Биология как наука
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА 1.
БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
КРИТЕРИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
1. Основные вопросы теории
Биология – наука о жизни (с греч. bios – жизнь, logos – учение, наука).
1779 г. – Т. Руз впервые употребил термин «биология». 1802 г. – Ж.Б. Ламарк и Г.Р. Тревиранус ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни.
«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». (Ф. Энгельс)
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». (М.В. Волькенштейн)
Биологические науки | ||
↓ | ↓ | ↓ |
от объекта исследования | сквозные | специальные |
ботаника альгология лихенология бриология дендрология микология зоология энтомология ихтиология орнитология териология микробиология вирусология паразитология | систематика палеонтология морфология анатомия физиология биогеография | цитология гистология эмбриология биохимия молекулярная биология генетика эволюционное учение экология этология гигиена |
Критерии живых систем
1. Метаболизм – обмен веществ. | |
Метаболизм | |
↓ | ↓ |
анаболизм, | катаболизм, |
или ассимиляция, | или диссимиляция, |
или пластический обмен | или энергетический обмен |
2. Репродукция – самовоспроизведение. | |
Размножение | |
↓ | ↓ |
половое | бесполое |
3. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. В основе – носители генетической информации – ДНК, РНК.
4. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК.
5. Рост и развитие. Рост всегда сопровождается развитием. | ||||
Развитие живой формы материи | ||||
↓ | ↓ | |||
онтогенез | филогенез | |||
(индивидуальное развитие) | (историческое развитие) | |||
6. Раздражимость – способность организмов избирательно реагировать на воздействия. | ||||
↓ | ↓ | ↓ | ↓ | |
тропизмы | настии | таксисы | рефлекс | |
изменение характера роста | движение отдельных частей растительного организма | изменение характера движения | ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой | |
у растений: геотропизм, гелиотропизм | движение листьев к свету | у простейших: хемотаксис, фототаксис | у многоклеточных животных |
7. Саморегуляция – способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.
8. Дискретность. Каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.
9. Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные и сезонные ритмы).
10. Энергозависимость. Живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.
11. Единство химического состава.
Для определения живого все критерии нужно использовать в совокупности.
Уровни организации живой материи
Живая природа представляет собой целостную, сложно организованную, иерархическую систему. Выделяют следующие связанные между собой уровни организации живой материи.
Уровни организации | Биологическая система | Элементы, образующие систему |
1. Молекулярный | Клетка | Молекулы неорганических и органических веществ |
2. Клеточный | Клетка (организм) | Органоиды |
3. Организменный | Организм | Системы органов |
4. Популяционно-видовой | Популяция | Особи |
5. Биогеоценотический | Биоценоз | Популяции |
6. Биосферный | Биосфера | Биогеоценозы |
Методы исследования живой природы
- Наблюдение (описание биологического явления).
- Сравнение (находит общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов).
- Эксперимент, или опыт (изучает свойства биологических объектов в контролируемых условиях).
- Моделирование (имитируются многие процессы, недо-ступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения).
- Исторический метод (на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познаются процессы развития живой природы).
- Инструментальные методы (микроскопия (световая и электронная), центрифугирование, хроматография, электроэнцефалография, радиолокация и т.д.).
2. Тесты с выбором одного правильного ответа
- Предметом изучения общей биологии является:
а) строение и функции организма;
б) природные явления;
в) закономерности развития и функционирования живых
систем;
г) строение и функции растений и животных.
2. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществами, энергией, информацией?
а) на биосферном;
б) на молекулярном;
в) на организменном;
г) на клеточном.
3. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?
а) биосферный;
б) биогеоценотический;
в) популяционно-видовой;
г) организменный.
4. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?
а) экспериментальный;
б) микроскопия;
в) сравнительно-исторический;
г) метод наблюдения и описания объектов.
5. Живые системы считаются открытыми, потому что:
а) они построены из тех же химических элементов, что и неживые;
б) они обмениваются веществом, энергией и информацией со средой;
в) они обладают способностью к адаптации;
г) они способны размножаться.
6. Межвидовые отношения начинают проявляться:
а) на биогеоценотическом уровне;
б) на популяционно-видовом уровне;
в) на организменном уровне;
г) на биосферном уровне.
7. Какой из уровней жизни является первым надорганизменным?
а) биосферный;
б) популяционно-видовой;
в) биогеоценотический;
г) организменный.
8. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука:
а) генетика;
б) селекция;
в) систематика;
г) эмбриология.
9. Изучением роли митохондрий в метаболизме занимается наука:
а) генетика;
б) селекция;
в) органическая химия;
г) молекулярная биология.
10. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?
а) окрашивание;
б) центрифугирование;
в) моделирование;
г) биохимический.
11. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
а) клеточный;
б) популяционно-видовой;
в) биогеоценотический;
г) биосферный.
12. Круговорот в природе химических элементов и воды, осуществляемый при участии живых организмов, изучает раздел науки:
а) палеонтологии;
б) молекулярной биологии;
в) сравнительной физиологии;
г) экологии.
13. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?
а) морфология;
б) систематика;
в) экология;
г) физиология.
14. Палеонтология – наука, которая изучает:
а) ископаемые остатки организмов;
б) причины мутаций;
в) законы наследственности;
г) зародышевое развитие организмов.
15. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы:
а) организменный;
б) биогеоценотический;
в) биосферный;
г) популяционно-видовой.
16. В ходе пластического обмена происходит:
а) окисление глюкозы;
б) окисление липидов;
в) синтез неорганических веществ;
г) синтез органических веществ.
17. Изменение структуры хромосом изучают с помощью метода:
а) центрифугирования;
б) гибридологического;
в) цитогенетического;
г) биохимического.
18. Гомеостаз – это:
а) обмен веществ и превращение энергии;
б) регулярное снабжение организма пищей;
в) поддержание постоянства среды;
г) поддержание изменчивости организма.
19. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?
а) лизосомы;
б) рибосомы;
в) клеточный центр;
г) хлоропласты.
20. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи:
а) рост;
б) движение;
в) раздражимость;
г) ритмичность.
3. Установите соответствие
1. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.
Характеристика живого | Свойства живого |
А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света. Б) увеличение размеров и массы. В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития. Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции. Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма. Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта. | 1) способность к росту и развитию; 2) обмен веществ и энергии. |
А | Б | В | Г | Д | Е |
2. Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится.
Характеристика | Уровень организации |
А) состоит из биологических макромолекул. Б) элементарной единицей уровня служит особь. В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций. Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации. Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии. Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования. | 1) молекулярный; 2) организменный. |
А | Б | В | Г | Д | Е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ БИОЛОГИЯ Лекция №1 Биология как наука
Лекция №1 Биология как наука для подготовке к ЕГЭ 11 классРаздел 1 БИОЛОГИЯ — НАУКА О ЖИЗНИ 1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни...
Тест 1.1 " Биология как наука" ЕГЭ РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ 11 класс
К лекции №1 Биология как наукаТест 1.1 " Биология как наука" ЕГЭ РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ 11 класс Раздел 1 БИОЛОГИЯ — НАУКА О ЖИЗНИ 1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с...
Подготовка к ОГЭ задания по теме: Методы изучения биологии. Биология как наука.
Тестовые задания по биологии за курс 6-9 класса при подготовке к ОГЭ в 9 классе по вопросам: Методы изучения биологии. Биологические науки....
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".
Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Презентация и конспект к уроку в 5 классе в УКМ предметной линии учебников "Линия жизни" авторов Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С....
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Тема: Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.Цель: формирование знаний о биологии как науке, изучающей живые организмы.Планируемые результаты обученияПредметны...