Биология 5 класс "Царство Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок по теме "Грибы" по учебнику Н.И. Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.32 КБ |
prilozhenie_1.docx | 25.24 КБ |
prilozhenie_2.docx | 11.93 КБ |
prilozhenie_3.docx | 473.41 КБ |
prilozhenie_4.docx | 10.67 КБ |
prilozhenie_5-1.docx | 1.17 МБ |
prilozhenie_5-2.docx | 12.61 КБ |
prilozhenie_6.docx | 10.88 КБ |
prilozhenie_7.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе ФГОС
Тема урока: Царство Грибы. (УМК Н.И.Сонина)
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных
Развивающие:
выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
Воспитывающие:
вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Технологии:
элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.
Результаты:
Предметные:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные:
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
видеофрагменты «Размножение грибов», «Питание Грибов», «Съедобные и ядовитые грибы».
Ход урока.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.
Актуализация знаний:
На прошлом уроке мы знакомились с представителями царства Бактерий. Проведем письменный опрос. Приложение 1. (тест), Приложение 2 (ключ)
Взаимопроверка и выставление баллов за задание. Обсуждение результатов.
Мотивация
Игра – загадка.
Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.
– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)
– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)
– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)
– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)
– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)
– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)
– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?
Молодцы ребята! Я вижу вы многое знаете о жизни животных.
Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами.
Отгадайте загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы?
Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы).
Записываем тему урока в тетрадь. (Слайд 1)
А что вы знаете о грибах? (По цепочке дети делятся своими знаниями.)
Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно? (Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).
Крепим на доске распечатанные таблички. (приложение 4)
Строение грибов.
Питание грибов.
Как размножаются грибы?
Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?
Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.
Изучение нового материала. Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе.
Скажите вы знаете, что такое грибы и как они выглядят? Наверняка вы видели грибы хотя бы раз в жизни. Давайте проверим, отберите из картинок, разложенных у вас на столах те, которые вы считаете грибами. (приложение 3)
Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так уж много. К грибам относятся не только шляпочные грибы, но и дрожжи которые используются в хлебопечении, плесень из которой выделяют антибиотики и др.
Ребята, я попрошу вас сейчас нарисовать гриб такой, каким вы себе его представляете. (просмотр рисунков учащихся)
Ребята, к сожалению, вы не справились с заданием. Вы нарисовали плодовое тело гриба. А хотите узнать, как выглядит гриб?
Тогда открываем учебники (стр. 64) и рассмотрите рисунок, найдите к нему пояснение в тексте.
Что представляет из себя гриб?
Правильно, вы нашли нужную информацию в учебнике. Теперь дополните свой рисунок, обозначьте грибницу и плодовое тело гриба, которое состоит из шляпки и ножки.
А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся.
Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат. (приложение 5)
Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами органические вещества)
Признаки грибов (Заготовка на доске)
как растения
- имеют прочные клеточные стенки
- постоянно растут верхушечной частью
- неподвижны
как животные
- не имеют хлорофилла
- являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
- в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину
А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)
свои особенности
- тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)
Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.
Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.
Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»). (Слайд 2)
Видеофрагмент «Питание грибов», «Размножение грибов» (Слайд 3-4)
(Слайд 5) Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. «Ведьмины круги» (Слайд 6)
Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ» (Слайд 7)
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
Вправо, влево повернулся.
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
Необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.
Съедобные и ядовитые грибы. Видеофрагмент. (Слайд 8) (https://yandex.ru/video/preview/?text=съедобные+и+ядовитые+грибы+5+класс+видео&path=wizard&parent-reqid=1604386299003061-1339850621260430948700134-production-app-host-man-web-yp-55&wiz_type=vital&filmId=16580262276001493057&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%252)
А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.( работа с учебником с.65-66) (приложение 6)
Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.
Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.
Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!
Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.
«Собери грибы в лукошко» интерактивная игра.
Закрепление. Тесты на экране (Слайд 9-11)
Домашнее задание: параграф 12. (Слайд 12)
Творческое задание: оформить книжку-малышку с загадками о грибах.
Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод.
«Лесенка успеха»
– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. (приложение 7)
Примите исходное положение.
1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________
2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________
3. Мне было бы интересно еще узнать_______________
4. Урок дал мне для жизни _______________________
Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Тестовая работа по теме «Бактерии»
Вариант 1
Выберите один правильный ответ.
- Одноклеточные организмы объединены в царство:
- грибов 3) растений
- бактерий 4) животных
- Оформленное ядро отсутствует в клетке:
- грибов 3) бактерий
- растений 4) животных
- Жгутик бактерий представляет собой органоид для:
- передвижения
- запасания белка
- размножения
- перенесения неблагоприятных условий
- Споры бактерий служат для:
- питания 3) размножения
- дыхания 4) перенесения неблагоприятных условий
Верны ли следующие утверждения?
А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий.
Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.
Строение бактериальной клетки
Части бактериальной клетки | Значение частей клетки |
Жгутик | |
Нуклеиновая кислота | |
Оболочка |
Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.
В. Содержит наследственную информацию.
Тестовая работа по теме «Бактерии»
Вариант 2.
Выберите один правильный ответ.
- Самые древние обитатели нашей планеты – это:
- грибы 3) бактерии
- растения 4) животные
- Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у:
- грибов 3) бактерий
- растений 4) животных
- Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:
- цитоплазма 3) ядерная оболочка
- жгутик 4) наружная мембрана
- Бактериальные клетки размножаются:
- спорами 3) участками цитоплазмы
- жгутиками 4) делением клетки
Верны ли следующие утверждения?
А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.
Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.
Жизнедеятельность бактериальной клетки
Процесс жизнедеятельности бактерий | Как осуществляется |
Передвижение | |
Перенесение неблагоприятных условий | |
Размножение |
Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика. В. В виде спор.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ключ для проверки теста.
Вариант 1.
Выберите один правильный ответ.
1-2, 2 – 3, 3 – 1, 4 - 4
Верны ли следующие утверждения?
1
Заполните таблицу
Жгутик – А, Нуклеиновая кислота – В, Оболочка – Б
Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл.
8 баллов – «5»
6-7 баллов – «4»
4-5 баллов «3»
Менее 4 баллов «2»
_____________________________________________________________________________
Ключ для проверки теста.
Вариант 2.
Выберите один правильный ответ.
- 3, 2 – 3, 3- 4, 4- 4
Верны ли следующие утверждения?
3
Заполните таблицу
Передвижение - Б, Перенесение неблагоприятных условий – В, размножение – А
Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл.
8 баллов – «5»
6-7 баллов – «4»
4-5 баллов «3»
Менее 4 баллов «2»
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Предварительный просмотр:
СТРОЕНИЕ
ГРИБОВ
ПИТАНИЕ
ГРИБОВ
КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ ГРИБЫ?
КАКИЕ ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ, А КАКИЕ ЯДОВИТЫЕ?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Пищу всасывают, а не заглатывают
- неограниченный рост
- малоподвижны
- не имеют хлорофилла
- не способны к фотосинтезу
- являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
- в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину
- тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)
ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.
Предварительный просмотр:
Правило 1.
Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.
Правило 2.
Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.
Правило 3.
Незнакомый гриб лучше не брать!
Правило 4.
Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Элективный курс Биология растений, грибов, лишайников
Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля или предпрофильных 9 классов. При проведении занятий по элективному курсу ...
Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"
Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»
Уникальность разработки заключается в методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...