Конспект урока "Царство Грибы".
план-конспект урока по биологии (5 класс)
конспект урока по теме "Царство Грибы" поможет закрепить материал по данной теме. Игровые упражнения, загадки, вопросы, парввила помогут детям запомнить данный материал легко и непринужденно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby-5.docx | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Царство Грибов.
Цель урока: продиагностировать объем и глубину знаний по изученной теме.
Задачи:
− формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их
жизнедеятельностью;
− формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Ход урока:
I этап. Организационный. Здравствуйте, ребята. Позитивный настрой. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
II этап. Введение в тему.
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте. Листая старый календарь… Вот и я, листая календарь, а за окном осенние деньки, решила отправиться с вами в необыкновенное Царство, где живут живые существа. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделиях и даже на штукатурке в квартире. Кто мне может ответить, что это за существа? (Ответ учеников). Конечно же, это грибы. А путешествовать мы будем под девизом:«Без повторений нет глубины.» Л.Ландау.
II этап- Путешествие
Как вы думаете, почему именно такой девиз? Правильно, вы уже изучили тему «Грибы». Поэтому в ходе путешествия мы проверим, насколько глубоко вы знаете эту тему, как вы умеете анализировать, сравнивать, обобщать и творчески решать различные задачи. К тому же данная тема имеет большое значение, очень важно для каждого разбираться в грибах, а знания по этой теме пригодятся при сдаче ЕНТ.
Друзья! В путь. Но что это? (черный слайд) У нас возникла проблема, Царь Грибного Царства желает устроить нам испытание, прежде чем мы вступим в его владения.
…когда еще издали увидишь его - забудешь все. Все будет, как если бы вместо разных духовых инструментов или гармоний заиграла вдруг скрипка. И просто, и ни с чем не сравнимо! Да, это царь грибов. Это маленький шедевр природы!”. В. СолоухинТак кто же это? Белый гриб.
Задание 1: Работа с понятиями (сформулируйте определение следующим понятиям
Задание 2: Зарисовать гриб, обозначить его части
Наше путешествие начинается со страны Плесневых Грибов. Какая это страна? Маленькая с маленькими жителями. Насколько хорошо вы знакомы с ними, мы сейчас узнаем.
Исторический факт. В 1960 году в Великобритании в течение трех месяцев погибло 100 тысяч индюшек. Не сразу удалось установить причину. Оказалось, что корм, которым кормили индюшек, был заражен... чем? аспергиллом.
Видя пятна плесени, на книжных переплетах мы с уверенностью можем сказать это тоже аспергилл. Однако человек сумел использовать аспергиллы и в своих целях. Пищу многих народов Дальнего Востока, например Китая, невозможно представить без постоянной приправы – соевого соуса. "Закваской" этого продукта является аспергилл. Аспергилл широко используется в биологической промышленности для производства лимонной кислоты, а из пеницилла изготавливают пенициллин, применяемого в медицине для лечения многих заболеваний. Например, в странах Азии гриб мукор применяется для изготовления соевого сыра.
Молодцы, а мы продолжаем путешествие в страну – Дрожжей.
Много тысяч лет назад обратили внимание на виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно опускались белые хлопья. И только в 1680 году, после изобретения микроскопа, удалось рассмотреть какие-то организмы, а спустя 200 ученые поняли, что это?… дрожжи – это грибы. Грибы особенные не имеющие грибниц, состоящие из 1 клетки.
Но как вы думаете, где можно встретиться с дрожжами? –
Задание 3: Назовите продукты и вещества, при производстве которых используются дрожжи?
Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Кто знает, как всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса комара связан со страной Дрожжей?
Обыкновенный комар выращивает их в своем пищеводе. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают зудящий волдырь.
Продолжая наше путешествие, давайте перенесемся с вами туда, где большое множество этих самых комаров. В лес.
В страну –Шляпочные грибы.
Я тропою родною свернула в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес.
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
Задание 4. Шляпочные грибы. Какие бывают у них шляпки?
Задание 5: Вспомните, как размножаются грибы?
А теперь немного отдохнём, мы входим в сказочный Город загадок, главное условие – отвечать хором. Готовы?
Отгадай, кто Я?
Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьёй
Найден первый...
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом.
Золотистые... В лисичках никогда не заводятся черви.
