Урок биологии «Строение клетки» 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Бузейчук Екатерина Васильевна

Цель урока

Изучение строения клетки, выявление роли органоидов клетки-: Создание условий для активной познавательной деятельности

Задачи урока

Создать условия для:

- систематизации знаний учащихся о строении растительной клетки;

-  формирования представлений у учащихся  о клетках, особенностях строения;
- формирования умений работать с рисунками, микроскопами;

- развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii.docx335.01 КБ
Файл stroenie_kletki.pptx864.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии «Строение клетки» 5 класс

Технологическая карта урока

Предмет

биология

Класс

5

Автор учебника

Пасечник В.В.

Учитель биологии

Бузейчук Е.В.

Тема урока

 Строение клетки.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цель урока

Изучение строения клетки, выявление роли органоидов клетки-: Создание условий для активной познавательной деятельности

Задачи урока

Создать условия для:

- систематизации знаний учащихся о строении растительной клетки;

-  формирования представлений у учащихся  о клетках, особенностях строения;
- формирования умений работать с рисунками, микроскопами;

- развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней;

Оборудование:

компьютер, экран,  микроскопы, таблицы с изображением клеток, презентация, предметное и покровное стекло, лук, йод, пинцет, стакан с водой

Методы проведения урока:

объяснение с использованием иллюстраций; лабораторная работа учащихся, тестирование с использованием ЭОР, самостоятельная работа с учебником и тетрадями на печатной основе.

Технологии:

технология развития критического мышления,  работа с микроскопом, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися строения растительной клетки;

содействовать формированию навыка работы с микроскопом и микропрепаратами; умения находить сходства и различия в строении растительных клеток; работать с ЦОР.

способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных клеток:

(лука, томата, арбуза, яблока), использовать практические методы познания (наблюдение), развитие навыка исследовательской работы учащихся;  

способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы.

- положительное отношение к уроку;

- формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

- осознание необходимости самосовершенствования;

- способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. 

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Время,

мин

учителя

учащихся

1.Организационный этап

Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные:сформированность познавательных интересов и мотивов

Слайд.1

Проверьте, все ли у вас готово к уроку?  

Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь. Пожелайте доброго дня хорошего настроения. Тогда день пройдет удачно-это значит, что мы с вами сегодня очень активно поработаем.

Нам предстоит изучить интересную тему. . Какую? Вы позже назовете сами. Для этого вы должны стать исследователями.

Прежде чем стать настоящими исследователями мы   должны проверить - насколько вы готовы в страну исследователей. Поэтому нам предстоит ответить на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке.

Готовятся к уроку, настраивают себя на работу

2

2Этап актуализации  знаний

Познавательные:

слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

1.У вас на столе задание 1 в, 2 в:  (приложение1)

2.Для чего и кто их применяет?

3.Что вы рассматривали под микроскопом?

4.Что ранее узнали о клетках живых организмов?

Вы видели под микроскопом клетки растений. О чем мы будем говорить на уроке (о клетке)

 Вам предстоит совершить открытие внутри клетки. С чем вы должны познакомиться? Посмотрите на рисунок.  Слайд.2

Слайд 3.  Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

  •  отработать умение работать с микроскопом;
  • рассмотреть клетки кожицы лука в микроскоп;
  • выяснить, какие бывают клетки;
  • зарисовать увиденное;
  • особенности строения клеток;
  • выяснить, какие органоиды есть в клетках;
  • какую функцию они выполняют.

Слайд 4 чтение отрывка из стихотворения:

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.

О чем говорится в стихотворении. Значит тема нашего урока
Слайд 5. Записывает тему урока на доске.

1.С помощью его мы можем изучить внутреннее строение клетки(микроскоп)

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют тему урока, ставят перед собой задачи и цели.

Записывают тему урока.

