Методическая разработка социально-экологического проекта «Благоустройство пришкольной территории».
проект по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
До начала работы над проектом участие школьников в практической работе экологической направленности сводилось к уборке пришкольной территории от мусора во время субботников, уборке аллеи в пришкольном парке, изготовлению кормушек и домиков для птиц и их подкормке в зимнее время. С началом работы проекта все учащиеся приняли участие в обсуждении проекта, в первую очередь над вопросом - какие культурные растения высадить на освободившейся территории? Этот вопрос обсудили на классных часах и на педсовете. Было решено посадить фруктовый сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Номинация: «Досуговые мероприятия» (акция по благоустройству) | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация:
«Досуговые мероприятия» (акция по благоустройству)
Возрастная группа: 1-11 класс(40 человек)
Автор проекта: учитель химии и биологии
Серпак Надежда Ивановна
Год проведения мероприятия: 2016-2017 г.
Методическая разработка
социально-экологического проекта
«Благоустройство пришкольной территории».
Оглавление Введение
проблема, которую решает проект;
- актуальность;
- новизна и значимость проводимого мероприятия;
- цель; задачи;
- контингент участников мероприятия (возраст и количество).
2. Содержание мероприятия
3. Результаты мероприятия
4. Выводы о проведенном мероприятии (достижение поставленной цели, проблемы, возникшие при подготовке и реализации мероприятия, предложения по их устранению, перспективы)
5. Заключение
Введение.
- Проблема, которую решает проект.
Проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Формирование основ экологической культуры у школьников требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:
- познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);
- практическое направление работы (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц);
-исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты): проекты, исследовательские работы.
В экологическом обучении исследовательская и проектная работа играет очень важную роль, так как позволяет учащимся самостоятельно оценить многие проблемы окружающей среды, увидеть привычные явления с иной позиции - позиции экологически грамотного человека. Подобная деятельность осуществляется в разных формах, как в учебное, так и во внеурочное время.
Исследовательская работа школьников ведется по различным направлениям: защита природной среды (подкормка птиц, спасение животных, попавших в беду, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц); улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольной территории); предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними; пропаганда и разъяснение идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, изготовление плакатов, стендов, подготовка рекламы и антирекламы предприятий, проведение экологических мероприятий); сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок); исследование природной среды (участие в экологическом мониторинге, проведение исследований, фенологические наблюдения).
Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы, с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Сегодня я хотела бы познакомить с общешкольным проектом «Благоустройство пришкольной территории».
- Актуальность.
- Здание школы со всех сторон окружено частным сектором. Жители нашего села лишены зоны отдыха, поэтому с момента открытия школы в 1988 году просторная школьная территория и территория находящегося рядом с школой небольшого пришкольного парка с мемориалом воинам ВОВ являются единственным местом прогулок местных жителей. До 2015 года между территорией школы и парковой зоной не было никакого заграждения. Поэтому на границе парковой зоны и школы местными жителями устраивали посиделки, результатом которых являлся мусор – пустые пластиковые бутылки, металлические банки, бумажки от конфет, шелуха от семечек и т.п. С появлением отдыхающих людей всегда появляется проблема уборки мусора.
- Школа как место пребывания детей должна быть защищена по всему периметру от загазованности и засорения непрерывной буферной зоной.
- В 2013 году в школе была открыта дошкольная группа на 25 человек, а малышам необходимы экологически чистые фрукты.
- В 2015 году между территорией школы и парковой зоной администрацией школы был установлен металлический забор, поэтому появилась возможность преобразования «обезображенных ландшафтов» в продуктивную экосистему.
На основании вышеизложенного учителя обосновали учащимся школы актуальность выполнения проекта «Благоустройство пришкольной территории» и проведения мероприятий для выполнении данного проекта.
- Новизна и значимость проводимого мероприятия.
До начала работы над проектом участие школьников в практической работе экологической направленности сводилось к уборке пришкольной территории от мусора во время субботников, уборке аллеи в пришкольном парке, изготовлению кормушек и домиков для птиц и их подкормке в зимнее время. С началом работы проекта все учащиеся приняли участие в обсуждении проекта, в первую очередь над вопросом - какие культурные растения высадить на освободившейся территории? Этот вопрос обсудили на классных часах и на педсовете. Было решено посадить фруктовый сад.
