Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Филатова Галина Тихоновна

 

Тема: Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.

Цель: формирование  знаний о биологии как науке, изучающей живые организмы.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_klass_1_urok.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология. Класс: 5. Дата проведения:02.09.

Тема: Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.

Цель: формирование  знаний о биологии как науке, изучающей живые организмы.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Ход урока

1. Орг. момент

а) что необходимо к уроку биологии

б) требования к изучению предмета

2. Мотивация и целеполагание.

- Здравствуйте, ребята! Наш первый урок я хотела бы начать с одной истории.

Мы пошли с друзьями в лес
Летом, за грибами,
Вызывало интерес,
Все, что мы встречали!
Гриб съедобный или нет?
Почему здесь осы?
Отвечала я на все
Друзей моих вопросы.
И спросили у меня:
«Ты откуда знаешь,
Что не спросим у тебя,
На все ты отвечаешь!»

И сказала не спеша,
Не таясь, я боле,
«Биологию, друзья,
преподаю я в школе!»

- Сегодня, ребята, вы приступаете к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить  учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.

1) Знакомство с учебником

2) Биология – это наука о живой природе (обозначение понятия)

- А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?

- Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.

Биология – наука

О букашках и лесах,

Рыбах, птицах и прудах.

О грибочках на пеньке,

О цветочках на лужке.

Обо всем живом на свете,

Кто проживает у нас на планете. Ответы учащихся.

- Да, действительно. Биология изучает  живую природу.

- Наш урок так и называется «Биология - наука о живой природе».

Ребята, используя такие вопросительные слова, как: Что? Какое? Какие? Почему? Как? и само слово «Биология», попробуйте  сформулировать вопросы, на которые мы должны будем ответить с вами сегодня на уроке.

3. Изучение нового материала.

1) Человек и природа в древности

?. Как вы думаете, как давно человек знаком с природой? Ответ поясните.

  Действительно,  человек связан с окружающей его живой природой еще с древних времен, так как  во многом жизнь людей зависела от охоты и рыболовства. Мясо диких животных было одним из основных источников питания. Шкуры и кожа шли на изготовление одежды, сухожилия использовались для тетивы лука, как нитки для шитья. Из костей изготавливали наконечники для стрел, рукоятки ножей, скребки.

   Первобытные люди собирали семена, плоды, выкапывали корни растений, поэтому мы их теперь называем собирателями. Иногда то, что удалось собрать в природе, было основной пищей человека. Шло время, люди, наблюдая за дикорастущими растениями, научились выращивать их возле своих жилищ – возникло земледелие. Отлавливая диких животных, наблюдая за ними, древние люди смогли приручить некоторых из них.

 - Какое животное человек прируричил первым?

О.  Первым домашним животным стала собака - верный помощник на охоте.

    Уже первобытные охотники изучали живую природу. Сделанные в 15 тысячелетии до н.э. наскальные рисунки позволяют достоверно судить о видовой принадлежности изображенного зверя, изучать повадки уже вымерших животных. Шло время, накопленные знания становились обширнее и глубже, возникла необходимость их упорядочить, свести разрозненные факты воедино. Так появилась наука биология.

  Как мы уже знаем, знания о животных, растениях накапливались на протяжении длительного времени, а слово «биология» появилось только в 1802г., его придумал французский ученый Ж.Б. Ламарк.

 - Слово «Биология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.

?. Как вы думаете, какие это слова? По вашему мнению, как они переводятся?

(если не отвечают, даю подсказку на учебник с.6)

 - Название науки происходит от двух греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука.         

? Что это значит? Как мы можем сформулировать и записать?

О. Биология – наука о жизни, о живой природе. Запись в тетрадь.

2) Многообразие мира, оболочки Земли

  Живой мир на нашей планете огромен и очень разнообразен. Он существует миллиарды лет, и организмы, его составляющие, населяют воды океанов, морей и рек, сушу, почву и даже находятся в других живых организмах. Рядом с нами на Земле живет множество существ - растений, животных, грибов и разнообразных микроорганизмов, невидимых простым глазом.

Ученые насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов.

Они различаются размерами, особенностями строения и жизнедеятельности. Но все организмы от гигантских китов в океане и баобабов в Африке до мельчайших бактерий – обладают общими свойствами.