6

3.Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Познавательные:

извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков,

обобщение и синтезирование;

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

формировать умение способности к саморазвитию

Ну, вот мы попали в лабораторию. А как нужно вести себя в лаборатории(инструкция) Слайд 6

следующий этап нашей работы – приготовление микропрепарата, но вначале прослушаем стихотворение – инструкцию: Слайд 7

С лука сняли кожицу-

Тонкую, бесцветную,

Положили кожицу

На стекло предметное.

Микроскоп поставили,

Препарат - на столик,

Объектив направили,

Глядь, а лук – из долек!

Дольки – это клетки

С ядрами внутри,

Вакуоли крупные

В клетке рассмотри.

Снаружи – оболочка,

Под нею – цитоплазма.

Зеленые пластиды

Искать будешь напрасно.

Слайд 8.  1. Лабораторная работа   «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

Что вы увидели  при просмотре данного микропрепарата?

Что вы можете рассказать об увиденном?

Теперь просмотрите текст учебника и рисунок 19 и 20, стр.35 скажите из каких органоидов состоит клетка.

Зарисуйте клетку, подпишите названия органоидов.

2. Заполнить таблицу  в тетради «Функции органоидов».(приложение2)

Воспринимают информацию;

Готовят микропрепарат, работают  с микроскопом.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа с учебником.  Выполняют работу  в тетради. Стр.19 №25

Заполняют таблицу

15

4.Этап первичной проверки понимания изученного

Познавательные: принятие участия в обсуждении,

анализ объектов с целью выделения необходимых признаков

Коммуникативные

управление поведением  сверстников

1. - Итак, что вы узнали о клетке»? Мозговой штурм

Слайд 9..

1. Какое строение имеет клетка?

2.Какова роль клеточных оболочек?

3.Что называют вакуолями?

4.Что содержится в клеточном соке?

Слайд 10.

2. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки по команде: раз!

А под нами весело шелестит трава.

Опускаем руки по команде: два!

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложим назад!

Воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы

 5

5.Этап закрепления  изученного

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

1. На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:

Слайд 11. 1. Из чего состоят все живые организмы?

2. Какое строение имеет клетка?

3. Какова роль клеточных оболочек?

4. Где находится клеточный сок и что в нем содержится?

5. Какую роль в клетке играют ядро и ядрышко?

2.  Группа ребят(4) работает с кроссвордом.

1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?

2.Ученый открывший клетку.

3.С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

4. Защищает клетку от влияния окружающей среды.

5.Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

6.Полужидкое содержимое клетки.(приложение3)

Слайд. 12.(самопроверка)  Слайд ответов: хлоропласты, Гук, микроскоп, оболочка, вакуоль, цитоплазма.  

Учащиеся выполняют разноуровневые задания

6

6.Этап обобщения и систематизации

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Слайд 13.Предлагает биологический диктант с использованием ЭОР(взаимопроверка)

1. Органоид, который содержит клеточный сок_______

2. Клеточная стенка имеется у клетки____________

3. В состав оболочки входит особое вещество_________, придающая им прочность

4. Как называется среда клетки внутри, которой происходят обменные процессы_____________

5.Органоиды содержащие пигменты_____

6. В клетках кожицы лука пластиды___________

Слайд 14.Ответы: вакуоли, растительная, целлюлоза,  цитоплазма, пластиды,  бесцветные

Выполняют биологический диктант за компьютером в парах

6

7.Этап информации о домашнем задании

Слайд  15.  Домашнее задание: прочитать параграф 7 учебника, ответить на  вопросы( стр.38, № 3,4 письменно).  Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами ;сочинить сказку в гостях у клетки  .

 Записывают д/з  

2

8.Рефлексия

Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.

Слайд 16.Вот и закончилось наше исследование.

