Способы диалектического обучения
план-конспект урока по биологии
сдо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_stroenie_rastitelnoy_i_zhivotnoy_kletok.docx | 28.42 КБ |
urok_seminar_hishchnye_rasteniya._rasteniya_parazity.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока обобщения знаний «Строение растительной и животной клеток»
№ | Деятельность учителя | Время, баллы | Деятельность обучающихся |
Оргмомент. Знакомство обучающихся с заявкой на оценку: «5» — 18 баллов и более «4» — 15 – 17 баллов «3» — 11 – 14 баллов Назначение арбитров по рядам |
| Планирование учащимися оценки, фиксирование её на полях в тетради | |
Объявление темы урока. – Тема урока: Строение растительной и животной клеток (повторение и обобщение знаний). Определение целей урока. – Исходя из темы и типа урока, сформулируйте цели. – К вашим целям я ещё добавлю, что цель урока – выявить общие и отличительные признаки растительной и животной клеток. |
по 1 баллу за каждую версию цели |
– Цель урока – повторить строение растительной и животной клеток. – Цель урока – вспомнить какие органоиды находятся в каждой из этих клеток. | |
Задание № 1. – Сформулируйте к данным понятиям вопросы-понятия по карточке №1 и ответьте на них в виде суждений. Понятия записаны на слайде:
А. Индивидуальный труд. В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда: 1 группа – 1,2 строка веществ, 2 группа – 3, 4 строка веществ, 3 группа –5,6 строка веществ, 4 группа – 7, 8 строка веществ. Сложная кооперация: обсуждение выполнения задания в группах. Самопроверка и самооценка | За каждый вопрос- понятие по 1 баллу, ответ – по 2 балла | Что называется Эндоплазматической сетью? -Эндоплазматическая сеть – это внутриклеточный органоид эукариотической клетки, представляющий собой разветвленную систему из окруженных мембраной уплощенных полостей, пузырьков и канальцев. Что такое Аппарат Гольджи? - Аппарат Гольджи – это одномембранная, микроскопическая органелла эукариотической клетки, которая предназначена для завершения процессов синтеза клетки и обеспечивает вывод образовавшихся веществ. Что является цитоплазмой? - Цитоплазма – это полужидкое содержимое клетки, её внутренняя среда, кроме ядра и вакуоли, ограниченная плазматической мембраной Что называется лизосомой? - Лизосома – это это одномембранный органоид эукариотической клетки, имеющий в основном шаровидную форму и не превышающий по размеру 1 мкм. Что представляет собой Рибосома? - Рибосома – это важнейшая немембранная органелла всех живых клеток, служащая для биосинтеза белка из аминокислот по заданной матрице на основе генетической информации Что понимается под митохондрием? - Митохондрий – это органеллы, вырабатывающие в клетках энергию (в форме АТФ), необходимую для выполнения всех функций организма. Каковы свойства и виды пластид? - Различают 3 вида пластид:
Эти виды пластид до известной степени способны превращаться друг в друга — лейкопласты при накоплении хлорофилла переходят в хлоропласты, а последние при появлении красных, бурых и других пигментов — в хромопласты. Что такое ядро? - Ядро – это центральный органоид эукариотической клетки, содержащий хромосомы, несет наследственную информацию, закодированную набором генов. | |
Задание № 2. Установите соответствие между цифрами и буквами. (Задание записано на доске, учащиеся выполняют в тетрадях. После выполнения – проверка: первый выполнивший задание ученик сдаёт тетрадь на проверку учителю, а остальные учащиеся меняются тетрадями с соседом, затем проверяют и оценивают работы под диктовку первого выполнившего ученика).
- ЭПС - цитоплазма
| 8 б | Ответ: 1 –Д; 2 – А; 3 – В, Г, Е; 4 – Е; 5 – В; 6 – В, Г, Е; 7 – Б; 8 – Д. | |
Задание № 3. Задания по сопоставлению и аргументации. 1. Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам можно присвоить следующие названия? На чём основан ваш выбор? (Учитель называет – ученик отвечает).