- Цель, задачи.
Была поставлена цель - изменить внешний вид пришкольной территории, для этого нужно было:
1) произвести дополнительную посадку кустарников по периметру спортивной площадки;
2) высадить плодовые деревья на свободном от посадок пришкольном участке.
Появились задачи:
- создание дизайн-проекта по преобразованию малопродуктивного пришкольного участка по периметру спортивной площадки и со стороны пришкольного парка в комфортную и красивую мини – экосистему;
- приобретение саженцев;
- распределение посадочных участков между классами;
- изготовление табличек для посадочных участков;
- подготовка посадочных ям;
- дальнейший уход за саженцами.
- Контингент участников мероприятия (возраст и количество).
В осуществлении проекта принимали участие учащиеся всех классов -с 1 по 11 (40 человек).
Содержание мероприятия.
Все вопросы обсудили на классных часах, а затем на общешкольном собрании. Было решено подготовительную часть работ поручить старшеклассникам (8-11класс), а посадку деревьев произвести 12 апреля в день древонасаждений(1-11 классы).
Весной 2016 года работа началась с подсадки кустарников по периметру спортивной
площадки. В этой работе участвовали учащиеся 5-11 классов во время субботников и уроков технологии. Саженцы деревьев и кустарников были принесены учащимися школы и учителями. Затем учащимися 7-9 классов были подготовлены и установлены таблички с обозначениями закрепленных классов. Перед посадкой деревьев мальчики – старшеклассники подготовили посадочные ямы.
12 апреля был проведен «Праздник древонасаждения» и учащимися всех классов с 1 по 11 была произведена посадка деревьев. Полив саженцев тоже обеспечивался мальчиками – старшеклассниками
Результаты мероприятия.
Чистота, порядок, полив в зоне новых зеленых насаждений в учебный период поддерживались силами учащихся. Все саженцы прижились. Но сохранить посаженные растения в летнее время было очень нелегко. Поэтому летом часть деревьев и кустарников погибла.
С началом нового 2016-2017 учебного года работа по проекту возобновилась. Это работа по прополке сорняков, поливу саженцев. Она проводится учащимися на закрепленных за классами участках во время уроков технологии и во внеурочное время.
Выводы.
Основные цели и задачи проекта «Благоустройство пришкольной территории» были выполнены.
Основные проблемы, возникшие при подготовке и реализации мероприятия:
- Фруктовые деревья были разных пород.
- Полив и уход за саженцами в летний период.
Предложения по их устранению:
- Для поддержания однородного и качественного видового растительного состава древесных насаждений закупать одинаковые саженцы, для этого привлекать родителей, спонсоров школы – местных фермеров и администрацию школы.
- Для ухода за саженцами в летнее время создать школьный экологический отряд.
Перспективы.
Сейчас в стадии обсуждения находится новый проект «Школьные клумбы». Для этого участники проекта должны изучить «мир цветов», их требования к окружающей среде, сочетаемость растений на клумбе и технологию выращивания растений. Сами вырастить рассаду и оформить клумбы, за которыми в летнее время должен ухаживать созданный экологический отряд.
Заключение.
Таким образом, одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу я рассматриваю как часть системы социального становления личности. Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Благоустройство пришкольной территории» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
На основании вышеизложенного, хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"
Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...
Проект"Дизайн пришкольной территории"
Данный проект выполнен учениками 10 класса МАОУ "Средняя общеобразовательная школ № 84" Копыловой Евгенией и Замориным Александром. Цель проекта:" Создание благоприятной экологической среды для учащих...
Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"
Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...
Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории
Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....
Ландшафтный дизайн участка земли пришкольной территории
Предлагаю творческий проект "Ландшафтный дизайн участка земли пришкольной территории", в котором отражены этапы работы обучающихся над разработкой эскизов оформления земельного участка. Лу...
Проект благоустройства пришкольной территории МОУ Гальчинской СОШ на 2008-2011 учебный год
К участию в семинаре "Использование ИКТ и проектно-исследовательской деятельности как фактор формирования экологической культуры обучающихся на уроках естественнонаучного цикла"...
Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)
Изучение запыленности пришкольной территории(занятие-практикум в 5 классе)Данное занятие может быть использовано для внеурочной деятельности по географии в 5 классе. Апробация ФГОС в среднем зве...