Конспект урока трудового обучения в 10-11 классе (1-8 вида) по теме: “ Древесные плиты. Их виды, назначение и применение ”
план-конспект урока по технологии (10, 11 класс) на тему

Агеев Вениамин Павлович

Конспект урока

1.      Характеристика темы:

Тема: Древесные плиты. Их виды, назначение и применение

При изучение темы «Древесные плиты. Их виды, назначение и применение»  на данном этапе учащиеся получают знания о видах древесных плит, их применении и назначении.

2.      Цели и задачи:

Цель: Ознакомление учащихся с видами древесных плит, способами их получения, свойствами и применением .

Задачи:

а) Образовательные

·         Получение учащимися новых знаний: познакомить и обучать понятиям: шпон строганый и лущёный; фанера; ДСП; ДВП; МДФ и др. листовыми древесными материалами. Познакомить с профессиями станочника шпонострогального станка, лущильщика, оператора-прессовщика.

б) Воспитательные

·         Воспитание бережного отношение к природе и экономии природных ресурсов, воспитание сознательной дисциплины;

·         Прививать обучающимся интерес к труду и желания к познанию нового   материала, формирование научного мировоззрения.

в) Развивающие

·         развитие внимания и логического мышления, формирование умения    анализировать и осуществлять умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать способности выражать свою точку зрения, умения общаться, сравнивать, делать выводы, развитие умений различать листовые древесные материалы;

г) Коррекционно-развивающая:

·         создать  условия для  развития абстрактного мышления  (формирование причинно-следственной связи);

·         пополнить словарный запас обучающихся, развивать речевую деятельность

·         развивать остаточный слух и восприятие речевой информации у детей.

3. Тип урока: Урок объяснения нового материала.

4. Средства обучения:

1. Материально-техническая база:

·         мастерская трудового обучения;

·         образы древесных плит;

·         Образцы сырья для получения древесных плит: волокна, стружка, щепа

2. Дидактическое обеспечение:

·         рабочая тетрадь;

·         образцы древесных плит;

·         экран для коррекции слухового восприятия

·         презентация.

·         интерактивная доска

5. Ход занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока172.72 КБ
Файл презентация к уроку580.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ "Горбатовская школа- интернат I вида"

«Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта». А.С. Макаренко.

Конспект урока

трудового обучения в 10-11 классе (1-8 вида)

по теме:

 Древесные плиты. Их виды, назначение и применение ”

Подготовил и провел:

Агеев Вениамин Павлович

2014 год

  1. Характеристика темы:

Тема: Древесные плиты. Их виды, назначение и применение

При изучение темы «Древесные плиты. Их виды, назначение и применение»  на данном этапе учащиеся получают знания о видах древесных плит, их применении и назначении.

  1. Цели и задачи:

Цель: Ознакомление учащихся с видами древесных плит, способами их получения, свойствами и применением .

Задачи:

а) Образовательные

  • Получение учащимися новых знаний: познакомить и обучать понятиям: шпон строганый и лущёный; фанера; ДСП; ДВП; МДФ и др. листовыми древесными материалами. Познакомить с профессиями станочника шпонострогального станка, лущильщика, оператора-прессовщика.

б) Воспитательные

  • Воспитание бережного отношение к природе и экономии природных ресурсов, воспитание сознательной дисциплины;
  • Прививать обучающимся интерес к труду и желания к познанию нового   материала, формирование научного мировоззрения.

в) Развивающие

  • развитие внимания и логического мышления, формирование умения    анализировать и осуществлять умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать способности выражать свою точку зрения, умения общаться, сравнивать, делать выводы, развитие умений различать листовые древесные материалы;

г) Коррекционно-развивающая:

  • создать  условия для  развития абстрактного мышления  (формирование причинно-следственной связи);
  • пополнить словарный запас обучающихся, развивать речевую деятельность
  • развивать остаточный слух и восприятие речевой информации у детей.

3. Тип урока: Урок объяснения нового материала.

4. Средства обучения:

1. Материально-техническая база:

  • мастерская трудового обучения;
  • образы древесных плит;
  • Образцы сырья для получения древесных плит: волокна, стружка, щепа

2. Дидактическое обеспечение:

  • рабочая тетрадь;
  • образцы древесных плит;
  • экран для коррекции слухового восприятия
  • презентация.
  • интерактивная доска

5. Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

- Прозвенел звонок, начался урок.

- Ребята поздоровайтесь

-Кто сегодня дежурный?

-Скажи рапорт (фраза с экраном)

Здороваются

Я сегодня дежурный

На уроке труда присутствуют все ребята, класс к уроку труда готов

2. Речевая зарядка

Учитель выводит слайд 1 на доску

Как вы меня слышите?

Будем читать, говорить, слушать

Говорите хорошо и внятно

Работа с экраном, закрывающем губы, при затруднениях без экрана

Отвечают

Читают слоги, слова и фразы вместе с учителем индивидуально, слушают и опознают на слух

3. Основная часть

Сегодня мы проведём урок-путешествие на производство, где делают материалы из отходов древесины и где эти материалы используются

В начале вспомним, какие отходы остаются после обработки древесины?

