Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Анисимова Наталья Николаевна

Урок практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx63.12 КБ
Файл prilozhenie_1.docx43.13 КБ
Файл prilozhenie_2.docx16.52 КБ
Файл prilozhenie_3.docx11.47 КБ
Файл prilozhenie_4.docx11.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти" (урок практикум)

Цель урока: Дать представление о таком проявлении высшей нервной деятельности человека, как память, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.

Оборудование:  секундомер, подготовленные ряды слов, листы бумаги с цифрами, чистые листы бумаги, схема классификации видов памяти

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие учащихся.
  2. Проверка отсутствующих учащихся
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста,  что мы изучаем на уроках биологии в этом году?            

 (Организм человека.)

Какой орган самый важный в организме человека?

(Его нет, в организме важны все органы.)

Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, получаемые на уроках биологии, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов. Вот один из них:

 Всегда ли вы помните сколько дней в определённом месяце?

Есть один интересный способ запомнить такую информацию.

  • По костяшкам пальцев.

Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш. Счёт месяцев идёт по выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь — костяшка мизинца, февраль — впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март — костяшка безымянного, и т. д. Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев, между ними ложбинки нет.

Сегодняшний урок я хочу начать с первых строк автобиографии великого шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана.

Я сижу на чьих-то коленях. Меня кормят кашей. Тарелка стоит на серой с красной каймой скатерти. Наклоняя голову в стороны, я пытаюсь рассмотреть предметы из разных положений. Когда я двигаю головой, блики на тарелке меняются, приобретая новые очертания.

Этими словами Бергман начал свою автобиографию, написанную через 70 лет после описанного эпизода.

Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

(О памяти.)

Посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать его цель.

Цель урока: Дать представление о таком проявлении высшей нервной деятельности человека, как память, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.

Нередко многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью. Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника)

Что же такое память?

Память – это сохранение полученной информации. (записать в тетрадь)

Ученые до сих пор не могут дать точного ответа на вопросы о том, что такое память, как происходят процессы запоминания и забывания, поэтому существует несколько типов классификации памяти.

У вас на столах лежат схема классификации видов памяти, давайте рассмотрим их подробнее. (приложение 1)

https://present5.com/presentation/1/-118689693_437441585.pdf-img/-118689693_437441585.pdf-10.jpg

Данные схемы попрошу вас приклеить в тетрадь.

Разные виды памяти тесно связаны между собой и никогда не «работают» изолированно. Человек может одновременно использовать двигательную, эмоциональную, образную и смысловую память. Например. Вы отвечаете на уроке. Пересказывая текст, вы пользуетесь двигательной памятью, смысловой (излагаете правила и выводы, понятые и осмысленные вами); образной памятью (вспоминаете примеры, приведенные в тексте учебника или услышанные от учителя); эмоциональной памятью (когда вы запоминали материал, то что-то вас удивило или восхитило, а теперь во время ответа, вы испытываете сходные переживания).

А сейчас, давайте попробуем узнать на сколько хорошая ваша память. Для этого выполним две лабораторные работы.  (приложения 2,3)


Лабораторная работа 1.
Опыты, выясняющие объем внимания, эффективность запоминания,
особенности воображения и мышления

1. Объем внимания

Цель: определить объем внимания.

Оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».

http://bio.1september.ru/2001/40/17.gif

Форма отчетности

Определить объем внимания по формуле:

B = 648 : t ,

где B — объем внимания, t — время работы в секундах.

Оценка результатов

Число баллов

Характеристика памяти

Менее 4

Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться.

4-6

Объем памяти хороший.

Более 6  

Объем  памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей.


Лабораторная работа 2.

Объем памяти при механическом и логическом запоминании

Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.

Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.

Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 — 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Форма отчетности

Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.

Память для человека очень ценное качество, ее необходимо не только развивать, но и сохранять.

На память пагубно влияют вредные привычки. А какие именно и про их последствия нам расскажет …… (вызываем к доске ученика, который заранее подготовил сообщение)

 Алкоголь, никотин, наркотики нарушают работу головного мозга, разрушают связи между нейронами, которые и обеспечивают запоминание. Под влиянием этих веществ умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти, алкоголики часто жалуются на забывчивость.

Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давние события, но столь же легко забывают события дня. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности, и поэтому у алкоголиков встречается необычная форма амнезии, называемая синдромом Вернике–Корсакова. Проявляется это заболевание в виде  спутанности сознания и глубокой потери памяти.

Амнезия — это заболевание, связанное с общей или частичной потерей памяти под влияние чрезвычайного физического и химического воздействия на мозг. Возникает в случае нервных потрясений или трав.

Каждому хочется иметь хорошую память. Как вы думаете, существуют ли какие-либо способы, правила, можно ли вообще улучшить память или организовать процесс запоминания и сохранения информации?

