Рабочая программа по биологическому краеведению 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progamma_po_biologicheskomu_kraevedeniyu_5_klass.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологическое краеведение для 5 класса « Растительный и животный мир Бурятии» разработана на основе нормативно – правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
ФГОС начального общего образования приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства и образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, ФГОС основного общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 года № 1897)
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019 – 2020 учебный год;
Примерной программы основного общего образования по биологии Рабочая программа разработана в соответствии с:
ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ».
Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
Цель изучения курса
Изучение «Биологического краеведения» в основной школе направлено на воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры.
Задачи изучения «Биологического краеведения»
1.Ознакомление с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, стране, области, районе.
2.Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в стране, области, районе.
3.Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах животных, растений, грибов, лишайников.
4.Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.
Описание места учебного предмета.
Учебный план на изучение биологического краеведения в основной школе отводит 1 учебный час в неделю в течении 1 года в 5 классе: всего 34 учебных занятий.
УМК
Основой программы являются рекомендации Т.А.Ловковой и Н.П.Тихоновой: Краеведческий модуль в преподавании биологии. Введение в Биологию 5 класс (электронное учебное издание к учебнику В.Б.Захаров, Н.И.Сонин) Биология Живой организм 6 класс. Биология Многообразие живых организмов 7 класс. Учебное пособие Бурятия Растительный и Животный мир. Под редакцией Б.Б.Нанзалова Улан-Удэ БГУ 1997г. 250 стр.
1.Планируемые результаты освоения предмета
1.1.Личностные результаты:
- воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
1.2.Метапредметные результаты:
- формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
1.3.Предметные результаты:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- - объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, стране, области
- - объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области
- - определять по гербариям древесные и кустарниковые породы растений, травянистые растения
- - сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям
- - оформлять результаты экскурсий
- - формулировать выводы на основе собранного материала
- - давать характеристику растениям разных систематических групп
- - прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие области
- - применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ
- - использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников области.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
2.Содержание учебного предмета
Тема1.Введение в биологическое краеведение (4 часа)
Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение Бурятии. Природные условия и причины биологического разнообразия Бурятии (географическое положение области,климат, почва, рельеф, гидрология).
Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.
Экскурсия:«Природа Родного края и методы ее исследования».
Тема 2. Флора Бурятии области (10 часов)
Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Бурятии. Ботанико-географические подрайоны Республики Бурятии. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения края]. Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Бурятии.
Практические работы:
1. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.
2. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период.
Тема3. Грибы и лишайники (2 часа)
Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.
Тема 4. Фауна Бурятии (8 часов)
Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Бурятии. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края]. Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).
Практическая работа: «Изучение следов жизнедеятельности животных»
Тема 5.Организм и среда (5 часов)
Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Бурятии: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ.
Изменение ландшафта в результате деятельности человека.
Тема 6.Охрана природы родного края (5 часов)
Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности.
Охраняемые территории Бурятии: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Экскурсия «Весенние явления в природе».
3.Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела Тема урока | Количество часов |
Введение в биологическое краеведение (4 часа) | ||
1 | Предмет биологического краеведения. Исторический обзор. | 1 |
2 | Методы исследования. Феносигналы. | 1 |
3 | Понятие о биоиндикации. | 1 |
4 | Экскурсия «Природа родного края и методы ее исследования». | 1 |
Тема 2. Флора родного края.(10 часов) | ||
5 | Разнообразие растений. Флора. Зональность. | 1 |
6 | Разнообразие растений: водоросли, мхи, папортникообразные. | 1 |
7 | Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные. | 1 |
8 | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. | 1 |
9 | Ядовитые растения. | 1 |
10 | Лекарственные растения. Практическая работа № 1. «Изучение лекарственных трав Бурятии по гербарным экземплярам». | 1 |
11 | Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки. | 1 |
12 | Структура Красной книги. | 1 |
13 | Практическая работа № 2. «Деревья и кустарники в осеннее – зимний период». | 1 |
14 | Обобщающий урок по теме «Флора родного края». | 1 |
Тема 3. Грибы и лишайники. Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение.(2часа) | ||
15 | Грибы и лишайники. Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение. | 1 |
16 | Лишайники. | 1 |
Тема 4. Фауна родного края.(8 часов) | ||
17 | Разнообразие животных. Фауна. Зональность. | 1 |
18 | Разнообразие животных. Беспозвоночные. | 1 |
19 | Разнообразие животных. Позвоночные. | 1 |
20 | Птицы и млекопитающие нашего края. Практическая работа № 3. «Изучение следов жизнедеятельности этих животных». | 1 |
21 | Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения. | 1 |
22 | Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе. | 1 |
23 | Охраняемые животные нашего края. | 1 |
24 | Обобщающий урок по теме «Фауна родного края». | 1 |
Тема 5. Организм и среда.(5часов) | ||
25 | Экологические факторы и среда обитания. | 1 |
26 | Природные сообщества. | 1 |
27 | Наземные природные сообщества. | 1 |
28 | Водные природные сообщества. | 1 |
29 | Смена природных сообществ. | 1 |
Тема 6. Охрана природы родного края.(4 часа) | ||
30 | Система охраны природы. Виды охраняемых территорий. | 1 |
31 | Охраняемые территории Бурятии. | 1 |
32 | Экскурсия «Весенние явления в природе». | 1 |
33 | Обобщающий урок. Задание на лето. | 1 |
Резервное время: 1 час.
