конспект занятия "Грибы съедобные и несъедобные"
план-конспект на тему

Фомина Татьяна Григорьевна

Представленное занятие было дано на группе воспитанниц Центра оциальной и трудовой реаблиитации ДДИ №1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_griby_sedobnye_i_nesedob.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания "Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов

с детства с нарушениями умственного развития №1"

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе

"Школа выживания "

социально – педагогической   направленности

Тема: "Безопасность на природе – грибы съедобные и несъедобные"

Методическое объединение специализированного структурного образовательного подразделения дополнительного общеразвивающего образования "Центр социальной и трудовой реабилитации

                                                                                                                                 Фомина Т.Г.

                                                                                                                               воспитатель  

                                                                                                                          высшая   категория

Санкт – Петербург

2017 – 2018 уч.год

Фамилия, имя, отчество педагога,

должность

  Фомина Татьяна Григорьевна,

воспитатель

Наименование образовательного учреждения,

город

СПб ГБСУСО "ДДИ №1"

Группа

26

Программа (указать название программы),

направленность по образовательной области

"Школа выживания",

 социально-педагогическая направленность

Предмет

Охрана здоровья

Тема занятия

"Безопасность на природе – грибы съедобные и несъедобные"

Форма занятия (кол – во детей)

Групповая (16 человек)

Продолжительность по времени

45 минут

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Расширять знания о грибах.

Задачи заняти 1) образовательная

2) коррекционная

 

3) воспитательная

  1. Учить различать съедобные и несъедобные грибы.

2. Развивать, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы

.3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, игровые

Методическое и техническое обеспечение занятия

 методические средства:  картинки с изображением грибов, карточки с заданиями.

Предварительная работа

Рассматривание картинок, чтение и отгадывание загадок, раскрашивание рисунков, просмотр видеороликов «Безопасность на природе».    

Использованная литература

1.Гостюшин А.В. "Основы безопасности жизнедеятельности", 1 -4 кл.,М., "Просвещение", 1999 г.

2.Топоров И.К. "Основы безопасности жизнедеятельности", 5 – 6 кл., М., "Просвещение", 2002 г.

3. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. "Поурочные разработки по курсу окружающий мир",3 кл., М., "ВАКО", 2004 г.

                                                       Ход занятия

Название упражнения,

частные задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Приветствие, рассаживание по местам.

Повторение.

Задача: закрепить знания, полученные ранее.

2. Актуализация знаний по данной теме:

- Давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на прошлом занятии по безопасности на природе.

- Сегодня мы продолжим тему "Безопасность на природе". Вы узнаете, какие ещё опасности подстерегают человека в лесу и как их избежать. А если с вами или с вашим товарищем случится беда, как ему оказать первую помощь.

- На прошлом занятии речь шла о том, как надо одеваться, когда идёшь в лес.

- О насекомых, которые опасны для человека.

- О змеях и как себя вести при встрече с ними.

II. Основная часть.

1. Стихотворение-загадка.

Задача: настроить на тему занятия

 

 

- Под сосною, у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек;

Шляпа есть – нет головы.

- О каком лесном чуде говорится в этом стихотворении?

- Грибы – это особая группа организмов. Они не похожи на растения.   - Почему?

- Давайте посмотрим, из каких частей состоит гриб. Назовите их.

- Но у грибов есть ещё одна часть, которую мы не видим. Если осторожно снять верхний слой почвы, то можно увидеть нежные нити в виде сеточки. Это грибница.  Из неё 

ежегодно вырастают грибы. Размножаются грибы спорами, которые созревают в шляпках, а потом рассеиваются ветром, образуя новую грибницу.

- На нашем занятии мы поговорим о грибах, которые чаще всего встречаются в наших лесах и названия которых многие из вас знают.

- Это гриб.

- У них нет ни листьев, ни веток, ни цветов.

- Гриб стоит на ножке, а сверху у него шляпка.

( Рассмотрение изображения гриба)

2. Загадки про грибы.

