Программа кружка "Зеленая лаборатория"
рабочая программа по биологии (5, 6 класс) на тему
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся умению полно и точно выражать мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Программа органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объёмом знаний о живой природе, тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных дисциплин.
Материал курса подобран с учетом возраста и интересов учащихся и выстраивается на основе деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 34 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Зеленая лаборатория»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Она способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к новому виду деятельности, желанию активно в нем участвовать, в продуктивном умении самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель данного курса:
- формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности и умений, связанных с выполнением учебного исследования.
Задачи:
- развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;
- формировать знания и умения о методах научного познания природы;
- формировать бережное и грамотное отношение к растительному миру;
- учиться наблюдать, описывать и анализировать полученные результаты;
- формировать УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся умению полно и точно выражать мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Программа органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объёмом знаний о живой природе, тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных дисциплин.
Материал курса подобран с учетом возраста и интересов учащихся и выстраивается на основе деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 34 час.
№ | Раздел | Кол-во часов |
| Введение | 2 |
1 | Какие органы есть у растений | 5 |
2 | Из чего же, из чего же сделаны наши растения? | 6 |
3 | Семя и проростки. | 6 |
4 | Питание растений | 4 |
5 | Цветок | 5 |
6 | Микромир растений. | 5 |
Подведение итогов. | 1 |
Программа курса
Введение - 2 час. Знакомство с кабинетом биологии, правилами поведения в кабинете, оборудованием для лабораторных работ. Устройство микроскопа. Экскурсия «Многообразие растений в природе».
1.Какие органы есть у растений - 5часа
Органы растения: корень, стебель, лист, цветок, их многообразие, значение в жизни человека.
2. Из чего же, из чего же сделаны наши растения? -6 час.
Состав семян. Минеральные вещества. Правда о воде. Значение воды для организмов. Профессии воды. Живая и мертвая вода. Органические вещества: белки, жиры, углеводы.
Определение рH воды из разных источников.
3. Семя и проростки – 6час.
Многообразие семян. Загадки, пословицы, песни о семенах.
Строение семени фасоли.
Дыхание семян.
Условия, необходимые для прорастания семян.
Влияние загрязнений (соль, сахар, нефть, уксус) на прорастание семян.
Глубина заделки семян.
Влияние минеральных удобрений на рост проростков
4. Питание растений – 4 час.
Почвенное и воздушное питание. Фотосинтез. Роль фотосинтеза в природе.
5. Цветок – 5 час.
Многообразие цветков. Строение цветка. Книга рекордов Гиннеса. Легенды о цветах и цветках. Соцветия. Определение соцветий.
6. Микромир растений – 5час.
Устройство микроскопа. Строение растительных клеток.
Клеточное строение стебля.
Клеточное строение листа.
Клеточное строение корня.
Подведение итогов – 1 час.
Тематическое планирование уроков
№ | Тема занятия | Вид деятельности | Планируемые результаты | |||
Введение 2 час. | ||||||
1 | Знакомство с кабинетом биологии, оборудованием, правилами ТБ, Знакомство с «Лабораторией ученика» | Ознакомление с лабораторным оборудованием кабинета биологии. | Уметь пользоваться лаб. Оборудованием, соблюдать технику безопасности. | |||
2 | Работа с микроскопом. | Познакомиться со строением микроскопа. | Аккуратность в работе с оборудованием, соблюдение ТБ. | |||
Какие органы есть у растений – 5 час. | ||||||
1 | Почему растения не падают. Многообразие корней (придаточные, воздушные, ходульные и т.д.) Съедобные корни | Л.р. «Виды корней». Работа с гербарным материалом. Презентация «Многообразие корней» Л.р. «Знакомство с корнеплодами» | Сравнивать, наблюдать, констатировать факты. Объяснять значение корней в жизни человека. | |||
2 | Стебель, его функции. Почему стебель гниет с сердцевины | Л.р. «Многообразие стеблей». Презентация «Стебель растения». Л.р. «Спилы деревьев». | Учиться анализировать, ставить проблему и находить пути решения | |||
3 | Зеленая фабрика растений. Какие бывают листья. | Работа с комнатными растениями, гербарным материалом. | Наблюдать, сравнивать, делать умозаключения. Навыки работы с интернетом | |||
4 | Зачем растениям почки? Листовые и цветочные почки. | П.р. «Строение почки тополя, комнатных растений» | Работать с лабораторным оборудованием, соблюдать ТБ, сравнивать. | |||
5 | «Природы мудрые советы» | Подготовка и проведение викторины. | Развивать кругозор учащихся и интерес к предмету. | |||
Из чего же, из чего же сделаны наши растения? -6 час. | ||||||
1 | Химический состав растений. Неорганические и органические вещества в составе семян. | Л.р. «Определение в семенах белков, жиров и углеводов».Л.р. «Сжигание семян пшеницы». | Уметь работать с лаб. Оборудованием4 находить проблему, пути решения. | |||
2-3 | Вода. Значение воды для организмов. Профессии воды. | Презентация о живой и мертвой воде. Доклад о живой и мертвой воде. | Уметь работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. | |||
4 | Определение рH воды из разных источников. | П.р. «Определение рH воды». | Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы. | |||
