Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Урок практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 63.12 КБ |
prilozhenie_1.docx | 43.13 КБ |
prilozhenie_2.docx | 16.52 КБ |
prilozhenie_3.docx | 11.47 КБ |
prilozhenie_4.docx | 11.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти" (урок практикум)
Цель урока: Дать представление о таком проявлении высшей нервной деятельности человека, как память, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.
Оборудование: секундомер, подготовленные ряды слов, листы бумаги с цифрами, чистые листы бумаги, схема классификации видов памяти
Ход урока:
- Организационный момент.
- Приветствие учащихся.
- Проверка отсутствующих учащихся
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Изучение нового материала.
Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году?
(Организм человека.)
Какой орган самый важный в организме человека?
(Его нет, в организме важны все органы.)
Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, получаемые на уроках биологии, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов. Вот один из них:
Всегда ли вы помните сколько дней в определённом месяце?
Есть один интересный способ запомнить такую информацию.
- По костяшкам пальцев.
Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш. Счёт месяцев идёт по выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь — костяшка мизинца, февраль — впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март — костяшка безымянного, и т. д. Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев, между ними ложбинки нет.
Сегодняшний урок я хочу начать с первых строк автобиографии великого шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана.
Я сижу на чьих-то коленях. Меня кормят кашей. Тарелка стоит на серой с красной каймой скатерти. Наклоняя голову в стороны, я пытаюсь рассмотреть предметы из разных положений. Когда я двигаю головой, блики на тарелке меняются, приобретая новые очертания.
Этими словами Бергман начал свою автобиографию, написанную через 70 лет после описанного эпизода.
Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
(О памяти.)
Посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать его цель.
Цель урока: Дать представление о таком проявлении высшей нервной деятельности человека, как память, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.
Нередко многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью. Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника)
Что же такое память?
Память – это сохранение полученной информации. (записать в тетрадь)
Ученые до сих пор не могут дать точного ответа на вопросы о том, что такое память, как происходят процессы запоминания и забывания, поэтому существует несколько типов классификации памяти.
У вас на столах лежат схема классификации видов памяти, давайте рассмотрим их подробнее. (приложение 1)
Данные схемы попрошу вас приклеить в тетрадь.
Разные виды памяти тесно связаны между собой и никогда не «работают» изолированно. Человек может одновременно использовать двигательную, эмоциональную, образную и смысловую память. Например. Вы отвечаете на уроке. Пересказывая текст, вы пользуетесь двигательной памятью, смысловой (излагаете правила и выводы, понятые и осмысленные вами); образной памятью (вспоминаете примеры, приведенные в тексте учебника или услышанные от учителя); эмоциональной памятью (когда вы запоминали материал, то что-то вас удивило или восхитило, а теперь во время ответа, вы испытываете сходные переживания).
А сейчас, давайте попробуем узнать на сколько хорошая ваша память. Для этого выполним две лабораторные работы. (приложения 2,3)
Лабораторная работа 1.
Опыты, выясняющие объем внимания, эффективность запоминания,
особенности воображения и мышления
1. Объем внимания
Цель: определить объем внимания.
Оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.
ХОД РАБОТЫ
Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».
Форма отчетности
Определить объем внимания по формуле:
B = 648 : t ,
где B — объем внимания, t — время работы в секундах.
Оценка результатов
Число баллов | Характеристика памяти |
Менее 4 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться. |
4-6 | Объем памяти хороший. |
Более 6 | Объем памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. |
Лабораторная работа 2.
Объем памяти при механическом и логическом запоминании
Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.
Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.
Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.
ХОД РАБОТЫ
Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 — 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Форма отчетности
Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.
Память для человека очень ценное качество, ее необходимо не только развивать, но и сохранять.
На память пагубно влияют вредные привычки. А какие именно и про их последствия нам расскажет …… (вызываем к доске ученика, который заранее подготовил сообщение)
Алкоголь, никотин, наркотики нарушают работу головного мозга, разрушают связи между нейронами, которые и обеспечивают запоминание. Под влиянием этих веществ умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти, алкоголики часто жалуются на забывчивость.
Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давние события, но столь же легко забывают события дня. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности, и поэтому у алкоголиков встречается необычная форма амнезии, называемая синдромом Вернике–Корсакова. Проявляется это заболевание в виде спутанности сознания и глубокой потери памяти.
Амнезия — это заболевание, связанное с общей или частичной потерей памяти под влияние чрезвычайного физического и химического воздействия на мозг. Возникает в случае нервных потрясений или трав.
Каждому хочется иметь хорошую память. Как вы думаете, существуют ли какие-либо способы, правила, можно ли вообще улучшить память или организовать процесс запоминания и сохранения информации?