1.Достиг ли ты целей и задач урока? Оценивание работы класса и отдельных учащихся

2.Закончите предложение:

  • Сегодня я узнал….
  • было интересно
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • я смог…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Слайд 17.Молодцы

Отвечают на вопросы учителя, заканчивают предложения

3

Литература к уроку:

  1. В.В.Пасечник Учебник Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс М. Дрофа, 2014 г.
  2. Н.И.Галушкова Биология. Поурочные планы 5 класс, Волгоград, 2013 г.
  3. А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии Бактерии. Грибы. Растения 6(7 класс), М.Вако, 2012г.

     4. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

     5. А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

     6. Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003

     7.http//school-collection.edu/ru/catalog/teacher

     8.http//infourok.ru/biologiya.ukoz.ru/

     9.http://viki.rdf.ru

Приложение1

Карточка- задание для 1 варианта

Подпишите название частей микроскопа,  обозначенных  на схеме.

1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

tmpmbS37n_html_m2f4f9d10

Карточка.-задание для 2 варианта.

 Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2. Штатив поверни ручкой «к себе».

3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5. Положи готовый препарат под предметный столик.

6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

Приложение1

Функции органоидов

Название органоида

Выполняемая функция

Оболочка

Ядро

Цитоплазма

Вакуоли

Пластиды

 Приложение 2

1

2

3

4

5

6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

отработать умение работать с микроскопом; рассмотреть клетки кожицы лука в микроскоп; выяснить, какие бывают клетки; зарисовать увиденное; особенности строения клеток; выяснить, какие органоиды есть в клетках; какую функцию они выполняют. Цели урока

Слайд 5

Тема урока Строение растительной клетки

Слайд 7

С лука сняли кожицу- Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное. Микроскоп поставили, Препарат - на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Дольки – это клетки С ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Снаружи – оболочка, Под нею – цитоплазма. Зеленые пластиды Искать будешь напрасно.

Слайд 8

Лабораторная работа

Слайд 9

Какое строение имеет клетка? Какова роль клеточных оболочек? Что называют вакуолями? Что содержится в клеточном соке? Мозговой штурм

Слайд 10

На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки по команде: раз! А под нами весело шелестит трава. Опускаем руки по команде: два! Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложим назад! Физкультминутка

Слайд 11

. 1. Из чего состоят все живые организмы? 2. Какое строение имеет клетка? 3. Какова роль клеточных оболочек? 4. Где находится клеточный сок и что в нем содержится? 5. Какую роль в клетке играют ядро и ядрышко? Контроль знаний

Слайд 12

1. Органоид, который содержит клеточный сок_______ 2. Клеточная стенка имеется у клетки____________ 3. В состав оболочки входит особое вещество_________, придающая им прочность 4. Как называется среда клетки внутри, которой происходят обменные процессы_____________ 5.Органоиды содержащие пигменты_____ 6. В клетках кожицы лука пластиды___________ Биологический диктант

Слайд 13

: вакуоли, растительная, целлюлоза, цитоплазма, пластиды, бесцветные Ответы

Слайд 14

прочитать параграф 7 учебника, ответить на вопросы (стр. 38, № 3,4 письменно). Творческий уровень : вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами ; сочинить сказку в гостях у клетки . Домашнее задание

Слайд 15

Закончите предложение: Сегодня я узнал …. б ыло интересно было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я научился … я смог… меня удивило… мне захотелось… Рефлексия

Слайд 16

Спасибо за работу! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 10 классе по теме "Строение клетки"

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологичес...

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Урок биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"

Конспект урока по биологии "Строение растительной клетки" с использованием ИК технологий. На уроке используется фильм, который  является творческим проектом обучающихся 6 класса. Под руководством...

Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

Урок биологии в 5 классе по ФГОС "Строение клетки растений, животных и грибов"

Урок подготовлен и проведён с использованием УМК "Сферы". Материалы содержат технологическую карту урока, рабочий лист учащегося, задания для работы в группах, оценочный лист учщегося....

Методическая разработка урока биологии «Строение клетки»

Целью урока  является знакомство учащихся с основными частями клетки. Главной задачей данного урока является изучение основных частей клетки и их  функций. Материал урока является основой дл...