Сердце
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
ГБОУ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
«Звениговская санаторная школа-интернат»
КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ 8 класс
«СТРОЕНИЕ СЕРДЦА и ЕГО РАБОТА»
/методическая разработка урока биологии 8 класс/
Подготовила:
Румянцева Елена Васильевна
учитель биологии
ГБОУ РМЭ «ЗСШИ»
Звенигово, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный урок составлен на основе УМК Н.И.Сонина для курса биологии «Человек и его здоровье» 8 класс. Это 3-й урок в теме «Кровеносная и Лимфатическая системы», по форме - комбинированный. В конспекте отражен творческий подход к преподаванию биологии для восьмиклассников. Материал урока является логическим продолжением предыдущего и опорой для последующего.
В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, на уроке предполагается использование элементов разных технологий:
- технологии развития критического мышления (организация работы учащихся с различными источниками информации; организация коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке; в структуре урока прослеживаются стадии вызова, осмысления, рефлексии);
- информационных (сопровождение этапов урока компьютерной презентацией);
- здоровьесберегающих.
Таким образом, методы и приемы, используемые на уроке, способствуют формированию у обучающихся следующих компетенций: учебно-познавательных, общекультурных, здоровьесберегающих, коммуникативных, информационных.
При подготовке к уроку использовались разные источники: методическая и научно-популярная литература, Интернет - ресурсы.
КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ
Тема: «СТРОЕНИЕ СЕРДЦА и ЕГО РАБОТА». Слайд 1.
Тип урока: изучение нового материала .
Цель: Изучить строение сердца и его работу.
Задачи:
Образовательные: Изучить строение сердца, его функции, его работу, регуляцию.
Развивающие: Развитие навыков общения, умения анализировать, делать выводы, выделять главное во время рассказа учителя.
Воспитательные: формирование экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни. Слайд 2.
Оборудование: модели сердца человека, торс человека, компьютер, мультимедийное оборудование.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
“Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?
Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какое же строение имеет наше с вами сердце?
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы изучили с вами строение кровеносной системы и узнали об кругах кровообращения. Давайте повторим, что же вы узнали на прошлом уроке? Ответьте на вопросы Слайд 3,4.
3. Изучение нового материала.
1. ПОЛОЖЕНИЕ СЕРДЦА.
Сердце располагается в грудной полости. «СЕРДЦЕ» - означает с лат. середина. Прилегает к левому легкому. Вершиной сердце обращено вниз и влево и доходит до 5 межребья. Основание сердца расширено, обращено вверх и вправо Слайд 5.
2. СТРОЕНИЕ СЕРДЦА
СЕРДЦЕ – это мускульный, 3-хслойный мешок, состоит из слоев:
- НАРУЖНИЙ – соединительная ткань - ЭПИКАРД.
- СРЕДНИЙ – МИОКАРД – сердечная мышечная ткань, благодаря ей сердце автономно сокращается.
- ВНУТРЕННИЙ – эпителиальная ткань – ЭНДОКАРД. Слайд 6.
Сердечная мышца – МИОКАРД – состоит из клеток – КАРДИОЦИТОВ – это одноядерные клетки, отделенные друг от друга вставочными дисками, которые играют важную роль в передаче возбуждения по миокарду.
Функция сердца: придает движение крови за счет его сокращения.
Сердце находится в ОКОЛОСЕРДЕЧНОЙ СУМКЕ – ПЕРИКАРД – соединительная ткань. Она выделяет жидкость, которая снижает трение сердца при его работе. Слайд 7.
3. СЕРДЦЕ СОСТОИТ:
Сердце разделено сплошной перегородкой на 2 части: левую и правую.
Сердце состоит из 4 камер:
2 предсердий: левое и правое
2 желудочков: левый и правый.
2 правые половинки сердца – содержат бедную кислородом кровь, но богатую углекислым газом – ВЕНОЗНАЯ КРОВЬ – темно-вишневого цвета.
2 левые половинки сердца – содержат богатую кислородом кровь, но бедную углекислым газом – АРТЕРИАЛЬНУЮ КРОВЬ – она алого цвета. Слайд 8.
Перегородка между предсердиями – ТОНКАЯ.
Перегородка между желудочками – ТОЛСТАЯ.
