СТАТЬЯ "Музей гигиены Санкт- Петербурга - как часть образовательной и воспитательной среды школьников"
статья по биологии (8 класс)

В течение многих дет в своей работе в школе использую богатый материал музея гигиены в Санкт – Петербурге. На познавательных экскурсиях ребята узнают о истории развития  и достижения  медицины и гигиены в нашей стране, профилактике заболевания. Эти экскурсии не только расширяют общий кругозор школьников, а также имеют большое практическое значение. Путешествуя по залам музея, ребята узнают много нового и интересного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx250.67 КБ

Предварительный просмотр:

    В течение многих дет в своей работе в школе использую богатый материал музея гигиены в Санкт – Петербурге. На познавательных экскурсиях ребята узнают о истории развития  и достижения  медицины и гигиены в нашей стране, профилактике заболевания. Эти экскурсии не только расширяют общий кругозор школьников, а также имеют большое практическое значение. Путешествуя по залам музея, ребята ущнают много нового и интересного.

Зал № 1 Немного истории.

    Первый, точнее, уже второй (первый служит неким предбанником) экспозиционный зал. Самый просторный и светлый. . Стены зала увешаны портретами врачей, известных и не очень публике, не посвященной в науку. Из материала, напоминающего гипс (кстати, ни один из экспонатов музея, будь то бюст или скульптура, практически никак не идентифицирован) запечатлен врач в процессе работы. Скульптура так и называется - "Врач за микроскопом". Человек на лабораторном стекле рассматривает головку комара.

     Чуть дальше в левом ближнем углу расположен мультимедийный центр для просмотра ознакомительного фильма. Перед монитором стоят несколько скамеек для удобства просмотра. На противоположной стене зала развешаны плакаты "Путешествие в мир клетки".

Зал № 2 История гигиены. Инфекции в прошлом и настоящем

     Во втором по порядку следования и нумерации зале раскрыты две темы. Они отражены в названии.

    В стеклянных шкафах по всей площади помещения "разбросаны" чучела грызунов: ондатры, полевки, суслики; показаны и змеи. Переносчики инфекций представлены в естественных средах их обитания.

      По периметру посетители могут видеть предметы быта блокадного Ленинграда (утюг на углях, чайник). Кстати, зачем в блокадном Ленинграде нужен был утюг?

Стены зала № 2 увешаны агитационными и информационными плакатами, повествующими об инфекционных заболеваниях.

Зал №  3  Нервная система, рефлексы и привычки как фактор здоровья.

  Третий зал Музея гигиены - один из самых "страшных". После него выражение лиц у посетителей меняется.

          Экспозиция посвящена двум легендарным личностям - Сеченову и Павлову.

     Посетители могут увидеть книги Сеченова, его бюст (опять же неизвестного автора и из непонятного материала), прочитать биографию ученого. Бюст Павлова аналогично безлик. На стене картина - "Павлов в операционной", отражающая всю важность и сосредоточенность врачей во время операции.

      Две другие тематики, затронутые в экспозиции, - алкоголизм и табакокурение. В стеклянных шкафах по обе стороны зала в заспиртованном виде храняться человеческие органы, пораженные спиртом и ядовитыми веществами сигарет.

       В качестве последствий чрезмерного употребления алкоголя наглядно продемонстрированы такие заболевания, как атрофический цирроз печени, атрофический гастрит, прободная язва желудка, камни желчного пузыря. Под стеклом пугают посетителей фотографии серии "Влияние алкоголя на потомство".

        Для демонстрации вреда от курения - рак легкого, рубцы миокарда после инфаркта, кардиосклероз. Плакаты "Курение и здоровье" так же выполняют возложенную на них роль.

        Зал № 4 "Сердце! Тебе не хочется покоя..."

   Песенное название зала в реальности ничего общего с искусством не имеет. Экспозиция "угловая",т.е. расположена на "повороте" при переходе из одного зала в другой. Представлены два отделения: стресс и заболевания сердца.

      О сердце, его строении, болезнях можно, пожалуй, говорить бесконечно. А лучше показать. Этому принципу последовали работники Музея гигиены и сразу на входе в зал разместили электрифицированную схему сердца. Рабочую. Сам проверял. У стены, противоположной входу, - макет сердца нереально больших размеров.

