ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО БИОЛОГИИ
рабочая программа по биологии (9 класс)

Кобелькова Вера Николаевна

Индивидуальная  рабочая программа внеурочной деятельности «По подготовке к олимпиаде по биологии» предназначена для учащихся 9 классов для подготовки к олимпиадам по биологии различного уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная записка

Индивидуальная  рабочая программа внеурочной деятельности «По подготовке к олимпиаде по биологии» составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС основного общего и среднего образования утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
  • В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Цели курса:

  • Углубление знаний учащегося через изучение дополнительных тем школьного курса биологии
  • Развитие творческих способностей и исследовательских умений.
  • Воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности.

Задачи:

Обучающие:

  •  углубить, расширить и систематизировать знания в области ботаники, общей биологии;
  • обучить приемам биологических исследований и практической работы в области биологии и экологии.

Развивающие:

  •  развивать способность к самообразованию и саморазвитию;
  •  развивать интеллектуальные и творческие способности, умения по выполнению олимпиадных заданий;
  •  развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать;
  • развивать самоконтроль и самооценку знаний.

Воспитательные:

  • воспитывать позитивное ценностное отношение к природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
  • повышать уровень экологической и коммуникативной культуры учащихся;
  • воспитывать целеустремленность, навыки самоорганизации.

Планируемые результаты

Предметные:

К концу обучения учащийся приобретет основные знания и умения:

- углубит, расширит и систематизирует знания в области ботаники и общей биологии;

- расширит знания о биологических исследованиях и практической работы в области биологии и экологии.

Метапредметные:

- разовьет способность к самообразованию и саморазвитию;

- разовьет интеллектуальные и творческие способности, умения по выполнению олимпиадных заданий;

- разовьет умения анализировать, обобщать, сравнивать;

- разовьет самоконтроль и способность к самооценке знаний.

Личностные:

- сформирует позитивное ценностное отношение к природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

- повысит уровень экологической и коммуникативной культуры учащихся;

- разовьет целеустремленность и навыки самоорганизации.

Основные принципы реализации программы:

Индивидуализация и дифференциация, научность, доступность, добровольность, партнерство, творчество и успех.

Содержание программы

Тема 1:

Практика: Наблюдение, анализ результативности участия в олимпиадах различного уровня по предмету.

Тема 2:

Практика:  первичное анкетирование на выявление общей и предметной одаренности.

Тема 3:

Теория: Как подготовить сложный план, сделать вывод, резюме.

Практика: Практическая работа. Решение олимпиадных задач открытого типа. Формирование  навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа). Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

Тема 4:

Практика: Решение олимпиадных задач закрытого типа. Работа с дополнительной литературой. Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов. Практические занятия по определению и узнаванию видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д. Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

Тема 5:

Практика: Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

Тема 6:

Практика: Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками. Поиск информации в сети Интернет.

Тема 7:

Практика: Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части олимпиады.

Тема 8:

Теория: План разработки реферата, проекта, эссе. Правила оформления. Практика: Написание на выбор реферата, проекта, эссе.

Тема 9:

Теория:  Разбор вопросов по наиболее сложным темам. Обсуждение. 

Практика: Решение олимпиадных задач.

Тема 10:

Практика: Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня. Обсуждение.

Тема 11:

Теория:  Что такое тренинг и для чего он нужен.

Практика: Тренинг по закреплению умений применять знания на практике.

Тема 12:

Практика: Анализ участия в муниципальном туре всероссийской олимпиады. Обсуждение.

Тема 13:

Практика: Развитие  логического и интеллектуального мышления  через чтение интернет - журналов научной и учебной направленности.

Тема 14-15:

Практика: Участие в дистанционных  предметных олимпиадах различного уровня.

Тема 16:

Практика: Комбинированный метод решения задач

Тема 17:

Лекция: Консультации по наиболее трудным вопросам. Обсуждение.

Тема 18:

Практика: Результативность выполнения программы за учебный год.

Учебный план

п/п

Название раздела,

темы

             Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Анализ результативности участия в олимпиадах различного уровня по предмету.

1

1

анализ

2

Диагностическое тестирование учащихся по предмету.

1

1

Результат теста

3

Практическая работа. Решение олимпиадных задач открытого типа. Чтение разного рода таблиц, схем, подготовка сложного плана, разные виды обобщений
(выводы, заключение, резюме).

3

1

2

зачет

4

Практическая работа. Решение олимпиадных задач закрытого типа. Организация самоподготовки. Работа с дополнительной литературой.

3

3

зачет

5

Подготовка к участию в школьном туре всероссийской олимпиады. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

2

2

зачет

6

Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками. Поиск информации в сети Интернет.

