План урока биологии
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Яковлева Надежда Ивановна

План урока биологии по теме Змноводные

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               

ОГБУ ДПО   «КУРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема  «Общая характеристика. Особенности строения, жизнедеятельности. Многообразие земноводных»

(7 КЛАСС)

                                                         

                                                                                                                                            ВЫПОЛНИЛА: Яковлева Надежда Ивановна,

                                                                                                                                            учитель  биологии МКОУ «Скороднянская СОШ»

                    

                                                                                                  КПК с 19.03.2018г. по  13.04.2018г.    

                                                                                                                                   

Тема урока: «Земноводные. Общая характеристика. Особенности строения, жизнедеятельности. Многообразие земноводных.»

 

 Деятельностная цель:

 Формировать познавательные универсальные учебные действия , . умения реализации новых способов действий при изучении нового класса животных.

  Предметно - дидактическая  цель: расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о новом классе животных.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

 Изучить особенности внешнего и внутреннего строения  Земноводных в связи с образом жизни. Дать общую характеристику Земноводных. Познакомиться с многообразие земноводных. Расширить знания о представителях Земноводных  Курской области.

Метапредметные

 1.     Познавательные:

       уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);      строить высказывания;  анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 2.     Коммуникативные:

 слушать и понимать речь другого человека;   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  ставить вопросы, выражать свои мысли.

 3.     Регулятивные:

 уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),

  осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные

     Осознавать единство и целостность мира,       выстраивать собственное целостное мировоззрение,      личностное самоопределение и смыслообразование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

   Основные понятия, изучаемые на уроке: земноводные, амфибии, безногие, хвостатые, бесхвостые, головастик.

 Учащийся  должен знать: основные характеристики Земноводных,   питание, выделение, дыхание, рост и развитие, нервная система, органы чувств, размножение, классификация;

Учащиеся должны  уметь: называть признаки Земноводных,  анализировать и  обобщать теоретический материал,  выявлять особенности внешнего и внутреннего строения Земноводных в связи с образом жизни, называть представителей Земноводных, давать их  систематическую характеристику.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер.                                                                                                

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Этап.  Актуализация знаний 

Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

 Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

    На доске эпиграф урока:
«Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения…» А. Брем

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о каких животных  пойдет речь.

Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека:

они являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, а сами уничтожают огромное количество  пауков, моллюсков и насекомых.

Человек  этим животным даже воздвигает памятники!

Подсказка третья – посмотрев на этих животных, человек  изобрел ласты (их сконструировал Луи де Корле в 1929 г) и  камуфляжную ткань.

Да, на сегодняшнем уроке мы должны познакомиться с классом Земноводные, выяснить их классификацию и общие черты.

Итак, начнем,  друзья, сегодняшний урок
Все, что здесь услышите, пойдет вам в прок.
И кто эти  амфибии и есть ли от них вред,
Сегодня на уроке найдете вы ответ.  

Слушают  учителя, отвечают на вопросы.

Формулируют предполагаемую тему урока.

 Мы будем изучать класс Земноводные или амфибии.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели.

Познавательные УУД: 

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать,.                      знакомятся со структурой учебника, рабочей тетрадью.   Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.          

Этап. Целеполагание

 Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Проводит подводящий диалог:

 - Что мы знаем о Земноводных?

- Существуют ли такие признак ,  по которым мы относим  животное к Земноводныж ?  ( Ответы учащихся фиксируются на доске в виде таблицы, заполняются 1и 2, 3 колонки:  Знаю,  Хочу узнать ,   Что узнали? )

 Записывает признаки Земноводных , знакомые учащимся  

    Организует подводящий диалог :

 - Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей, лучшие формулировки записываются в таблицу - 2 колонка.

(Каких животных относят к Земноводным?

 Изучить признаки данных живых организмов,  познакомиться с многообразием, значением.)  

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                      Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Этап Планирование

 Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели.  Побуждает к высказыванию предложений о том, как  и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания

- Каким образом мы можем изучить признаки  класса Земноводные? (изучить материал учебника)

 - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки, презентация, дополнительная информация)  

 Организует работу в паре

. - Составьте план нашей дальнейшей работы

. -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

   Фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

 2. Добыть информацию (из текста учебника,  и т.д.).

 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием  

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

 «Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…».

 - Как вы предполагаете,  каким будет ответ?

(Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске. )   

Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                         Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

 - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

Этап. «Открытие» нового знания 

 Используя учебники, рисунки, дополнительную литературу ответьте на вопросы:

Многие люди брезгливо относятся к земноводным, так как их тело покрыто слизью. А какое значение имеет слизь в их жизни?

А почему лягушек называют первыми «слюнтяями» планеты? Как вы думаете?

Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже, ту самую камуфляжную «форму»?

Рассказ учителя: (слайд)

1. Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. 2. Отделы тела - голова, туловище, конечности. 3. Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде) 4. Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры. 5. Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды 6. Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра   -   личинка (головастик) -       взрослое животное. 7. Среда обитания - суша, вода 8. На суше - во взрослом состоянии. 9. В воде - размножение, рост, развитие.

Легкие амфибий довольно примитивны и представляют собой мешковидные выросты. Дыхание земноводных с помощью легких несовершенно, поэтому они дышат еще и через кожу. Это особенность требует от амфибии поддерживать еѐ постоянно влажной. Слизь содержит вещества, которые убивают бактерии.

У земноводных впервые появились железы, чтобы смачивать сухой пищевой комок. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка - слюна.

Такая окраска защищает лягушку и снизу, и сверху. Она называется покровительственной.