А. Индивидуальный труд. В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда: 1, 4 группы работают с 1,3,5 названием 2,3 группы — работают со 2, 4, 6 названием С. Сложная кооперация (выступление групп). D. Самопроверка и самооценка | По 2 б за ответ |
| |
Задание № 4. 8. Делит клетку на отдельные отсеки, где происходят все химические процессы. Варианты ответов: а) ядрышки, б) пластиды, в) лизосомы, г) микротрубочки, д) вирусы, е) ЭПС, ж) цитоплазма, з) ядро, и) эукариоты, к) ап. Гольджи, л) прокариоты, м) мембрана, н) рибосомы, о) клеточная стенка, п) клеточный центр. | 2б | 1.В 2.Н 3.Ж 4.Д 5.О 6.И 7.Н 8.Е | |
Задание № 5. Используя карточку №3, сравнить животную и растительную клетку, найти общие и отличительные признаки. | по 2 балла за каждое суждение на сравнение |
| |
Домашнее задание. Сформулировать и записать 2 вопроса-суждения строение и функции растительной и животной клеток (4 балла). Данные вопросы можно будет задать на следующем уроке, поэтому необходимо подумать и об ответах |
2 б.
2 б.
14 б. | Заявка на оценку домашнего задания: «5» – 18 б. и ˃ баллов «4» – 14 – 17 б. «3» – 10 – 13 б.
| |
Фронтальная работа. Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока | в-п – 1 б. в-с – 2 б. ответ на вопрос – 1–3 б. |
| |
Подведение итогов: а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока; б) подсчёт баллов, заработанных на уроке; в) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку; г) выявление учащихся, получивших запланированную оценку; д) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки |
|
|
Предварительный просмотр:
План-конспект урока семинара «Хищные растения. Растения паразиты»
№ | Деятельность учителя | Время, баллы | Деятельность обучающихся |
Оргмомент. Знакомство обучающихся с заявкой на оценку: «5» — 20 баллов и более (10 вопросов-суждений и более); «4» — 16 – 19 баллов (8 – 9 вопросов-суждений); «3» — 12 – 15 баллов (6 – 7 вопросов-суждений). Назначение арбитров по рядам |
| Планирование учащимися оценки, фиксирование её на полях в тетради | |
Определение целей урока. – Исходя из темы и типа урока, сформулируйте цели. – К вашим целям я ещё добавлю, что цель урока – выявить общие и отличительные признаки хищных растений | 1 баллу, ответ – по 2 балла
по 1 баллу за каждую версию цели | – Цель урока – изучить особенности растений – хищников и растений – паразитов – Цель урока – узнать какие способы питания у растений имеются | |
Объявление темы урока. – Тема урока: Хищные растения. Растения паразиты (повторение и обобщение знаний). Сформулируйте к данным понятиям вопросы-понятия по карточке №1 и ответьте на них в виде суждений. Паразитизм Паразиты Хищники .Хищные растения |
За каждый вопрос- понятие по |
Что называется паразитизмом? -Паразитизм – форма отношений между двумя организмами разных видов, из которых один (паразит) питается тканями и соками другого (хозяина) или переваренной им пищей Что представляют собой паразиты? -Паразиты – растения, питающиеся полностью за счёт хозяина, на котором они поселились. Что понимается под хищниками? -Хищниками называют животных, пищей которым служат другие животные В че заключается сущность хищных растений? -Хищные растения - это растения питающиеся животной пищей, то есть являются насекомоядными растениями. | |
Задание № 1. Составить вопросы суждения (по 3 вопроса) на каждое растение Доклады учеников: Пузырчатка (Показывает изображение) Летом над гладкой поверхностью водоёмов со стоячей водой можно заметить стройные стебельки с крупными красивыми цветами – жёлтыми с оранжевыми крапинками. Стебель с сильно рассечёнными листьями находится под водой. Растение, совсем не имея корней, свободно плавает в водоёме. Среди нитевидных листьев этого растения расположено много мелких зеленоватых пузырьков, это так называемые ловчие пузырьки. На конце такого пузырька имеется клапан, напоминающий дверцу, которая открывается только вовнутрь. И, как стража, около дверцы, по бокам её, ощетинились длинные, настороженные, чрезвычайно чувствительные волоски. Стоит только мелкому животному слегка