Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии, 5 класс. По учебнику В.В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_5_kl.odt | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Н.С. Конгара с. Бай-Тал
Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО естественно-математического цикла Протокол № от ___________ Руководитель ШМО Иргит А.К. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Кужугет А.Ш «___»__________ 2020 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ им. Н.С. Конгара с. Бай-Тал Приказ от _______ № _____ ___________Конгар Б.С. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Биология»
Класс: ___5___
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы -2020/2021 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – __35__ ч/год; __1_ч/неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).
Учебник _ Автор В.В.Пасечник « Биология. 5 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
- Учебным планом Школы;
- Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
В основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 г.
В учебном плане МБОУ СОШ им. Н.С. Конгара с. Бай-Тал на 2018-2019 учебный год отведено для обязательного изучения предмета биология в 5 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:
∙ составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
∙ работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
∙ составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
∙ выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
∙ оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
∙ под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
∙ получать биологическую информацию из разных источников;
∙ определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
∙ анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
∙ сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
∙ находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
∙ оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
∙ определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
∙ характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
∙ определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;
∙ работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
∙ давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;
∙ отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
∙ находить отличия съедобных грибов и ядовитых;
∙ объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.
∙ давать общую характеристику растительного царства;
∙ давать характеристику основных группам растений;
∙ объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Ученик получит возможность учиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях
(экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
• выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
∙ знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
∙ сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
∙ овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
∙ сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
К метапредметным результатам обучения относятся:
∙ овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
∙ освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
∙ формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
∙ способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
∙ развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами обучения являются:
∙ В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
∙ В познавательной сфере:
– расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;
- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;
- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
∙ В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
∙ В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
∙ В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.
∙ В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета «Биология 5 класс»
Введение (6 часов)
- Биология – наука о живой природе.
- Биологические науки и объекты их изучения.
- Значение биологов для развития отраслей народного хозяйства и охраны природы.
- Методы исследования в биологии.
- Биосфера – живая оболочка планеты, границы биосферы.
- Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные и Грибы.
- Признаки и свойства живых организмов.
- Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная.
- Приспособления организмов к обитанию в различных средах.
- Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
- Влияние экологических факторов на живые организмы.
Основные понятия:
- биология,
- биосфера,
- границы биосферы,
- экология,
- методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент),
- царства живой природы (Бактерии, Растения, Животные, Грибы),
- признаки и свойства живого (клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие),
- среды обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная).
Практическая работа №1 «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью».
Глава 1. Клеточное строение организмов (6 часов)
- Увеличительные приборы (лупа, микроскоп).
- Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.
- Клетка.
- Особенности строения растительной клетки, её части и органоиды.
- Химический состав клетки (неорганические и органические вещества).
- Роль химических веществ в клетке.
- Процессы жизнедеятельности клетки.
- Ткань.
- Типы тканей растительного организма и их функции.
Основные понятия:
- клетка,
- оболочка,
- цитоплазма,
- ядро,
- ядрышко,
- вакуоли,
- пластиды,
- хлорофилл,
- неорганические вещества,
- органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты),
- межклеточники,
- межклеточное вещество,
- движение цитоплазмы,
- хромосомы,
- типы растительных тканей (образовательные, механические, покровные, проводящие, основные).
Персоналии:
- Роберт Гук,
- Марчелло Мальпиги,
- Неемия Грю.
Лабораторные работы:
- Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами».
- Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
- Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
- Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Глава 2. Царство Бактерии (3 часа)
- Строение бактериальной клетки.
- Отличия бактериальной клетки от клетки растений.
- Формы бактериальных клеток.
- Особенности питания и размножения бактерий.
- Спорообразование.
- Причины широкого распространения бактерий на планете.
- Значение бактерий в природе и жизни человека.
Основные понятия:
- бактерии,
- сине-зелёные (цианобактерии),
- сапрофиты,
- паразиты,
- спора бактерий,
- клубеньковые бактерии,
- симбиоз,
- болезнетворные бактерии,
- эпидемия.
Глава 3. Царство Грибы (5 часов)
- Особенности строения грибов.
- Отличия клетки грибов от бактериальных клеток и клеток растений.
- Питание и размножение грибов.
- Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов.
- Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
- Правила сбора грибов.
- Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
- Дрожжи.
- Плесневые грибы.
- Значение дрожжей и плесневых грибов в природе и жизни человека.
- Грибы-паразиты.
- Значение паразитических грибов в природе и жизни человека.
- Методы борьбы с грибами-паразитами.
Основные понятия:
- грибница (мицелий),
- гифы,
- шляпочные грибы (пластинчатые и трубчатые),
- микориза,
- симбиоз,
- ядовитые грибы,
- съедобные грибы,
- плесневые грибы (мукор и пеницилл, дрожжи),
- спорангии,
- паразитизм,
- грибы-паразиты (головня, спорынья, гриб-трутовик).
