открытый урок "Строение цветка"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Куфанова Альбина Артуровна

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют

круглый год цветут.

                               (Цветы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_6_klasse.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по биологии в 6 классе

на тему:

«СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА»

Подготовила и провела:

учитель биологии

Куфанова А.А.

Тема урока: Строение цветка

 Цель: создание условий для формирования понятия цветок и изучения его строения, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

изучить особенности строения цветка,

показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

сформировать у обучающихся новые знания о строении растений. 

Воспитательные:

умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

прививать бережное отношение к природе,

Развивающие:

развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

оценивать и сравнивать.

Ожидаемые результаты

Предметные: Знать строение и функции цветка.

Уметь объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией; понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, двудомные и однодомные растения.

2.Метапредметные: уметь определять существенные признаки объекта, различать части цветка и их названия; действовать в соответствии с инструкцией..

3.Личностные: понимать значение цветов для человека и необходимость изучения этой темы

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, проблемный, практический.

Оборудование: динамическая таблица «Строение цветка», раздаточный материал ( динамические карточки с заданиями, схема «Строение цветка»), таблица «Редкие и исчезающие виды растений», карточки «Тест-соответствие», инструктивные карточки для лабораторной работы, аудиозапись «Вальс цветов» ( П.И.Чайковский).

Опережающее задание учащимся:

Подготовить интересные факты о цветах.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация материала

3.Изучение нового материала

4.Интересные факты о цветах

5.Физминутка

6. Первичное закрепление материала (работа по карточкам)

7. Вторичное закрепление материала (лабораторная работа)

8.Рефлексия

9.Подведение итогов урока

10.Задание на дом

Ход урока:

  1. Организационный момент (Активизация внимания учащихся мотивация)

  1. Актуализация материала

Вводное слово:

Загадка :

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. ( ЦВЕТЫ)

1.Тесты

1.Отличительные особенности клеток растений:

А)плотная оболочка Б)присутствие пластид

В)наличие ядра Г)наличие цитоплазмы

2.Наследственная информация в клетке содержится:

А)в цитоплазме Б)в ядре

В)в пластидах Г)в клеточной оболочке

3.Наука изучающая царство грибы:

А)физиология Б)микология

В)зоология Г)ботаника

4.Клетки какой ткани постоянно делятся?

А)образовательной Б)покровной

В)основной Г)проводящей

5.Проводящая ткань представлена клетками:

А)с очень прочной оболочкой

Б)превратившимися в проводящие сосуды

В)делящимися в течении всей жизни

Г)содержащими хлорофилл

6.Биология –это наука:

А)о Космосе,

Б)о строении Земли

В)о веществах

Г)ожизни и живой природе

7.Ткань, осуществляющая передвижение растворённых веществ, образует:

А)покровы корня Б)мякоть листа

В)сеть сосудов Г)покровы стебля

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

8.Как органы состоят из тканей, так ткани состоят из _ __________ .

9.Как ядерная оболочка защищает ядро, так и цитоплазму с органоидами защищает ____________ .

10.-----Структурная единица всего живого

Ответы:

1-б,2-б,3-б,4-а,5-б,6-г,7-в,8-клеток,9мембрана (оболочка),10-клетка

2.Фронтальный опрос

1.Дайте определение: вегетативные органы.

2.Что такое клетка?

3.Что называется тканью и какие типы тканей вы знаете?

4.Каково строение корня?

5 Какие зоны корня вы знаете?

6.Дайте определение: генеративные органы.

Заполнение схемы:

Органы

вегетативные генеративные

корень цветок

стебель плод

лист семя

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

Все на свете в любое время года, очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

  Перед вами листок и карандаши. Вы должны нарисовать свой любимый цветок. (За 30 сек)

Во время работы учеников звучит музыка “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” Чайковского П.И.

--Рассматриваем работы что общего и различного в изображении цветов

- Одинаковы ли цветы?

А чем они отличаются?

А что у них общего?

(разнообразие цветков по форме, окраске, размерам, строению)

-Давайте докажем, что цветы, какими бы разными они не были, имеют одинаковое строение.

Цветы возникли задолго до появления человека. Что же такое цветок? Для чего он нужен?

И попробуем, сформулировать тему нашего урока…( Ответы детей )«Строение цветка»

Тема нашего урока: «Строение цветка». (Откройте тетради и запишите в них число и тему урока). Мы познакомимся со строением цветка, рассмотрим различные виды цветков, ознакомимся с основами составлять формулы цветка, выполним лабораторную работу.