коснуться такой щетинки, как клапан мгновенно открывается, вода с силой устремляется внутрь пузырька, увлекая за собой добычу. Пузырёк, проглотивший добычу, минут 15-20 не может “открыть рот”, но затем снова приступает к ловле. С наступлением холодов на концах веточек пузырчатки образуются округлые зимние почки. Отделившись от растения, эти почки падают на дно и там перезимовывают. Весной из них развиваются новые растеньица, которые легче воды и поэтому всплывают вверх. В мире насчитывается более 250 видов этого растения. Венерина мухоловка. Самое опасное из всех хищных травянистых растений – (Показывает изображение.) В листьях мухоловки находятся специальные железы, выделяющие липкую густую слизь, и три чувствительных волоска. Лишь только насекомое дотронется до этих волосков – листья-створки мухоловки стремительно захлопываются. Между ними образуется подобие решетки, поэтому, если добыча очень маленькая, она может выползти наружу, но большое насекомое обречено на гибель; чем яростней оно бьётся, тем крепче сжимают его створки растения. Переваривающая способность растения очень велика; в течение дня оно может успешно справиться с несколькими крупными мухами. Португальцы выращивают мухоловку в комнатах, где она играет роль санитара; за день на её листьях погибает до 200 мух, а за сезон она уничтожает десятки тысяч насекомых. А. Индивидуальный труд. В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда: 1 группа – пузырчатка 2 группа – венерина мухоловка Сложная кооперация: обсуждение выполнения задания в группах. Самопроверка и самооценка | За каждый вопрос- суждения по 2 баллу, ответ – по 2 балла | -Когда можно заметить пузырчатку на водоеме? ( Летом над гладкой поверхностью водоёмов со стоячей водой можно заметить пузырчатку) -В каком случае клапаны ловчих пузырьков открываются? ( Стоит только мелкому животному слегка коснуться такой щетинки, как клапан мгновенно открывается, вода с силой устремляется внутрь пузырька, увлекая за собой добычу.) -Вследствие чего веточки пузырчатки образуют зимние почки? (С наступлением холодов на концах веточек пузырчатки образуются округлые зимние почки.) - Как доказать, что пузырчатка свободно плавает под водой? ( Среди нитевидных листьев этого растения расположено много мелких зеленоватых пузырьков, это так называемые ловчие пузырьки.) - Чем объяснить, что венерина мухоловка является самым опасным хищным травяным растением? (В листьях мухоловки находятся специальные железы, выделяющие липкую густую слизь, и три чувствительных волоска.) - В каком случае створки мухоловки захлопываются? (Лишь только насекомое дотронется до этих волосков – листья-створки мухоловки стремительно захлопываются.) - Вследствие чего большое насекомое обречено на гибель? (Большое насекомое обречено на гибель; так как чем яростней оно бьётся, тем крепче сжимают его створки растения.) Почему португальцы выращивают мухоловку? (Мухоловка играет роль санитара; за день на её листьях погибает до 200 мух, а за сезон она уничтожает десятки тысяч насекомых. | |
Фронтальная беседа Чем объяснить, что общего между хищными животными и хищными растениями? | Хищниками называют животных, пищей которым служат другие животные. Хищные растения - растения, которые питаются животной пищей. | ||
Растения паразиты - Большинство растений ведут полностью независимое существование: они получают воду и минеральные вещества из почвы, а органические вещества вырабатывают для себя сами. Но многие растения зависят от других растений. Среди них есть растения – паразиты, которые полностью существуют за счёт других, не отдавая ничего взамен. Доклады учеников: - Повилика – трава – паразит, шнуровидные стебли которой обвиваются вокруг растений – хозяев и присасываются к ним с помощью специальных присосок. Интересен цикл развития растения. Его семя произрастает в почве, появившийся молодой росток быстро вытягивается и, встретив любое растение, обвивается вокруг него. Затем корневой конец повилики засыхает, а стебель начинает расти по спирали. Питается повилика за счёт растения – жертвы. Такие растения – паразиты, как омела и повилика, очень заметны, более того, они сразу бросаются в глаза. Однако есть и такие, которые годами живут внутри растения, и никто не знает об их существовании. Раффлезия- тропическое растение. Самый удивительный пример такого невидимого паразита. Вместо того чтобы закрепляться на корнях или стеблях другого растения, раффлезия живёт целиком внутри него, пронизывая его своими нитями так, что даже учёные специалисты с трудом различают их ткани. Когда же раффлезия наконец-то обнаруживает себя, зрелище оказывается весьма внушительным: на поверхности растения – жертвы появляется огромный, дурно пахнущий коричневато – пурпурный цветок. | -Каким образом происходит цикл развития у повилики? (Семя повилики произрастает в почве, появившийся молодой росток быстро вытягивается и, встретив любое растение, обвивается вокруг него. Затем корневой конец повилики засыхает, а стебель начинает расти по спирали). -Каким образом растение прикрепляется к другим растениям? (Шнуровидные стебли повилики обвиваются вокруг растений – хозяев и присасываются к ним с помощью специальных присосок - Как доказать, что раффлезия – это невидимый паразит? (Раффлезия живёт целиком внутри растения - жертвы, пронизывая его своими нитями) - Каким образом раффлезия проявляет себя внутри другого растения? (На поверхности растения – жертвы появляется огромный, дурно пахнущий коричневато – пурпурный цветок.) | ||
- Ребята, как вы думаете, какой вред наносят растения паразиты? | 2б | - Из тысяч видов паразитирующих растений большинство не причиняют серьёзного вреда растениям, от которых они зависят: обычно паразит настолько меньше растения – хозяина, что количество отнимаемых им питательных веществ можно не принимать в расчёт. И всё же урон они могут нанести значительный, особенно когда дело касается сельскохозяйственных культур. Некоторые виды повилики могут, например, серьёзно уменьшить урожаи люцерны и клевера. | |
Домашнее задание. Сформулировать и записать по карточке №3 сравнения хищных и паразитических растений по 4 предложения. Данные высказывания можно будет задать на следующем уроке, поэтому необходимо подумать и об ответах | по 2 б.
14 б. | Заявка на оценку домашнего задания: «5» – 18 б. и ˃ баллов «4» – 14 – 17 б. «3» – 10 – 13 б.
| |
Фронтальная работа. Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока | в-п – 1 б. в-с – 2 б. ответ на вопрос – 1–3 б. |
| |
Подведение итогов: а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока; б) подсчёт баллов, заработанных на уроке; в) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку; г) выявление учащихся, получивших запланированную оценку; д) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»
Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...
«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»
Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...
Статья в сборнике НПК "Роль способа диалектического обучения в интеграции образования"
Развитие новых тенденций в образовании требует нового подхода к обучению и воспитанию школьников. Многие учителя нашей школы перешли на интегративное обучение. В переводе с латинского языка слово «инт...
Использование интегрированных уроков для структурирования знаний учащихся в системе Способа диалектического обучения.
Из опыта работы учителей русского языка и английского....
Новые технологии. Способ диалектического обучения в школе
Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Иосифовичем Гончаруком и Валентиной Лазаревной Зориной, в основе которого лежит индивидуальный труд, простая коопер...
Обмен опытом "Развитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обучения по химии и биологии"
Выступление в августовском совещании...
Формирование читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при использовании составного текста
Блок заданий по литературе, направленных на формирование читательской грамотности средствами СДО на примере составного текста (рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» и научный текст из В...