5-6 | Какая вода нужна растениям. | П.р. «Влияние кипяченой и проточной воды на прорастание семян» | Ставить эксперимент, наблюдать, делать выводы. | |||
Семя и проростки -6 час. | ||||||
1 | Что такое семя. Многообразие семян. Загадки, пословицы, поговорки о семенах. | Л.р. с «Коллекцией семян»; интересные факты о семенах из интернета. | Расширение кругозора учащихся, умения находить нужный материал в разных источниках информации. | |||
2 | Условия, необходимые для прорастания семян. | П.р. «Влияние на прорастание семян холода, света, воздуха» | Уметь ставить эксперимент, наблюдать, аргументировать свою точку зрения. | |||
3 | Влияние загрязнений на прорастание семян. | П.р. «влияние на прорастание соли, сахара, уксуса и нефти». | Уметь организовать свою деятельность, ставить цель, использовать речевые средства для изложения своей позиции. | |||
4 | Глубина заделки семян. | Л.р. «Влияние на прорастание глубины заделки семян в зависимости от их размеров». | Уметь делать выводы на основе эксперимента, приобретать собственный опыт. | |||
5 | Влияние минеральных удобрений на рост растений». | П.р. Влияние на рост растений минеральных удобрений.. | Ставить Эксперимент, находить решения, делать выводы. | |||
6 | Подготовка проекта «Условия, влияющие на рост семян» | Оформить проект. | ||||
Питание растений – 4 час. | ||||||
1 | Почвенное питание растений. | П.р. « Корневое давление». | Ставить эксперимент, наблюдать, делать умозаключения. | |||
2 | Воздушное питание. Фотосинтез. | П.р. «Образование крахмала в листьях на свету» | Прогнозировать результат, объяснять увиденное, делать вывод. | |||
3 | Значение фотосинтеза в природе. | Работа с литературой и материалами интернета. | Отрабатывать навыки работы с литературой и интернетом. | |||
4 | Викторина по т. «Зеленая фабрика» | Занимательный и познавательный материал о растениях. | Систематизация знаний и формирование знаниевых компетенций обучающихся. | |||
Цветок – 27 час. | ||||||
1 | Правда о цветке | Стихотворения, сказки, загадки о цветках. | Прививать интерес к чтению литературы | |||
2 | Зачем цветки собраны в соцветия. | Л.р. «Соцветия». | Отрабатывать навыки самостоятельной работы. | |||
3 | Дружба цветков и насекомых. | Сказка Бианки «Как старик поссорился с совой». | Учиться рассуждать, делать логические выводы. | |||
4 | Необычные цветки | Материал интернета и доп. Литературы. | Находить материал из разных источников. | |||
5 | Разнообразие плодов и их роль в жизни человека. | Работа с книгами, интернетом. | Навыки поиска информации. | |||
Микромир растений – 5 час. | ||||||
1 | Работа с микроскопом. Приготовление препаратов | Л.р.«Работа с готовыми препаратами органов растений» Научиться приготавливать микропрепараты | Закрепить навыки работы с микроскопом. Уметь зарисовывать приготовленные препараты | |||
2 | Клеточное строение стеблей растений. | Л.р. «Ветка липы». | Обобщать, систематизировать полученный материал. | |||
3 | Клеточное строение листьев растений. | Л.р. Приготовление м/пр. листа герани и др. растений. | Определять последовательность действий, уметь корректировать свою работу. | |||
4 | Многообразие клеток. | Л.р. « М/пр.листьев свето- и тенелюбивых растений» | Сравнивать, обобщать, делать выводы, зарисовывать увиденное. | |||
5 | Итоговое. Викторина по т. «Микромир растений». | Обсуждение результатов. | Систематизировать, обобщать и применять полученные знания на практике. | |||
1 | Итоговое |
Требования к учащимся
Учащиеся должны знать:
• особенности клеточного строения растений;
• распознавать и описывать органы цветкового растения;
• функции органов цветкового растения
• описывать процессы, протекающие в растительном организме
• правила поведения в кабинете и природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения за растениями;
• составлять план простейшего исследования;
• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку
• выращивать растение из семян
• проводить пикировку, пересадку, полив растений.
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- развитие исследовательского интереса детей к явлениям в живой природе.
метапредметных результатов:
- умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умением ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;
- оценивать результаты работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
предметных результатов:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений растений к среде обитания;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
в ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
в сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препар.иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
в сфере физической деятельности:
• освоение приемов работы с культурными растениями, ухода за ними.
в эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Проектная лаборатория «Мои жизненные планы»"
Авторская программа для индивидуально-групповых занятий 8-9 класс по профориентационной работе....
рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Общеобразовательная программа кружка «Лаборатория сценического костюма»
Данная программа разработана для учащихся 8-9 классов....
Программа курса лаборатории для обучающихся 6-7 классов «Мой первый видеофильм»
В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач. Да...
Программа творческой лаборатории "Истоки"
Творческая лаборатория «Истоки» – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению г...
Программа "Театральная лаборатория".
Программа «Театральная лаборатория» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...