Какие древесные материалы вы знаете?

Давайте посмотрим как получают фанеру (слайд 2). Прочитайте как получают шпон и какими способами.

Игорь, назови способы получения шпона

Вова, правильно ли он назвал

Какой бывает шпон?

Давайте посмотрим, что получают из лущенного шпона (слайд 3)

Посмотрите на образец бакелитовой фанеры

Найдите образцы трехслойной и многослойной фанеры

В слове многослойная обращаем внимание на слог ГО, и корректируем ответ, при необходимости

Откроем тетради и запишем тему урока: «Фанера, древесные плиты».

К древесным плитам относятся: шпон, фанера, древесностружечная плита (ДСП), древесноволокнистая плита (ДВП), а также МДФ и ОСП (ориентировано-стружечная плита)

Шпон бывает лущенный и строганный

Фанера трехслойная и многослойная.

Получают фанеру склеиванием лущенного шпона. Ручки положили.

Какой бывает шпон?

Какая бывает фанера?

Вспомните, какие вещи сделанные из фанеры вы видели?

Какие изделия вы делали из фанеры?

Слайд 4 выводит на экран.

Что еще можно сделать из фанеры?

Из какой древесины делают фанеру?

Запишите, из какой древесины получают фанеру

Выводится слайд 5, прочитаем про ДСП, запишем в тетрадь, что такое ДСП

Выводится слайд 6, прочитаем про ДВП,

запишем в тетрадь, что такое ДВП

ДСП получают из отходов древесины, смолы и клея прессованием

ДВП получают из древесной массы, волокон (отходы льна, хлопка) и клея горячим прессованием

Найдите в мастерской образцы ДСП и ДВП

Вспомните, какие вещи сделанные из ДСП вы видели?

Какие изделия вы делали из ДСП?

Вспомните, какие вещи сделанные из ДВП вы видели?

Какие изделия вы делали из ДВП?

Выводится слайд 7 . Прочитайте про ОСП

Посмотрите образцы ОСП

Выводится слайд 8. Прочитайте про МДФ

Посмотрите образцы МДФ

Где вы видели МДФ

Выводится слайд 9. Прочитайте как получают древесные плиты

Объясняет профессии рабочих, занятых в производстве древесных плит

Мебельщику важно знать, свойства древесных плит, где и в каких изделиях они применяются

Слайд 10.  Давайте запишем новые слова

Слайд 11 Давайте проверим, что мы узнали на уроке.

Как вам понравился урок

Мне понравилось, что вы активно работали

Отвечают: опилки, стружки, щепки

Отвечают: фанера, ДСП, ДВП

Ученики читают, проговаривают способы получения шпона

Называет

Отвечает

Отвечают

Читают и ищут ответ в тексте

Рассматривают образец

Находят образцы и проговаривают слова

Ученики записывают в тетради

Отвечают

Отвечают

Мы видели ящики и стулья сделанные из фанеры

Мы делали лопаты для уборки снега, игрушки и др.

Читают и отвечают

Читают и отвечают

Записывают

Читают

Записывают

Читают

Записывают

Находят и называют (вместо физкультминутки)

Мы видели шкафы, кровати сделанные из ДСП

Мы делали стол из ДСП

Мы видели стенки шкафов и кроватей сделанные из ДВП

Мы делали основу для рамок и дно для ящиков из ДВП

Читают

Рассматривают

Читают

Рассматривают

Называют мебель, двери, наличники

Читают

Слушают материал учителя

Списывают со слайда

Отвечают, ищут ответы в тетрадях

Отвечают

4.Итог урока

Задает задание по слайду 11, ответить в тетрадях на вопросы

Выставляет оценки, называет оценки за экраном

Урок окончен, дежурный соберет образцы, можно идти на перемену

Слушают оценки и называют

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторим слова, которые нам понадобятся на уроке. Дежурные звуки: К-Г КА-КО-КИ-КУ ГА-ГО-ГИ-ГУ АК-ОК-ИК-УК АГ-ОГ-ИГ-УГ

Слайд 2

Шпон. Получение и применение шпона Шпон — тонкий слой древесины, который срезается ножом специального станка с бревна, пропаренного в горячей воде. Шпон получают двумя способами: строганием и лущением. При строгании бревно неподвижно, а нож двигается вперед и назад и слой за слоем срезает древесину. При лущении бревно вращается, а неподвижный нож срезает тонкий слой древесины. Строганный шпон используют для облицовки мебели, а лущеный — для изготовления фанеры

Слайд 3

Фанера. Получение и применение фанеры Ее получают склеиванием трех и более листов лущеного шпона. Соединенные листы располагают так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг - другу. Фанеру изготовляют из древесины берёзы, ольхи, ясеня, дуба, липы, осины, тополя, клёна, сосны, пихты, кедра и лиственницы. Для склеивания фанеры применяют разные клеи. Бакелитовая фанера обладает большой водостойкостью и прочностью