Лабораторные работы:
- Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
- Лабораторная работа №16«Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей».
Глава 4. Царство Растения (13 часов)
- Ботаника – наука о растениях.
- Особенности строения растительной клетки.
- Высшие и низшие растения.
- Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей.
- Многообразие водорослей.
- Среда обитания водорослей.
- Значение водорослей в природе и жизни человека.
- Особенности строения лишайников.
- Распространение лишайников.
- Формы слоевищ лишайников: накипная, листовая, кустистая.
- Значение лишайников в природе и жизни человека.
- Мхи.
- Особенности строения мхов.
- Многообразие мхов.
- Среда обитания мхов.
- Значение мхов в природе и жизни человека.
- Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека.
- Голосеменные, их строение, распространение, многообразие, значение в природе и жизни человека.
- Цветковые растения, их строение и многообразие.
- Распространение цветковых (покрытосеменных) растений.
- Значение цветковых растений в природе и жизни человека.
- Происхождение растений.
- Основные этапы развития растительного мира.
- Охрана растений.
Основные понятия:
- ботаника,
- низшие растения,
- высшие растения,
- слоевище (таллом),
- водоросли,
- хроматофор,
- ризоиды,
- лишайники,
- лишайники по форме слоевища (накипные, листоватые, кустистые),
- мох,
- спора,
- высшие споровые растения,
- сперматозоид,
- яйцеклетка,
- плауны,
- хвощи,
- папоротники,
- вайи,
- корневище,
- спорангии,
- голосеменные,
- семя,
- высшие семенные растения,
- женская шишка,
- мужская шишка,
- покрытосеменные (цветковые),
- цветок,
- плод,
- растения (однолетние, двулетние, многолетние),
- жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы),
- палеонтология,
- палеоботаника,
- риниофиты.
Лабораторные работы:
- Лабораторная работа №7 «Изучение особенностей строения зелёных водорослей».
- Лабораторная работа №8«Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов).
- Лабораторная работа №9 Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника».
- Лабораторная работа №10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов».
- Заключение ( 2 часа )
Контрольная работа № 1 по теме «Царство Растения».
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практическая часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) |
1 | Введение | 6 | П.р.№1 | |
2 | Клеточное строение организмов | 6 | Л.р.№1,2,3,4 | |
3 | Царство Бактерии | 3 | ||
4 | Царство Грибы | 5 | Л.р.№5,6 | |
5 | Царство Растения | 13 | Л.р.№7,8,9,10 | |
6 | Заключение | 2 | 1 | |
Итого: | 35 | 1 | 10 |
Приложение к программе
по предмету «Биология 5 класс»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Д.з. | Дата по плану | Дата по факту |
Введение (6 часов) | ||||
1. | Биология - наука о живой природе. | §1 | ||
2 | Методы исследования в биологии. | §2 | ||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | §3 | ||
4 | Среды обитания организмов. | §4 | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | §5 | ||
6 | Повторение. | §1-5 | ||
Глава1.Клеточное строение организмов ( 6 часов) | ||||
7 | Устройство увеличительных приборов. | §6 | ||
8 | Строение клетки. | §7 | ||
9 | Химический состав клетки. | §8 | ||
10 | Жизнедеятельность клетки , её деление и рост. | §9 | ||
11 | Ткани. | §10 | ||
12 | Повторение. | §6-10 | ||
Глава 2.Царство бактерий ( 3 часа ) | ||||
13 | Строение и жизнедеятельность бактерий | §11 | ||
14 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | §12 | ||
15 | Повторение. | §11-12 | ||
Глава 3. Царство грибы ( 5 часов ) | ||||
16 | Общая характеристика грибов. | §13 | ||
17 | Шляпочные грибы | §14 | ||
18 | Плесневые грибы и дрожжи | §15 | ||
19 | Грибы-паразиты | §16 | ||
20 | Повторение. | §13-16 | ||
Глава 4. Царство растений (13 часов ) | ||||
21 | Разнообразие, распространение, значение растений | §17 | ||
22 | Водоросли | §18 | ||
23 | Лишайники | §19 | ||
24 | Мхи | §20 | ||
25 | Плауны. Хвощи. Папоротники | §21 | ||
26 | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека | §17-21 | ||
27 | Голосеменные | §22 | ||
28 | Многообразие голосеменных | §22 | ||
29 | Покрытосеменные или Цветковые | §23 | ||
30 | Многообразие покрытосеменных | §23 | ||
31 | Происхождение растений | §24 | ||
32 | Основные этапы развития растительного мира. | §Записи | ||
33 | Повторение | §17-24 | ||
Заключение ( 2 часа ) | ||||
34 | Подготовка к контрольной работе работе № 1 по теме: «Царство Растения» | |||
35 | Контрольная работа № 1 по теме: «Царство Растения» | § |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...