировать, обобщать, сравнивать;
- разовьет самоконтроль и способность к самооценке знаний.
Личностные:
- сформирует позитивное ценностное отношение к природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
- повысит уровень экологической и коммуникативной культуры учащихся;
- разовьет целеустремленность и навыки самоорганизации.
Основные принципы реализации программы:
Индивидуализация и дифференциация, научность, доступность, добровольность, партнерство, творчество и успех.
Содержание программы
Тема 1:
Практика: Наблюдение, анализ результативности участия в олимпиадах различного уровня по предмету.
Тема 2:
Практика: первичное анкетирование на выявление общей и предметной одаренности.
Тема 3:
Теория: Как подготовить сложный план, сделать вывод, резюме.
Практика: Практическая работа. Решение олимпиадных задач открытого типа. Формирование навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа). Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».
Тема 4:
Практика: Решение олимпиадных задач закрытого типа. Работа с дополнительной литературой. Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов. Практические занятия по определению и узнаванию видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д. Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».
Тема 5:
Практика: Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.
Тема 6:
Практика: Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками. Поиск информации в сети Интернет.
Тема 7:
Практика: Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части олимпиады.
Тема 8:
Теория: План разработки реферата, проекта, эссе. Правила оформления. Практика: Написание на выбор реферата, проекта, эссе.
Тема 9:
Теория: Разбор вопросов по наиболее сложным темам. Обсуждение.
Практика: Решение олимпиадных задач.
Тема 10:
Практика: Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня. Обсуждение.
Тема 11:
Теория: Что такое тренинг и для чего он нужен.
Практика: Тренинг по закреплению умений применять знания на практике.
Тема 12:
Практика: Анализ участия в муниципальном туре всероссийской олимпиады. Обсуждение.
Тема 13:
Практика: Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет - журналов научной и учебной направленности.
Тема 14-15:
Практика: Участие в дистанционных предметных олимпиадах различного уровня.
Тема 16:
Практика: Комбинированный метод решения задач
Тема 17:
Лекция: Консультации по наиболее трудным вопросам. Обсуждение.
Тема 18:
Практика: Результативность выполнения программы за учебный год.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Анализ результативности участия в олимпиадах различного уровня по предмету. | 1 | 1 | анализ | |
2 | Диагностическое тестирование учащихся по предмету. | 1 | 1 | Результат теста | |
3 | Практическая работа. Решение олимпиадных задач открытого типа. Чтение разного рода таблиц, схем, подготовка сложного плана, разные виды обобщений | 3 | 1 | 2 | зачет |
4 | Практическая работа. Решение олимпиадных задач закрытого типа. Организация самоподготовки. Работа с дополнительной литературой. | 3 | 3 | зачет | |
5 | Подготовка к участию в школьном туре всероссийской олимпиады. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет. | 2 | 2 | зачет | |
6 | Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками. Поиск информации в сети Интернет. | 3 | 3 | Результативность (грамота призера, победителя, участника) | |
7 | Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части олимпиады. | 3 | 3 | зачет | |
8 | Подготовка к теоретико-практичекому туру олимпиады, нацеленному на выявление исследовательской компетентности школьника: (разработка реферата, создание проекта, написание эссе, выполнение творческой работы). | 3 | 1 | 2 | зачет |
9 | Углубление и расширение знаний по предмету. Решение олимпиадных задач. | 2 | 1 | 1 | зачет |
10 | Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. | 3 | 3 | зачет | |
11 | Тренинг по закреплению умений применять знания на практике. | 2 | 1 | 1 | Тренинг |
12 | Анализ участия в муниципальном туре всероссийской олимпиады. | 1 | 1 | Результативность (грамота призера, победителя, участника) | |
13 | Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на развитие логического и интеллектуального мышления. Ознакомление с содержанием интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html) | 2 | 2 | зачет | |
14 | Участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах. http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др. | 1 | 1 | Результативность (грамота призера, победителя, участника) | |
15 | Участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах различного уровня. | 1 | 1 | Результативность (грамота призера, победителя, участника) | |
16 | Использование различных методов решения при выполнении олимпиадных заданий. Комбинированный метод решения задач. Практикум. | 2 | 2 | зачет | |
17 | Консультации по наиболее трудным вопросам. | 1 | 1 | зачет | |
18 | Подведение итогов. Результативность выполнения программы за учебный год. | 1 | 1 | Портфолио ребенка | |
Итого | 35 | 5 | 30 |
Рекомендуемая литература по биологии.
- Биология: Для поступающих в вузы. // Под ред. В.Н. Ярыгина. - М.: Высшая школа, 2013.
- Биология. Новейший справочник. // Под ред. Н.В. Чебышева.- М.: Махаон, 2007.
- Биология. Пособие для поступающих в вузы // Под редакцией Чебышева Н.В.- М.: 2010
- Богданова T.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Биология. Полный курс. В 3-х томах.-М., ОНИКС, 2005.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. - Биология (Т.1, 2, 3). - М.: Мир, 1990, 1996.
- Каменский А.А., Соколова Н.А., Валовая М.А. «Основы биологии» ( полный курс общеобразовательной средней школы) из –во Экзамен. Москва 2004 - 446с.
- Калинова Т.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. «Отличник ЕГЭ. Биология» / ФИПИ – М: Интеллект – центр, 2010 – 256с.
- Кириленко А.А. «Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ»/ Ростов н/Д: Легион, 2011 – 176с.
- Общая биология. Таблицы. Схема. Гигани О.Б.-М., Владос, 2007.
Литература для подготовки к олимпиадам
1. Багоцкий С.В. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. –М.:МИОО, 2005.
2. Буковский М.Е. Экологические олимпиады учащихся 9-11 классов: подготовка,
проведение, оценка. –Аркти,2004.
3. Ганчарова О. С., Злобовская О.А.,.Кирюхина О.О Олимпиада по биологии. Взгляд изнутри. Издательство МЦНМО. 2009.
4. Жадько Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И Школьные олимпиады: биология,
химия, география: 8-11 кл. Феникс, 2004
5. Жадько Е.Г.и др. Школьные олимпиады. Биология, химия, географии. 8-11 классы.Феникс,2004.
6. Коркутова и др. Сборник олимпиадных заданий для учащихся 8-11 классов. –
Аркти,2004.
7. Кудинова Л.М. Олимпиады задания по биологии. 6-11 класс. -Учитель, 2005.
8. Ловкова Т.А. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8, 9 -11 классы. - Айрис, 2008.
10. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителя. –Спб.: Акцидент, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса "Подготовка к ЕГЭ по биологии" 11 класс
Аннотация к рабочей программеучебного курсаподготовка к ЕГЭ по биологии11 классУчитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимани...
Рабочая программа по подготовке к олимпиадам
Работу по подготовке одарённых детей к олимпиадам необходимо начинать уже с 5 класса. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность , ясность изложения , богат...
Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по английскому языку «Englishtogether!» на 2015-2016 учебный год для 8-11 классов.
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой ...
Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)
Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)...
Рабочая программа курса "Подготовка к олимпиадам по русскому языку"
Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обуча...
Рабочая программа курсов подготовки к олимпиаде по МХК (Искусству) 9-11 классов
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по МКХ профильного уровня (ФКГОС-2004). Курс МХК, представляемый данной программой, является ориентационн...
Рабочая программа по подготовке к олимпиаде «Олимп по технологии»
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний...