Статья в сборнике НПК "Роль способа диалектического обучения в интеграции образования"
статья на тему
Развитие новых тенденций в образовании требует нового подхода к обучению и воспитанию школьников. Многие учителя нашей школы перешли на интегративное обучение. В переводе с латинского языка слово «интеграция» означает объединение в целое каких-либо частей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol-sposobadialekticheskogoobucheniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.И.Исаева, Г.В.Зиновьева, О.А. .Понамарева, Л.А. .Каргина (Сокур)
Роль способа диалектического обучения в интеграции образования
Развитие новых тенденций в образовании требует нового подхода к обучению и воспитанию школьников. Многие учителя нашей школы
перешли на интегративное обучение. В переводе с латинского языка слово «интеграция» означает объединение в целое каких-либо частей. В школе работает творческая группа учителей, изучающих, внедряющих
распространяющих идеи способа диалектического обучения по «синологической модели Ботова-Гончарука (Красноярск, 1993). Практически на каждом уроке идет работа с элементарной частицей мысли — понятием, т.е. проводятся классические операции с понятиями:
- раскрытие содержания;
- нахождение объема;
- обозначение ограничения;
- определение обобщения.
«Понятие — это форма абстрактного мышления, отражающая предметы или явления в их существенных признаках. Учащиеся с первого класса знакомятся с приемами образования понятий. Это — сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. Известно, что, только изучаемые предметы и явления, можно осознать изменения, закономерности. Большую роль в развитии речи, установления логической последовательности при осуществлении этого приема играет ряд сравнительных слов, что неоднократно показала практика проведения «конференции» [1, с.103).
В старших классах на уроках физики, химии и биологии принимается единое содержание для многих понятий, трактующихся по-разному авторами учебников, учебных пособий и справочников. Учащиеся сами
выводят родовое понятие и определяют существенные признаки.
Кроме этого, каждое природное явление рассматривается с точки зрения категорий диалектики. «Организационная часть включает три блока занятий в соответствии с системой категорий диалектики и тремя видами анализа и синтеза учебного материала. Здесь система категорий диалектики выполняет роль «ступенек» процесса познания и получения выводных знаний. Эта система имеет вид:
ЯВЛЕНИЕ — отношение — взаимодействие — движение — единичное и общее — качество и количество — следствие и причина — содержание и форма — система и элемент — элемент и структура — ОСНОВА и обоснованное — тождество — различие — ПРОТИВОРЕЧИЕ — отрицание отрицания — СУЩНОСТЬ — возможность и действительность, необходимость и случайность» [2, с.57].
Идя по этой цепочке от ступеньки и ступеньке, учащиеся складывают в единое целое части явлений и процессов, происходящих но Вселенной учатся анализировать эти процессы, закрепляя свои знания на семинарских занятиях. «При способе диалектического обучения, предполагающем новые отношения между субъектами учебного процесса получает развитие балльная система учета и оценки знаний учащихся, как самая простая и емкая. Ведущая роль при этом принадлежит САМОоценке» [3.с.113].
Практика показала, что на первых этапах переход на балльную систему отметок с последующим переводом их в оценки, вызывает небольшие трудности у школьников, а некоторые из них выражают неприятие. Но это состояние быстро проходит, когда осознается роль и значение учета и контроля, как получение «заработной платы».
Выставление оценки себе за выполненную работу, обсуждение ее и коллективе, вынуждает каждого школьника готовиться к урокам регулярно, что в итоге вызывает познавательный интерес, и учащиеся стараются выполнить больший объем работы, используя информационный материал за страницами учебника. Так появляется необходимость удовлетворения детского любопытства. В результате некоторые учащиеся начинают работать не для отметки-оценки...
Таким образом, САМОоценка стимулирует САМОпобужденне.: материализует саму оценку. Известно, что нельзя ученика заставить учиться в полную меру, быть любознательным, дисциплинированным надо, чтобы этого он захотел сам. Технология диалектического обучения способствует их активизации, потому что они знают, что результат каждого учебного труда оценивается в баллах, показывая уровень знании умений и навыков.
Самооценка учебного труда, что является существенным признаком способа диалектического обучения, вывела ученический и педагогический коллективы на САМОоценку в общественной деятельности.
Более пяти лет, начиная с начальной школы, все учащиеся проходят ежегодную общественную аттестацию. В начале учебного года каждых учащийся получает Аттестационный лист, содержащий разделы:
• качество ведения дневника;
• относительное качество знаний по всем предметам;
• средний балл по месяцам, четвертям и за год;
• занятость учащегося;
• активность учащегося по классу и школе, вне школы;
• итоги летней трудовой четверти;
• итоги общественно-полезной деятельности.