(ответы учащихся)

Правильно, подведя итоги можно сформировать не большие правила запоминая:

  1. Не стоит забывать известную истину: «Повторенье – мать ученья».

Повторение должно быть осмысленным и целенаправленным.

  1. Не стоит «брать штурмом» большой объем материала сразу. Его лучше разделить на части.
  2. Понаблюдайте за собой, может быть, ваша память превосходно работает с утра или, наоборот, вечером. Считается, что эффективнее всего учить под вечер и повторять на следующее утро.
  3. Используйте конспекты, записные книжки и т.д.
  4. Соотнесите заучиваемый материал с уже известной вам информацией.
  1. Закрепление
  1. Что такое память?
  2. Какие виды памяти бывают?
  3. Есть ли причины, по которым может ухудшиться память?

  1. Рефлексия

Заполнение анкеты.

Подчеркните во втором столбце все, что соответствует вашему мнению об уроке.

На уроке я работал …

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался …

За урок я…

Мое настроение…

Материал урока мне был …

активно/ пассивно

доволен/не доволен

коротким/длинным

не устал/ устал  

стало лучше/ стало хуже

понятен /не понятен

полезен /бесполезен

интересен /скучен

  1.   Домашнее задание.

  1. Написать определения видам памяти, по ранее выданной таблице.
  2. Найти 1-2 примера мнемотехники.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

https://present5.com/presentation/1/-118689693_437441585.pdf-img/-118689693_437441585.pdf-10.jpg

https://present5.com/presentation/1/-118689693_437441585.pdf-img/-118689693_437441585.pdf-10.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Лабораторная работа № 1
«Объем внимания»

Цель: определить объем внимания.

Оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».

http://bio.1september.ru/2001/40/17.gif

Форма отчетности

Определить объем внимания по формуле:

B = 648 : t ,

где B — объем внимания, t — время работы в секундах (время за которое вы вычеркнули все цифры)

Оценка результатов

Число баллов

Характеристика памяти

Менее 4

Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться.

4-6

Объем памяти хороший.

Более 6  

Объем  памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Лабораторная работа 2.

Объем памяти при механическом и логическом запоминании

Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.

Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.

Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 — 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Форма отчетности

Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Правила запоминая:

1.        Не стоит забывать известную истину: «Повторенье – мать ученья».

Повторение должно быть осмысленным и целенаправленным.

2.        Не стоит «брать штурмом» большой объем материала сразу. Его лучше разделить на части.

3.        Понаблюдайте за собой, может быть, ваша память превосходно работает с утра или, наоборот, вечером. Считается, что эффективнее всего учить под вечер и повторять на следующее утро.

4.        Используйте конспекты, записные книжки и т.д.

5.        Соотнесите заучиваемый материал с уже известной вам информацией.

Правила запоминая:

1.        Не стоит забывать известную истину: «Повторенье – мать ученья».

Повторение должно быть осмысленным и целенаправленным.

2.        Не стоит «брать штурмом» большой объем материала сразу. Его лучше разделить на части.

3.        Понаблюдайте за собой, может быть, ваша память превосходно работает с утра или, наоборот, вечером. Считается, что эффективнее всего учить под вечер и повторять на следующее утро.

4.        Используйте конспекты, записные книжки и т.д.

5.        Соотнесите заучиваемый материал с уже известной вам информацией.

Правила запоминая:

1.        Не стоит забывать известную истину: «Повторенье – мать ученья».

Повторение должно быть осмысленным и целенаправленным.

2.        Не стоит «брать штурмом» большой объем материала сразу. Его лучше разделить на части.

3.        Понаблюдайте за собой, может быть, ваша память превосходно работает с утра или, наоборот, вечером. Считается, что эффективнее всего учить под вечер и повторять на следующее утро.

4.        Используйте конспекты, записные книжки и т.д.

5.        Соотнесите заучиваемый материал с уже известной вам информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование к уроку развития устной речи для 4 класса школ VIII вида

План разработан на основе учебника "развитие речи" для 4 класса с учётом особенностей учащихся с ОВЗ, с учётом построения учебника и прилагаемого методического пособия....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Проверочные работы по биологии для учащихся 7 класса школы VIII вида

Проверочные работы по биологии для учащихся 7 класса школы VIII вида.        В данном материале представлены проверочные тестовые работы для учащихся 7 класса по биологии. Провероч...

Конспект урока трудового обучения в 10-11 классе (1-8 вида) по теме: “ Древесные плиты. Их виды, назначение и применение ”

Конспект урока1.      Характеристика темы:Тема: Древесные плиты. Их виды, назначение и применениеПри изучение темы «Древесные плиты. Их виды, назначение и применение»  на...

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...

Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)

Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры  на тему Зимних Олимпийских игр  в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...

Календарно-тематическое планирование уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (6 класс)

Разработка календарно-тематического планирования уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  VIII вида для 6 класса...