Приложение 1
Календарно учебный график
Биологическое краеведение 5 класс
№ | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание причина корректировки |
1.Введение в биологическое краеведение (4 часа) | ||||||
1 | 1.1 | Предмет биологического краеведения. Исторический обзор. | 1 | |||
2 | 1.2 | Методы исследования. Феносигналы. | 1 | |||
3 | 1.3 | Понятие о биоиндикации. | 1 | |||
4 | 1.4 | Экскурсия «Природа родного края и методы ее исследования». | 1 | |||
Тема 2. Флора родного края.(10 часов) | ||||||
5 | 2.1 | Разнообразие растений. Флора. Зональность. | 1 | |||
6 | 2.2 | Разнообразие растений: водоросли, мхи, папортникообразные. | 1 | |||
7 | 2.3 | Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные. | 1 | |||
8 | 2.4 | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. | 1 | |||
9 | 2.5 | Ядовитые растения. | 1 | |||
10 | 2.6 | Лекарственные растения. Практическая работа № 1. «Изучение лекарственных трав Бурятии по гербарным экземплярам». | 1 | |||
11 | 2.7 | Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки. | 1 | |||
12 | 2.8 | Структура Красной книги. | 1 | |||
13 | 2.9 | Практическая работа № 2. «Деревья и кустарники в осеннее – зимний период». | 1 | |||
14 | 2.10 | Обобщающий урок по теме «Флора родного края». | 1 | |||
Тема 3. Грибы и лишайники. Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение.(2часа) | ||||||
15 | 3.1 | Грибы и лишайники. Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение. | 1 | |||
16 | 3.2 | Лишайники. | 1 | |||
Тема 4. Фауна родного края.(8 часов) | ||||||
17 | 4.1 | Разнообразие животных. Фауна. Зональность. | 1 | |||
18 | 4.2 | Разнообразие животных. Беспозвоночные. | 1 | |||
19 | 4.3 | Разнообразие животных. Позвоночные. | 1 | |||
20 | 4.4 | Птицы и млекопитающие нашего края. Практическая работа № 3. «Изучение следов жизнедеятельности этих животных». | 1 | |||
21 | 4.5 | Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения | 1 | |||
22 | 4.6 | Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе. | 1 | |||
23 | 4.7 | Охраняемые животные нашего края. | 1 | |||
24 | 4.8 | Обобщающий урок по теме «Фауна родного края». | 1 | |||
Тема 5. Организм и среда.(5часов) | ||||||
25 | 5.1 | Экологические факторы и среда обитания. | 1 | |||
26 | 5.2 | Природные сообщества. | 1 | |||
27 | 5.3 | Наземные природные сообщества. | 1 | |||
28 | 5.4 | Водные природные сообщества. | 1 | |||
29 | 5.5 | Смена природных сообществ. | 1 | |||
Тема 6. Охрана природы родного края.(4 часа) | ||||||
30 | 6.1 | Система охраны природы. Виды охраняемых территорий. | 1 | |||
31 | 6.2 | Охраняемые территории Бурятии. | 1 | |||
32 | 6.3 | Экскурсия «Весенние явления в природе». | 1 | |||
33 | 6.4 | Обобщающий урок. Задание на лето. | 1 | |||
34 | Резервное время: 1 час. | |||||
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологическому краеведению Саратовской области
рабочая программа...
Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе
Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологическ...
рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Аннотация к рабочей программеучебного курса биологическое краеведение6 классРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального ко...
Рабочие программы по биологическому краеведению
Биологическое краеведение...
Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под ...
Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"
Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....
Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс
Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс...