Зеленая лаборатория
рабочая программа по биологии (5 класс)

Модуль на 17 часов для обеобразвовательных школ по биологии "Зеленая Лаборатория"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenaya_laboratoriya_5.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол  №  6  

« 30 »   мая   2018г.

«СОГЛАСОВАНО»

 на заседании ПС

протокол № 11

« 30» мая   2018г.

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

по школе № 258

«05» июня   2018г

                               

Рабочая программа

модуля по выбору

 «Зеленая лабоатория»

5-А, 5-Б, 5-И, 5-К классы

Учитель: Томилова Анна Сергеевна

Калининград

2018

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы:

Рабочая программа модуля по выбору "Зеленая лаборатория" для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. и 31.12.2015 г.).  

В программе учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации биологического  образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Цель рабочей программы:

  1. углубить и расширить знания учащихся о молекулярном, субклеточном и клеточном уровнях организации живых систем.

Задачи рабочей программы:

  1. приобретение знаний о строении и химическом составе клетки, функциях органоидов и роли органических и неорганических веществ в клетке;
  2. овладение умениями применять биологические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья;
  3. развитие универсальных учебных действий через систему заданий;
  4. формирование научной картины мира.

Рабочая программа реализуется в 5 классах.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчета 1 час в неделю в течении полугодия.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:

  1. Итоговый проект по освоении программы модуля

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:

Обучающиеся 5 класса научатся:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Обучающиеся 5 класса получат возможность научится:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой  природы;  интеллектуальных  умений  (доказывать,  строить  рассуждения, анализировать, сравнивать,  делать  выводы  и  другое),  эстетического  отношения  к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • владение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  • • необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • • классификация  —  определение  принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • 2. В ценностно-ориентационной сфере:
  • • знание основных правил поведения в природе;
  • • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
  • 3. В сфере трудовой деятельности:
  • • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Школьные микроскопы, бинокль, наборы для микроскопирования.

 Биология. Элективные курсы 5-11 классы. О. Е. Аверчинкова. - Айрис Пресс, 2007.

2. Биология и экология. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся. М.В. Высоцкая. – Учитель, 2008.

3. «Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. А.В. Леонтович, А.С. Саввичев. – Вако, 2016.

4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Е.В. Тяглова. - Глобус, 2008.

5. Мониторинг природной среды. Т.А. Попова. - М., 2005.

6. Методика организации и проведения экологических экскурсий. И.В. Хомутова. - М., 2002.

7. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы. Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – 5 за знания, 2005.

8. Полевой практикум по экологии. А.А. Семенов, В.М. Астафьев, З.И.Чердымова. – Тайдекс Ко, 2004.

9. Школьный практикум «Следим за окружающей средой нашего города». С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева. – Владос, 2001.

10. Школьный практикум. - Экология. В.В. Пасечник. М., 2002.

11. Электив - 5: «Физика, Химия, Биология». С. В. Дендебер, О. В Ключникова, Т. В. Иванникова и др. - 5 за знания, 2005.

12. Экологический практикум школьника учебная литература. С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущева. - Учебная литература, 2006

Содержание учебного предмета, курса.

Раздел 1 (17 ч)

  • Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое (1 ч)
  • Почувствуй себя цитологом(1 ч)
  • Почувствуй себя гистологом(1 ч)
  • Почувствуй себя орнитологом (2ч)
  • Почувствуй себя ботаником (2ч)
  • Почувствуй себя микологом(1 ч)
  • Почувствуй себя экологом(1 ч)
  • Правила поведения в лесу. (1 ч)
  • Берегите природу родного края! (1 ч)
  • Почувствуй себя следопытом(1 ч)
  • Удивительные  растения природы. Примечательные чужеземцы. (1 ч)
  • Ядовитые растения. Легенды(1 ч)
  • Участие в проекте «Весна Идет» (1 ч)
  • Роль комнатных растений в жизни человека. (1 ч)
  • Озеленение классных комнат(1 ч)

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

1

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое

1

2

Почувствуй себя цитологом

1

3

Почувствуй себя гистологом

1

4,5

Почувствуй себя орнитологом

2

6,7

Почувствуй себя ботаником

2

8

Почувствуй себя микологом

1

9

Почувствуй себя экологом

1

10

Правила поведения в лесу.

1

11

Берегите природу родного края!

1

12

Почувствуй себя следопытом

1

13

Удивительные  растения природы. Примечательные чужеземцы.

1

14

Ядовитые растения. Легенды.

1

15

Участие в проекте «Весна Идет»

1

16

Роль комнатных растений в жизни человека.

1

17

Озеленение классных комнат

1

Итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Зеленая лаборатория"

В соответсвии с требованиями ФГОСа образовательным учреждениям необходимо организовывать помимо учебной деятельности и внеурочную работу.  Это  является  достаточно сложной  профес...

Рабочая программа по учебному курсу «Зеленая лаборатория» 6 «А», 6 «Б» классы на 2014-2015 учебный год

Программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, руководствуясь содержанием примерной программы основного общего образования п...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе.Одним из важнейших треб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 класса «Зеленая лаборатория»

Пояснительная записка к рабочей программе курса  Программа рассчитана на учебный год, является дополнением одного часа по базисному плану. В условиях перехода Российского образования на ФГ...

Программа кружка "Зеленая лаборатория"

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовател...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"

В условиях современного мира человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые ставят будущее безоблачное существование всех людей на Земле под вопрос. Такие организации, как О...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...