       О формировании стрессовой реакции, последствиях отрицательного стресса, профилактике рассказывают размещенные на стенах плакаты.

Зал № 5 Репродуктивное здоровье - проблема не только личная. Немного о заболеваниях кожи.

Пятый по счету зал Музея "Материнство и детство. Репродуктивное здоровье".

     Центральную часть экспозиции занимает макет женщины в полный рост. Макет прозрачен. Через материал, имитирующий кожу человека, можно рассмотреть все органы и системы организма.

       Среди наиболее интересных экспонатов:

- большой стеклянный шкаф, содержащий фигуры, представляющие развитие плода и аборт;

- макеты "Жизнь плода";

- скелеты плодов человека;

- мужской и женский тазы в разрезе;

- макет молекулярной модели ДНК;

- бюст Петрову Николаю Николаевичу (советский хирург, основоположник онкологии в СССР);

- стенд "Заболевания кожи и их профилактика";

- специфический стенд "Заражение венерическими болезнями": острый гоноррейный уретрит, бленоррея новорожденного, гуммозный сифилид, твёрдые шанкры на половых органах);

- не менее специфический стенд под стеклом - "Онкологические заболевания".

Зал № 6

     Зал имеет название - "Профилактика внутренних заболеваний".

    Встречает посетителей, скромно расположившись в углу слева, Джанелидзе Бстин Юлианович. Точнее, бюст хирурга.

По левой стене - большая картина "Урок анатомии" (А. Казанцев, 1950 год). Пожалуй, именно картины - самые "безобидные" экспонаты Музея гигиены.

    Вторя предыдущему залу, этот возглавляет макет прозрачного мужчины. По периметру для изучения посетителями помещены информационные плакаты " Сахарный диабет", "Эндокринная система". Выражение отвращения на лицах посетителей вызывает стеклянный шкаф с глистами, аскаридами. Кривятся все, но смотрят.

Зал № 7 Социально значимые болезни.

       Седьмой зал Музея гигиены посвящен болезням, которыми всех нас начинают пугать еще со школьной скамьи: туберкулез, СПИД, наркомания. Представлены плакаты со способами заражения, методами профилактики. Здесь же для чего-то размещен информационный стенд "Пищевые отравления".

Зал № 8 Физическая активность и рациональное питание - основа здоровья.

      Чем дальше от начала осмотра, тем экспозиционные залы меньше по своим размерам. Однако, экспонаты при этом становятся интереснее:

- калькулятор индекса массы тела (нечто, внешне напоминающее часы, но с одной стрелкой; при выставлении соответствия между своими массой тела и ростом стрелка указывает на параметр "Вес": норма, худоба, ожирение);

- измеритель веса и роста (знакомый нам с кабинета врача прибор, одновременно измеряющий рост и вес);

- пищевая пирамида (стеклянная пирамида с расположенными на созданных уровнях продуктами питания);

- велотренажер

- плакаты, пропагандирующие физическую активность.

Зал № 9 Позвоночник - ключ к здоровью. Профилактика нарушений зрения. От улыбки станет мир светлей.

Последний зал Музея гигиены - самый отдаленный. . Название зала говорит о его экспонатах:

- плакаты: осанка, наиболее распространенные заболевания позвоночника;

- стенд с зубами: развитие зубов, строение зуба, старинный набор зуботехнических инструментов, инструменты для лечения зубов современные, зубная нить, тюбики с зубной пастой;

- экспонат "Зубной врач Е.К. Лансере" – древнее стоматологическое кресло, видимо, рабочее место Ленсере;

 плакаты: "Анатомия зубов", "Стоматологические заболевания", "Профилактика".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Статья о Санкт-Петербурге

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ РОДНОГО  ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА...

Создание экологоориентированной образовательной и воспитательной среды в школе для формирования экокультуры у школьников.

Работа в этом направлении ведется нами уже  четыре года. Был написан проект, который является планом действий, направленных на реализацию основной цели – создание экологоориентированной обр...

Единство образовательной и воспитательной среды в системе дополнительного образования/ГБУДО "БелОДДТ"электронный сборник материалов региональной научно - практической конференции "Наше наследие" 20 ноября 2020 года

Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных  начал у обучающихся через  историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. ...

Спортивный проект "Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе"

Спортивно- оздоровительный проект по теме:    «Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»...