 - ? Какими общими свойствами будут обладать все живые организмы?

О. Живые организмы питаются, дышат, растут, выделяют в окружающую среду различные вещества, размножаются, потребляют и накапливают энергию.

Наименьшей единицей живых организмов является клетка. Почему именно клетка? Потому, что даже состоящие из одной клетки организмы - бактерии, многие протисты и грибы проявляют характерные для живых организмов признаки. Но стоит разрушить клетку и свойства живого исчезают.

 - ?? Ребята, а вам знакомо слово «биосфера»? Как вы его понимаете? Имеет ли это слово что-нибудь общее со словом «Биология»?

(если не отвечают, даю подсказку на учебник с.6)

О. Оно также имеет греческое происхождение -«биос - жизнь и «сфера» - шар. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли - биосферу 

Биосфера состоит из определенных слоев.

Проведение физминутки.

3.Игра

(Учитель называет признаки и действия. Если он говорит о современных людях, руку поднимают девочки, если о древних людях — мальчики.)

•Одеваются в шкуры животных (древние люди).

•Ездят на поезде (современные люди).

•Охотятся при помощи копья (древние люди).

•Сушат варежки на теплых печках (современные люди).

•Собирают ягоды (древние люди и современные люди).

•Жгут костры и мусорят (современные люди).

•Живут в пещерах (древние люди).

•Приручили собаку и лошадь (древние люди).

•Сажают сады и леса (современные люди).

•Ловят рыбу (древние люди и современные люди).

•Внешне похожи на обезьян (древние люди).

Молодцы! Вы заметили, что некоторые признаки и действия присущи как древним, так и современным людям. Это нас сближает. Древние люди — наши далекие предки. Обнаруживая разные находки и совершая открытия, человек всегда учился, приспосабливался, копил знания. Постепенно все знания превращались в науки. Науки помогают нам жить комфортнее, проще, но мы все равно остаемся частью природы. А чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить. На уроках биологии мы с вами и будем изучать природу.

3) Семья биологических наук.

Современная биология –  это «семья», состоящая из множества биологических наук.  Мы с вами познакомимся лишь с некоторыми. Составление схемы

БИОЛОГИЯ

Зоология Ботаника Микология Микробиология Экология

(Далее учитель просит под каждым названием нарисовать какой-нибудь объект, характеризующий данную науку. Например: зоология — рыбка, ботаника — растение, микология — гриб и т. д.)

- ? Какие еще биологические науки вы можете назвать, которые НЕ встретились в тексте?

О. вирусология (о вирусах), микология (о грибах), эмбриология (об индивидуальном развитии организма), экология (об отношении организмов между собой и с окружающей средой), генетика (о наследственности и изменчивости организмов), биохимия и молекулярная биология (о клеточных функциях).

4) Значение науки биологии

  - Ребята, зачем нам нужно изучать биологию? Предположения учащихся.

Задание 3: прочитайте текст  учебника. Ответьте, почему необходимо изучать биологию?

4. Рефлексия.  Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?

  А сейчас подготовьте свои ладошки. На одну ладошку положите все знания, которые у вас были, а на другую – всё то, что вы узнали сегодня. Сложите ладошки, это ваш багаж знаний. Похлопайте себе и соседу по парте. Молодцы!

6. Домашнее задание: 1) параграф 1 изучить, устно ответить на вопросы после параграфа

2) записи в тетради : Какие профессии связаны с биологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологическая роль лабораторных и практических работ по биологии в рамках ФГОС.

Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили  метод самостоятельного получения их в ...

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.

Презентация и конспект к уроку в 5 классе в УКМ предметной линии учебников "Линия жизни" авторов Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С....

Статья «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся»

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»

Цели: -  помочь  обучающимся убедиться в том, что  биология - одна из самых интересных и важных наук, -   познакомить их со смежными с биологией науками  через ...

"Биология как наука. Методы биологии"

Материал можно использовать на уроках биологии в 9-11 классах...

Роль биологии в жизни и практической деятельности человека

В стратегии исследовательской деятельности в биологии появляются такие новые направления, как предвидение, прогнозирование. Возникает необходимость в разработке сценариев предвидимого будущего для все...