Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наука выживать» 5 – 9 классы
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа составлена на основании примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению и к своему здоровью, начиная с раннего детства, и положительному отношению к здоровью окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа разработана в соответствии с ФГОС, соответствует возрастным особенностям учащихся. | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Современное социально-экономическое положение России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием здоровой, самостоятельной, активной, ответственной личности, способной к социально-значимым преобразованиям в обществе. Одной из проблем является решение вопроса безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни подрастающего поколения. Отсутствие личных приоритетов в образе жизни, отношению к окружающим негативно сказывается на становлении личности ребенка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению и к своему здоровью, начиная с раннего детства, и положительному отношению к здоровью окружающих.
Актуальность программы продиктована самим временем - в обстановке социально- экономического кризиса необходимо с раннего детства каждому ребенку привить навыки здоровых привычек, что в последствии приведет к успешности во всех сферах деятельности, и в учебе прежде всего, навыки адекватных действий в экстремальных условиях, что, конечно, приведет к спасению и безопасности жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Программа разработана в соответствии с ФГОС, соответствует возрастным особенностям учащихся.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели:
Формирование социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, со сформированными навыками здорового образа жизни, адаптированной к современным условиям жизнедеятельности.
Задачи программы:
1. Создание условий для подготовки детей к действиям в различных экстремальных ситуациях.
2. Привитие умений и навыков, позволяющих в условиях экстремальной ситуации не только осуществить грамотные действия по самоспасению, но и оказывать первую медицинскую помощь .
3. Формирование навыков здорового образа жизни.
4. Социализация личности.
5. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за свою судьбу и судьбу окружающих .
6. Усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках.
Образовательные:
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
- Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие:
- Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
- Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные:
- Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Практических работ – 8.
Методы работы:
1. Репродуктивный.
2. Частично – поисковый.
3. Проблемный.
Формы работы:
1. Учебно-тренировочные занятия, лекции, беседы.
2. Практические работы.
3. Экскурсии.
Содержание курса
Введение. Основы здорового образа жизни. (1 ч.)
Правила личной гигиены: гигиена рук, органов зрения, слуха. Чистка зубов. Викторина «Соблюдаешь ли ты правила личной гигиены».
Тема 1. Ориентирование. (16 ч.)
Ориентирование и топография. Чем отличается план от карты. Масштабы карт. Определение расстояния на планах и картах.
Способы ориентирования.
Стороны горизонта. Потеря ориентировки. Определение азимута по солнцу, луне, Полярной звезде. |
Ориентирование в городе, среди больших зданий. |
Ориентирование в поле. |
Ориентирование в лесу. |
Ориентирование по местным признакам. |
Ориентирование с помощью компаса. Практическая работа «Изготовление компаса из подручных материалов». |
Определение азимута. Инструментальное определение азимута (с помощью транспортира). |
Ориентирование на местности и составление карты местности. Практическая работа «Ориентирование на местности». Движение по заданному азимуту. |
Определение высоты и ширины недоступного объекта. Способы определения расстояния на местности. Практическая работа «Определение высоты недоступного объекта и расстояния до недоступного объекта». Следы. Характеристика следов. Упражнения на прохождение отрезков разной длины. Преодоление заболоченного участка при помощи жердей. Практическая работа «Измерение своего среднего шага». Тема 2. Автономное существование человека. (18 ч.) Различные природные явления и причины их возникновения. Флора и фауна Шипова леса. Флора и фауна водоёмов. Природоохранный кодекс туриста. Правила передвижения в различных условиях. Правила установки палаток. Установка и снятие палаток разных типов. Практическая работа «Установка палаток». Сооружение временного укрытия. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Основное кухонное оборудование. Выбор места для костра. Типы костров. Правила и способы разведения костра. Добыча пищи и воды. Приготовление пищи на костре. Обеззараживание воды. Практическая работа «Изготовление фильтра для воды». Виды узлов. Практическая работа «Вязание узлов». Техника безопасности при работе с туристическим топориком, ножом, пилой. Правила укладки рюкзака. Лекарственные растения. Их использование в походе. |
Аптечка туриста. Препараты аптечки, их назначение и применение. Первая доврачебная помощь при переломах конечностей. Транспортировка пострадавшего. Правила транспортировки. Желудочно-кишечные заболевания и отравления. Проведение сердечно-легочной реанимации. Экстремальные ситуации в походе. Действия в случае потери ориентировки. Итоговое занятие. |
Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения
- «Педагогика здоровья», программа и методическое руководство для учителей начальной школы, М., 1999год.