3

3

Результативность (грамота призера, победителя, участника)

7

Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части олимпиады.

3

3

зачет

8

Подготовка к теоретико-практичекому туру олимпиады, нацеленному на выявление исследовательской компетентности школьника: (разработка реферата, создание проекта, написание эссе, выполнение творческой работы).

3

1

2

зачет

9

Углубление и расширение знаний по предмету. Решение олимпиадных задач.

2

1

1

зачет

10

Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников.

3

3

зачет

11

Тренинг по закреплению умений применять знания на практике.

2

1

1

Тренинг

12

Анализ участия в муниципальном туре всероссийской олимпиады.

1

1

Результативность (грамота призера, победителя, участника)

13

Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на  развитие логического и интеллектуального мышления.  Ознакомление с содержанием интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html)

2

2

зачет

14

Участие школьников  в дистанционных  предметных олимпиадах и конкурсах.
Ознакомление с сайтами сети Интернет, предлагающими участие в решении олимпиадных задач.

http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.

1

1

Результативность (грамота призера, победителя, участника)

15

 Участие школьников  в дистанционных  предметных олимпиадах различного уровня.
Решение олимпиадных задач, предложенных сайтами
http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.

1

1

Результативность (грамота призера, победителя, участника)

16

Использование различных методов решения при выполнении олимпиадных заданий. Комбинированный метод решения задач. Практикум.

2

2

зачет

17

Консультации по наиболее трудным вопросам.

1

1

зачет

18

Подведение итогов. Результативность выполнения программы за учебный год.

1

1

Портфолио ребенка

Итого

35

5

30

Рекомендуемая литература по биологии.

  1. Биология: Для поступающих в вузы. // Под ред. В.Н. Ярыгина. - М.: Высшая школа, 2013.
  2. Биология. Новейший справочник. // Под ред. Н.В. Чебышева.- М.: Махаон, 2007.
  3. Биология. Пособие для поступающих в вузы // Под редакцией Чебышева Н.В.- М.: 2010
  4. Богданова T.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  5. Биология. Полный курс. В 3-х томах.-М., ОНИКС, 2005.
  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. - Биология (Т.1, 2, 3). - М.: Мир, 1990, 1996.
  7. Каменский А.А., Соколова Н.А., Валовая М.А. «Основы биологии» ( полный курс общеобразовательной средней школы) из –во Экзамен. Москва 2004 - 446с.
  8. Калинова Т.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. «Отличник ЕГЭ. Биология» / ФИПИ – М: Интеллект – центр, 2010 – 256с.
  9. Кириленко А.А. «Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ»/ Ростов н/Д: Легион, 2011 – 176с.
  10.  Общая биология. Таблицы. Схема. Гигани О.Б.-М., Владос, 2007.

Литература для подготовки к олимпиадам

1. Багоцкий С.В. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. –М.:МИОО, 2005.

2. Буковский М.Е. Экологические олимпиады учащихся 9-11 классов: подготовка,

проведение, оценка. –Аркти,2004.

3. Ганчарова О. С., Злобовская О.А.,.Кирюхина О.О Олимпиада по биологии. Взгляд изнутри. Издательство МЦНМО. 2009.

4. Жадько Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И Школьные олимпиады: биология,

химия, география: 8-11 кл. Феникс, 2004

5. Жадько Е.Г.и др. Школьные олимпиады. Биология, химия, географии. 8-11 классы.Феникс,2004.

6. Коркутова и др. Сборник олимпиадных заданий для учащихся 8-11 классов. –

Аркти,2004.

7. Кудинова Л.М. Олимпиады задания по биологии. 6-11 класс. -Учитель, 2005.

8. Ловкова Т.А. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8, 9 -11 классы. - Айрис, 2008.

10. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителя. –Спб.: Акцидент, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса "Подготовка к ЕГЭ по биологии" 11 класс

Аннотация к рабочей программеучебного курсаподготовка к ЕГЭ по биологии11 классУчитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимани...

Рабочая программа по подготовке к олимпиадам

Работу по подготовке одарённых детей к олимпиадам необходимо начинать  уже с 5 класса. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность , ясность изложения , богат...

Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по английскому языку «Englishtogether!» на 2015-2016 учебный год для 8-11 классов.

Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой ...

Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)

Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)...

Рабочая программа курса "Подготовка к олимпиадам по русскому языку"

Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обуча...

Рабочая программа курсов подготовки к олимпиаде по МХК (Искусству) 9-11 классов

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по МКХ профильного уровня (ФКГОС-2004). Курс МХК, представляемый данной программой, является ориентационн...

Рабочая программа по подготовке к олимпиаде «Олимп по технологии»

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний...