Биология 5 класс "Царство Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Анисимова Наталья Николаевна

Урок по теме "Грибы" по учебнику Н.И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.32 КБ
Файл prilozhenie_1.docx25.24 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.93 КБ
Файл prilozhenie_3.docx473.41 КБ
Файл prilozhenie_4.docx10.67 КБ
Файл prilozhenie_5-1.docx1.17 МБ
Файл prilozhenie_5-2.docx12.61 КБ
Файл prilozhenie_6.docx10.88 КБ
Файл prilozhenie_7.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе ФГОС

Тема урока: Царство Грибы. (УМК Н.И.Сонина)

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных

Развивающие:

 выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.

Воспитывающие:

вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Технологии:

элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.

Результаты:

Предметные:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой  (текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

видеофрагменты «Размножение грибов», «Питание Грибов», «Съедобные и ядовитые грибы».

 Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. 

Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.

Актуализация знаний: 

На прошлом уроке мы знакомились с представителями царства Бактерий. Проведем письменный опрос.  Приложение 1. (тест), Приложение 2 (ключ)

Взаимопроверка и выставление баллов за задание. Обсуждение результатов.

Мотивация

 Игра – загадка.

Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.

– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)

– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)

– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)

– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)

– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)

– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)

– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?

Молодцы ребята! Я вижу вы многое знаете о жизни животных.

Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами.

Отгадайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы?

Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы).

Записываем тему урока в тетрадь. (Слайд 1)

А что вы знаете о грибах?  (По цепочке дети делятся своими знаниями.)

Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно? (Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).

Крепим на доске распечатанные таблички. (приложение 4)

Строение грибов.

Питание грибов.

Как размножаются грибы?

Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?

Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Изучение нового материала.  Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе.

Скажите вы знаете, что такое грибы и как они выглядят? Наверняка вы видели грибы хотя бы раз в жизни. Давайте проверим, отберите из картинок, разложенных у вас на столах те, которые вы считаете грибами. (приложение 3)

Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так уж много. К грибам относятся не только шляпочные грибы, но и дрожжи которые используются в хлебопечении, плесень из которой выделяют антибиотики и др.

Ребята, я попрошу вас сейчас нарисовать гриб такой, каким вы себе его представляете. (просмотр рисунков учащихся)

Ребята, к сожалению, вы не справились с заданием. Вы нарисовали плодовое тело гриба. А хотите узнать, как выглядит гриб?

Тогда открываем учебники (стр. 64) и рассмотрите рисунок, найдите к нему пояснение  в тексте.

Что представляет из себя гриб?

Правильно, вы нашли нужную информацию в учебнике. Теперь дополните свой рисунок, обозначьте грибницу и плодовое тело гриба, которое состоит из шляпки и ножки.

 А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся.

Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат. (приложение 5)

Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами органические вещества)

 Признаки  грибов (Заготовка на доске)

как растения

  • имеют прочные клеточные стенки
  • постоянно растут верхушечной частью
  • неподвижны

   как животные

  • не имеют хлорофилла
  • являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
  • в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину

А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)

свои особенности

  • тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)

Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.

Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»). (Слайд 2)

Видеофрагмент «Питание грибов», «Размножение грибов» (Слайд 3-4)

(Слайд 5) Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. «Ведьмины круги» (Слайд 6)

Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ» (Слайд 7)

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)

Вправо, влево повернулся.

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

Съедобные и ядовитые грибы. Видеофрагмент. (Слайд 8) (https://yandex.ru/video/preview/?text=съедобные+и+ядовитые+грибы+5+класс+видео&path=wizard&parent-reqid=1604386299003061-1339850621260430948700134-production-app-host-man-web-yp-55&wiz_type=vital&filmId=16580262276001493057&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%252)

А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.( работа с учебником с.65-66) (приложение 6)

Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.

Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.

Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!

Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.

«Собери грибы в лукошко» интерактивная игра.

Закрепление. Тесты на экране (Слайд 9-11)

Домашнее задание: параграф 12. (Слайд 12)

Творческое задание: оформить книжку-малышку с загадками о грибах.

Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод.

«Лесенка успеха»

– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.  (приложение 7)

Примите исходное положение.

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________

2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________

3. Мне было бы интересно еще узнать_______________

4. Урок дал мне для жизни _______________________

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.



Предварительный просмотр:

                                                          Приложение 1

Тестовая работа по теме «Бактерии»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Одноклеточные организмы объединены в царство:
  1. грибов                                3) растений
  2. бактерий                           4) животных
  1. Оформленное ядро отсутствует в клетке:
  1. грибов                                3) бактерий
  2. растений                            4) животных
  1. Жгутик бактерий представляет собой органоид для:
  1. передвижения                      
  2. запасания белка      
  3. размножения
  4. перенесения неблагоприятных условий
  1. Споры бактерий служат для:
  1. питания                           3) размножения
  2. дыхания                          4) перенесения неблагоприятных условий

Верны ли следующие утверждения?

А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий.

Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.

1) верно только А                             3) верны оба суждения

2) верно только Б                             4) неверны оба суждения

Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Строение бактериальной клетки

Части бактериальной клетки

Значение частей клетки

Жгутик

Нуклеиновая кислота

Оболочка

Словарик: А. Служит для передвижения.       Б. Защищает содержимое клетки.

В. Содержит наследственную информацию.

                                                                                       

 

       

Тестовая работа по теме «Бактерии»

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

  1. Самые древние обитатели нашей планеты – это:
  1. грибы                              3) бактерии
  2. растения                         4) животные
  1.  Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у:
  1. грибов                             3) бактерий
  2. растений                         4) животных
  1.  Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:
  1. цитоплазма                    3) ядерная оболочка
  2. жгутик                              4) наружная мембрана
  1. Бактериальные клетки размножаются:
  1. спорами                          3) участками цитоплазмы
  2. жгутиками                      4) делением клетки

Верны ли следующие утверждения?

А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.

Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.

1) верно только А                  3) верны оба суждения      

2) верно только Б                   4) неверны оба суждения

Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Жизнедеятельность бактериальной клетки

Процесс жизнедеятельности бактерий

Как осуществляется

Передвижение

Перенесение неблагоприятных условий

Размножение

Словарик: А. Путём деления надвое.            Б. С помощью жгутика.           В. В виде спор.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ключ для проверки теста.

Вариант 1.

Выберите один правильный ответ.

1-2, 2 – 3, 3 – 1, 4 - 4

Верны ли следующие утверждения?

1

Заполните таблицу

Жгутик – А, Нуклеиновая кислота – В, Оболочка – Б

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл.

8 баллов – «5»

6-7 баллов – «4»

4-5 баллов «3»

Менее 4 баллов «2»

_____________________________________________________________________________

Ключ для проверки теста.

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

  1. 3, 2 – 3, 3- 4, 4- 4

Верны ли следующие утверждения?

3

Заполните таблицу

Передвижение - Б, Перенесение неблагоприятных условий – В, размножение – А

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл.

8 баллов – «5»

6-7 баллов – «4»

4-5 баллов «3»

Менее 4 баллов «2»



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1489510939_yeast.jpg

depositphotos_6777228-stock-photo-big-fly-agaric.jpgnarisovannye-lisichki-griby.jpgplesenihleb.jpg



Предварительный просмотр:

СТРОЕНИЕ

               ГРИБОВ


ПИТАНИЕ

               ГРИБОВ


КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ ГРИБЫ?

КАКИЕ ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ, А КАКИЕ ЯДОВИТЫЕ?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  • Пищу всасывают, а не заглатывают
  • неограниченный рост
  • малоподвижны
  • не имеют хлорофилла
  • не способны к фотосинтезу

  • являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
  • в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину
  • тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)

ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.



Предварительный просмотр:

Правило 1.

Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.


Правило 2.

Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.


Правило 3.

Незнакомый гриб лучше не брать!


Правило 4.

Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.



Предварительный просмотр:

_____8_20130621_1197595385.gif_____8_20130621_1197595385.gif_____8_20130621_1197595385.gif



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Элективный курс Биология растений, грибов, лишайников

Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля или предпрофильных 9 классов. При проведении занятий по элективному курсу ...

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...