1\10 часть всей выбрасываемой крови из сердца идет на кровоснабжение сердечной мышцы. Так как ему необходима большая сила для сокращения.
От аорты к мышцам сердца отходит артерия. Она опоясывает сердце в виде венца и поэтому называется ВЕНЕЧНОЙ артерией. Слайд 9.
4. Почему кровь не может течь в обратном направлении?
Между предсердием и желудочком располагаются клапаны.
В правой половине между правым предсердием и правым желудочком – располагается ТРЕХСТВОРЧАТЫЙ клапан.
В левой половине между левым предсердием и левым желудочком – располагается ДВУХСТВОРЧАТЫЙ клапан.
Между желудочками и артериями – ПОЛУЛУННЫЕ КЛАПАНЫ. Слайд 10.
Сухожильные нити соединяют створки клапанов с сосочковыми мышцами, они препятствуют выворачиванию клапана из желудочка в предсердии. При сокращении желудочков кровь давит на створки снизу, они поднимаются и смыкаются друг с другом, а ток крови направляется в аорту из левого желудочка и в легочной ствол – из правого. Слайд 11.
Заполните таблицу «Сердечный цикл». Слайд 12.
Положение клапанов | Направление движения крови | Время, с. | |
Сокращение предсердия СИСТОЛА | |||
Сокращение желудочка СИСТОЛА | |||
Расслабление ДИАСТОЛА |
5. Сердечный цикл:
Сокращение предсердий – створчатые клапаны открываются, кровь попадает в желудочек. Длится 0,1 с.
Сокращение желудочков – створчатые клапаны закрываются, полулунные открываются, кровь выбрасывается в аорту и артерии. Длится 0,3 с.
Расслабление – полулунные клапаны закрыты, створчатые открыты. Сердечные камеры заполняются новой порцией крови. Длится 0,4с. Слайд 13.
6. Регуляция работы сердца. Слайд 14,15.
Сердечный цикл регулируется парасимпатической и симпатической нервной системой.
Парасимпатическая нервная система – замедляет работу сердца.
Симпатическая нервная система – ускоряет работу сердца.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Ответить на вопрос. Слайд 16, 17,18, 19.
- 1. Какая кровь содержится в правой половине сердца:
а. венозная, б. артериальная
- 2. Какая кровь содержится в левой половине сердца:
а. венозная, б. артериальная.
- 3. Что такое систола желудочка, ее продолжительность?
- 4. Что такое диастола желудочка, ее продолжительность?
- 5. Установите соответствие между слоями сердца и их функциями:
1. миокард – мышечный слой 2. перикард – околосердечная сумка 3. эндокард – эпителиальный слой 4. эпикард – соединительный слой. | А. уменьшение трения при сокращении Б. осуществляет сокращение сердца В. покрывает орган снаружи Г. выстилает орган изнутри. |
- 6. Установите соответствия, какие клапаны располагаются между:
1. левым предсердием и желудочком 2. правым предсердием и желудочком 3. желудочками и артериями. | А. полулунные Б. трехстворчатые В. двухстворчатые |
- 7. Установите соответствия:
1. Малый круг кровообращения начинается из 2. Большой круг кровообращения начинается из 3. Малый круг кровообращения заканчивается 4. Большой круг кровообращения заканчивается в | А. правое предсердие Б. левое предсердие В. левый желудочек Г. правый желудочек |
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Прочитать параграф в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Не жалейте сердца...Добру откроются сердца".
Занятие на тему: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"Цель: воспитание потребности в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм ...
От сердца к сердцу
Эта работа привитие любви к учебе....
"Мост доверия - От сердца к сердцу"
Тренинг для налаживания взаимоотношения между родителя и детьми...
Родительское собрание совместно с учащимися Мост доверия «От сердца к сердцу»
Цель: научить родителей и учащихся умению вести диалог (одно из условий развития личности в семье); поиск вариантов решений проблем взаимоотношений родителей и детей в семье.Источник: Внеклассные меро...
"Не жалейте сердца... Добру откроются сердца"
Классный час для 7 класса по теме "толерантность". В начале урока можно включить видио "всё оставляе свой след"...
Классный час в 7-м классе "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"
Цель: воспитание потребности в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоцио...
Социальный проект "От сердца к сердцу"
Творческая работа воспитанников Дома детского творчества, напрвленная на решение социальных проблем...