- «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год,
- «50 уроков здоровья», Н.Коростелев, М., 1991 год.
- Энциклопедия выживания. Борис Кудряшов. «Один на один с природой», Краснодар, «Советская Кубань». 2001г.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Введение. Основы здорового образа жизни. (1 ч.) | ||||
1. | Правила личной гигиены: гигиена рук, органов зрения, слуха. Чистка зубов. Викторина «Соблюдаешь ли ты правила личной гигиены». | 1 | ||
Тема 1. Ориентирование. (16 ч.) | ||||
2. | Ориентирование и топография. Чем отличается план от карты. Масштабы карт. Определение расстояния на планах и картах. | 1 | ||
3. | Изучение топографических знаков. Практическая работа «Чтение топографических знаков». | 1 | ||
4. | Способы ориентирования. | 1 | ||
5. | Стороны горизонта. Потеря ориентировки. Определение азимута по солнцу, луне, Полярной звезде. | 1 | ||
6. | Ориентирование в городе, среди больших зданий. | 1 | ||
7. | Ориентирование в поле. | 1 | ||
8. | Ориентирование в лесу. | 1 | ||
9. | Ориентирование по местным признакам. | 1 | ||
10. | Ориентирование с помощью компаса. Практическая работа «Изготовление компаса из подручных материалов». | 1 . | ||
11. | Определение азимута. Инструментальное определение азимута (с помощью транспортира). | 1 | ||
12. | Ориентирование на местности и составление карты местности. Практическая работа «Ориентирование на местности». | 1 . | ||
13. | Движение по заданному азимуту. | 1 | ||
14. | Определение высоты и ширины недоступного объекта. Способы определения расстояния на местности. Практическая работа «Определение высоты недоступного объекта и расстояния до недоступного объекта». | 1 | ||
15-16. | Следы. Характеристика следов. | 2 | ||
17. | Упражнения на прохождение отрезков разной длины. Преодоление заболоченного участка при помощи жердей. Практическая работа «Измерение своего среднего шага». | 1 | ||
Тема 2. Автономное существование человека. (18 ч.) | ||||
18. | Различные природные явления и причины их возникновения. | 1 | ||
19-20. | Флора и фауна Шипова леса. Флора и фауна водоёмов. | 2 | ||
21. | Природоохранный кодекс туриста. | 1 | ||
22. | Правила передвижения в различных условиях. | 1 | ||
23. | Правила установки палаток. Установка и снятие палаток разных типов. Практическая работа «Установка палаток». | 1 | ||
24. | Сооружение временного укрытия. | 1 | ||
25. | Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Основное кухонное оборудование. Выбор места для костра. Типы костров. Правила и способы разведения костра. | 1 | ||
26. | Добыча пищи и воды. Приготовление пищи на костре. Обеззараживание воды. Практическая работа «Изготовление фильтра для воды». | 1 | ||
27. | Виды узлов. Практическая работа «Вязание узлов». | 1 | ||
28. | Техника безопасности при работе с туристическим топориком, ножом, пилой. | 1 | ||
29. | Правила укладки рюкзака. | 1 | ||
30. | Лекарственные растения. Их использование в походе. | 1 | ||
31. | Аптечка туриста. Препараты аптечки, их назначение и применение. | 1 | ||
32. | Первая доврачебная помощь при переломах конечностей. Транспортировка пострадавшего. Правила транспортировки. | 1 | ||
33. | Желудочно-кишечные заболевания и отравления. Проведение сердечно-легочной реанимации. | 1 | ||
34. | Экстремальные ситуации в походе. Действия в случае потери ориентировки. | 1 | ||
35. | Итоговое занятие. | 1 | ||
Итого | 35 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»
Цели: - помочь обучающимся убедиться в том, что биология - одна из самых интересных и важных наук, - познакомить их со смежными с биологией науками через ...