Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (5 класс)

Алдын-оол Марта Хомушкуевна

Рабочая программа по биологии, 5 класс. По учебнику В.В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_5_kl.odt35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Н.С. Конгара с. Бай-Тал

Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

естественно-математического цикла

Протокол №       от ___________

Руководитель ШМО

Иргит А.К.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________Кужугет А.Ш

«___»__________ 2020    г

УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ СОШ

им. Н.С. Конгара с. Бай-Тал

Приказ от _______ № _____

___________Конгар Б.С.

                                                       Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

учебного курса  «Биология»

Класс: ___5___

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок  реализации программы -2020/2021 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – __35__ ч/год;  __1_ч/неделю

Программа   составлена  на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).

Учебник _ Автор В.В.Пасечник  « Биология. 5 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

                                                                         2020 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  разработана в соответствии  с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования        и науки Российской Федерации  от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным  приказом Министерства        образования        и науки  Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования        и   науки  Российской  Федерации от 31.12.2015 №1576;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным,  приказом Министерства        образования        и науки   Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования        и     науки        Российской Федерации  от 31.12.2015 №1577;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным  приказом Министерства        образования        и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования        и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Учебным планом Школы;
  • Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
  • Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  Примерной программы основного общего образования,  программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев,  Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 г.

В учебном плане МБОУ СОШ им. Н.С. Конгара с. Бай-Тал на 2018-2019 учебный год  отведено для обязательного изучения предмета биология в 5 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю).    

Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:

  составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;  

 работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

 составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

 выполнять лабораторные работы под руководством учителя;  

 оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

  под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  получать биологическую информацию из разных источников;

 определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;  

 анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

 сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;  

  находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

 оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

 определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

 характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

 определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;  

 работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

  давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;

  отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

 находить отличия съедобных грибов и ядовитых;

 объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.

  давать общую характеристику растительного царства;

 давать характеристику основных группам растений;

 объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Ученик получит возможность учиться:

 • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

 • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

 (экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

• выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»

 Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

 овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

 сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

 К метапредметным результатам обучения относятся:

  овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

  освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами обучения являются:

 В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.

 В познавательной сфере:

 – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;

- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;

- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.

 В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

 В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.

  В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.

 В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета «Биология 5 класс»

Введение (6 часов)

  • Биология – наука о живой природе.
  • Биологические науки и объекты их изучения.
  • Значение биологов для развития отраслей народного хозяйства и охраны природы.
  • Методы исследования в биологии.
  • Биосфера – живая оболочка планеты, границы биосферы.
  • Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные и Грибы.
  • Признаки и свойства живых организмов.
  • Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная.
  • Приспособления организмов к обитанию в различных средах.
  • Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
  • Влияние экологических факторов на живые организмы.

Основные понятия:

  • биология,
  • биосфера,
  • границы биосферы,
  • экология,
  • методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент),
  • царства живой природы (Бактерии, Растения, Животные, Грибы),
  • признаки и свойства живого (клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие),
  • среды обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная).

Практическая работа №1 «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью».

Глава 1. Клеточное строение организмов (6 часов)

  • Увеличительные приборы (лупа, микроскоп).
  • Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.
  • Клетка.
  • Особенности строения растительной клетки, её части и органоиды.
  • Химический состав клетки (неорганические и органические вещества).
  • Роль химических веществ в клетке.
  • Процессы жизнедеятельности клетки.
  • Ткань.
  • Типы тканей растительного организма и их функции.

Основные понятия:

  • клетка,
  • оболочка,
  • цитоплазма,
  • ядро,
  • ядрышко,
  • вакуоли,
  • пластиды,
  • хлорофилл,
  • неорганические вещества,
  • органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты),
  • межклеточники,
  • межклеточное вещество,
  • движение цитоплазмы,
  • хромосомы,
  • типы растительных тканей (образовательные, механические, покровные, проводящие, основные).

Персоналии:

  • Роберт Гук,
  • Марчелло Мальпиги,
  • Неемия Грю.

Лабораторные работы:

  • Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами».
  • Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
  • Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
  • Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Глава 2. Царство Бактерии (3 часа)

  • Строение бактериальной клетки.
  • Отличия бактериальной клетки от клетки растений.
  • Формы бактериальных клеток.
  • Особенности питания и размножения бактерий.
  • Спорообразование.
  • Причины широкого распространения бактерий на планете.
  • Значение бактерий в природе и жизни человека.

Основные понятия:

  • бактерии,
  • сине-зелёные (цианобактерии),
  • сапрофиты,
  • паразиты,
  • спора бактерий,
  • клубеньковые бактерии,
  • симбиоз,
  • болезнетворные бактерии,
  • эпидемия.

Глава 3. Царство Грибы (5 часов)

  • Особенности строения грибов.
  • Отличия клетки грибов от бактериальных клеток и клеток растений.
  • Питание и размножение грибов.
  • Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов.
  • Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
  • Правила сбора грибов.
  • Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
  • Дрожжи.
  • Плесневые грибы.
  • Значение дрожжей и плесневых грибов в природе и жизни человека.
  • Грибы-паразиты.
  • Значение паразитических грибов в природе и жизни человека.
  • Методы борьбы с грибами-паразитами.