А сейчас  я предлагаю вам, ребята, немного поиграть и расслабиться.

Скажите, какую среду обитания населяют земноводные? Правильно, наземно-воздушную и водную. Вы выяснили, что некоторые виды земноводных всю жизнь связаны с водой, а другие используют её только в период размножения.

Сравнить черты наземных и водных животных.(слайд)

Активный метод релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. - Представьте себе, что вы лягушка и у вас около 50% приходится на кожное дыхание. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.

Земля. 

- А теперь мы попробуем передвигаться, как лягушки (прыжками).
Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей.

Продолжаем наш урок!

Рассмотрите виды животных, которые включает класс Земноводные. По каким признакам можно разделить животных по группам? 

Задание 3. Классификация Земноводных.

Ваша задача – составить классификацию  земноводных в тетради, (учебник, где изображены представители разных отрядов класса Земноводные), самостоятельно распределите данных амфибий по систематическим группам.

Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

 Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.              

Сообщение учащегося о земноводных (опережающее задание):

Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчѐркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своѐ детство. Но как только молодое поколение немного подрастѐт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни.

Работа в парах с текстом учебника

Пробуют отвечать на вопросы.

Находят ответы на поставленный вопрос.

Ученики заполняют таблицу.

Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.

Каждый ученик  имитирует передвижение лягушки.

Ученики просто представляют себе, что комната превращается в водоем, и делают движения имитируя плавание лягушки (брасс).


Признаки объединения в отряды: наличие хвоста и отсутствие ног.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

 - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. 

 Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Организует подводящий диалог.

 - На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания?- Что нам поможет выполнить это задание?

Решают биологические задачи. (слайды)   

   Охрана Земноводных

- А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:

Спи, царевич мой прекрасный, Баюшки-баю.

Я тебе на сон грядущий

Песенку спою

Я спою о том, как гибнет

Наш несчастный род,

Проживая жизнь в болотах, Полную невзгод.

Бьют камнями нас мальчишки –

Просто так, зазря.

Убежать от них, укрыться

Нам почти нельзя.

Нет зубов, не можем бегать,

Нам нельзя летать.

Вынуждены мы громко квакать

И лишь мух хватать.

Часто губят нас напрасно,

Не думая о том,

Что Земля – планета наша –

Это наш общий дом.

Почему земноводные нуждаются в охране?

Как вы думаете, в чем значение земноводных?

В заключении нашего знакомства с классом позвоночных, впервые покорившим сушу, хотелось бы сказать о значении земноводных.

Нужно сказать, что человечество сильно обязано лягушке. Именно на этом животном ученые ставят свои опыты, на нем учатся студенты. На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания, в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях, лапки её были долгие годы электроизмерительными приборами физиков. Один из памятников лягушке сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в девятнадцатом столетии. Второй - воздвигнут в Токио студентами-медиками в честь миллионной лягушки, использованной для нужд медицины.

А знаете ли Земноводных, обитающих в нашей области?

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                                         Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).               В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.   Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.                                   Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.       Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД

 - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

 Наше занятие подходит к завершению.  

Предлагает выполнить задание

Метод «Синквейн»

В заключение нашего урока предлагаю вам, ребята, выразить свое отношение к земноводным в особой форме, т.е. составить синквейн  по понятию «Амфибии».

А теперь вернёмся к нашей таблице и заполним колонку «Что узнал?»

А что вы можете сказать о своём отношении к лягушкам? (Возвращение к записи на доске)

Закончить наш урок мне хочется таким стихотворением:

Лягушек спросили:

- О чем вы поете? Ведь вы же, простите, сидите в болоте.

Лягушки сказали:

- О том и поем, как чист и прозрачен родной водоем!

Спасибо за урок!

Составляют синквейн:

Земноводные.

Голые, беззащитные.

Квакают, питаются, размножаются.

Первые наземные животные!

Амфибии.

Учащиеся обобщают и делают выводы по уроку.

Заполняют таблицу.

Устно высказывают своё мнение об уроке.

Сравнивают свои ощущения в начале урока с ощущениями в конце урока.

Слушают стихотворение, делают выводы.

Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать свои результаты деятельности и своё поведение.

Умение понимать причины успеха и неудачи.

Оценивают правильность выполненных действий.

Личностные УУД: привитие любви к природе и бережного отношения к живым организмам.

Познавательные УУД: участвуют в обсуждении. Осознанно строят выводы.

Коммуникативные УУД: выражают собственное мнение о работе и полученном результате, приходят к общему мнению в совместной деятельности

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

- создать кроссворд по теме

-выучить параграф учебника

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

 - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            

   

Литература

   

  1. Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология. 7 класс.
  2. Контрольно – измерительные материалы. Биология: 8 класс/ Сост. Е.В. Мулловская.- М.:ВАКО, 2011.- 112 с.
  3. Касаткина Н. А. Биология 6-7 класс. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия:- Волгоград: Учитель, 2005.- 154 с.
  4. 6. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 224 с.
  5. 7.  Журнал «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), № 42, 2004 год.
  6. https://infourok.ru/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii_po_teme-380401.htm
  7. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/521228/

                                                                               

     

                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....

План урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"

Представлены краткий план урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"...

План урока биологии по теме:" Реализация наследственной информации в клетке"

Предназначен для учителей, работающих по учебникуВ.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень....

План урока Биология -наука о живой природе

План урока       Биология -наука о живой природе...

план урока биологии в 8 классе

обобщающий урок по теме "Нервная система" по УМК Сонин...

План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)

Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....