Эти требования были разработаны и приняты на школьной законодательной Думе.
Для каждого раздела определены необходимые критерии отметки оценки. Учащиеся в течение всего учебного года «нарабатывают» отметки в баллах, занося их в аттестационный лист. Ребятам эта работа нравится, они учатся давать адекватную щенку своей деятельности, принимают участие в оценке работы соклассников. Это позволяет им составить свою характеристику, указывая и ней свои достоинства и недостатки, а, главное, наметить пути их устранения.
В состав оценочной комиссии аттестации школьников входят старшеклассники, учителя, родители. Такое сотрудничество — результат выхода учительского коллектива на философский уровень миропонимания, благодаря способу диалектического обучения. «Такой подход включает субъектов учебного процесса в разнообразную деятельность на уроках и во внеурочной работе, обеспечивает сменность ролей (ученик, арбитр, учитель, консультант, старший в группе, член аттестационной комиссии, член Думы и др.), сочетание оценки и самооценки, взаимооценки, уважительное отношение к любому высказыванию. Активно идет побуждение к поиску «Доброго дела»: от оказания помощи старикам-пенсионарам до выращивания комнатных растений под девизом «Школа — наш дом и нам ее украшать». Именно поэтому школа утопает в зелени, где нет ни одного искусственного цветка, что часто можно встретить во многих учреждениях. В результате в течение последних семи лет школа держала первенство в смотрах-конкурсах комнатных растений, проводимых Дорожным учебно-методическим центром Западно-Сибирской железной дороги.
При условии переживания ситуации успеха это способствует повышению статуса ученика в коллективе сверстников, помогает преодолевать нежелание отдельных учащихся учиться, формированию внутренней мотивации и чувства собственного достоинства» Эти слова были сказаны Г.В.Зиновьевой на IV Всероссийском конкурсе «Женщина - директор года» и V Международном форуме «Мир. Женщина. Россия. Москва-2001», проведенных женщинами-предпринимателями и Советом Федерации под руководством Е.Строева (Москва, март 2001 г.). Представленные в январе в адрес оргкомитета обобщенные материалы с текстом выступления на тему «Содействие развитию личности учащихся и подготовка их к реализации в жизни в условиях сельской школы» позволили директору школы № 19 войти в число 190 приглашенных
женщин - директоров и предпринимателей. Г.В.Зиновьева представляла Новосибирскую область в числе 6-ти учреждений, среди них гимназия г. Новосибирска, Администрация Искитимского района, Левобережный банк г. Новосибирска, сельская школа Новосибирской области и др. В результате оказались в числе 70-ти дипломантов и медалистов.
Таким образом, способ диалектического обучения, в частности модель Ботова-Гончарука, позволила вывести школьное образование на новый
уровень, результаты которого признаны на разных уровнях.
Библиографический список:
1. Никитина Р.В. Работа с понятиями на уроках начальных классов при словесно-логическом способе обучения // Сборник материалов V НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО (ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО) СПОСОБ ОБУЧЕЧИЯ (Новосибирск 27 – 29 июнь 1995 г) Новосибирск, НГПУ 1997, 114 с.
2. Васильева Э.Н., Исаева В.И., Понаморева О.А., Солтанова М.С. Система категорий диалектики – важнейший ориентир в отражении окружающего мира. //Сборник материалов акмеологических педагогических чтений. – Новосибирск: НГТУ, 1997.-202с.
3. Зиновьева Г.В., Солтанова М.С. Материализация оценки как существенный признак современного урока в учебном процессе. //Материалы III Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании и педагогическое изобретательство».- Челябинск: МЦПИ; ЧГУ, 1997.-230с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»
Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...
«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»
Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...
Использование интегрированных уроков для структурирования знаний учащихся в системе Способа диалектического обучения.
Из опыта работы учителей русского языка и английского....
Новые технологии. Способ диалектического обучения в школе
Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Иосифовичем Гончаруком и Валентиной Лазаревной Зориной, в основе которого лежит индивидуальный труд, простая коопер...
Обмен опытом "Развитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обучения по химии и биологии"
Выступление в августовском совещании...
Использование интегрированных уроков для структурирования знаний учащихся в системе Способа диалектического обучения. Статья.
Из опыта работы учителей русского языка и английского....