Какова цель нашего урока?

(Какое строение имеет цветок, одинаковы ли цветки у разных растений, для чего цветку каждый орган). 

Итак, цель нашего урока: Изучить части цветка, их значение и функции.

Слово учителя. Сейчас, выслушаем сообщение нашей ученицы о происхождении цветов

(Сообщение учащегося о появлении цветов на земле)

Самые ранние следы цветковых растений были найдены в породах, датируемых примерно 140 миллионами лет назад. Их прямые предки неизвестны. Однако ученые из Цюрихского университета считают, что цветы впервые появились значительно раньше, примерно 245 миллионов лет назад, вместе с первыми динозаврами после того, как швейцарские ученые нашли окаменевшие частички цветочной пыльцы в двух образцах горных пород. Тогда их, кстати, опыляли жуки, потому что пчелы появились на Земле лишь через 100 миллионов лет.

Цветковые растения или, проще, цветы стали одним доминирующих видов флоры на нашей планете порядка 90 миллионов лет назад. Однако до настоящего времени ученые спорили о том, когда они появились.

Амбробела волосоножка (Amborella trichopoda Baill.) — Древнее цветочное растение на Земле

Кувшинка белая (Nymphaea alba L.) — этими цветами «любовались» еще динозавры.

Цветок Австробайлеи пятнистой (Austrobaileya maculata CTWhite) — древнейшее растение Австралии.

Космополитний род роголистника (Ceratophyllum L.), то же являются очень древним — родом из эры динозавров

3.Изучение нового материала

Строение цветка : Цветок состоит из нескольких частей :цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки . ,пестик ,тычинка.

Главные части цветка-это пестик и тычинки.

Пестик и тычинки главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.

Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения .

Пестик – часть цветка, образующая плод и семена.

1.Пестик состоит из :1.рыльце-верхняя часть улавливания пыльцы,

2.столбик 

3.завязь -нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы – яйцеклетки.

2.Тычинка состоит из :тычиночной нити и пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами – спермиями.

Пестик и тычинки главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.

Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения .

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – это пестичные, или женские, цветки, а другие – только тычинки, это тычиночные, или мужские, цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

.3.Околоцветник-самая красивая часть цветка, состоит из ярко окрашенных крупных лепестков, которая служит для привлечения насекомых.

Лепестки составляют венчик растения.

Мелкие листочки чашелистиков, составляют чашечку.

Чашечка выполняет следующие функции:

1.защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.
2. в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.
Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют
голыми.
Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными.

Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.

4.Цветоложе и цветоножка.

Ось цветка – называется цветоложем. Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.

ФОРМУЛА ЦВЕТКА

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О – простой околоцветник;
Ч – чашелистики;
Л – лепестки:
Т – тычинки;
П – пестик.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком hello_html_m2ee34f36.gif.
Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.
Правильный цветок изображают звездочкой *;
неправильный – стрелкой
hello_html_61ef31de.gif;

Однополые мужские (тычиночные) цветки – hello_html_m46095fbf.gif;женские (пестичные) – знаком hello_html_4932f3d3.gif;обоеполые – знаком hello_html_m50dee0c5.gif.

Например,

формула тычиночного цветка огурца: hello_html_m46095fbf.gif(15)Л(5)Т(5)По;

формула обоеполого цветка вишни: hello_html_m50dee0c5.gif5Л5Т5П1.

4.Интересные факты о цветах

Дети рассказывают интересные факты о цветах.(Включить видео)

1. Раффлезия Арнольди

2 Венерина Мухоловка

3.Орхидея

4.Виктория амазонская

Легенды о цветах

5.Физминутка

Мы хорошо поработали. Надо отдохнуть. Встаем на физминутку.

На лугу растут цветы

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Слово учителя:Народная мудрость гласит « кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств.

. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Посмотрите на таблицу «Редкие и исчезающие растения».

Значение цветов в природе и жизни человека .

А теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые? (учащиеся подводятся к заключению, что цветок – орган размножения, на месте цветка образуется плод).

Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечения насекомых к опылению).

Какое значение имеют цветы в жизни человека?