Задача: закрепить названия известных грибов.

3. Показ картинок.

Задача: учить соотносить показанную картинку с имеющимся изображением.

4. «Говорящие» названия грибов.

Задача: учить делать выводы.

5. Упражнение в словообразовании.

Задача: формировать умение образовывать прилагательные от глаголов.

6. Игра с пальчиками.

Задача: релаксация.

7. Рассказ о несъедобных грибах.

Задача: расширять знания о несъедобных грибах.

а) Загадка о мухоморе.

б) Сценка про бледную поганку.

в) Сравнение съедобных и несъедобных грибов.

 8.Игра «Найди пару»

Задача: формировать умение сравнивать.

- Перед вами лежат картинки с изображением грибов. Отгадайте загадку и покажите картинку, на которой нарисован этот гриб.

- Вы правильно ответили на эти загадки.

А сейчас, давайте вспомним названия других известных вам грибов.

 - (Показ картинок с изображением грибов: лисичка, сыроежка, опята, волнушка, маслёнок).

- У сыроежек шляпки бывают разного цвета: розовые, серые, зеленоватые, жёлтые.

- Как вы думаете, почему многие грибы носят «говорящие «названия?

- Белый  называется  так потому что, если его разрезать, то внутри его мякоть будет белой.

- Скажите, а что можно делать с грибами?

- И тогда их называют…

- Вы – молодцы. Очень хорошо справились с заданием.

- Давайте немного отдохнём.

Повторяйте за мной:

- Этот пальчик в лес пошёл.

- Этот пальчик гриб нашёл.

- Этот пальчик чистить стал.

- Этот пальчик жарить стал.

- Этот пальчик всё съел,

Потому и потолстел.

- Как называются все грибы, о которых мы говорили, Какие они?

- Но есть грибы, которые называются ядовитыми или несъедобными. Такие грибы содержат различные отравляющие вещества – токсины. Употребление в пищу таких грибов влечёт за собой серьёзное отравление организма. А некоторые из них могут стать причиной смерти. Эти грибы опасны для человека. Мы будем учиться отличать их от съедобных грибов.

- Я думаю, этот гриб вам хорошо известен.

- Правильно, покажите картинку с его изображением.

Опишите его.

- Прикрепите картинку на доску, но под красным знаком.

- Догадайтесь, о каком грибе пойдёт речь в сценке, которую покажут нам девочки.

- Бледная поганка – самый ядовитый гриб. К нему даже притрагиваться нельзя. Скажите, на какой гриб она похожа?

- Но у бледной поганки есть особенность, по которой её можно отличить – это мешочек в основании ножки, которого нет у других грибов.

- В природе существуют другие несъедобные грибы, которые маскируются под съедобные. Это – ложные опята. Сравните их. (Показ картинок). Чем они отличаются?

-  Сравните ложные лисички и настоящие.  

- Ложный белый.

Этот гриб сразу можно и не отличить от съедобного гриба. Но на вкус он очень горький и его поэтому называют желчный гриб. На изломе он становится розовым.  Ножка у него сетчатая.

Существует ещё множество несъедобных грибов, поэтому, будьте осторожны. Никогда не надо брать в корзинку незнакомые грибы. И тогда ваше здоровье будет в безопасности.

Признаки отравления грибами такие же, как, например, некачественными продуктами. Назовите их.

- Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

- (Воспитанницы делятся на две группы. У каждой  воспитанницы половинка картинки с изображением гриба. Надо найти свою половинку, назвать    гриб и сказать, какой он – съедобный или несъедобный).

- Итог игры, поощрение.

- Стоит Лукашка  белая рубашка,

А шляпа надета коричневого цвета.

      (Белый).

- Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще.

    (Подберёзовик).

- Под осиной  - мужичок

На нём красный колпачок.

     (Подосиновик).

- Ответы воспитанниц.

( Воспитанницы прикрепляют картинки на доске под зелёным знаком).

- Потому что подберёзовик растёт под берёзой.