Наберу грибов молодых,
Самых-самых разных:
Под дубами голубых,
Под сосною красных.
Сыроежка. Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.
В лесу на лужочке
Гнилые пенечки,
А на каждом из них
Много братьев лихих.
Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки.
Кто к ней прикоснется,
Тот и не проснется.
Среди грибов есть съедобные и ядовитые: города … никак не могут разобраться: где чьи жители, давайте им поможем.
Задание 6: Разобрать грибы по корзинкам:
1 – белый гриб, 2 – мухомор, 3 – маслята, 4 – подосиновик, 5 – подберезовик, 6 – бледная поганка.
Молодцы, ребята. И вот, набрав полные корзинки красивых грибов, вспомнив признаки ядовитых грибов, вы возвращаетесь домой, и вдруг обращаете внимание на наросты на стволах деревьев, похожие на крыши домов. Что это? Ученики. Это трутовики. Учитель. Правильно, ребята. Трутовики не простые грибы. Это грибы-паразиты.
Итак, мы с вами попали в страну паразитических грибов.
А какие паразитические грибы вы ещё знаете? Давайте проверим.
Задание 7: Угадай, кто я такой?
Назовите паразитические грибы. Где они растут?
Путешествие наше заканчивается. Когда человек возвращается из путешествия, у него еще долго остаются в памяти самые красочные воспоминания о нем. Давайте посмотрим, что осталось у вас в памяти о том, что вы сегодня увидели и узнали в своем путешествии. А для этого вам предстоит выполнить графический тест. Выберите правильный ответ и соедините линией указанные в скобках точки (возле верного ответа)
- Грибы выделяют в отдельное царство? (+)
- Дрожжи размножаются почкованием? (+)
- Трутовик относится к шляпочным грибам? (+)
- Лисички относят к трубчатым грибам? (-)
- Гриб трутовик относится к шляпочным грибам? (-)
- Грибы паразиты снижают урожай растений? (+)
- Из пеницилла получают лекарство? (+)
- Грибы размножаются только половым способом? (-)
- Деревья и грибы не образуют симбиоз? (-)
А теперь поиграем в игру «Верю - не верю».
Если вы верите мне хлопните в ладоши, если не верите – не хлопайте
1.Грибы относятся к царству Растения. -
2.Известно более 100 тыс. видов грибов. +
3.Все грибы многоклеточные. -
4.Тело грибов называется мицелий, или грибница. +
5.В пищу лучше всего употреблять самые крупные шляпочные грибы. -
6.Некоторые плесневые грибы используют для приготовления лекарств. +
7.Трутовики - это грибы паразиты. +
1.Грибы не имеют хлоропластов и других пластид
2.Гифы - это корни
3.Все грибы растут в лесах
4.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей гифов.
5.Все грибы - это многоклеточные организмы
6.Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей- гифов
7Ггрибы-низшие растения
8.В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин
9. Грибы - гетеротрофы
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные
Ответы Да-1,4,6,8,9,10 Нет-2,3,5,7
Домашнее задание:
§ 6 – 11, повторить.
Нарисовать грибы.
Собрать пословицы, стихи и поговорки о грибах.
Написать статью или сказку на тему: «В царстве Грибов
Этап рефлексии:
закончите предложения:
1. Сегодня на уроке мне понравилось…
2. Я знал…
3 Я узнал …
4. Мне не понравилось…
5. Достигли ли мы поставленных задач?...5. Настроение в ходе урока у меня ……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Грибы"
Грибы...
Конспект занятия «Грибы»
Формирование представления о некоторых съедобных и несъедобных грибах...
Конспект урока "Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность"
Полный конспект урока биологии в 5 классе по ФГОС ООО "Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность"...
План – конспект урока "Грибы"
формирование представлений о грибах как живых организмах; роли и значении грибов в природе и в жизни человека....
Конспект урока: Грибы
Проблемно-эвристический урок с использованием элементов технологии «Альтернатива»...
конспект занятия "Грибы съедобные и несъедобные"
Представленное занятие было дано на группе воспитанниц Центра оциальной и трудовой реаблиитации ДДИ №1....
Конспект занятия "Гриб- мухомор"
Гриб – мухомор.тестопластикаПрограммное содержание: Формировать желание слепить гриб-мухоморЗакреплять технических навыков и приёмов из теста,Учить лепить из частей, делить кусок на части,...