Слайд 4

Применение фанеры Фанера отличается от других листовых материалов однородностью, меньшим короблением и растрескиванием в различных условиях применения. Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается. Её используют для облицовки дверей и панелей, изготовления чердачных перекрытий, ее применяют в качестве лицевой отделки; в мебельном производстве из фанеры изготовляют задние стенки шкафов, книжных полок, стульев, столешниц и других изделий. Фанеру делают в основном из древесины березы

Слайд 5

Д ревесно С тружечная П лита ДСП древесностружечная плита. Процесс изготовления ДСП состоит из пяти этапов: измельчения древесины, высушивания опилок в потоке тёплого воздуха, проклеивания смолой, прессования, шлифования. Выпускают ДСП трёх марок: П-1, П-2, П-3. Наиболее плотными являются плиты П-3. Из них делают подоконники, перегородки, полы и потолки. Для применения в мебельном производстве ДСП облицовывают строганным шпоном, пластиком, бумажно-слоистым пластиком (ламинатом) и лаком получая красивую гладкую поверхность. Выпускают ДСП толщиной от 10 до 26 мм.

Слайд 6

Д ревесно В олокнистая П литы ДВП – древесноволокнистые плиты - листовой материал, изготовленный методом горячего прессования. ДВП изготавливают из измельченной древесной массы с добавлением мелко нарезанной соломы, отходов от переработки льна, хлопка и др. Они также выпускаются в виде больших листов, имеют красивый внешний вид, хорошо обрабатываются, поэтому широко применяются для внутренней отделки стен и потолков, дверей и т. п. Из ДВП изготавливают конструкционные элементы мебели, задние стенки и полки шкафов и тумб, нижние полки у диванов, выдвижные ящики, спинки кроватей, перегородки. Лицевая и обратная сторона ДВП

Слайд 7

О риентированно- С тружечная П лита ОСП (ориентированно-стружечная плита) представляет собой материал из древесины, широко использующийся для различных строительных и конструкционных работ. Плита ОСП производится путем прессования щепы толщиной 0,5 - 0, 7 мм и длиной до 140 мм в условиях высокого давления и температуры. Щепа укладывается в 3х слоях, причем в наружных слоях щепа располагается вдоль оси плитки, а во внутреннем слое - перпендикулярно. Затем щепу пропитывают клеем и защитой от влаги. Ориентированная стружечная плита применима в строительной, упаковочной и мебельной индустрии, а также в транспортной промышленности. ОСП – идеальный материал для: обшивки внутренних и наружных стен, полов, составных частей мягкой мебели; устройства перекрытий; сооружения лестниц и лестничных площадок, строительных лесов, изготовления транспортировочных поддонов и ящиков, стеллажей и выставочных стендов, прилавков, рекламных щитов и т.п.

Слайд 8

МДФ МДФ изготавливается из предварительно высушенных мелких древесных волокон, формируемых в виде ковра и обрабатываемых особыми связующими веществами. МДФ производится по технологии, похожей на производства ДВП. Основной связующий элемент волокон – лигнин, расплавляемый при нагреве древесины. Такая технология полностью исключает использование вредного фенола и эпоксидных смол. Поскольку лигнин – безопасное природное сырье, МДФ является экологичным материалом. Применение МДФ широко распространено в строительной и мебельной промышленности и во многих других отраслях благодаря простоте фрезеровки, возможности формирования искривленной поверхности, отличной окрашиваемости, ,легкой обработке, плиты МДФ обладают гладкой поверхностью.

Слайд 9

Производство древесных плит Пиломатериалы, фанера, ДСП, ДВП, ОСП и МДФ - это все полуфабрикаты, идущие на изготовление различных изделий. В производстве листовых древесных материалов заняты станочники шпонострогальных станков, лущильщики , операторы-прессовщики.

Слайд 10

Пополняем словарный запас Лущильный станок, шпонострогальный станок - станки для производства шпона Станочник шпонострогального станка, лущильщик оператор-прессовщик – рабочие, производящие древесные плиты ДВП. Древесноволокнистая плита , лист ДВП ДСП. Древесностружечная плита , стенка из ДВП ОСП. Ориентировано-стружечная плита , Положить на пол куски ОСП МДФ . Красивая дверца из МДФ Полуфабрикаты - материалы, из которых изготавливают изделия Фанера . Слои фанеры, бакелитовая фанера, фанерный ящик

Слайд 11

Проверь свои знания Какие виды шпона ты знаешь? Что получают при склеивании слоёв шпона? Какой шпон используют для облицовки мебели? Какие листовые древесные материалы ты знаешь? Что делают из МДФ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока трудового обучения в 4 классе на тему "Экскурсия с целью сбора природного материала"

Структурными компонентами данной экскурсии являются: разнообразные наблюдения, дидактические задания, трудовые действия самих учащихся, подвижные игры и игровые упражнения....

Серия конспектов уроков по обучению грамоте в 1 классе школы VIII вида

  Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушени...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе С(К)ОШ VIII вида

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе(чтение) С(К)ОШ VIII вида "Звук и буква В"...

Формирование умения планировать свою деятельность на уроках трудового обучения учащихся 6-7 классов школы 8 вида.

—Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования,  затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки. Для учите...