(ответы учащихся)
Правильно, подведя итоги можно сформировать не большие правила запоминая:
- Не стоит забывать известную истину: «Повторенье – мать ученья».
Повторение должно быть осмысленным и целенаправленным.
- Не стоит «брать штурмом» большой объем материала сразу. Его лучше разделить на части.
- Понаблюдайте за собой, может быть, ваша память превосходно работает с утра или, наоборот, вечером. Считается, что эффективнее всего учить под вечер и повторять на следующее утро.
- Используйте конспекты, записные книжки и т.д.
- Соотнесите заучиваемый материал с уже известной вам информацией.
- Закрепление
- Что такое память?
- Какие виды памяти бывают?
- Есть ли причины, по которым может ухудшиться память?
- Рефлексия
Заполнение анкеты.
Подчеркните во втором столбце все, что соответствует вашему мнению об уроке.
На уроке я работал … Своей работой на уроке я… Урок для меня показался … За урок я… Мое настроение… Материал урока мне был … | активно/ пассивно доволен/не доволен коротким/длинным не устал/ устал стало лучше/ стало хуже понятен /не понятен полезен /бесполезен интересен /скучен |
- Домашнее задание.
- Написать определения видам памяти, по ранее выданной таблице.
- Найти 1-2 примера мнемотехники.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Лабораторная работа № 1
«Объем внимания»
Цель: определить объем внимания.
Оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.
ХОД РАБОТЫ
Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».
Форма отчетности
Определить объем внимания по формуле:
B = 648 : t ,
где B — объем внимания, t — время работы в секундах (время за которое вы вычеркнули все цифры)
Оценка результатов
Число баллов | Характеристика памяти |
Менее 4 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться. |
4-6 | Объем памяти хороший. |
Более 6 | Объем памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Лабораторная работа 2.
Объем памяти при механическом и логическом запоминании
Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.
Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.
Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.
ХОД РАБОТЫ
Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 — 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Форма отчетности
Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Правила запоминая:
1. Не стоит забывать известную истину: «Повторенье – мать ученья».
Повторение должно быть осмысленным и целенаправленным.
2. Не стоит «брать штурмом» большой объем материала сразу. Его лучше разделить на части.
3. Понаблюдайте за собой, может быть, ваша память превосходно работает с утра или, наоборот, вечером. Считается, что эффективнее всего учить под вечер и повторять на следующее утро.
4. Используйте конспекты, записные книжки и т.д.
5. Соотнесите заучиваемый материал с уже известной вам информацией.
Правила запоминая:
1. Не стоит забывать известную истину: «Повторенье – мать ученья».
Повторение должно быть осмысленным и целенаправленным.
2. Не стоит «брать штурмом» большой объем материала сразу. Его лучше разделить на части.
3. Понаблюдайте за собой, может быть, ваша память превосходно работает с утра или, наоборот, вечером. Считается, что эффективнее всего учить под вечер и повторять на следующее утро.
4. Используйте конспекты, записные книжки и т.д.
5. Соотнесите заучиваемый материал с уже известной вам информацией.
Правила запоминая:
1. Не стоит забывать известную истину: «Повторенье – мать ученья».
Повторение должно быть осмысленным и целенаправленным.
2. Не стоит «брать штурмом» большой объем материала сразу. Его лучше разделить на части.
3. Понаблюдайте за собой, может быть, ваша память превосходно работает с утра или, наоборот, вечером. Считается, что эффективнее всего учить под вечер и повторять на следующее утро.
4. Используйте конспекты, записные книжки и т.д.
5. Соотнесите заучиваемый материал с уже известной вам информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование к уроку развития устной речи для 4 класса школ VIII вида
План разработан на основе учебника "развитие речи" для 4 класса с учётом особенностей учащихся с ОВЗ, с учётом построения учебника и прилагаемого методического пособия....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Проверочные работы по биологии для учащихся 7 класса школы VIII вида
Проверочные работы по биологии для учащихся 7 класса школы VIII вида. В данном материале представлены проверочные тестовые работы для учащихся 7 класса по биологии. Провероч...
Конспект урока трудового обучения в 10-11 классе (1-8 вида) по теме: “ Древесные плиты. Их виды, назначение и применение ”
Конспект урока1. Характеристика темы:Тема: Древесные плиты. Их виды, назначение и применениеПри изучение темы «Древесные плиты. Их виды, назначение и применение» на...
Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...
Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)
Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры на тему Зимних Олимпийских игр в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...
Календарно-тематическое планирование уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (6 класс)
Разработка календарно-тематического планирования уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида для 6 класса...