Зеленая лаборатория
рабочая программа по биологии (5 класс)
Модуль на 17 часов для обеобразвовательных школ по биологии "Зеленая Лаборатория"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenaya_laboratoriya_5.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 6 « 30 » мая 2018г. | «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол № 11 « 30» мая 2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № 258 «05» июня 2018г |
Рабочая программа
модуля по выбору
«Зеленая лабоатория»
5-А, 5-Б, 5-И, 5-К классы
Учитель: Томилова Анна Сергеевна
Калининград
2018
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы:
Рабочая программа модуля по выбору "Зеленая лаборатория" для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. и 31.12.2015 г.).
В программе учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации биологического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
Цель рабочей программы:
- углубить и расширить знания учащихся о молекулярном, субклеточном и клеточном уровнях организации живых систем.
Задачи рабочей программы:
- приобретение знаний о строении и химическом составе клетки, функциях органоидов и роли органических и неорганических веществ в клетке;
- овладение умениями применять биологические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья;
- развитие универсальных учебных действий через систему заданий;
- формирование научной картины мира.
Рабочая программа реализуется в 5 классах.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчета 1 час в неделю в течении полугодия.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
- Итоговый проект по освоении программы модуля
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
Обучающиеся 5 класса научатся:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Обучающиеся 5 класса получат возможность научится:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- владение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
- • необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- 2. В ценностно-ориентационной сфере:
- • знание основных правил поведения в природе;
- • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- 3. В сфере трудовой деятельности:
- • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Школьные микроскопы, бинокль, наборы для микроскопирования.
Биология. Элективные курсы 5-11 классы. О. Е. Аверчинкова. - Айрис Пресс, 2007.
2. Биология и экология. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся. М.В. Высоцкая. – Учитель, 2008.
3. «Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. А.В. Леонтович, А.С. Саввичев. – Вако, 2016.
4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Е.В. Тяглова. - Глобус, 2008.
5. Мониторинг природной среды. Т.А. Попова. - М., 2005.
6. Методика организации и проведения экологических экскурсий. И.В. Хомутова. - М., 2002.
7. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы. Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – 5 за знания, 2005.
8. Полевой практикум по экологии. А.А. Семенов, В.М. Астафьев, З.И.Чердымова. – Тайдекс Ко, 2004.
9. Школьный практикум «Следим за окружающей средой нашего города». С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева. – Владос, 2001.
10. Школьный практикум. - Экология. В.В. Пасечник. М., 2002.
11. Электив - 5: «Физика, Химия, Биология». С. В. Дендебер, О. В Ключникова, Т. В. Иванникова и др. - 5 за знания, 2005.
12. Экологический практикум школьника учебная литература. С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущева. - Учебная литература, 2006
Содержание учебного предмета, курса.
Раздел 1 (17 ч)
- Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое (1 ч)
- Почувствуй себя цитологом(1 ч)
- Почувствуй себя гистологом(1 ч)
- Почувствуй себя орнитологом (2ч)
- Почувствуй себя ботаником (2ч)
- Почувствуй себя микологом(1 ч)
- Почувствуй себя экологом(1 ч)
- Правила поведения в лесу. (1 ч)
- Берегите природу родного края! (1 ч)
- Почувствуй себя следопытом(1 ч)
- Удивительные растения природы. Примечательные чужеземцы. (1 ч)
- Ядовитые растения. Легенды(1 ч)
- Участие в проекте «Весна Идет» (1 ч)
- Роль комнатных растений в жизни человека. (1 ч)
- Озеленение классных комнат(1 ч)
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
1 | Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое | 1 | |
2 | Почувствуй себя цитологом | 1 | |
3 | Почувствуй себя гистологом | 1 | |
4,5 | Почувствуй себя орнитологом | 2 | |
6,7 | Почувствуй себя ботаником | 2 | |
8 | Почувствуй себя микологом | 1 | |
9 | Почувствуй себя экологом | 1 | |
10 | Правила поведения в лесу. | 1 | |
11 | Берегите природу родного края! | 1 | |
12 | Почувствуй себя следопытом | 1 | |
13 | Удивительные растения природы. Примечательные чужеземцы. | 1 | |
14 | Ядовитые растения. Легенды. | 1 | |
15 | Участие в проекте «Весна Идет» | 1 | |
16 | Роль комнатных растений в жизни человека. | 1 | |
17 | Озеленение классных комнат | 1 | |
Итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Зеленая лаборатория"
В соответсвии с требованиями ФГОСа образовательным учреждениям необходимо организовывать помимо учебной деятельности и внеурочную работу. Это является достаточно сложной профес...
Рабочая программа по учебному курсу «Зеленая лаборатория» 6 «А», 6 «Б» классы на 2014-2015 учебный год
Программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, руководствуясь содержанием примерной программы основного общего образования п...
Программа внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»
Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе.Одним из важнейших треб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 класса «Зеленая лаборатория»
Пояснительная записка к рабочей программе курса Программа рассчитана на учебный год, является дополнением одного часа по базисному плану. В условиях перехода Российского образования на ФГ...
Программа кружка "Зеленая лаборатория"
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовател...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"
В условиях современного мира человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые ставят будущее безоблачное существование всех людей на Земле под вопрос. Такие организации, как О...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»
Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...