Основные понятия:

  • грибница (мицелий),
  • гифы,
  • шляпочные грибы (пластинчатые и трубчатые),
  • микориза,
  • симбиоз,
  • ядовитые грибы,
  • съедобные грибы,
  • плесневые грибы (мукор и пеницилл, дрожжи),
  • спорангии,
  • паразитизм,
  • грибы-паразиты (головня, спорынья, гриб-трутовик).

Лабораторные работы:

  • Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
  • Лабораторная работа №16«Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей».

Глава 4. Царство Растения (13 часов)

  • Ботаника – наука о растениях.
  • Особенности строения растительной клетки.
  • Высшие и низшие растения.
  • Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей.
  • Многообразие водорослей.
  • Среда обитания водорослей.
  • Значение водорослей в природе и жизни человека.
  • Особенности строения лишайников.
  • Распространение лишайников.
  • Формы слоевищ лишайников: накипная, листовая, кустистая.
  • Значение лишайников в природе и жизни человека.
  • Мхи.
  • Особенности строения мхов.
  • Многообразие мхов.
  • Среда обитания мхов.
  • Значение мхов в природе и жизни человека.
  • Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека.
  • Голосеменные, их строение, распространение, многообразие, значение в природе и жизни человека.
  • Цветковые растения, их строение и многообразие.
  • Распространение цветковых (покрытосеменных) растений.
  • Значение цветковых растений в природе и жизни человека.
  • Происхождение растений.
  • Основные этапы развития растительного мира.
  • Охрана растений.

Основные понятия:

  • ботаника,
  • низшие растения,
  • высшие растения,
  • слоевище (таллом),
  • водоросли,
  • хроматофор,
  • ризоиды,
  • лишайники,
  • лишайники по форме слоевища (накипные, листоватые, кустистые),
  • мох,
  • спора,
  • высшие споровые растения,
  • сперматозоид,
  • яйцеклетка,
  • плауны,
  • хвощи,
  • папоротники,
  • вайи,
  • корневище,
  • спорангии,
  • голосеменные,
  • семя,
  • высшие семенные растения,
  • женская шишка,
  • мужская шишка,
  • покрытосеменные (цветковые),
  • цветок,
  • плод,
  • растения (однолетние, двулетние, многолетние),
  • жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы),
  • палеонтология,
  • палеоботаника,
  • риниофиты.

Лабораторные работы:

  • Лабораторная работа №7 «Изучение особенностей строения зелёных водорослей».
  • Лабораторная работа №8«Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов).
  • Лабораторная работа №9 Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника».
  • Лабораторная работа №10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов».
  • Заключение  ( 2 часа )

Контрольная работа № 1 по теме «Царство Растения».                        

                             

                             

 

Тематическое планирование

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

(в соответствии со спецификой предмета, курса)

Практическая часть

(в соответствии со спецификой предмета, курса)

1

Введение

6

П.р.№1

2

Клеточное строение организмов

6

Л.р.№1,2,3,4

3

Царство Бактерии

3

4

Царство Грибы

5

Л.р.№5,6

5

Царство Растения

13

Л.р.№7,8,9,10

6  

Заключение

2

1

Итого:

35

1

10

Приложение к программе

по предмету «Биология 5 класс»

                           Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока.

  Д.з.

Дата

по плану

Дата

по факту

Введение  (6 часов)

1.

Биология - наука о живой природе.

§1

2

Методы исследования в биологии.

§2

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

§3

4

Среды обитания организмов.

§4

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

§5

6

Повторение.

§1-5

Глава1.Клеточное строение организмов ( 6 часов)

7

Устройство увеличительных приборов.

§6

8

Строение клетки.

§7

9

Химический состав клетки.

§8

10

Жизнедеятельность клетки , её деление и рост.

§9

11

Ткани.

§10

12

Повторение.

§6-10

Глава 2.Царство бактерий ( 3 часа )

13

Строение и жизнедеятельность бактерий

§11

14

Роль бактерий в природе и жизни человека.

§12

15

Повторение.

§11-12

Глава 3. Царство грибы ( 5 часов )

16

Общая характеристика грибов.

§13

17

Шляпочные грибы

§14

18

Плесневые грибы и дрожжи

§15

19

Грибы-паразиты

§16

20

Повторение.

§13-16

Глава 4. Царство растений (13 часов )

21

Разнообразие, распространение, значение растений

§17

22

Водоросли

§18

23

Лишайники

§19

24

Мхи

§20

25

Плауны. Хвощи. Папоротники

§21

26

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека

§17-21

27

Голосеменные

§22

28

Многообразие голосеменных

§22

29

Покрытосеменные или Цветковые

§23

30

Многообразие покрытосеменных

§23

31

Происхождение растений

§24

32

Основные этапы развития растительного мира.

§Записи

33

Повторение

§17-24

Заключение ( 2 часа )

34

Подготовка к контрольной работе работе № 1 по теме: «Царство Растения»

35

Контрольная работа № 1 по теме: «Царство Растения»

§


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...