  • Употребление в пищу (из лепестков роз делают варенье, из цветов одуванчиков готовят салат)
  • Медоносы (растение, посещаемое пчёлами для сбора нектара, пыльцы с цветков и клейкого вещества с молодых листьев и побегов)
  • Лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик)
  • Эстетическое

Самое важное значение цветов для человека, конечно же, эстетическое. Цветы украшают нашу жизнь, поднимают настроение, приятно получить букет цветов в подарок… и вот многие возвращаются из поездки на природу, неся домой букеты полевых цветов. Можно ли так делать? Почему? (учащиеся подводятся к выводу о том, что цветок – орган размножения растения. Сорванный цветок уже не даст семян, следовательно, растение не даст потомства, и в результате данная популяция цветковых растений может вообще исчезнуть).

 Как вы думаете для чего растениям цветок?

Это генеративный орган, то есть орган полового размножения.

На месте цветка появляется плод и семена. Например, после цветков рябины появляются ягоды рябины, на месте цветков виолы – коробочки с семенами, а после цветения одуванчика разлетаются парашютики с семенами.

Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание.

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

       Название частей цветка 

Описание

  1. Цветоножка

А) Имеют яркую окраску. Привлекают н насекомых для опыления.

  1. Цветоложе

Б) Женский орган размножения. Из

завязи пестика развивается плод.

  1. Чашелистики

В) Мужской орган размножения.

  1. Лепестки

Г) Похожи на листочки, имеют

зеленую окраску.

  1. Тычинки

Д) Прикрепляет к стеблю.

  1. Пестик

Е) Располагаются

ч чашелистики,пестки, тычинки и пе пестик.

4. Первичное закрепление материала (работа по карточкам)

Практическое задание: установите соответствие частей цветка их описанию

Взаимопроверка:

Норма — нет ошибок — «5»
1–2 — оценка «4»
3–4 — оценка «3»

Вторичное закрепление материала (лабораторная работа)

Лабораторная работа «Строение цветка»

Цель: Изучение строения цветка.

Оборудование: раздаточный материал « Строение цветка», живые комнатные цветы.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите цветок .

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Строение цветка

Части цветка

-составьте формулу цветка. -Сделайте вывод.

Проверка усвоения нового материала.

( Диктант.Если будет время )1.Все части цветка размещаются___ _____

2.Главными частями цветка являются_________

3.Тычинка состоит из _________-

4.Пестик состоит ________

5.Лепестки цветка образуют _________

6.Чашечка состоит ___________

7.Вокруг тычинок и пестика расположен _______

8.Плод развивается из _______

9.Простой околоцветник состоит из_________

6.Рефлеския:

Подведение итогов урока VI. Подведение итогов, рефлексия.

1.Строение какого органы вы изучили?

2. Все ли цветки имеют сходное строение?

3. Какую роль выполняют венчик, пестик, тычинка.?

4. Почему не нужно без надобности рвать цветковые растения.?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Итог урока

Сегодня на уроке мы ответили на проблемный вопрос: для чего нужны цветы и какое значение они имеют в природе и жизни человека. Человеку необходимо знать строение цветка, так как он является органом размножения, на месте которого образуются плоды, употребляемые в пищу. Существуют лекарственные растения и растения медоносы.

Учитель организует короткую беседу, побуждая детей к ответам на вопросы:

  • Понравился ли вам урок, выскажите свое мнение.
  • Что было самым интересным на уроке?

Учитель: Сегодня мы с вами  познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного.

Выставление оценок, оценка урока.

  1. Задание на дом:

Страницы в учебнике: 31-36

Задания в рабочей тетради: 52,53

Подготовить сообщения на тему : «цветы на гербах разных стран».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Изготовление цветка хризантема в японской технике кандзаси"

    Комбинированный тип занятия объясняется направленностью на креативное развитие учащихся 5-7 классов. Техника кандзаси способствует гармоничному развитию художественного вкус...

Открытый урок по теме: "Строение цветка".

Урок биологии в 6 классе по теме: "Строение цветка"....

Открытый урок на тему:"Строение цветка" 6кл

Открытый урок на тему:"Строение цветка" 6кл...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без цветков

Материал к открытому уроки биологии для учащихся 6 класса по теме "Организм растения, как единое целое"...

Открытый урок. Мастер-класс по изготовлению цветка маргаритки из фоамирана.

План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности художественно-эстетического направленияв объединении «Творческая мастерская»....

Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Строение цветка"

Тема урока: «Строение цветка»Класс: 6 Цель урока:расширение представлений о строении цветка,  выявлениефункции его составных частей.Задачи урока:Образовательные:изучить особенности ст...