- Подосиновик – под осиной.

- У маслёнка шляпка как будто намазана маслом.

- Лисичка имеет цвет похожий на цвет лисы.

- Если вырос на пеньке, то опёнок.

- Их можно жарить.

- Жареные.

- Варить - варёные.

- Солить – солёные

- Мариновать –маринованные.

- Сушить – сушёные.

- Все эти грибы – съедобные. Их можно есть.

- Шапки красные в горошек

У грибочков нехороших.

Говорят они: "Уйдите!

Нас в корзинку не кладите!"

(Мухомор).

- У него ярко красная шляпка с белыми горошками.

- Как – то рано спозаранку,

повстречала я гражданку.

- Почему ты бледная?

- Потому что вредная!

Я не привыкла нравиться.

Кто съест меня, отравится!

- Это бледная поганка.

- На шампиньон и на сыроежку.

- У настоящих есть коричневые пятнышки на шляпках и юбочка, а у ложных таких признаков нет.

-  Они отличаются цветом. Ложные более яркие, оранжевые.

- Головокружение, тошнота, рвота, бледность, озноб.

- Надо дать попить много воды, вызвать рвоту и обратиться к врачу. Можно вызвать МЧС по телефону 112.

Воспитанницы выполняют задание.

III. Закрепление материала.

1. Решение задачи.

2. Тестовые задания.

Задача: закрепить полученные знания.

- Я собрала немного грибов, помогите мне сосчитать их.

- Я в лес вошла 3 белых нашла, на полянке пять лисичек. Дальше пошла 2 подосиновика нашла. Сколько всего грибов я собрала?

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили всё, о чём мы  говорили на занятии. Выполните следующие задания:

- Игра «Что лишнее?»

Для читающих:

1. Лисичка, сыроежка, мухомор, груздь;

2. Подосиновик, подберёзовик, подоконник;

3. Ложный опёнок, бледная поганка, боровик;

4. Маслёнок, волнушка, белый.

Для следующей подгруппы:

 Задания в картинках игра «Что лишнее?»

Для младшей подгруппы:

- раскрасить изображение гриба,

- сложить из кубиков;

- изобразить гриб с помощью липучек.

Подведение результатов тестов.

- Одна воспитанница записывает задачу и решает на доске.

IY. Итоги занятия.

- Сегодня мы с вами вспомнили названия съедобных грибов, показали, как они выглядят, почему некоторые носят «говорящие» названия.

Вы узнали, какие существуют несъедобные грибы, какой яд в них содержится и как их отличить от съедобных.

Надеюсь, что вы сможете оказать первую помощь при отравлении грибами или вызвать скорую помощь.

Ещё раз напоминаю – не берите незнакомые грибы, и ваше здоровье будет в безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Грибы съедобные и несъедобные"

Тип урока: коррекции, усвоения и закрепления знаний. Цель: Расширение знаний о грибах, отметить их многообразие. Задачи: - обобщить знания обучающихся о грибах; - познакомить обучающихся со стро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке для детей средней группы по теме " Съедобные и несъедобные грибы"

Конспект непосредственной  образовательной деятельности по лепке в средней группе по теме «Съедобные и несъедобные грибы».Составила: Гаджиева Нурият КазиевнаИнтеграция образовательных...

Презентация по ОБЖ на тему "Съедобные и несъедобные грибы""

Презентация по ОБЖ "Съедобные и несъедобные грибы"...

Съедобные и несъедобные растения

С опорой на знания биологии воспитываю у детей бережное отношение к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих, вырабатываю умение различать съедобные и несъедобные растения, определять лекарств...

Съедобные и несъедобные грибы.Первая помощь при отравлении.

Школа безопасного поведения в природе....

Грибы: съедобные и несъедобные.

Дать понятие «грибы», классифицировать их на съедобные и ядовитые, учить их различать.Коррекционно-образовательные:1.Познакомить с названиями и особенностями грибов;2.Формировать умен...